СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По разработке учебно-методического комплекса дисциплин

 

Рудный, 2016

 

 

Методические указания подготовлены методической службой Рудненского социально-гуманитарного колледжа с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования педагога колледжа.

Предназначены для преподавателей и студентов Рудненского социально-гуманитарного колледжа имени И. Алтынсарина.

 

 

Автор-составитель: Гомонова В.Г., заместитель директора по научно-методической работе

 

Рассмотрено на заседании учебно-методического совета

Протокол №___от «__»_________________20__г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Этапы создания учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД)

2. Структура учебно-методического комплекса дисциплины

3. Основные компоненты УМК учебной дисциплины

4. Краткие сведения о электронном УМКД

5. Элементы электронного УМКД

 

1. ЭТАПЫСОЗДАНИЯ УМКД

 

Для решения вопроса о составе УМКД необходимо использовать деятельностный подход, позволяющий с позиций деятельности преподавателя объективно выявить и установить все основные компоненты УМК. Такой подход предполагает проведение структурно-функционального анализа деятельности преподавателя в пределах учебного занятия. Можно выделить три этапа в работе над созданием учебно-методического комплекса: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап - проектирование содержания и целей образовательного процесса, его результатов и технологии их достижения на предстоящем учебном занятии.

Задачи:

• определить содержание образования для данного учебного занятия;

• определить цели обучения, воспитания и развития;

• структурировать содержание образования, выделить основные дидактические единицы учебной информации, подлежащие усвоению;

• составить план учебного занятия;

• подготовить необходимое материально-техническое оснащение.

Для решения этих задач преподавателю необходима нормативная и учебно-методическая документация (ГОСО, типовые учебные планы, типовые учебные программы, рабочие учебные программы, календарно-тематический план, план занятия).

 

Основной этап - реализация содержания образования, целей обучения, формирование знаний, умений, навыков.

Задачи:

• сообщить студентам учебную информацию;

• организовывать учебно-позновательную деятельность;

• обеспечить усвоение ими основных дидактических единиц учебной информации на необходимых уровнях.

 

Заключительный этап - контроль. Для обеспечения преподавателя и студентов своевременной и объективной контрольной информацией о результатах обучения, качестве овладения знаниями, умениями необходимы разнообразные средства контроля (технические средства, тесты и т.д.).

 

СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

 

УМКД разрабатывается на основе следующих документов:

• типовых учебных планов по специальности;

• рабочего учебного плана по специальности;

• типовой учебной программы дисциплины;

• рабочей учебной программы дисциплины.

 

УМКД разрабатывается преподавателем (или группой преподавателей), обеспечивающим преподавание данной дисциплины. УМКД как целое состоит из трех компонентов: нормативная и учебно-методическая документация, средства учебной коммуникации.

 

УМКД должен содержать:

• Титульный лист

• Содержание УМКД

• Введение

• Нормативную документацию: выписку из типового учебного плана по специальности, типовую учебную программу дисциплины, рабочую учебную программу дисциплины, календарно-тематический план (КТП), поурочные планы.

• Учебно-методическую документацию: методические указания для студентов, методические рекомендации для преподавателей, лекционный материал, опорные конспекты, пособия по лабораторно-практическим занятиям, курсовому и дипломному проектированию (при наличии таковых), дидактический материал и т.п., материалы контроля ЗУН, глоссарий.

• Средства учебной коммуникации: иллюстративный материал, информационный материал, технические средства обучения.

• Список литературы: основной, дополнительной.

 

В состав УМКД включаются:

1. Рабочая учебная программа дисциплины - программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям типового учебного плана по специальности и учитывающая специфику подготовки студентов по определенной специальности. Рабочая учебная программа составляется преподавателем на основании типовой учебной программы и утверждается директором организации образования.

2. Календарно-тематический план (КТП) - это календарное распределение содержания учебного материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям; заранее спланированные типы ведения занятий; подготовка заданий и подборка необходимой литературы для самостоятельной работы студентов; подготовка нужных средств обучения. КТП разрабатывается после утверждения рабочей учебной программы.

3. План учебного занятия (технологическая карта занятия) - учебно­методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них практических знаний, умений и навыков.

4. Методические материалы - это материалы, содержащие указания, разъяснения, выполнение которых преподавателем должно способствовать наиболее эффективному освоению учебной программы обучающимися.

4.1. Методические материалы лекционного курса включают:

• конспекты лекций в печатном или электронном варианте;

• презентационные и раздаточные материалы, видеокурсы;

• аудиоматериалы;

• список учебной литературы, рекомендуемой студентам в качестве основной и дополнительной литературы.

В зависимости от специфики дисциплины курс лекций может дополняться следующими материалами:

• глоссарий (справочник, словарь);

• хрестоматия (включает публикации классиков, известных ученых по материалу дисциплины, описание классических экспериментов, новейшие публикации, выдержки из нормативных документов и т.п.).

4.2. Методические материалы практических занятий, лабораторных работ содержат:

• план проведения практических занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем; объем аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой теме; перечень вопросов, выносимых на обсуждение; список литературы, необходимой для подготовки к практическому занятию.

Практические занятия рекомендуется проводить с использованием методов проекта, кейс-методов, деловых, имитационных игр, сценариев, плакатов, чертежей деталей и узлов машин и других наглядных и демонстрационных материалов и оборудования.

• задания по лабораторным работам; порядок и рекомендации по их выполнению; контрольные вопросы для самопроверки; список литературы и справочных материалов; ссылки на информационные ресурсы Интернет; перечень тем теоретического курса, предварительное изучение которых необходимо для выполнения лабораторной работы и т.д.

4.3. Методические материалы по выполнению курсовых работ (КР), курсовых проектов (КП) и дипломных проектов (ДП) включают:

• методические рекомендации по выполнению курсовых работ и проектов, дипломных проектов в которых необходимо указать тематику; основные этапы работы; требования к оформлению; организацию и процедуру защиты КР, КП, ДП на отделении; список дополнительной литературы для более глубокой проработки отдельных вопросов, рассматриваемых в КР, КП, ДП. -

4.4. Методические материалы для контроля преподавателем результативности изучения дисциплины.

В качестве форм контроля применяются:

• текущий;

• промежуточный;

• рубежный;

• итоговый.

В УМКД должны быть включены контрольные задания, варианты задач, задания по расчетно-графическим работам (РГР), темы рефератов, эссе, наборы тестов, дидактические карточки, тематические диктанты, проблемно­ситуационные и логические задания и т.п., а также методические указания по их выполнению.

Наличие конрольно-тестирующих материалов обеспечит:

• определение исходного уровня подготовки;

• самоконтроль;

• промежуточный и итоговый контроль.

В методические материалы УМКД включаются: вопросы к экзамену или зачету, комплекты экзаменационных билетов по дисциплине. При проведении экзамена в письменной форме необходимо наличие Положения о проведении письменного экзамена, разработанное отделением и утвержденное заместителем директора по учебной работе.

4.5. Методические материалы по практике включают:

• рабочую программу практики (учебной, производственной);

• методические указания по организации проведения учебной и производственной практик.

4.6. Методические материалы по изучению дисциплины для обучающихся представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих обучающимся оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке методических материалов необходимо исходить из того, что часть курса может изучаться студентами самостоятельно.

Содержание методических материалов, как правило, включает в себя:

• рекомендации по самостоятельной работе студента (СРС);

• рекомендации по использованию материалов УМКД;

• рекомендации по работе с литературой;

• рекомендации по подготовке к экзамену (зачету).

 

5. Дидактические материалы - это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, натуральные образцы, пособия и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых студентам для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые преподавателем перед всей группой:

• учебники и учебно-методические пособия;

• электронные учебники и учебные пособия;

• раздаточный материал, схемы, технологические карты, иллюстрационный материал;

• наглядные пособия;

• электронные обучающие программы;

• аудио- и видеоматериалы;

• филипчарты с применением программного обеспечения ActivStudio;

• презентационный материал в программе PowerPoint и т.п.

6. Учебно-наглядные пособия:

• перечень наглядных пособий (плакаты, схемы, альбомы, чертежи, таблицы, диаграммы);

• перечень натуральных пособий (приборы, механизмы, инструменты, детали, материалы, натуральные образцы, модели, макеты, муляжи, стенды, тренажеры);

• раздаточный дидактический материал - учебные карточки-задания, логические структуры, дидактические материалы для выполнения самостоятельных, лабораторных и практических работ и курсовых проектов, заданий для проектирования изделий и технологических процессов;

• перечень технических средств обучения (аудио - визуальные технические средства, тренажеры, стенды, компьютерные средства обучения).

 

3. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫУМК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

I. Нормативный компонент:

- выписка из типового учебного плана по специальности;

- рабочего учебного плана по специальности;

- типовая учебная программа дисциплины;

- рабочая учебная программа дисциплины;

- календарно-тематический план;

- планы учебных занятий (технологическая карта занятия);

- перечень оборудования кабинета, лаборатории.

 

II. Общеметодический компонент. Методические рекомендации:

- по планированию занятий;

- по реализации воспитательного потенциала дисциплины;

- по использованию технических средств обучения;

- по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;

- по написанию и защите рефератов;

- по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине;

- по изучению учебной дисциплины студентами заочного отделения.

 

III. Методический компонент темы учебной дисциплины:

- конспекты лекций;

- дополнительные информационные материалы о достижениях
современной науки, техники, технологии;

- вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;

- вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;

- задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);

- домашние задания (варианты с указанием примерных затрат времени
на выполнение);

- руководство к лабораторным работам;

- руководство к практическим работам;

- Методические и (или) инструктивно-методические указания по проведению лабораторных работ;

- Методические и (или) инструктивно-методические указания по проведению практических работ;

- методические рекомендации по изучению темы (частная методика преподавателя);

- методическая разработка изучения наиболее сложной темы учебной программы;

- методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;

- основная и дополнительная литература для изучения темы;

- перечень тем рефератов, докладов, сообщений.

IV. Методический компонент «Курсовая работа»:

- тематика курсовых работ (проектов);

- перечень литературы, нормативно-технической документации, средств вычислительной техники, рекомендуемых к использованию при выполнении курсовой работы (проекта);

- методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта) по учебной дисциплине;

- образцы выполнения курсовой работы (проекта).

V. Методический компонент «Контроль знаний и умений студентов»:

- тестовые задания по текущему контролю знаний (по темам);

- тестовые задания по промежуточному контролю знаний;

- тестовые задания по итоговому контролю знаний;

- перечень вопросов обязательных контрольных работ;

- перечень контрольных вопросов к зачету по учебной дисциплине;

- перечни вопросов и типовых задач (упражнений), включаемых в экзаменационные билеты по учебной дисциплине;

- задачи к экзаменационным билетам (варианты);

- экзаменационные билеты по учебной дисциплине;

- перечень литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий, программные средства обручения (ПСО), допускаемых к использованию при проведении экзаменов по учебной дисциплине.

VI. Компонент «Средства учебной коммуникации»:

- иллюстративный материал;

- информационный материал;

- программное обеспечение;

- перечень технических средств обучения.

VII. Список использованных источников:

- основной;

- дополнительной.

 

VI. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЭЛЕКТРОННОМ УМКД

 

Под электронным учебно-методическим комплексом дисциплины - (ЭУМКД) понимается совокупность электронного учебного материала и дидактико-методических средств, с гибкой системой управления познавательной деятельностью обучающихся переходящей в самоуправление.

По своему функциональному назначению электронное УМК, так же как и традиционное, рассматривается:

■ во-первых: в качестве материализированного содержания образования;

■ во-вторых: как методическая система, т.е. целостное образование, организация форм, методов, целенаправляющих учебную деятельность в соответствии с психологическими закономерностями учебного процесса;

■ в- третьих: как средство педагогического взаимодействия участников этого процесса;

На основании этого классифицируются принципы, характеризующие электронное УМК:

■ уровневость предлагаемого материала;

■ оптимальность сочетания автоматизированного контроля с самоконтролем студентов;

■ интерактивность, встроенную в электронный курс;

■ гипертекстовую структуризацию учебной информации;

■ исследовательскую направленность заданий.

Кроме того, традиционно все электронные курсы базируются на модульном подходе.

В ЭУМКД можно выделить следующие виды модулей: организационный, методический, информационно-обучающий и справочный:

Организационный модуль составляет анкеты, позволяющие получить необходимую информацию об студенте, тесты, целью которых является по возможности определить уровень обученности студента, приступающего к работе с электронным курсом.

Методический модуль раскрывает цели и задачи данного курса, включает необходимые рекомендации для преподавателей и обучающихся по работе с курсом для достижения уровня не ниже базового.

Информационно-обучающий модуль содержит собственно учебный материал и систему упражнений.

Справочный модуль представлен системой справок, упражнениями для студентов, облегчающими его переход от одного вида деятельности к другому. В справочный модуль включается и электронный словарь (глоссарий), что облегчает работу студентов с текстами и упражнениями курса.

Цель создания электронного УМКД:

Автоматизация и интенсификация педагогического груда (при подготовке к занятиям и отборе учебного материала, формировании дидактического материала).

Реализация ИКТ технологий и активных методов обучения (деловых, контрольно-тестирующих, и т.д.).

Обеспечение эргономических требований, выражающихся в минимизации умственных усилий обучающихся, то есть затрат нервной энергии на единицу прочно освоенных знаний.

Использование гипертекстового и мультимедийного представления информации.

Комфортность в работе за счет учета индивидуальных особенностей обучающегося.

Простота хранения больших информационных массивов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: