Описание места учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»




Класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой.

 

Цель: формирование коммуникативно-речевых умений, коррекция недостатков речевого опыта учащихся, формирование интереса к языку.

Задачи:

- способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний учащихся;

- учить строить устные связные высказывания;

- воспитывать культуру речевого общения;

- формировать навыки начальные навыки чтения;

- формировать первоначальные навыки письма;

- социальная адаптация учащихся.

Основной задачей обучения русскому языку детей с умеренной умственной отсталостью (F71), как и всего процесса обучения в школе VIII вида, является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.

Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети.

При обучении русскому языку задача социальной адаптации решается в первую очередь через расширение, уточнение и активизацию социальной и бытовой лексики, развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей.

Обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью (F71) носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения и применения даже самых элементарных правил.

Содержание обучения для детей с умеренной умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

Даже минимальный объем знаний, который дается детям с умеренной умственной отсталостью, должен соответствовать дидактическому принципу научности.

При отборе содержания для успешного и эффективного обучения требуется строгое соблюдение принципа доступности. Для создания мотивации к познанию, необходимо предлагаемый учебный материал сделать максимально понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Что понятно - то доступно, что доступно - то интересно, что интересно - то вызывает желание познавать новое.

 

Общая характеристика учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

 

Содержание обучения по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» детей с умеренной умственной отсталостью (F71) состоит из трех частей: развитие речи, чтение, письмо. На каждом уроке реализуются темы из каждого раздела.

 

Развитие речи

Развитие речи формирует коммуникативные возможности умственно отсталых детей, как средство общения с окружающим миром.

Речь детей с умеренной умственной отсталостью (F71) скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются кpaйней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самих простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Для устной речи детей характерны аграмматизмы, т. е. ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций. В их высказываниях часто отсутствует использование служебных частей речи и изменение слов по падежам, временам и т. п. (склонения, спряжения и др.). Словарный запас очень беден и неточен. Они часто повторяют одни и те же обороты речи, не к месту (механически), используют чужие слова и выражения без учета смыслового содержания. Может иметь место эхолалия.

В начальных классах программой по развитию речи предусматривается отработка умения использовать слова - предметы и слова – действия, отражающие ближайшее социальное окружение детей, с пятого класса включается отработка умения использовать слова – признаки. Работа по использованию других частей речи может быть включена в содержание обучения только в тех случаях, когда позволяют возможности детей и только для практического пользования.

Работа по развитию речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную деятельность, эффективно корригируют поведение.

Чтение

По социальной значимости в учебном процессе урок чтения имеет несколько аспектов:

- чтение - это самый востребованный и практически значимый в повседневной жизни школьный навык;

- чтение - это основа обучения всем остальным предметам;

- чтение - это учебник жизни.

Только литературные тексты позволяют ввести ребенка в мир человеческих отношений, в самые разные жизненные ситуации, в мир чувств, эмоций и переживаний, позволяют показать образцы выражения словами чувств. Они дают возможность соотнести свой опыт с опытом других людей, дать нравственную оценку поступкам и характерам героев, увидеть последствия правильного или ошибочного выбора жизненного решения и т.д.

По годам обучения детям с умеренной умственной отсталостью доступен следующий примерный объем текста для работы на одном уроке:

2 год обучения – 2 предложения в 2-3 слова.

Дети с умеренной умственной отсталостью (F71) имеют целый ряд таких особенностей развития, которые не позволяют им успешно осваивать новые знания при использовании традиционных методов обучения и учебников, созданных для детей с легкой степенью умственной отсталости (F70).

В первую очередь это касается обучения чтению из-за особенностей восприятия, развития речи, а также практического отсутствия аналитических способностей у детей с умеренной умственной отсталостью.

Обучение чтению начинается с обучения грамоте.

Традиционно обучение грамоте умственно отсталых детей с легкой степенью умственной отсталости (F70) ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности детей с диагнозом F70. По этому принципу составлен и букварь для школ VIII вида.

При обучении чтению детей с умеренной умственной отсталостью (F71) работать по традиционному букварю в традиционной системе не эффективно и не продуктивно. Практика показала, что при обучении грамоте этих детей следует отказаться от звукового аналитико-синтетического метода, так как у учителя и учащихся возникает целый ряд труднопреодолимых проблем.

У детей с диагнозом F71 зрительное восприятие более сохранно, чем слуховое. В соответствии с этим на уроках обучения грамоте первоначально опора должна быть на зрительную память, на запоминание зрительного образа буквы с постепенным подключением слухового анализатора. На этом же основании используются также элементы глобального чтения.

Грубое недоразвитие речи у детей с диагнозом F71 вносит значительные ограничения в отборе слов, используемых для работы по изучению новой буквы.

У детей с умеренной умственной отсталостью навык чтения формируется очень долго и с большим трудом. За год ребенок с умеренной умственной отсталостью может освоить шесть – восемь букв. Освоение всего алфавита (букварный период) растягивается практически на 3-4 года обучения, что исключает возможность работать по традиционному букварю в традиционной системе, Когда ребенок целый год складывает слоговые структуры, слабо или совсем не связанные с его жизнью, чтение становиться абстрактной наукой, а учителю нереально сделать чтение осмысленным и интересным. Без осмысленности и интереса урок чтения для детей превращается в нудную однообразную механическую работу, возникает психологический дискомфорт, детям надоедает работа по одной и той же книге, они начинают понимать, что это учебник для первого класса, «для маленьких». Содержание букваря перестает соответствовать возрастным и жизненным интересам ребенка, теряет возможности для социального осмысления и у детей резко падает мотивация к учебной деятельности. Потеря интереса создает массу проблем по поддержанию дисциплины. В такой ситуации сделать чтение уроком жизни или базой для изучения других предметов – невозможно. Отрицательный опыт в учебной деятельности, особенно при обучении чтению, формирует в ребенке неуверенность, что еще сильнее мешает освоению учебного навыка.

Так как специально созданных учебников по чтению для детей с умеренной умственной отсталостью нет, то учителю необходимо самому разрабатывать нужные тексты. Особенно на начальном этапе обучения чтению. Учитель подбирает тексты из учебников по чтению для детей с легкой степенью умственной отсталости, из книг для чтения в начальных классах массовой школы, из книг для детей дошкольного возраста и др. Дети читают короткие тексты, подобранные учителем, которые носят доступный для понимания характер, пересказывают их по вопросам учителя.

 

Письмо

 

Учебники по обучению русскому языку для детей с легкой степенью умственной отсталости, не могут быть использованы для обучения письму детей с умеренной умственной отсталостью.

Обучение письму носит сугубо практическую направленность,не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил.

Необходимость писать что-либо в настоящей или будущей жизни для детей с умеренной умственной отсталостью очень ограничена, что совпадает с их малой способностью овладеть самостоятельным письмом. Поэтому умение письменно выражать свои мысли или потребности социального и жизненного значения не имеет.

Конечная цель обучения письму заключается в том, чтобы научить детей с умеренной умственной отсталостью списывать с печатного текста, написать по памяти самостоятельно свое имя, фамилию, свой адрес; уметь написать поздравительную открытку; короткую записку обиходного содержания; заявление социального содержания (короткими предложениями из 3 – 5 простых слов).

Урок письма имеет большое коррекционное значение: это развитие мелкой моторики, координации и точности движений рук, пространственной ориентации. Известно, что через развитие руки стимулируется общее развитие ребенка, развитие мышления и внимания.

Уроки письма для детей с умеренной умственной отсталостью носят ярко выраженный межпредметный характер.

В 1-4 классах содержание учебного материала урока письма впрямую связано с уроком чтения – те же буквы, слоги, слова и т.д. Обязательно включается, как элемент чистописания, на уроке письма написание букв, которые изучаются (или повторяются) на уроке чтения. Это будет способствовать узнаванию и переносу знаний полученных на уроке чтения в условия другого предмета. В тоже время это стимулирует и активизирует деятельность учащихся на самих уроках письма.

 

Описание места учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю (индивидуальное домашнее обучение), 68 часов в год.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: