Общая характеристика привлекательности Западной туристской зоны РФ




Введение

Туристический достопримечательность калининградский курорт

Культурно-исторический потенциал как основа туристских ресурсов является определяющим при выборе туристами того или иного региона для посещения. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм.

Калининградская область расположена на западной окраине Русской, или Восточно-Европейской равнины. Она является самой западной областью в РФ.

Часть территории области расположена на Калининградском полуострове, который выступает в Балтийское море. От Калининградского полуострова отходят две длинные узкие песчаные косы, Курская и Вислинская.

Курская коса отделяет от Балтийского моря Курский залив, который связан с морем Клайпедским проливом. Коса, которая тянется к юго-западу от полуострова, называется Вислинской, она отделяет от моря Вислинский залив. Северная его часть, вдаваясь в территорию области образует Калининградский залив и Приморскую бухту. Воды Вислинского залива связаны с Балтийским морем узким Балтийским проливом.

Калининградская область на юге граничит с Польшей, на севере и востоке - с Литвой.

На западе и юго-западе омывается Балтийским морем и его заливами - Куршским и Калининградским.

Крохотная по размерам Калининградская область имеет богатое событиями драматичное прошлое. Много исторических и культурных ценностей имеется в Калининграде.

Предмет исследования: туристическая привлекательность.

Объект исследования: Калининградская область.

Цель работы: анализ культурного потенциала, природного рекреационного потенциала и выявление перспектив развития природоориентированных форм туризма в Калининградском регионе.

Были поставлены следующие задачи:

. Проанализировать туристическую привлекательность;

. Рассмотреть санаторно-курортные предприятия;

. Рассмотреть туристскую инфраструктуру;

. Рассмотреть предприятия спортивного отдыха;

. Рассмотреть предприятия детского питания;

. Изучить рекреационную освоенность территории;

. Узнать туристские центры.

 

 


Туристическая привлекательность: теоретические основы

Туристическая привлекательность - комплексная оценка рекреационных ресурсов региона или страны, способность привлечь туриста к повторному посещению.

После того как в высших эшелонах власти туризм был объявлен одним из приоритетных направлений развития страны, руководители практически всех краев и областей России заговорили о необходимости повышать туристическую привлекательность своих территорий.

В результате за последние 2-3 года появились десятки новых маршрутов и объектов показа, строятся отели и рестораны, разрабатываются долгосрочные программы развития туризма, созданы тематические интернет-порталы.

При кажущейся простоте туризм, как и любая другая отрасль, имеет целый ряд нюансов, без учета которых разрабатываемый турпродукт может оказаться провальным. И дело не только и не столько в объеме финансовых вложений и исторически сложившемся имидже территории, хотя и они важны. Если проанализировать российский опыт, то мы увидим, что есть ряд других факторов, препятствующих популярности той или иной туристической достопримечательности. В этой главе мы коснемся двух из них:

· Недостаточная привлекательность туробъекта для туристов,

· Надсистемные проблемы.

Встроенные недостатки туробъектов

Во-первых, создатели достопримечательнстей не всегда учитывают специфику маршрутов, проходящих по соседству. Например, на маршруте по Большому Золотому Кольцу туристы осматривают более 70 соборов и монастырей. Это значит, что заманить экскурсионные группы в еще одну восстановленную церковь будет весьма проблематично. Гораздо эффективнее предложить турфирмам интерактивную программу или экспозицию, помогающую "сменить картинку". К примеру, в Ярославской области запатентовали экскурсию-игру "Ярославль Первый" - что-то вроде детской игры "Казаки-разбойники", объединяющей викторину и прогулку по городу. Популярны экскурсии в дома простых деревенских жителей, где можно посмотреть, как обустроен огород и баня, попробовать деревенские разносолы, узнать правила заготовки лекарственных трав и т.п. Кстати, иностранцы с большим интересом готовы осматривать российские школы, детские сады и прочие объекты реального российского быта.

Во-вторых, плохо, если в городе или поселке, находящемся в стороне от основных транспортных потоков, нет комплекса услуг, способных привлечь внимание туристов. Другими словами, созданный туробъект не должен быть одинок. Мало кому захочется делать крюк в 50 и более километров ради музейчика, который можно обойти за 20 минут. То же самое касается пусть добротного, но не оригинального отеля или кафе. В этом случае полезно создавать или обустраивать сопутствующие "заодно-объекты". Это могут быть: святой источник или родник с легендой, смотровая площадка с красивым видом на окрестности, чудотворная икона в церкви, лавка или мастерская с необычными сувенирами, "волшебное" дерево / камень / столб и пр., исполняющий мечту. (Сколь бы наивным не казался данный совет, но туристы неизменно выстраиваются в очередь, чтобы загадать заветное желание и совершить простой ритуал). Сюда же можно отнести колоритное кафе, а также чистые и удобные туалеты. Чем больше опций может предложить туристам то или иное место, тем выше шансы привлечь туда гостей.

Примером такого комплексного предложения может служить гостевой дом Зинаиды Вокуевой "Войвыв сикт" в селе Сизябск Ижемского района Республики Коми. Построив и оборудовав оригинальный гостевой чум, хозяйка-пенсионерка со временем обзавелась оленем, создала два мини-музея (быт крестьян 18-19 вв. и советского времени), а также мастерскую по изготовлению национальных сувениров. Вдобавок она договорилась с соседями об организации рыбалки и конных поездок для туристов, предлагает гостям гимнастику на свежем воздухе, сбор трав и грибов, а также участие в сельхозработах: посевная, сенокос и пр. Результат трудов - поток туристов в Сизябск как с однодневными экскурсиями, так и с ночевкой.

В-третьих, чтобы привлечь группы организованных туристов, необходимо учитывать требования турфирм. Список этих требований не является секретом, и он, как правило, обоснован. По этой причине, планируя серьезные финансовые вложения в строительство нового туристического объекта, не лишним будет узнать мнение тех турагентств, с которыми хотелось бы сотрудничать. В частности, у кафе должна быть удобная парковка для больших туристических автобусов, а также определенная скорость обслуживания и достаточное количество столиков и туалетных кабин. А полезной опцией отеля на пути автобусных туров служат условия для очистки биотуалета. Для большинства российских городов, особенно небольших, существует проблема небанального вечернего досуга для туристов. Отель или ресторан, организующий такую программу, получает очевидное преимущество. И, конечно, есть целый ряд пожеланий по формам оплаты, порядку бронирования и стоимости номеров, позволяющий успешно продавать групповые туры.

И, наконец, в-четвертых, сложно рассчитывать на большой поток туристов, если туробъект не уникален. Очередной музей валенка, утюга или крестьянского быта может быть отнюдь не плох, но рассчитывать на то, что туристы специально поедут в другой город посмотреть на избу с печкой и прялкой, едва ли стоит. Надо четко понимать, что если туробъект расположен непосредственно на пути следования реального туристического потока, то даже при отсутствии шедевров есть хорошие шансы воспользоваться этим потоком. Город Мышкин своим успехом во многом обязан пассажиропотоку круизных теплоходов, проходящих мимо, а не фигуркам мышей в местном музее. В то же время действительно впечатляющий Музей паровозов в окрестностях Переславля-Залесского заставляет туристов преодолеть дополнительные километры в сторону от трассы, несмотря на ямы и ухабы лесной дороги.

А что делать, если известных архитектурных, природных или культурных памятников в городе или области нет? Вариантов множество:

 

Таблица

Идеи Примеры
Необычная форма и материалы для привычных объектов В этом году в Архангельской области открылся первый в России ледяной отель, а в Европе пользуются успехом отели-сеновалы и пещерные отели.
Необычный формат экскурсии или отдыха Иногда, чтобы изменить восприятие туристов, их надо … переодеть. В загородном комплексе «Мандроги» Ленинградской области гостям предлагают пожить жизнью русских крестьян прошлых веков, т.е. отказаться от привычных благ цивилизации, переодеться в крестьянские одежды, освоить старинные ремесла и питаться исключительно деревенской пищей, приготовленной в печи.
Любопытные и зрелищные процессы Так в Москве пользуются спросом экскурсии на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь» и киностудию «Мосфильм», а в Ульяновской области предлагают экскурсию по цехам авиастроительного завода.
Необычный способ передвижения В Великом Новгороде можно осмотреть Кремль, воспользовавшись услугами вело-кучера. Сюда же можно отнести кареты, телеги, велосипеды, самокаты, автопоезд или ретро-трамвай.
Объединение в одном объекте разных функций Например, по Москве уже много лет курсирует трамвай-ресторан «Аннушка», к которому добавился и поющий «Синий троллейбус», где за 100 рублей, проезжая по Садовому кольцу, можно послушать выступления бардов. В испанской Сарагосе обзорную экскурсию по городу превратили в шоколадный тур, во время которого туристы заходят в кондитерские города и пробуют разные сорта шоколада.
Известные персонажи Самый яркий пример здесь - Великий Устюг и Дед Мороз, но есть и масса других «незанятых» героев. В Москве два года назад появился музей Чебурашки, а Кемеровская область активно рекламирует Снежного человека. В ряде случаев персонажей используют в качестве дополнения к стандартным экскурсиям, например, гиды-привидения в чешских замках или театрализованная экскурсия на болота Костромской области в сопровождении Ивана Сусанина.
Любопытные события, праздники Праздник Огурца в Суздале или Праздник ухи в Астраханской области, Парад блондинок в Риге. Уже не первый год между рядом российских городов идет соперничество за главную Масленицу России. В этом году о своем лидерстве заявил Псков. При этом есть целый ряд других праздников, и не только православных, особая традиция празднования которых пока никем не озвучена, например, Троица, День Ивана Купалы, 8 марта, 1 апреля, день рыбака и т.д.
Привлекательные специалисты Значительное число туристов приезжает из Москвы в Рязанскую область для посещения … зубных врачей. Аналогичными «приманками» служат хорошие гирудотерапевты и специалисты по массажу при условии не только высокого качества, но и привлекательной цены, оправдывающей затраты на дорогу. А в Праге большой интерес туристов вызывают колоритные фонарщики, облаченные в традиционные одежды, которые в определенное время совершают ритуал зажжения старинных газовых фонарей. Причем зажечь фонарь с их помощью может любой желающий.
Природные явления, животные, насекомые Во время путешествий на Камчатку неизменный восторг детей и туристов-женщин вызывает питомник ездовых собак и особенно пушистые щенки. А японские туристы, приезжающие в Хабаровский край, готовы часами стоять на берегу Амура и любоваться открывающимися просторами. Южная Корея активно рекламирует туры по осмотру цветущих фруктовых садов и первоцветов, а в Австралию туристы приезжают специально посмотреть на дрейфующие айсберги. Российская альтернатива айсбергам - ледоход на могучих сибирских реках.

 

Эти и другие варианты создания уникальности - это отнюдь не волшебная таблетка, которая превратит малоизвестный город или поселок в туристский центр мирового уровня, хотя и такое случается. Но эти меры способны повысить туристическую привлекательность территории <https://www.concretica.ru/publications/single/article/8/177/> и привлечь тысячи туристов из соседних городов и регионов, с тем чтобы увеличить бюджет территории и доходы местного населения.

Надсистемные проблемы

В данном случае речь пойдет о внешних препятствиях на пути развития туризма, о которых важно помнить. Первая проблема - это непопулярность в обществе того или иного вида туризма. Приходится признать, что в настоящее время дом-музей писателя или художника заведомо менее интересен массовому туристу, чем зоопарк или коллекция ретро-автомобилей. Почему так происходит - тема отдельного разговора, но факт остается фактом. Исключения могут составлять музеи людей, известных во всем мире, и то в сопровождении мощной рекламной кампании, приуроченной к юбилею писателя или художника.

Поэтому, разрабатывая идею туробъекта, полезно учитывать моду и предпочтения, которые господствуют в среде потенциальных туристов в настоящий момент. Целесообразно обращать внимание на новые проекты на федеральных телеканалах, используя их напрямую или косвенно. Например, ТВ-программа "Моя родословная" - это хороший повод привлечь в город или область людей, связанных корнями с этими местами. Разумеется, придется провести соответствующую работу в архивах, чтобы не обмануть ожидания приехавших гостей. Или проект "Остаться в живых", по мотивам которого в нескольких регионах были созданы молодежные лагеря-экспедиции.

А как быть, если музей уже существует, а тема непопулярна? Придется уходить в смежную тему или расширять деятельность музея до более популярного формата, например, проводить на базе музея конкурсы, фестивали и кинопоказы, организовывать совместные проекты с образовательными учреждениями. В Орловской области, где расположены музеи И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, И.А. Бунина и Леонида Андреева, был сделан акцент на литературном туризме и на сохранении русского языка. В одном из вузов Орла даже появился специальный курс по изучению настоящего русского языка. Кстати, интерес к этой программе проявили иностранцы, осваивающие русский язык. В Ульяновской области решили привлечь внимание к археологическому наследию региона, приглашая на раскопки в Археопарк студенческие экспедиции. И хотя в данном случае можно говорить скорее о работе "на вырост", вторичная реклама раскопу обеспечена, плюс есть возможность выполнить часть археологических работ силами студентов.

Вторую жизнь музею способны дать интерактивные программы, начиная от росписи стульев и матрешек и заканчивая балами в старинных платьях. Еще один выход - проведение мастер-классов с приглашением ведущих специалистов из других городов и регионов, поскольку за Мастером едут ученики. На подобные приглашения обычно соглашаются люди, родившиеся или выросшие в этих местах. Это могут быть лекции и семинары по вопросам дизайна, фотографии, живописи, интерьера, архитектуры, моды, театра и кино и др. К примеру, ежегодно в городе Плёс Ивановской области проводится фестиваль льняной моды "Льняная палитра", жюри которого возглавляет Вячеслав Михайлович Зайцев, уроженец Иванова. В рамках фестиваля проводится мастер-класс знаменитого модельера, на который съезжаются гости со всей России.

Помимо непопулярной темы серьезной помехой может стать дальняя или неудобная дорога к туристическому объекту. Как показывает опыт, стоимость проезда к началу маршрута или месту отдыха не должна превышать стоимости путевки, да и время в пути играет немалую роль. К примеру, большинство россиян знает про Тунгусский феномен, но ехать к месту падения метеорита не спешит, т.к. добраться туда не так-то просто. Тунгусский заповедник расположен почти на границе Красноярского края и Иркутской области. Сегодня экскурсию к месту падения метеорита можно совершить из Красноярска по воздуху. Жители Иркутской области решили тоже использовать близость к заповеднику и разработали свой маршрут к месту падения через город Усть-Илимск с использованием вездеходов-амфибий. Однако ближайший к Усть-Илимску аэропорт расположен в Братске. И хотя поездка на вездеходе обходится дешевле полета на вертолете, следует учитывать, что по маршруту Москва-Красноярск каждый день стартуют 9 рейсов, а Москва-Братск - только один, причем билет до Братска существенно дороже.

Как же быть, если достопримечательность достойная, а добраться до нее сложно? Один из вариантов - превратить дорогу в отдельное приключение. Сделать это можно как за счет необычного транспорта (квадроциклы, лошади, собачьи упряжки, вездеходы), так и с помощью дополнительных "туристических магнитов" по пути следования. Если проблема только в цене, то можно воспользоваться опытом Дальнего Востока, а также Костромской области в вопросах частичного субсидирования перевозок и достижения особых договоренностей с авиакомпаниями. Еще один пример: чтобы на выставку "ТУРСИБ-2010" в Новосибирске приехало больше гостей из соседних регионов, организаторы мероприятия позаботились о бесплатных трансферах из Барнаула, Томска, Кемерова и Новокузнецка.

Здесь следует подчеркнуть, что из-за транспортной удаленности некоторые регионы России даже при огромных вложениях едва ли станут центрами массового туризма. Увы, это реальность. В этом случае более удачной стратегией будет ориентация на небольшие группы и индивидуальных туристов. Если у региона есть другие надежные источники пополнения бюджета, возможно, следует отказаться от идеи туристической Мекки.

Еще одна проблема, мешающая увеличению притока туристов - это неразвитая базовая туристическая инфраструктура: отсутствие гостиниц, пунктов питания, центров развлечений, магазинов, парковок и пр. Понятно, что создание инфраструктуры требует серьезных инвестиций, которых, как правило, нет у владельцев частного музея, местных турфирм и в муниципальном бюджете. Один из вариантов - искать поддержку на региональном уровне через целевые программы и перечень перспективных туристских объектов. Даже не в самых богатых областях - Орловской, Ивановской и др. - деньги на туризм находятся, если муниципальные власти могут представить толковый и прозрачный план развития. Средства из федерального бюджета можно получить под празднование юбилеев городов. Так на модернизацию инфраструктуры в связи 600-летним юбилеем Плёса в 2010 году выделено 300 млн рублей федеральных средств.

Другой вариант - вовлекать местный бизнес и жителей в создание хотя бы временной туристической инфраструктуры. Пример - платные охраняемые площадки под палаточные городки с выделенной кухней и туалетными кабинами на берегу популярных водоемов (Волги, Селигера, Плещеева озера), развитие гостевых домов. Интересен опыт Калужской области, решившей совместить программу по развитию туризма с программой поддержки предпринимательства. В частности жители области могут безвозмездно получить средства из бюджета как начинающие бизнесмены на оборудование своих домов под цели сельского туризма. В результате и фонд поддержки предпринимательства пущен в дело, и расширяются возможности для размещения туристов на территории области.

Еще один выход - привлекать в город или регион ведущих туроператоров по въездному и внутреннему туризму. Лидеры рынка готовы вкладывать деньги в строительство отелей и других средств размещения "под себя", если в регионе действительно есть, что смотреть, а администрация на деле доказывает свою открытость и готовность к конструктивному диалогу.

К числу надсистемных проблем можно отнести и неспокойную обстановку в регионе, устойчивые негативные стереотипы в отношении туристического потенциала той или иной территории, а также умышленную антирекламу со стороны конкурентов. Преодолевать это можно по-разному. Первый способ - привлекать туристов, которым данные стереотипы свойственны в меньшей степени. Яркий пример - регионы Северного Кавказа. Зная, что СМИ зачастую сгущают краски в плане безопасности на юге России, жители Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края и Ростовской области охотно путешествуют по регионам-соседям. Второй способ корректировки стереотипов - это комплекс PR-мероприятий, направленных на возвышение имиджа города или региона <https://www.concretica.ru/publications/single/article/6/187/>. Сюда относятся и пресс-туры, и проведение культурных и спортивных мероприятий общероссийского и международного масштаба, позволяющее привлечь большое число гостей, и производство фильмов о регионе, и регулярное создание информповодов, привлекающих внимание к позитивным сторонам территории.

В заключение хочется отметить, что если у созданного туристического объекта нет встроенных недостатков, а надсистема благоприятствует развитию туризма на данной территории, то половина успеха обеспечена. Вторая половина - это грамотное позиционирование достопримечательностей и эффективная система продвижения города или региона <https://www.concretica.ru/publications/single/article/8/164/>, но это тема отдельной статьи. Если же мы еще на старте заложили "мину замедленного действия" в виде неучтенных стереотипов туристов и турфирм, то, увы, в долгосрочной перспективе даже огромный рекламный бюджет окажется бессилен.

 

 


Общая характеристика привлекательности Западной туристской зоны РФ

Рекреационная сеть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: