Если и существует вечная музыка, то это метал. Ведь это воля народа.
Этой музыке можно подпевать, можно в такт выбрасывать в воздух кулаки,
наслаждаться ею, и тогда начинаешь чувствовать, как боль и разочарование утихают.
Ди Снайдер («Twisted Sister»)[4]
Итак, результатом проделанной работы становится ясное понимание того, что метал-музыка: а) несет в себе эстетическую нагрузку; б) может по полному праву считаться видом музыкального искусства; в) как эстетический феномен представляет собой не меньшую ценность, чем, например, музыка классическая и т.д. Почему же на протяжении уже четырех десятилетий она подвергается гонениям, выпадам, тычкам и пинкам? Почему в 1986 году о ней говорили как о «безыскусной музыке для безыскусных людей» [2], а в 2014 – как о «музыке дьявола», «музыке психически невменяемых», «кратчайшем пути в ад»? Вряд ли можно найти однозначный ответ на этот вопрос. Возможно, все дело в том, что метал-музыка рассматривает человека в новом антропологическом измерении, в категориях новой эстетики, обращается к абсурдности, жестокости существования; она рассматривает человека зачастую с неожиданной стороны, затрагивает наиболее серьезные и зачастую неприятные темы. Она эксплицирует это темное, страшное, непонятное в человеке и - что еще страшнее - объединяет тех, кто нашел в себе силы и смелость посмотреть на это и принять. Метал-музыка является чем-то вроде социального клея, тем самым давая почву для развития целой субкультуры, огромной общности людей. «Метал говорит людям: ты чувствуешь, что ты странный, но это не так. Поэтому мне всегда нравилась идея «Армии «Kiss»», – говорит писатель Чак Клостерман (Chuck Klosterman). - Если ты любишь «Kiss», значит, что ты - часть людей, разделяющих твои ценности. Это не способ осознать свое одиночество, а способ осознать, что ты - часть чего-то большего, чем ты сам» [2].
|
В этой связи было бы интересно ознакомиться с точкой зрения Т.В.Чередниченко относительно рок-музыки в целом, одним из видов которой является и метал: «Рок-музыка, с одной стороны, претендует на передел общественной жизни, - и когда связывает себя с социально-актуальной тематикой, и когда моделирует новые типы человеческой общности («коммуны», «группы», «команды»), и когда одну из существенных черт своей специфики видит в невероятной коммуникативности, в возможности объединить массы людей. С другой стороны, ей свойственно обращение к бессознательным механизмам психики, - и тогда, когда эстетизируются витально-органические импульсы человеческой активности, и тогда, когда в текстах и шоу обыгрываются сюрреалистические образы, и тогда, когда возникает ситуация погружения музыкантов и слушателей в медитативный транс».
«В авангарде 1960-х и в рок-музыке по-разному объединяются социальные притязания и символизация бессознательного. Смысл обоих видов музыки, так сказать, социально бессознателен или бессознательно социален. И в этом отношении она как бы отражает концепцию человека, складывающуюся в наиболее популярных философских направлениях второй половины века» [15, с.42].
1. RuTracker.org – торрент-трекер URL: https://rutracker.org/forum/tracker.php?f=1684&nm=metal (дата обращения: 8.01.2015).
Путешествие Металлиста / Metal: A Headbangers Journey (Сэм Данн, Скот МакФадьен, Джессика Джой Уайз / Sam Dunn, Scot McFadyen, Jessica Joy Wise) (док. фильм). Канада, 2005.
|
3. Горохов А. Музпросвет. ИД Флюид, 2010. URL: https://romanbook.ru/book/2303708 (дата обращения: 8.01.15).
4. Рок-цитаты знаменитостей на History of Heavy Metal. URL: https://metaljourney.com/quotes.html (дата обращения: 5.01.2015).
5. Метал – Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%E0%EB (дата обращения: 8.01.2015).
6. Pillsbury G. T. Damage Incorporated – Metallica and the Production of Musical Identity. Routledge. 2006.
7. Weinstein D. Heavy Metal – The Music and Its Culture. Da Capo Press. 2000.
8. Metrolyrics URL: https://www.metrolyrics.com/
9. Интервью с Amon Amarth: «именно викинги были первыми, кто открыл Америку». URL: https://www.hitkiller.com/intervyu-s-amon-amarth-imenno-vikingi-byli-pervymi-kto-otkryl-ameriku.html (дата обращения: 8.01.2-15).
10. Легенький Ю. Эстетика. 2007 URL:https://sbiblio.com/BIBLIO/archive/legenkiy_estetika/14.aspx (дата обращения: 8.01.2015).
11. Cannibal Corpse: Кровотечение продолжается. Rock City, 1995. URL: https://www.metaldragon.narod.ru/cancorpse2.htm (дата обращения: 8.01.2015).
12. Kania A. Making Tracks: The Ontology of Rock Music. The Journal of Aesthetics and Art Criticism 64:4 Fall. 2006. pp. 401-414.
13. Korn's 1994 Debut LP: The Oral History of the Most Important Metal Record of the Last 20 Years. URL: https://www.rollingstone.com/music/features/korns-1994-debut-lp-the-oral-history-of-the-most-important-metal-record-of-the-last-20-years-20141211#ixzz3O4I1MNYX (дата обращения: 9.01.2015).
14. Интервью с Insomnium: 10 лет, продиктованных музыкой. URL: https://www.heavymusic.ru/interview/162/insomnium/ (дата обращения: 9.01.2015).
15. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М., Музыка, 1989.
[i] Следует отметить, что в «тяжелой» музыке, помимо общего «ницшеанско-вагнерианского» настроения, есть и прямые отсылки к этим великим персонам. Так, существуют сразу две метал-группы, носящих название «Zarathusrta» (из Германии и Южной Африки), а финские симфо-металлисты «Apocalyptica» совместно с симфоническим оркестром немецкой телерадиосети MDR во главе с дирижером Кристьяном Ярви (Kristjan Järvi), а также театральной труппой «Titanick» и балетом «Jugend Berlin» приняли участие в экспериментальной постановке «Wagner Reloaded: Apocalyptica Meets Wagner», которая рассказывает о жизни Вагнера и длится ок. 100 минут.
[ii] Что особенно интересно – для калифорнийских («DevilDriver», «Machine Head» и др.). В то время как для скандинавов в целом более характерно обращение к мифологическим и историческим сюжетам. Возможно, здесь можно проследить нечто вроде географического детерминизма: в Калифорнии тепло и солнечно, человеку не нужно беспокоиться о физических условиях своего существования. Почему бы в таком случае не заняться социальными проблемами? В Скандинавии же перед человеком стоит витальная проблема борьбы с суровыми природными условиями, и носит она первостепенную важность.