Рисунок 2. Структура взаимосвязей туристского рынка
Составлено автором
В состав туристских услуг входят: бронирование услуг, включая перевозку и размещение и все иные, оформление разрешительных документов и части других формальностей, все виды перевозок, встречи, проводы и трансфер, размещение, питание, экскурсии и аттракции, медицинское сопровождение и страховку, услуги гидов- переводчиков и иное обеспечение. В состав услуг может быть включен руководитель туристской группы, гид-переводчик, который иногда могут выполнять роль экскурсовода, если не противоречит местным правилам организации экскурсий, для бизнес-туристов может быть особо предоставлены услуги специалиста по адаптации. Перечень услуг каждого тура различен и определяется программой, причем каждый из видов этих услуг содержит в себе множество входящих элементов.
1. Сектор транспортных перевозок.
Услуга перевозки состоит из нескольких этапов: трансфер — доставка от места сбора группы к терминалу основного перевозчика и по прибытию в место назначения — доставка туристов до отеля, курорта и т.д.; основной этап перевозки на достаточно большое расстояние осуществляет доставку туриста к месту назначения.
Этап перевозки — весьма существенный и в значительной мере его эффективность определяется развитием технического прогресса. Так, изобретение паровоза и постройка в XIX веке железных дорог дали человечеству мощный импульс в развитии средств передвижения и возможности к массовому туризму. Железная дорога впервые дала возможность именно относительно быстрого и, главное, массового перемещения при сравнительно низкой стоимости (за счет массовости). Сегодня скоростные железные дороги на отдельных направлениях успешно конкурируют даже с авиацией. Дальнейшее расширение автомобильных, воздушных перевозок способствовало развитию массового туризма.
|
Элитные путешествия на поездах мира. Большинство людей слышали о легендарном Восточном Экспрессе. Названный «поездом королей и королем поездов», он, возможно, является самым знаменитым поездом в мире. В свое время он был олицетворением роскоши и до сих пор остается чем-то особенным по возможностям для романтического путешествия. Приступив к работе в 1883г., Восточный Экспресс доставлял состоятельных людей из Парижа в Стамбул по эффектному живописному маршруту. Путешествие занимало 4 дня, но в условиях элегантной обстановки, с отличной едой и идеальным сервисом время пролетало быстро.
В 1982г. Венский — Восточный — экспресс был пущен в эксплуатацию. Подражая многим поездам 1920-х годов, он был составлен из реставрированных до былого великолепия старинных вагонов. Восточный Экспресс в наши дни производит перевозку пассажиров из Лондона или Парижа. После того, как он пересекает Францию, поезд проносится через Швейцарию и Австрийские Альпы, проезжая через Бренье Пасс в Италию и прибывает в Венецию как раз ко времени коктейлей и ужина.
Другие поезда: Транс-Сибирский специальный, который совершает приятное девятнадцатидневное путешествие из Москвы в Монголию; Голубой Поезд, который совершает высококлассный 24-х часовой переезд из Кейптауна в Преторию, Южная Африка; Шотландский Королевский, который извивается через Шотландские высокогорья.
|
Автобусные перевозки. Объединенные в громадные сети междугородных и городских маршрутов автобусы перевозят больше людей и обслуживают больше населенных пунктов, чем поезда и самолеты вместе взятые. В большинстве стран междугородные автобусные перевозки обслуживаются как автобусами, принадлежащими правительству, так и автобусами независимых компаний.
Автобусы также широко используются для обеспечения пассажиров трансфертами между аэропортами и гостиницами или центром города. Как правило, эту услугу предлагают многие компании, среди которых и независимые операторы и подразделения больших транспортных компаний. Многие компании также занимаются перевозкой багажа в небольших городах или сельской местности.
Основной привлекательной чертой автобусов, по сравнению с другими формами общественного транспорта, долгое время оставалась их низкая стоимость. Экономически эффективны перевозки на расстояние до 500 км. Стандартным набором является хороший кондиционер в сочетании с удобствами комнаты для отдыха. Многие автобусы сейчас снабжены высокими сиденьями, звукоизолированы, имеют улучшенное освещение и большие окна для обзора, в некоторых установлены телевизоры.
Индустрия проката автомобилей почти так же стара, как и сами автомобили. Начало проката автомобилей в 1916г. положили братья Саундеры из Омахи, США, позаимствовав автомобиль после того как их собственный автомобиль разбился.
Экономика индустрии проката автомобилей в значительной мере отличается от экономики других видов транспорта. Маленькие компании могут выйти на рынок относительно спокойно. Не требуется больших первоначальных капиталов. Отдельные люди, имеющие достаточную платежеспособность, могут добиться финансирования приобретения машин у банка и взять по лизингу место под офис и гараж. Большинство из компаний, начинающих заниматься прокатом автомобилей, становятся частью цепи (сети).
|
Индустрия круизов вошла в полную силу на туристском рынке в начале 70-х годов и продолжает развиваться в настоящее время.
Количество действующих маршрутов круизов значительно увеличилось за последнее десятилетие. Некоторые из новых маршрутов принадлежат и осуществляются компаниями США, но большинство маршрутов в руках европейских компаний. Греческие, итальянские, норвежские, датские и британские маршруты доминируют на рынке круизов. Российские компании расширили круизный флот страны, а также успешно проникли на западный рынок, предлагая более низкие тарифы, чем европейские и американские маршруты.
Маршруты круизов проходят по всем возможным приморским местам, от эффектных побережий Аляски до льдов Антарктики. Существуют круизы, которые подойдут любым запросам, практически с любой продолжительностью путешествия. Туристы могут выбрать увеселительную поездку на выходные на Багамы, шестидневное путешествие по рекам Европы, двухнедельный круиз по Средиземноморью, шестинедельный тур вокруг Южной Америки и, конечно, трехмесячный круиз вокруг света.
Кругосветные круизы — это максимальное путешествие, каникулы всей жизни для тех, кто может позволить себе соответствующие расходы и время. Цена может варьироваться от $25000 до более чем 125000 за апартаменты. Круизные корабли имеют самые большие накладные расходы в индустрии туризма. Чтобы покрыть расходы, круизы должны достигать 80—90% заполнения корабля, авиалинии — 60-65%, отели 55-60%.
Почти каждый круизный корабль заходит в несколько портов во время путешествия. Это представляет транспортный элемент продукта «круиз». В большинстве круизов в основном привлекает сам корабль.
Факторы, влияющие на цену круиза. Четыре основных фактора, которые устанавливают цену круиза: продолжительность круиза; сезон; расположение и размер каюты; тип корабля.
В прошлом авиалинии классифицировались как местные, региональные, национальные и международные. Сейчас они классифицируются по годовому обороту. Наиболее крупные перевозчики имеют оборот, превышающий $1 миллиард, национальные перевозчики от $100 миллионов до $1 миллиарда, большие региональные от $10 миллионов до $100 миллионов, средние менее $10 миллионов.
Международные авиационные организации. Две международные организации располагаются в Монреале и занимаются координацией авиалиний и безопасностью полетов — Международная организация гражданской авиации (ГСАО) и Международная организация воздушного транспорта (IATA). ICAO — межправительственная организация, IATA — ассоциация авиакомпаний. ICAO занимается воздушной навигацией, безопасностью воздушного транспорта и координацией летных служб. Она финансируется правительством стран участников.
Авиация подразделяется на транспортную авиацию (воздушные перевозки) и авиацию общего назначения. Транспортная авиация. Транспортная авиация состоит из компаний, осуществляющих перевозку пассажиров, грузов и почты. Некоторые самолеты спроектированы только для транспортировки пассажиров. Другие — с удаляемыми сиденьями, широкими дверьми и техникой для разгрузки и погрузки, — могут перевозить и пассажиров и грузы. Другие специально разработаны для перевозки грузов.
Воздушные перевозчики обеспечивают обслуживание как по расписанию, так и вне его. Большинство авиакомпаний работают по расписанию, что означает, что каждый вылет и посадка происходят в известное время. Расписание особенно важно, и все перевозчики соблюдают его примерно на 90%. Авиарейсы, выполняемые вне расписания, так называемые чартерные, обеспечивают воздушные перевозки по более низким ценам, чем регулярные. Самолеты могут использоваться как чартерные специально или арендованы на регулярных авиалиниях.
Типы аэропортов. Аэропорты обслуживают регулярные авиарейсы — международные, национальные и региональные. Они также обслуживают авиацию общего назначения, самолеты различных фирм и предприятий.
Таким образом, Всемирная туристская организация (ВТО) определяет туризм как деятельность лица, которое путешествует по своей стране или за пределами своей страны, на срок, не превышающий один год, в целях отдыха, деловых целях или по другим мотивам, но не с целью занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.
2. Сектор размещения и питания
В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО, согласно которой все средства размещения делятся на две основные категории: коллективные и индивидуальные.
Коллективное средство размещения - это любой объект, который регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или каком-либо ином помещении; однако число номеров, которое в нем имеется, превышает минимум, определяемый каждой страной самостоятельно (например: в России - 10 номеров, в - Италии 7). Причем все номера в данном предприятии должны подчиняться единому руководству, быть сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием. К коллективным средствам размещения относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения; специализированные заведения; прочие предприятия размещения.
Важной по значимости (после размещения) услугой является питание. Классификация подразделений предприятий питания строится по трем признакам: принадлежность к определенному виду деятельности, форма участия в основной деятельности, роль в производстве кулинарной продукции (рисунок 3).
Классификация предприятий общественного питания |
Типы предприятий общепита |
По формам спец.обслуживания |
Торговые автоматы, выносная (выездная) торговля, шведский стол и пр. |
Рестораны |
Бары |
Кафе |
Столовые |
Закусочные |
Структурные подразделения (буфеты, магазины, кулинария) |
Специализированные (комбинаты общепита, кулинарные фабрики и пр.) |
По классности (люкс, высший и пр.) |
По ассортименту, по контингенту, по специфике обслуживания |
Рисунок 3. Классификация предприятий питания
Составлено автором
К основным типам предприятий питания относят: ресторан, кафе, бар, буфет, столовая и пр. Наиболее комфортабельным предприятием питания с самым широким ассортиментом блюд считается ресторан.
3. Сектор развлечений.
В туристских центрах в сезон проводятся целые циклы взаимоувязанных мероприятий гастрольно-зрелищной индустрии, выступления известных артистов, театральных коллективов, знаменитых певцов и музыкантов. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке. Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлечения, то есть совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения.
К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях.
Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности — тематические парки, цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы радиовещания и телевидения и др.) также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах и на катках, в спортивных залах и клубах, манежах и пр.), а также посещениям спортивно-зрелищных предприятий. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках, во всевозможных клубных учреждениях и т.п.) также сопровождается развлечением.
Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.
Способы и методы развлечения не имеют предела по выдумке их организаторов. На сегодняшний день можно назвать 110 наиболее популярных видов развлечений, но благодаря фантазии устроителей и техническому прогрессу появляются все новые и новые. Особое место занимает игорный бизнес. Совершенно в отдельное направление можно выделить посещение мировых театров или их гастроли в городах и странах мира.
На рисунке 4 схематически показаны составляющие индустрии туризма – индустрия гостеприимства и инфраструктура туризма.
Рисунок 4. Составляющие индустрии туризма
Источник [2]
Гостеприимство – это одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая все лучшее для потребителей услуг (туристов). Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей – туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций.
Таким образом, индустрия гостеприимства – это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов.
Инфраструктура туризма включает в себя 3 уровня.
1) Производственная инфраструктура
2) Организации, деятельность которых расширяется при их нахождении в местах пребывания туристов
3) Инфраструктура туроперейтинга, транспортная, торговая, учебная, научная, информационная инфраструктура, предприятия по производству товаров туристского спроса
Основные свойства, особенности инфраструктуры туризма показаны в таблице 1.
Таблица 1. Свойства туристской инфраструктуры
Основные группы свойств туристской инфраструктуры | Свойства туристской инфраструктуры по группам |
Функциональные | Многофункциональность (главная двуединая – социально-экономическая функция: обслуживание туристов и обеспечение функционирования туристско-рекреационной сферы) |
Структурные | Сложный состав, сетевой характер и комплексность |
Системные | Иерархичность: обязательная часть индустрии туризма, трехуровневая система: производственная, социальная и рекреационная инфраструктура, вид социальной инфраструктуры, составляющая рекреационной инфраструктуры, составляющая экономической системы «туризм и гостеприимство». Средовой характер: специальная хозяйственно-экономическая среда, объединяющая отрасли и предприятия. |
Организационные | Необходимость единства управления инфраструктурным комплексом для производства турпродукта, специфические формы организации производства турпродукта. |
Технико-экономические | Технологичность (использование в процессах производства турпродукта). Ресурсоемкость (особенно капиталоемкость) и быстрая окупаемость туристской инфраструктуры |
Регионально-экономические | Туристская инфраструктура-территориальная система производства и обслуживания, объект и способ (инструмент) территориального управления. Активная роль в региональном развитии. |
Географические и планировочные | Разнообразие состава и территориальность сетей /объектов обслуживания (приуроченность к туристско-рекреационным территориям). Комплексность территориальной, в т.ч. рекреационной инфраструктуры. Территориальная структурированность (формирование и трансформация элементов территориальной структуры – центров и зон обслуживания). Морфологическое многообразие (формы, или конфигурация сетей, объектов рекреационной застройки). Активная роль в пространственном развитии (пространственные функции). |
Примечание: составлено автором |
Таким образом, индустрия туризма - это соответственный производственный комплекс, который включает в себя много отраслей, занимающихся развитием туризма и создающих условия для путешествий и отдыха. Другими словами индустрия туризма производит туристический продукт, который востребован как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
Она включает в себя широкий ассортимент различных туристических агентств, агентств по продажам туров и экскурсионных поездок, дилеров по продаже авиабилетов, авиакомпаний, компаний, занимающихся пассажирскими перевозками и отвечающих за безопасность при туристических поездках, санаториев, лечебно-профилактических центров и курортных городов, баз и других учреждений, занятых в сфере туризма, отелей, пансионатов, туроператоров, экскурсионных бюро, бюро гидов, органов, регулирующих туристический бизнес, министерство туризма и курортов, организаций конгрессов, выставок и ярмарок. Все перечисленные объекты можно отнести к типичным объектам индустрии туризма.
Нетипичные объекты включают в себя:
1. Предприятия и организации, занятые в сфере производства – предприятия по производству сувениров, спортивных товаров, товаров для отдыха, одежду для туристических путешествий, литературу по туризму, фототовары.
2. Предприятия и организации сферы обслуживания – организаторы развлечений, туров и экскурсий, предприятия и учреждения общественного питания, банки, сауны, культурно-развлекательные центры и клубы, тренинг и услуги тренера, организации, обеспечивающие медицинское обслуживание, кредитные союзы и организации, занимающиеся страхованием и оформлением виз.
Индустрия туризма включает в себя:
1. Комплекс предприятий государственной и частной формы собственности производственной сферы.
2. Комплекс государственных и частных учреждений непроизводственной сферы.
Оба комплекса предоставляют туристические услуги и производят товары туристического спроса. Индустрия туризма – это, также, одна из форм освоения территории.
Главной задачей индустрии туризма является создание качественного и востребованного туристического продукта.
Далее рассмотрим сущность понятия «туризм».
Туризм – это, прежде всего, культурный и экономический феномен. До середины XIX века данный термин нельзя было встретить ни в одном языке мира. Слово «tour» (англ.) использовалось чаще всего в значении поездки, путешествия, затем как временное отсутствие человека в своем доме в связи с делами, визитом или целью развлечения, то есть термин «tourism»» постепенно приобретал свою современную интерпретацию.
«Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте», Квартальный В.А. [2].
Терминология туризма находится в процессе постоянного изменения. Стремительные темпы развития и формирования как общественных отношений, экономики, политики, а также, соответственно, туризма, его отраслей и видов ведут к сопутствующим изменениям терминов и понятий, связанных с этой сферой жизни мирового сообщества. Выявим основные группы субъектов, взаимодействующие в туризме:
-туристы, т.е. люди, испытывающие различные физические и психические нужды и потребности, определяющие их участия в туристской деятельности в роли потребителей туристских услуг;
-организации, предлагающие товары и услуги туристам, т.е. предприниматели, расценивающие туризм как возможность получения доходов путем предоставления товаров и услуг, пользующихся спросом на туристском рынке;
-местные органы власти, рассматривающие туризм как важнейший фактор экономики, связанный с доходами от данного вида бизнеса, поступающими в виде налогов в государственный бюджет; принимающая сторона, т.е. местное население, для которого туризм и значение как фактор повышения занятости населения. В данном случае важность представляет результат взаимодействия с внутренними и иностранными туристами.
Изучение туристической отрасли возможно посредством различных теорий, гипотез, подходов и методов, которые в разной мере находят поддержку специалистов в сфере туризма. Так, известные американские исследователи в данной области Р. Макинтош, Ч. Голднер и Б. Ритчи предлагают следующие подходы:
-институциональный подход – включает в себя исследование различных институтов и посредников в туристской сфере, таких, как гостиницы, отели, рестораны, турагенты, туроператоры и др. Данный метод требует изучения операционных методов, экономической среды бизнеса, организационного процесса, экономической ситуации в стране и др. [3, с. 10];
-подход, основанный на анализе продукта, изучает туристские продукты совместно с их производством, появлением на рынке и реализацией. К недостаткам данного подхода относится необходимость в длительном изучении объекта и отсутствии возможности быстрого определения основ туризма;
-исторический подход – представляет собой изучение деятельности туристских институтов с исторической точки зрения и воздействия инноваций на их развитие. Данный подход используется относительно недавно и не получил широкого распространения, что обусловлено относительной «молодостью» массового характера туризма приобрел;
-управленческий подход – один из самых перспективных методов исследования туристской индустрии благодаря его микроэкономическому характеру, т.е. ориентации на отдельные туристские предприятия, что дает возможность обратить внимание на такие виды управленческой активности, значимые для деятельности туристской организации, как контроль, планирование, реклама, ценообразование и др. Перспективность и значение управленческого подхода заключаются в том, что изменения продукта, институциональные и даже общественные изменения подразумевают, что механизм изменений может быть запущен посредством именно управленческих целей с учетом изменений, происходящих в туристской сфере;
-экономический подход – популярен среди экономистов с точки зрения воздействия туризма на формирования спроса и предложения, обменный курс и платежный баланс, экономическое развитие, занятость населения и прочие экономические факторы. Данный подход имеет значение для разработки схем анализа туризма и его экономического влияния на экономику страны. Недостаток заключается в том, что этот метод практически не раскрывает экологический, психологический, социально-культурный, демографический и антропологический аспекты;
-социологический подход рассматривает туризм как социальную деятельность, фокусируя внимание социологов на «изучение индивидуального и группового поведения туристов и влияния туризма на общество» [3, с. 11]. Данный подход подразумевает изучение социальных групп, обычаев и образа жизни посетителей, так населения принимающей стороны. О необходимости развития и широкого применения социологического подхода говорит также недостаточная изученность социальных аспектов туризма и отдыха;
-географический подход – основан на изучении ландшафта, местности (частота туристского потока в данной местности), климата туристской зоны, включая экологические, экономические и социально-культурные аспекты. Большое значение имеет рекреационная география из-за тесной взаимосвязи между понятиями туризм и рекреация;
-междисциплинарный подход – обусловлен тем, что понятие туризм включает в себя практически все сферы жизни современного общества. Различные цели, побуждающие людей к путешествию, говорят о необходимости использования психологического подхода при продвижении туристского продукта и составлении маркетинговой стратегии.
-антропологический подход – важен при изучении культурного туризма. «Подключение политических институтов из-за пересечения государственных границ туристами и необходимости получения для этого паспорта и визы от соответствующих государственных органов, а также существование во многих государствах правительственных структур по развитию туризма требуют привлечения политических наук» [3, с. 12]. Для эффективного функционирования туристской индустрии необходимо обеспечение соответствующей правовой базой (законы о туризме и другие нормативные акты);
-системный подход объединяет остальные подходы в единый комплексный подход, позволяющий исследовать на микроуровне «деятельность туристских фирм в конкурентной среде, их рынки, а также их взаимоотношения с другими системами, такими, как политическая, правовая, экономическая и социальная» [3, с.12].
Следующий концепт непосредственно связан с понятием «туризм». Международная торговля услугами (МТУ) - одна из форм мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
Эта форма международных экономических отношений занимает особое место благодаря своему предмету - услуге.
Туристическая отрасль – как отрасль народного хозяйства и важная ветвь экономики страны может быть производительным и очень доходным предприятием, играющим значительную роль при решении различных задач и вопросов, отвечающих, с одной стороны, интересам и потребностям регионов и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и устойчивого источника дохода.
С другой стороны, в туризме заинтересованы также потенциальные потребители услуг – туристы из ближнего и дальнего зарубежья. В большинстве стран Западной Европы большинство населения проводит отпуска вдалеке от дома, преимущественно за рубежом. В ряде стран туризм представляет собой значительный, а иногда и основной источник валютных поступлений. Так, например, в Испании зафиксированы отдельные годы, когда доходы от туристской деятельности превышали даже валютные поступления от экспорта. В Австрии и Швейцарии доходы, приносимые туризмом, покрывают порой до 30% всех расходов на импорт. Процент поступающей валюты от туристской отрасли составляет в Египте - 28%, в Китае - 30% и в Турции 25% [4].
Высокий доход является основной мотивацией для правительств многих государств финансировать и принимать активное участие в модернизации инфраструктуры туризма. Кроме того, к положительным эффектам туристской индустрии можно отнести стимулирующее воздействие на развитие многих отраслей экономики: городское хозяйство, повышение уровня занятости и, как следствие, благосостояния населения, строительство, производство товаров, пользующихся повышенным туристским спросом, транспорт и другие. Так, к примеру, в Европейском Союзе существует общеевропейская система туристских дорог, что было обусловлено увеличением числа автотуристов. Следствием стало активное развитие производства сувениров, ювелирных изделий, выпуска туристской литературы, путеводителей, справочников, дорожных карт и т.д. Как уже упоминалось, туризм является одним из основных путей создания дополнительных рабочих мест, что поднимает уровень жизни и общего благосостояния населения страны.
Вся эта организованная и хорошо отлаженная система организации туристического бизнеса в Европе, США и других странах мира создавалась в течение долгого времени, имеет устоявшиеся традиции, высокоразвитую туристскую инфраструктуру, высококвалифицированные кадры и высокий уровень их подготовки. Поэтому уровень, на котором на данный момент находится туризм в странах Евросоюза и США, является результатом серьезных целенаправленных усилий со стороны правительства и частных организаций, а также населения.
Особенности туристской деятельности в мире происходят от «специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими предприятиями и организациями» [5].
Первая особенность туристской отрасли в качестве объекта управления состоит в его хорошем внедрении и прочных взаимосвязей между его составными частями.
Большинство туристских предприятий представляют собой небольшие организации. Крупные туристские агентства также типичны для индустрии туризма, но создаются преимущественно в густонаселенных городах и районах. В индустрии туризма много туристских компаний и предприятий, которые в той или иной степени вписываются в общую систему управления, направленную на обеспечение длительного функционирования и высокой конкурентоспособности на данном рынке услуг.
Вторая особенность туристской отрасли как объекта управления состоит в постановке и достижении «неясных и трудноизмеримых целей» [6]. Для управления частных туристских организаций, ориентирующихся в первую очередь на получение дохода, характерны четко сформулированные и измеримые цели: рост наличного капитала, накопление ценностей, прибыль, увеличение дохода и уровня жизни.
Третьей особенностью туризма как объекта управления является большое влияние «со стороны заинтересованной клиентуры. Каждое туристское предприятие осуществляет свою деятельность в окружении различных заинтересованных лиц и клиентов» [7]. Кроме того, каждая заинтересованная группа также преследует свои внутренние интересы. Одинакового поседения и действий со стороны всех участников туристских организаций достичь невозможно, так как существуют определенные противоречия между местным населением, приезжими туристами и владельцами объектов размещения.
Вместе с группами населения, заинтересованными и/ или принимающими участие в развитии туристской деятельности, туристское предприятие, как и любая другая организация, сотрудничает также с городскими управлениями, кредиторами, политическими ведомствами, с туристами и поставщиками.
Туристская организация также способна быстро уравновесить интересы групп, задействованных в процессе обслуживания, если ее деятельность руководствуется нормами, приоритетами и ценностными представлениями, направленными на дальнейшее широкомасштабное развитие региона. Именно поэтому большое значение уделяется нормативному менеджменту (политике предприятия на уровне туристской организации, формированию и координации активности путем внедрения ведущего образа на уровне региона).
Самой важной особенностью туризма как объекта управления является неотделимость туристского продукта от источника его формирования. Так, например, если потребитель туристского продукта в марте заказал поездку на май, а в апреле туристская организация была ликвидирована, то данная услуга не будет оказана потребителю в связи с отсутствием ее источника.
Тот факт, что туристский продукт предоставляется в форме услуги, говорит о том, что присутствие клиента является необходимым условием оказания данной услуги, так как она не обладает возможностью складирования и пересылки, т.е. речь идет о том, туристской услугой невозможно воспользоваться по почте.
Так как при реализации продукта туристской деятельности большое значение имеет усиление личностного аспекта, автоматизация процесса предоставления туристских услуг возможна в гораздо меньшей степени, чем, к примеру, процесс изготовления товаров народного потребления. Причиной является то, что невозможно предсказать поведение туриста, так как оно зависит как от объективных, так и от субъективных обстоятельств и факторов. Это является причиной того, что в менеджменте туризма большое внимание следует уделять регулированию межличностных отношений и управлению персоналом [8]. Прежде всего, это относится к налаживанию контакта с клиентами.
К специфике туристской индустрии относятся также внешние эффекты туристской деятельности. Отношение к ним туриста и его мотивы вызваны тем, как человек хочет работать, жить, организовывать свое свободного время и какими он располагает возможности для этого.
Чем больше человек осознает ограниченность природных ресурсов в своей повседневной жизни, чем больше он придерживается определенных рамок и норм поведения, тем больше ему хочется выбрать неизвестную страну для отдыха, т.е. на время поменять обстановку.
Следующей особенностью туризма как объекта управления является комплексный характер туристских услуг. Туристская услуга для туриста состоит из целого ряда взаимосвязанных материальных и нематериальных услуг, которые составляют специфический туристский продукт. Такие отдельные туристские услуги называются дополняющими.
Термин «дополняющий» играет важную роль для менеджмента туризма. Турист, собирающийся в отпуск, «вряд ли отправится в путешествие, если в конечном пункте поездки не будет возможности для проживания, или если он не будет обеспечен питанием; лыжник не станет бронировать в энном месте гостиницу, если у него не будет возможности покататься на лыжах. Эти примеры показывают тесную связь между отдельными услугами в сфере туризма» [9]. Эта зависимость ведет к значительным последствиям при управлении организацией. Поскольку отдельные дополнительные услуги предоставляются различными компаниями, то эти организации зависят друг от друга в достаточно высокой степени. Сотрудничество (кооперация) является единственным выходом из данной ситуации.
Таким образом, сoвpeмeннaя индycтpия туризма представляет собой oдну из наиболее самых крупных, прибыльных отраслей и динaмичнo paзвивaющиxcя oтpacлeй миpoвoй экономики. Количество занятых в туристской cфepe достигает 192 миллионов (8% oт мировых пoкaзaтeлeй зaнятocти) [10].
Пo пpoгнoзaм BTO к 2020 гoдy объем мeждyнapoдного тypиcтcкого потока пo oтнoшeнию к 2000 году дoлжен увеличиться в 2,2 paзa – с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок. Соответственно ожидается рост дoxoдов oт тypизмa – в 4,2 paзa: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США.
По оценкам экспертов, в дальнейшем в мире наиболее вероятен стабильный рост количества туристов. По прогнозам ВТО каждые 10 – 15 лет туристские потоки и прибыль от отрасли будут возрастать в 2 раза [10].
Развитие туристской отрасли, обусловленное постоянно растущим спросом на путешествия, происходит быстрее, чем рост экономики страны в целом, и по прогнозам ВТО эта тенденция сохранится, удваивая количество туристических поездок каждые 10 – 15 лет. Все это дает основание утверждать, что именно туристская индустрия, вместе с образованием и здравоохранением, представляет собой одну из трех основных целей роста.
1.2 Место и роль индустрии туризма в экономике Казахстана