Базовые компоненты системы антикоррупционного воспитания




1. Цель, задачи, направления, принципы антикоррупционного воспитания

Сначала своего формирования и функционирования система антикоррупционного воспитания выступила и продолжает выступать как органическая часть правового, духовно-нравственного воспитания. Вместе с тем это относительно самостоятельная система воспитания, которая как таковая не может не заявлять о своей цели, своих задачах, направлениях и принципах.

Цель антикоррупционного воспитания заключается в формировании у обучающихся неприятия коррупции как образа мысли и образа действий, поведения, формировании гражданского, негативного отношения к коррупции.

На достижение цели направлено решение следующих задач:

-формирование у обучающихся политико-правовых знаний антикоррупционного профиля;

-формирование у обучающихся нравственно-этических ценностных основ антикоррупционного поведения;

-формирование у обучающихся опыта конструктивного взаимодействия между обучающимися, между обучаемыми и обучающими, опыта нравственно-правового решения текущих и перспективных проблем.

 

Антикоррупционное воспитание как система деятельности образовательной организации осуществляется в контексте следующих направлений:

ü формирование знаний о коррупции, ее исторических корнях и формах, особенностях проявления и негативных, разрушающих последствиях в различных сферах жизнедеятельности государства, общества, человека с учетом возрастных особенностей обучающихся;

ü формирование необходимых для правомерного поведения компетенций: умений распознавать коррупцию как социально-юридическое явление, навыков критического анализа и личностной оценки материалов, связанных с коррупционными явлениями и борьбы с коррупцией в социальной практике, в деятельности государственных и общественных организаций;

ü формирование психо-эмоционального неприятия неправомерного, в том числе коррупционного поведения;

ü стимулирование мотивации к поведению, соответствующему нравственно-правовым нормам.

 

Основу антикоррупционного воспитания составляют следующие принципы:

ü принцип единства когнитивной, аксиологической, этической и поведенческой составляющих воспитательного процесса;

ü принцип целостности, опирающийся как на рациональные, так и на психо-эмоциональные факторы;

ü принцип целостности, непрерывности, последовательности воспитательных воздействий;

ü принцип дифференцированного подхода к разным возрастным группам обучающихся, находящихся на разных уровнях обучения (дошкольное образование, начальная школа, основная школа, старшая школа).

 

2. Информационно-просветительская и ценностная составляющие антикоррупционного воспитания

Формирование и реализация системы антикоррупционного воспитания может осуществляться на основе двух моделей. Первая проектируется на узкопредметном поле, прямо выходя на антикоррупционное образование

в рамках факультативного или элективного курса. В рамках второй модели антикоррупционное воспитание формируется и реализуется как составная часть правового, духовно-нравственного воспитания в широком проблемно-тематическом пространстве, наполненном нормами права, нравственными ценностями. Она более распространена и эффективна.

Ее реализация предполагает усвоение и принятие обучающимися норм, выраженных в моральных принципах и законах, в качестве личностных критериев духовно-нравственного развития, оценки и самооценки, выработку навыков правомерного решения жизненных вопросов. Это определяет широкое представительство ценностной составляющей антикоррупционного воспитания, вне которой оно не достигает своей конечной цели. Важно не только добиться усвоения обучающимися определенных знаний, но и сформировать у них негативное отношение к коррупции, потребность в правомерном, нравственном поведении, образе жизни, что немыслимо безвосприятия ими определённых ценностей. Как отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», воспитание представляет собой « педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества».

 

3. Предметное, проблемно-тематическое пространство антикоррупционного воспитания

В данном контексте реализацию системы антикоррупционного воспитания, например, в общеобразовательных организациях, рекомендуется обеспечивать на предметном, метапредметном уровнях, в урочной и во внеурочной деятельности.

 

Предметный уровень. Как показывает практика, широкие возможности для реализации информационно-просветительской составляющей антикоррупционного воспитания предоставляют уроки истории и обществознания на базовом уровне и уроки права, экономики на профильном уровне.

 

Содержание могут составить вопросы, связанные с историей возникнове-ния коррупции, причинами её распространенности и последствиями коррупционной деятельности, а также вопросы, раскрывающие политико-правовой, социально-экономический и духовно-нравственный вред коррупции для развития государства, социума, гражданина. В предметном контексте это может быть реализовано при освещении следующих аспектов:

 

История: причины зарождения и развития коррупции и история борьбы с ней в различные периоды мировой истории, истории России, история становления демократии и гражданского общества и их роль в реализации антикоррупционной политики;

- Обществознание: антикоррупционный тезаурус, коррупция и противодействие ей в экономической, политико-правовой, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества;

- Право, экономика (в условиях профильных классов): вопросы нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности в повседневной жизни, в сфере экономики и права.

 

Метапредметный уровень. Реализуется посредством использования нравственно-этического и правового потенциалов предметов Базисного учебного плана, в том числе филологического, естественнонаучного и эстетического циклов. Актуализирует аспекты становления и развития гражданственности.

 

Внеурочная деятельность. Реализуется посредством мероприятий, обеспечивающих активное участие обучающихся в осуществлении правомерной деятельности:

- через системные формы работы в рамках различных клубов, детских и молодежных объединений правовой направленности;

- через социальные практики: проекты, акции, встречи с представителями властных, правовых структур, общественно полезную деятельность.

 

4. Антикоррупционное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации, начальной, основной и старшей школы

Будучи целостным процессом, антикоррупционное воспитание не может не иметь определенного своеобразия на уровнях общего образования, проявляющегося в его содержании, формах и методах, соотношении информационно-просветительской и ценностной составляющих. На обеспечение этого своеобразия ориентирует, как уже отмечалось, принцип дифференцированного подхода к разным возрастным группам обучающихся, находящихся на разных уровнях обучения (дошкольная организация, начальная школа, основная школа, старшая школа).

Антикоррупционное воспитание

на уровне дошкольного общего образования

Цель антикоррупционного воспитания в системе дошкольного образования заключается в создании условий для формирования ценностных установок и развития способностей, необходимых для формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций позиции неприятия неправомерного поведения. ФГОС дошкольного образования отмечает важность приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формами организации работы по формированию антикоррупционно-го мировоззрения являются организационно-методическая работа с кадрами, инструктивно-методическая работа, работа с воспитанниками.

 

Организационно-методическая работа с кадрами:

-формирование профессиональных компетенций педагога в области антикоррупционного воспитания;

-совершенствование форм и методов работы с детьми;

-разработка положений конкурсов, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения;

-организация различных видов деятельности с детьми;

- организация проведения игровых и обучающих программ.

 

Инструктивно-методическая работа:

- проведение родительских собраний, собраний трудового коллектива по вопросам формирования антикоррупционного мировоззрения;

- консультации для педагогов, родителей, обучающихся;

- размещение на стендах информации антикоррупционного содержания.

 

Работа с воспитанниками дошкольных образовательных организаций. Работа по формированию антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций включает следующие составляющие:

1) Анализ практик семейного воспитания по данному вопросу.

2) Уточнение представлений детей о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «справедливость», «ответственность», «долг», «правила» и противоположных им понятий – «ложь», «коррупция», «проступок», «преступление».

3) Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах поведения в социуме.

4) Формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения в социуме.

 

С учетом возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций рекомендуется использовать следующие темы:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: