Пути решения экологических проблем




1. Изменить схему двигателя так, чтобы рационально использовать более экологически чистое, чем этилированный бензин, горючее.

2. Создать систему снижения токсичности выбросов автомобильного транспорта путем оснащения его нейтрализаторами для обезвреживания выхлопных газов.

3. Добавлять к топливам присадки, которые снижают токсичность и дымность выхлопных газов.

4. Создать станции диагностики и регулировки двигателей внутреннего сгорания.

5. Градостроительные мероприятия.

Эти мероприятия направлены на снижение концентраций выхлопных газов в зоне пребывания человека.

6. Рационально организовать движение транспорта.

Шумом называются любые нежелательные для человека звуки, мешающие труду или отдыху, создающие акустический дискомфорт.

Воздействие шума на живые организмы неоднозначно и отличается степенью восприятия. Объективными показателями шумового воздействия являются интенсивность, высота звуков и продолжительность воздействия.

Интенсивность характеризует величину звукового давления, которое оказывают звуковые волны на барабанную перепонку уха человека и измеряется в децибеллах (дБ).

На уровень шума влияет ряд факторов:

– интенсивность транспортного потока

– скорость транспортного потока

– состав транспортного потока

– тип двигателя

– тип и качество дорожного покрытия

– планировочные решения территорий

– наличие зеленых насаждений

 

 

49. В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы.

Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство, однако до сих пор у многих членов ООН такого законодательства нет. Например, в России до сих пор нет закона о возмещении вреда, причиненного здоровью людей неблагоприятными воздействиями окружающей среды, связанными с хозяйственной или другой деятельностью.

Охрана природы – совокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.

Охрана природы тесно связана с природопользованием – одним из разделов прикладной экологии. Природопользование – общественно-производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий.

Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Нерациональное использование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к оскудению и ухудшению качества природной среды, сопровождается загрязнением и истощением природных систем, нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.

Рациональное природопользование означает комплексное научно-обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала, при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.

Экологически обоснованное рациональное природопользование должно заключаться в максимально возможном повышении пределов существования и функционирования и достижении высокой продуктивности всех звеньев трофических цепей природных экосистем.

Нерациональное природопользование в конечном счете ведет к экологическому кризису, а экологически сбалансированное природопользование создает предпосылки для выхода из него.

Согласно закону Российской Федерации об охране окружающей среды основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

- приоритет охраны жизни и здоровья человека;

- научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

- рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;

- платность природопользования;

- соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение;

- гласность в работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в решении природоохранных задач;

- международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

 

 

50. Ответственность за экологические правонарушения - это предусмотренные законодательством меры принуждения государственно-правового характера, вызванные совершением экологического правонарушения.

Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, нарушающее законодательство об охране окружающей среды, причиняющее, либо несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.

Состав экологического правонарушения, являющегося основанием эколого-правовой ответственности, включает единство следующих элементов: противоправности деяния (как действия, так и бездействия); наличия вреда или реальной угрозы причинения вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и его имуществу; причинная связь между противоправным поведением и наступившим экологическим вредом.

Субъектами экологических правонарушений могут быть физические и юридические лица Российской Федерации, иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения выполняет четыре основные функции:

· превентивную - предупреждение новых экологических правонарушений;

· стимулирующую к соблюдению экологических норм;

· компенсационную - возмещение вреда окружающей среде и здоровью человека;

· карательную - наказание лица, совершившего экологическое правонарушение.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения заключается в наложении администрацией предприятия, учреждения, организации на своего работника взыскания за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, в результате которого наступило экологически неблагоприятное последствие.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

-замечание;

-выговор;

-увольнение по соответствующим основаниям.

В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» содержится 40 составов экологических проступков, которые можно разделить на три группы:

-невыполнение экологических требований;

-нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;

-причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов.

К первой группе экологических проступков относятся:

-несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);

-несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);

-нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);

-нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4).

Ко второй группе экологических проступков относятся:

-нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);

-нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10);

-нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);

-нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

К третьей группе экологических проступков относятся:

-порча земли (ст. 8.6);

-незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28);

-уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29).

За совершение административных правонарушений применяются следующие административные наказания:

-предупреждение;

-административный штраф;

-возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

-конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

-лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

-административный арест;

-административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

-дисквалификация.

Уголовный кодекс РФ за совершение экологических преступлений предусматривает следующие виды наказаний:

-штраф;

-обязательные работы;

-исправительные работы;

-лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

-ограничение свободы;

-арест;

-лишение свободы на определенный срок.

Уголовная ответственность за экологические преступления наступает с шестнадцатилетнего возраста.

Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды заключается в наложении на правонарушителя обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здоровью человека вред.

Общие основания и порядок привлечения к имущественной ответственности устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

51. Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Субъекты экологического мониторинга — органы исполнитель­ной власти РФ И субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные объединения.

Экологический мониторинг проводится специальной наблюда­тельной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лаборатории, центров, бюро, обсерваторий. Значительная часть наблюдательной сети функционирует в рамках Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государствен­ной службы по санитарно-эпидемиологическому надзору Министерства здравоохранения РФ, а также Министерства сельского хозяйства РФ, Государственной инспекции по торговле, Государ­ственной службы наблюдения за состоянием окружающей при­родной среды Министерства природных ресурсов РФ, других федеральных органов исполнительной власти и их территориаль­ных органов. Кроме того, субъектами РФ, органами местного самоуправления создаются соответствующие посты, станции и иные элементы наблюдательной сети для ведения региональ­ного или локального мониторинга.

Объекты экологического мониторинга — это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качест­ва окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий; виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляю­щие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, су­ществование, использование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоро­вья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физиче­ские, химические, биологические и иные обстоятельства (аварии, инциденты, иные нештатные ситуации), способные оказать нега­тивное воздействие на окружающую среду и здоровье людей; об­ладающие особым правовым статусом территории и объекты (на­пример, заповедные). Законодательством могут быть установлены порядок регист­рации объектов экологического мониторинга, ведение Единого реестра таковых, ограничения на доступ к экологической инфор­мации и другие правила, регулирующие организацию и осущест­вление мониторинга.

Экологический мониторинг осуществляется в целях:

- наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

- оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

- обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

Существуют различные виды мониторинга, выделяемые в зависимости от масштабов системы мониторинга, — глобальный, национальный, региональный, локальный; от уровня измененности человеком окружающей среды — фоновый и импактный; от объекта мониторинга — собственно экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический.

Правовую основу экологического мониторинга представляет постановление Правительства РФ "О создании единой государственной системы экологического мониторинга" от 24 ноября 1993 г.* Правительством РФ 6 октября 1994 г. утверждено Положение о санитарно-гигиеническом мониторинге. Функции мониторинга возлагаются на Госкомэкологии, МПР, Росгидромет, Госсанэпиднадзор, Госкомзем, Рослесхоз и другие, специально уполномоченные государственные органы.

 

 

52. Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель.

Заказчиком является властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную экспертизу. Минприроды и ее территориальные органы, в других случаях правительственные органы РФ либо субъектов РФ.

Подрядчиком является исполнитель задания по экологической экспертизе. Им может стать научно-исследовательский институт или подобное ему учреждение, которому будет поручено произвести экспертизу, или самостоятельная комиссия, подобранная компетентным органом и утвержденная им.

Потребителем следует называть предприятие, организацию, учреждение, объекты которых стали предметом экспертного анализа.

Под объектами экологической экспертизы понимаются документы, предшествующие производственно-хозяйственной, рекреационной и иной деятельности, негативно воздействующей на природную среду и здоровье человека, сама вышеназванная деятельность и ее продукты.

Объекты экологической экспертизы можно разделить на две группы - федерального уровня и уровня субъектов Федерации, которые перечислены в ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Заключение государственной экологической экспертизы

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта ГЭЭ. В случае отрицательного заключения ГЭЭ заказчик вправе представить материалы на повторную ГЭЭ при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. Заключения ГЭЭ могут быть оспорены в судебном порядке.

 

Ответственность

Лица, признанные виновными в нарушении законодательства РФ об экологической экспертизе, могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой, материальной, уголовной ответственности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: