МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По разработке учебно-методического комплекса дисциплин
Рудный, 2016
Методические указания подготовлены методической службой Рудненского социально-гуманитарного колледжа с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования педагога колледжа.
Предназначены для преподавателей и студентов Рудненского социально-гуманитарного колледжа имени И. Алтынсарина.
Автор-составитель: Гомонова В.Г., заместитель директора по научно-методической работе
Рассмотрено на заседании учебно-методического совета
Протокол №___от «__»_________________20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Этапы создания учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД)
2. Структура учебно-методического комплекса дисциплины
3. Основные компоненты УМК учебной дисциплины
4. Краткие сведения о электронном УМКД
5. Элементы электронного УМКД
1. ЭТАПЫСОЗДАНИЯ УМКД
Для решения вопроса о составе УМКД необходимо использовать деятельностный подход, позволяющий с позиций деятельности преподавателя объективно выявить и установить все основные компоненты УМК. Такой подход предполагает проведение структурно-функционального анализа деятельности преподавателя в пределах учебного занятия. Можно выделить три этапа в работе над созданием учебно-методического комплекса: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап - проектирование содержания и целей образовательного процесса, его результатов и технологии их достижения на предстоящем учебном занятии.
Задачи:
• определить содержание образования для данного учебного занятия;
• определить цели обучения, воспитания и развития;
• структурировать содержание образования, выделить основные дидактические единицы учебной информации, подлежащие усвоению;
• составить план учебного занятия;
• подготовить необходимое материально-техническое оснащение.
Для решения этих задач преподавателю необходима нормативная и учебно-методическая документация (ГОСО, типовые учебные планы, типовые учебные программы, рабочие учебные программы, календарно-тематический план, план занятия).
Основной этап - реализация содержания образования, целей обучения, формирование знаний, умений, навыков.
Задачи:
• сообщить студентам учебную информацию;
• организовывать учебно-позновательную деятельность;
• обеспечить усвоение ими основных дидактических единиц учебной информации на необходимых уровнях.
Заключительный этап - контроль. Для обеспечения преподавателя и студентов своевременной и объективной контрольной информацией о результатах обучения, качестве овладения знаниями, умениями необходимы разнообразные средства контроля (технические средства, тесты и т.д.).
СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
УМКД разрабатывается на основе следующих документов:
• типовых учебных планов по специальности;
• рабочего учебного плана по специальности;
• типовой учебной программы дисциплины;
• рабочей учебной программы дисциплины.
УМКД разрабатывается преподавателем (или группой преподавателей), обеспечивающим преподавание данной дисциплины. УМКД как целое состоит из трех компонентов: нормативная и учебно-методическая документация, средства учебной коммуникации.
УМКД должен содержать:
• Титульный лист
• Содержание УМКД
• Введение
• Нормативную документацию: выписку из типового учебного плана по специальности, типовую учебную программу дисциплины, рабочую учебную программу дисциплины, календарно-тематический план (КТП), поурочные планы.
• Учебно-методическую документацию: методические указания для студентов, методические рекомендации для преподавателей, лекционный материал, опорные конспекты, пособия по лабораторно-практическим занятиям, курсовому и дипломному проектированию (при наличии таковых), дидактический материал и т.п., материалы контроля ЗУН, глоссарий.
• Средства учебной коммуникации: иллюстративный материал, информационный материал, технические средства обучения.
• Список литературы: основной, дополнительной.
В состав УМКД включаются:
1. Рабочая учебная программа дисциплины - программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям типового учебного плана по специальности и учитывающая специфику подготовки студентов по определенной специальности. Рабочая учебная программа составляется преподавателем на основании типовой учебной программы и утверждается директором организации образования.
2. Календарно-тематический план (КТП) - это календарное распределение содержания учебного материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям; заранее спланированные типы ведения занятий; подготовка заданий и подборка необходимой литературы для самостоятельной работы студентов; подготовка нужных средств обучения. КТП разрабатывается после утверждения рабочей учебной программы.
3. План учебного занятия (технологическая карта занятия) - учебнометодический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них практических знаний, умений и навыков.
4. Методические материалы - это материалы, содержащие указания, разъяснения, выполнение которых преподавателем должно способствовать наиболее эффективному освоению учебной программы обучающимися.
4.1. Методические материалы лекционного курса включают:
• конспекты лекций в печатном или электронном варианте;
• презентационные и раздаточные материалы, видеокурсы;
• аудиоматериалы;
• список учебной литературы, рекомендуемой студентам в качестве основной и дополнительной литературы.
В зависимости от специфики дисциплины курс лекций может дополняться следующими материалами:
• глоссарий (справочник, словарь);
• хрестоматия (включает публикации классиков, известных ученых по материалу дисциплины, описание классических экспериментов, новейшие публикации, выдержки из нормативных документов и т.п.).
4.2. Методические материалы практических занятий, лабораторных работ содержат:
• план проведения практических занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем; объем аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой теме; перечень вопросов, выносимых на обсуждение; список литературы, необходимой для подготовки к практическому занятию.
Практические занятия рекомендуется проводить с использованием методов проекта, кейс-методов, деловых, имитационных игр, сценариев, плакатов, чертежей деталей и узлов машин и других наглядных и демонстрационных материалов и оборудования.
• задания по лабораторным работам; порядок и рекомендации по их выполнению; контрольные вопросы для самопроверки; список литературы и справочных материалов; ссылки на информационные ресурсы Интернет; перечень тем теоретического курса, предварительное изучение которых необходимо для выполнения лабораторной работы и т.д.
4.3. Методические материалы по выполнению курсовых работ (КР), курсовых проектов (КП) и дипломных проектов (ДП) включают:
• методические рекомендации по выполнению курсовых работ и проектов, дипломных проектов в которых необходимо указать тематику; основные этапы работы; требования к оформлению; организацию и процедуру защиты КР, КП, ДП на отделении; список дополнительной литературы для более глубокой проработки отдельных вопросов, рассматриваемых в КР, КП, ДП. -
4.4. Методические материалы для контроля преподавателем результативности изучения дисциплины.
В качестве форм контроля применяются:
• текущий;
• промежуточный;
• рубежный;
• итоговый.
В УМКД должны быть включены контрольные задания, варианты задач, задания по расчетно-графическим работам (РГР), темы рефератов, эссе, наборы тестов, дидактические карточки, тематические диктанты, проблемноситуационные и логические задания и т.п., а также методические указания по их выполнению.
Наличие конрольно-тестирующих материалов обеспечит:
• определение исходного уровня подготовки;
• самоконтроль;
• промежуточный и итоговый контроль.
В методические материалы УМКД включаются: вопросы к экзамену или зачету, комплекты экзаменационных билетов по дисциплине. При проведении экзамена в письменной форме необходимо наличие Положения о проведении письменного экзамена, разработанное отделением и утвержденное заместителем директора по учебной работе.
4.5. Методические материалы по практике включают:
• рабочую программу практики (учебной, производственной);
• методические указания по организации проведения учебной и производственной практик.
4.6. Методические материалы по изучению дисциплины для обучающихся представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих обучающимся оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке методических материалов необходимо исходить из того, что часть курса может изучаться студентами самостоятельно.
Содержание методических материалов, как правило, включает в себя:
• рекомендации по самостоятельной работе студента (СРС);
• рекомендации по использованию материалов УМКД;
• рекомендации по работе с литературой;
• рекомендации по подготовке к экзамену (зачету).
5. Дидактические материалы - это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, натуральные образцы, пособия и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых студентам для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые преподавателем перед всей группой:
• учебники и учебно-методические пособия;
• электронные учебники и учебные пособия;
• раздаточный материал, схемы, технологические карты, иллюстрационный материал;
• наглядные пособия;
• электронные обучающие программы;
• аудио- и видеоматериалы;
• филипчарты с применением программного обеспечения ActivStudio;
• презентационный материал в программе PowerPoint и т.п.
6. Учебно-наглядные пособия:
• перечень наглядных пособий (плакаты, схемы, альбомы, чертежи, таблицы, диаграммы);
• перечень натуральных пособий (приборы, механизмы, инструменты, детали, материалы, натуральные образцы, модели, макеты, муляжи, стенды, тренажеры);
• раздаточный дидактический материал - учебные карточки-задания, логические структуры, дидактические материалы для выполнения самостоятельных, лабораторных и практических работ и курсовых проектов, заданий для проектирования изделий и технологических процессов;
• перечень технических средств обучения (аудио - визуальные технические средства, тренажеры, стенды, компьютерные средства обучения).
3. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫУМК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
I. Нормативный компонент:
- выписка из типового учебного плана по специальности;
- рабочего учебного плана по специальности;
- типовая учебная программа дисциплины;
- рабочая учебная программа дисциплины;
- календарно-тематический план;
- планы учебных занятий (технологическая карта занятия);
- перечень оборудования кабинета, лаборатории.
II. Общеметодический компонент. Методические рекомендации:
- по планированию занятий;
- по реализации воспитательного потенциала дисциплины;
- по использованию технических средств обучения;
- по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;
- по написанию и защите рефератов;
- по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине;
- по изучению учебной дисциплины студентами заочного отделения.
III. Методический компонент темы учебной дисциплины:
- конспекты лекций;
- дополнительные информационные материалы о достижениях
современной науки, техники, технологии;
- вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;
- вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
- задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
- домашние задания (варианты с указанием примерных затрат времени
на выполнение);
- руководство к лабораторным работам;
- руководство к практическим работам;
- Методические и (или) инструктивно-методические указания по проведению лабораторных работ;
- Методические и (или) инструктивно-методические указания по проведению практических работ;
- методические рекомендации по изучению темы (частная методика преподавателя);
- методическая разработка изучения наиболее сложной темы учебной программы;
- методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;
- основная и дополнительная литература для изучения темы;
- перечень тем рефератов, докладов, сообщений.
IV. Методический компонент «Курсовая работа»:
- тематика курсовых работ (проектов);
- перечень литературы, нормативно-технической документации, средств вычислительной техники, рекомендуемых к использованию при выполнении курсовой работы (проекта);
- методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта) по учебной дисциплине;
- образцы выполнения курсовой работы (проекта).
V. Методический компонент «Контроль знаний и умений студентов»:
- тестовые задания по текущему контролю знаний (по темам);
- тестовые задания по промежуточному контролю знаний;
- тестовые задания по итоговому контролю знаний;
- перечень вопросов обязательных контрольных работ;
- перечень контрольных вопросов к зачету по учебной дисциплине;
- перечни вопросов и типовых задач (упражнений), включаемых в экзаменационные билеты по учебной дисциплине;
- задачи к экзаменационным билетам (варианты);
- экзаменационные билеты по учебной дисциплине;
- перечень литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий, программные средства обручения (ПСО), допускаемых к использованию при проведении экзаменов по учебной дисциплине.
VI. Компонент «Средства учебной коммуникации»:
- иллюстративный материал;
- информационный материал;
- программное обеспечение;
- перечень технических средств обучения.
VII. Список использованных источников:
- основной;
- дополнительной.
VI. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЭЛЕКТРОННОМ УМКД
Под электронным учебно-методическим комплексом дисциплины - (ЭУМКД) понимается совокупность электронного учебного материала и дидактико-методических средств, с гибкой системой управления познавательной деятельностью обучающихся переходящей в самоуправление.
По своему функциональному назначению электронное УМК, так же как и традиционное, рассматривается:
■ во-первых: в качестве материализированного содержания образования;
■ во-вторых: как методическая система, т.е. целостное образование, организация форм, методов, целенаправляющих учебную деятельность в соответствии с психологическими закономерностями учебного процесса;
■ в- третьих: как средство педагогического взаимодействия участников этого процесса;
На основании этого классифицируются принципы, характеризующие электронное УМК:
■ уровневость предлагаемого материала;
■ оптимальность сочетания автоматизированного контроля с самоконтролем студентов;
■ интерактивность, встроенную в электронный курс;
■ гипертекстовую структуризацию учебной информации;
■ исследовательскую направленность заданий.
Кроме того, традиционно все электронные курсы базируются на модульном подходе.
В ЭУМКД можно выделить следующие виды модулей: организационный, методический, информационно-обучающий и справочный:
Организационный модуль составляет анкеты, позволяющие получить необходимую информацию об студенте, тесты, целью которых является по возможности определить уровень обученности студента, приступающего к работе с электронным курсом.
Методический модуль раскрывает цели и задачи данного курса, включает необходимые рекомендации для преподавателей и обучающихся по работе с курсом для достижения уровня не ниже базового.
Информационно-обучающий модуль содержит собственно учебный материал и систему упражнений.
Справочный модуль представлен системой справок, упражнениями для студентов, облегчающими его переход от одного вида деятельности к другому. В справочный модуль включается и электронный словарь (глоссарий), что облегчает работу студентов с текстами и упражнениями курса.
Цель создания электронного УМКД:
Автоматизация и интенсификация педагогического груда (при подготовке к занятиям и отборе учебного материала, формировании дидактического материала).
Реализация ИКТ технологий и активных методов обучения (деловых, контрольно-тестирующих, и т.д.).
Обеспечение эргономических требований, выражающихся в минимизации умственных усилий обучающихся, то есть затрат нервной энергии на единицу прочно освоенных знаний.
Использование гипертекстового и мультимедийного представления информации.
Комфортность в работе за счет учета индивидуальных особенностей обучающегося.
Простота хранения больших информационных массивов.