Характеристика прямых и косвенных налогов.




Налоги, входящие в состав налоговой системы России, классифицируются по различным признакам. Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации. Кроме того, отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть конкретного налога. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги делятся на следующие виды:

• федеральные налоги и сборы;

• региональные налоги;

• местные налоги.

Критерием подобного деления является степень территориальной обязательности уплаты налога. Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории страны, региональные — на территории соответствующих субъектов РФ, местные — на территории соответствующих муниципальных образований.

Закрытый перечень налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток органов власти пополнить доходы бюджетов путем введения дополнительных налогов. Федеральные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории России.

Федеральные налоги составляют основную долю всех налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Федеральные налоги и сборы являются важным инструментом регулирования макроэкономических пропорций, воплощением бюджетного федерализма.

К федеральным налогам и сборам согласно ст. 13 НК РФ относятся следующие платежи:

• налог на добавленную стоимость (НДС);

• акцизы;

• налог на прибыль организаций;

• налог на доходы физических лиц (ПДФЛ);

• налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

• водный налог;

• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

• государственная пошлина.

Региональные налоги — налоги, устанавливаемые НK РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Федерации. К региональным налогам согласно ст. 14 НК РФ относятся:

• налог на имущество организаций;

• налог на игорный бизнес;

• транспортный налог.

Местные налоги — это налоги, устанавливаемые НК РФ и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги согласно ст. 15 НК РФ — это:

• земельный налог;

• налог на имущество физических лиц.

При установлении регионального и местного налогов законодательными органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления определяются следующие элементы налогообложения: ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, они могут в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их использования налогоплательщиком.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности но уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13—15 НК РФ.

В соответствии со ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:

• система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

• упрощенная система налогообложения;

• система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

• система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

• патентная система налогообложения.

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательного установления равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемого за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т.с. совокупность отношений в налоговой сфере между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции РФ полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы. При недостаточности налогов на территориальном уровне происходит перераспределение федеральных налогов между уровнями бюджетной системы в пределах единого налогового пространства страны.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:

• зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Этот принцип означает, что на региональные (субъектов РФ) и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов, что обеспечивает самостоятельность их бюджетов;

• степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровнях;

• экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать их эффективность, следовательно, расходы по налоговому администрированию должны постоянно снижаться;

• регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Это значит, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существует несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

• кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная устанавливаются в пределах лимита;

• нормативный — устанавливаются нормативы, т.е. проценты, в пределах которых происходит распределение налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента);

• дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы;

• фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма.

По объекту налогообложения налоги делятся на следующие виды:

• налоги на доходы;

• налоги на имущество;

• налоги на потребление;

• налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

• налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);

• налоги с организаций (налог на прибыль организаций, НДС и т.д.).

Налоги могут подразделяться на общие и целевые. Целевые налоги — это налоги, поступления от которых направляются на финансирование конкретных потребностей того или иного бюджета. Общие налоги не имеют конкретной целевой направленности.

Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:

1) по способу уплаты;

2) способу взимания;

3) экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые, как правило, вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Таким образом, окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товаров, работ, услуг, на которого налог перекладывается путем надбавок к цене.

Исходя из второго признака, к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам, а к косвенным — налоги, взимаемые по тарифам.

В соответствии с третьим (экономическим) признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). Так, например, к прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным — НДС, акцизы.

Классическое требование к соотношению косвенных и прямых налогов таково: фискальную задачу выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это в первую очередь формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в маневрировании налоговыми ставками, льготами, сменой условий налогообложения. Посредством механизма налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров и услуг, являющееся для предпринимателей определяющим в процессе их деятельности.

Косвенные налоги обладают следующими свойствами:

• введение косвенного налога ведет к росту цен на товары;

• масштаб изменений в ценах из-за введения новых и увеличения действующих косвенных налогов зависит от эластичности спроса и предложения;

• при повышении ставок предельного уровня налогообложения налоговые поступления могут сокращаться.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля ВВП, перераспределяемого через бюджетную систему.

Превышение этого уровня порождает противоречивые ситуации, в результате которых возникают политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция
населения и др. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности, заключенном в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: