Фабрики мысли: сущность, назначение, ресурсы, функции, технологии и методы работы.




В системе современных международных отношений страны с устойчивым демократическим режимом, где существует гражданское общество,

плюрализм интересов и вариативность предлагаемых политических решений, особое внимание уделяют политической экспертизе. Лица, ответственные за формирование государственной политики, получают информацию в различной форме и из различных источников.1 Политическая экспертиза в развитых государствах выполняет целый ряд важнейших функций и является ключевой составляющей публичной политики. Американский аналитик Д. Абельсон отмечает, что процесс осуществления политики в развитых демократических государствах имеет три важнейшие стадии:

– актуализация проблемы (предоставление точки зрения и информации обществу, СМИ, правительствам и включение данной проблемы в повестку дня);

– формулирование политики в отношении данной проблемы (оценка,

изучение различных аспектов, проведение брифингов и совещаний, и т.д.)

– осуществление выбранной политики (подписание договоров, совещания, обеспечение условий для деятельности официальных лиц, обучение, обеспечение технического обслуживания и работа над информацией).

С этой точки зрения, в современных обществах, стремящихся к плюрализму, «фабрики мысли» и другие негосударственные структуры представляют собой некие звенья в процессе принятия решений в политической системе. С одной стороны, они предлагают альтернативные решений на «рынке политических идей», а с другой, выступают посредниками между лицами, принимающими политические решения. Это представляется крайне актуальным на сегодняшний момент.

Еще В. Вильсон в своей книге «Исследование администрирования» писал о необходимости разведения в государственном управлении двух сфер деятельности: политической и административной. Исходными принципами при анализе публичной политики и базовыми принципами осуществления руководства являются: легитимация власти, определение общественных целей, публичное выражение комплекса социальных интересов и общественных проблем.

Вообще, «фабрики мысли» существенно выделяются из системы интеллектуального обеспечения политики. Одной из главных особенностей «фабрик мысли» является то, что варианты решения тех или иных проблем или программ тех или иных действий, разрабатываемых этими структурами, во-первых, базируются на основе достижений современной общественной науки, а во-вторых, разработчики этих решений или программ имеют в виду и механизмы их реализации, причем не только имеют в виду, но практически обеспечивают доведение разработок до сознания непосредственных политических акторов, лиц принимающих решение. Иначе говоря, разрабатывается не только идея, концепция программы, но и технология ее реализации.

Таким образом, к основным принципам работы «фабрик мысли» относятся:

– Аналитические центры работают не массовым сознанием, используя

государство как инструмент продвижения идеологии, а с коммуникативным процессом в государстве, образуя тем самым важнейшую составляющую демократического государства – публичную политику

– Исследовательские организации, как правило, разрабатывают
методологические подходы к решению общественно-значимых проблем. Данные

структуры не занимаются обобщением уже существующих знаний или в чистом виде продвижением чьих-либо интересов, что и отличает эти структуры от партийных и университетских групп

– «Фабрики мысли» стремятся к максимальной децентрализации и

разветвленности своей структуры. В наличии у исследовательских центров имеется большое количество исследовательских отделов и высококвалифицированных кадров, эти центры имеют гибкую и эффективную организационную структуру.

Вообще, децентрализация организационной структуры и выделение

большого числа стратегических направлений – типичная тактика «фабрик мысли», которая одновременно является залогом их успешной работы. В этом смысле ярким примером служат американские «фабрики мысли» («think tanks»), которые вполне успешно справляются со своей задачей.

Выдающийся американский аналитический центр – Институт Брукингса в организационном плане включает в себя три области научных исследований: международная политика, экономика и государственное управление. Однако, начиная с 2000 года на базе макропроектов института стали образовываться самостоятельные исследовательские центры. Это можно назвать качественным прорывом для данной организации. В 2002 году Институт Брукингса основал Исследовательский центр по ближневосточной политике — с целью содействовать лучшему пониманию специфики политических альтернатив, встающих перед политиками, принимающими решения относительно стратегии ведения диалога с Ближним Востоком.2 За 8 лет было создано 13 подобных центров от Института Брукингса.

Другая всемирно известная «фабрика мысли» в США – корпорация «РЭНД» имеет широкий спектр областей проводимых исследований, включая такие, как: защита окружающей среды, защита здоровья, образование и культура, демография и население. На базе корпорации «РЭНД» существует множество специализированных исследовательских центров (RAND Europe, RAND Gulf States Policy Institute, RAND– Qatar Policy Institute).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: