СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ…………………….7
1.1 Понятие индустрии туризма. Виды туризма…………………………..7
1.2 Место и роль индустрии туризма в экономике Казахстана…………..22
1.3 Мировые тенденции развития индустрии туризма……………………31
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РК……………………………………………….38
2.1 Оценка современного состояния туристкой отрасли,
анализ доходности внутреннего и выездного туризма……………………38
2.2 Состояние и развитие национального парка «Бурабай»……………...50
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РК……………………………………………..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...73
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В условиях постиндустриального развития мировой экономики и усиления процессов активной глобализации экономического, политического, социального и культурного пространств международный туризм выдвигается вперед, становясь одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей мировой экономики и важным сегментом мирового рынка.
Во многих странах мира туризм вносит значительный вклад в формирование валового внутреннего продукта (ВВП), является источником валютных поступлений в бюджет страны, повышает уровень занятости населения, способствует активизации внешнеторгового баланса, а также служит средством улучшения уровня жизни общества и повышения уровня благосостояния стран в целом. Воздействуя на такие ключевые отрасли, как связь, транспорт, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, экономика, внутренняя и внешняя политика, «туризм выступает своеобразным катализатором развития всего социально-экономического пространства страны» [1].
|
В настоящее время многие регионы Казахстана в рамках долгосрочных стратегий развития рассматривают туризм как одно из возможных направлений диверсификации экономики, с учетом того, что это целая индустрия, содержащая в себе различные фирмы, учреждения и предприятия, занимающиеся организацией отдыха туристов, предоставляющие потребителю разнообразные туристские услуги. Резкое ухудшение социально-экономического положения регионов в эпоху рыночных реформ с особой остротой поставило вопрос о поиске новых приоритетов регионального развития, применении системного подхода к стратегическому планированию развития отдельных отраслей, позволяющего повысить эффективность использования ограниченных региональных ресурсов
Для увеличения внутреннего туристского потока созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ТРЗ), это курортная зона Бурабай, горнолыжный курорт Южный Каскелен и Кок Жайлау, Бухтарма - Катон-Карагай и Кендерли. Целью их создания является:
-формирования благоприятного инвестиционного климата;
-строительства инфраструктуры и привлечения инвестиций в туристские,
рекреационные и курортные центры;
-повышения конкурентоспособности туристской деятельности;
-развития лечебно-оздоровительных курортов, деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний.
|
Основными факторами, сдерживающими развитие туризма в Республике Казахстан, в настоящее время являются:
-неразвитая туристическая инфраструктура, недостаточное количество гостиничных средств размещения приезжающих как с высоким уровнем комфорта, так и невысоким уровнем класса обслуживания, отсутствие сети малых гостиниц, нехватка транспортного парка, обсуживающего туристические группы, отсутствие доступных средств связи для приезжающих;
-отсутствие положительного туристского имиджа;
-разобщенность и несогласованность действий субъектов туристского бизнеса;
-отсутствие рекламы туристских возможностей как на уровне РК, так и на уровне потенциального туристского региона;
-не развита система предприятий быстрого питания, ориентированных на
приготовление блюд местной кухни;
-недостаток дипломированных специалистов в области туризма, отсутствие единой системы переподготовки и повышение квалификации туристских кадров и работников среднего звена туристской сферы услуг;
-отсутствие должного регионального и государственного инвестирования в сферу туризма;
-отсутствие единого справочника по Республике Казахстан с данными по истории, статистики, достопримечательностям, культурным программам, развлечениям;
-недостаточная государственная поддержка производителей сувенирной продукции, мастеров народных промыслов, народных фольклорных коллективов;
-отсутствие туристского продукта, способствующего узнаваемости Республики Казахстан в мире.
Для развития туристской индустрии в Республике Казахстан предложено формирование туристско-рекреационных кластеров с использованием государственных форм планирования и регулирования, а также в результате действия факторов и стимулов внутри самих кластеров, характер проявлений которых зависит от экономических интересов, конъюнктуры рынка, кроме того, от действия ряда случайных причин, появление которых не прогнозируется.
|
Туристско-рекреационные кластера будут включать сектора экономики, деятельность которых кроме целей производства товаров и услуг для населения, направлена на производство товаров и услуг для целей туризма. Признаками кластера туризма является наличие устойчивых экономических связей между отраслями, ориентированными на удовлетворение общественных потребностей.
Данная работа содержит актуальные материалы о состоянии индустрии туризма в Республике Казахстан, а также предложения по повышению эффективности ее развития в соответствии с Программой развития перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010-2014 годы.
Степень разработанности проблемы. В процессе работы были изучены труды таких авторов, как Соколова М.В., Квартальнов В. А., Папирян Г.А., Ополченов И.И., Моисеева Н.К., Морозова Т.Г., Темный Ю. В., Азар В.И., Туманов С.Ю., Ковтун М.В., Клименко Е.В., Ошноков А.Н., Чеботарева И.А., Швец Н.А., Иванов А.П., Ильина Е.Н., Барчукова Н.С., Кабушкин Н.И., Вуколов В.Н., Селиванова Л.A., Силт Н.Л., Губенко Н.Н., Писаревский Е.Л., Ердавлетов С.Р., а также нормативно-правовая база РК в области индустрии туризма.
Хотелось бы отметить, что большой вклад в исследование экономики туризма внесли работы таких авторов, как А.Ю. Александрова, В. Арчер, А.И. Балабанов, И.Т. Балабанов, Г.Б. Клейнер, С. Оуэн, Г.А. Папирян, В.И. Самофалов, B.C. Сенин, Е.Е. Филипповский, А.Д. Чудновский, Л.В. Шмарова, Г.А. Яковлев, и др. Региональный аспект развития туризма подробно исследован в трудах Г.П. Долженко, Т.А. Ирисовой, В.А. Исаева, В.А. Морозова, Б. Осадина, А.М. Риша, О.Н. Туманова, А. Умнова и др. Организационно-правовые положения туристской деятельности анализировались в исследованиях М.Б. Биржакова, Н.И. Волошина, B.C. Новикова, И. Образцовой, Ю.С. Пономарева, И.А. Чеботаревой и др. Вопросами менеджмента в туризме занимались такие исследователи, как Ю.П.Анискин, Дж. Боуэн, Н.В. Исаева, М.А. Жукова, Дж. Мейкенз, Н.И. Кабушкин, Ф. Котлер, Л.И. Лукичева, А.Д. Чудновский и др. Также представляют собой большой интерес исследования казахстанских авторов, таких как Вуколов В.Н., Ердавлетов С. Р., Сураганова С.К.
Целью дипломной работы является анализ состояния индустрии туризма в Республике Казахстан, проблемы и перспективы развития.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
-изучить современные тенденции развития индустрии туризма в мировой практике;
-проанализировать современные тенденции развития туризма в Республике Казахстан;
-изучить динамику и тенденции развития национального парка «Бурабай»;
-предложить рекомендации по повышению конкурентоспособности Казахстана и, в частности, Щучинско-Боровской курортной зоны как туристского региона;
-выделить основные перспективные направления развития индустрии туризма в Республике Казахстан.
Объектом работыявляетсяиндустрия туризма в Республике Казахстан.
Предмет исследования-состояние,тенденции,проблемы и направленияразвития индустрии туризма Республики Казахстан.
Теоретической и методологической основой работыпослужили положения,концепции и гипотезы,содержащиеся втрудах отечественных и зарубежных ученых о международном туризме как специфической форме международной торговли услугами, его современных особенностях, роли в социально-экономическом развития страны и ее регионов, а также значения туризма как приоритетной отрасли развития экономики Республики Казахстан.
Структура и объем.Дипломная работа состоит из введения,трехглав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержание работы изложено на __ страницах, включая __ рисунков, __таблиц и список литературы из ___наименований.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
1.1 Понятие индустрии туризма. Виды туризма
Индустрия туризма — это система производственных, транспортных, торговых, сервисных предприятий и средств размещения, предназначенная для удовлетворения спроса на туристические товары и услуги (рисунок 1).
Туристская индустрия |
Путешествия |
Проживание |
Питание |
Отдых и досуг |
Круизы |
Самолеты |
Автобусы |
Автомобили |
Железные дороги |
Отели |
Конференции |
Выставки |
Встречи |
Рестораны |
Кафе |
Бары |
Игры |
Парки |
Развлечения |
Аттракционы |
Рисунок 1. Индустрия туризма
Составлено автором
Интеграционные процессы, предусматривающие консолидацию отдельных структурных элементов и стимулирующие рост экономического и интеллектуального взаимодействия стран, способствуют развитию туризма. Это очевидно при обращении к интеграционной структуре туристской индустрии.
На рисунке 2 подробно показана структура взаимосвязей субъектов туристского рынка.
Основу данной структуры составляют предприятия, организующие поездки и продажу туров, предоставляющие комплекс услуг по перевозке, размещению и питанию путешественников, а также осуществляющие организацию дополнительных сопутствующих услуг (например, досуговой и экскурсионной деятельности), включающие также предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса и многое другое.
Предприятия, оказывающие туристические услуги, можно условно подразделить на две категории: продавцы услуг (оказывающие услуги) и посредники. Продавцы услуг обеспечивают их основной объем (гостиницы, санатории, пансионаты, рестораны, круизные линии и другие рекреационные предприятия). Основными посредниками являются турагенства, операторы туров, регулярные и чартерные авиалинии.
Поставщики Дистрибьюторы Посредники Потребители
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
ТРАНСПОРТ |
РАЗВЛЕЧЕНИЕ |
Туроператоры |
Турагентства |
Принимающие агентства |
Гиды и информационные агентства |
ИНОЕ (питание, досуг, интернет, экскурсии, обслуживание и др.) |
ПРОЖИВАНИЕ |