«фабрик мысли», нельзя не упомянуть о методах, которые данные организации используют для достижения своих целей. В XX веке в условиях осложнения социально – политической обстановки и необходимости качественного анализа комплексных проблем в короткие сроки, фундаментальные труды на политическую тематику потеряли былую актуальность. Как правило, должностные лица, погруженные в частные вопросы политики, оказываются не в состоянии разработать оптимальную методику для решения проблем и испытывают острую нехватку времени. Осознавая это, эксперты аналитических организаций создают новый вид аналитического продукта – консультационные тексты. Как правило, до написания консультационного текста проводятся следующие процедуры:
– предварительное изучение аудитории
– сегментирование аудитории в качестве адресата
– позиционирование относительно каждого сегмента
– формирование сообщений позиционированного содержания каждому адресату внутри аналитического текста.
Наличие таких посланий внутри аналитического текста составляет его консультационное содержание. Текст состоит из разных сообщений (посылок) для каждого сегмента, относительно которого произведено позиционирование аналитического содержания. Каждый сегмент должен найти свое послание в консультационном тексте. Затем происходит послание этих сообщений в виде презентации текста. Получение ответов от разных сегментов аудитории приводит к инициированию фабрикой мысли так называемого делиберативного процесса коммуникации или глобальных консультаций в области публичной политики. Делиберативный (от англ. «deliberate» - «обдумывание, планирование») процесс также явился новшеством в политической экспертизе. Данный метод представляет собой массовые консультации по тем или иным вопросам. Он играет большую роль в публичной политике, так как его основная цель – адекватно интерпретировать общественное мнение. В рамках данного метода проводятся опросы, круглые столы, пресс-конференции.
|
Обычно заключительным этапом проведения вышеперечисленных методов является набор предполагаемых решений тех или иных проблем. Предоставляется несколько обоснованных вариантов, рекомендаций, которые, в свою очередь, способствуют или непосредственно продвигают определенные законы и исполнительные решения. Рекомендации даются максимально объективно, для каждой альтернативы с аргументацией
всех точек зрения. Очень часто рекомендации имеют проектную форму. Это означает, что рекомендации всегда предполагают выход на те или иные социальные проекты, которые бы способствовали выполнению самих рекомендаций.
Отдельно следует сказать о прогнозах, которые дают «фабрики мысли».
Для аналитических центров прогноз – это результат глубокого исследования с применением огромного количества методов, в том числе и математических для получения наилучшего результата. Отдельные виды прогностических методов были изобретены непосредственно специалистами американских экспертных организаций. К таким методам относится метод Делфи. Метод Делфи был разработан корпорацией «РЭНД» в 1950-х гг. Суть метода заключается в подборке группы экспертов и их последовательный опрос. Основной особенностью метода является полная анонимность и независимость экспертов при выработке рекомендаций. При использовании
|
метода Делфи проделываются следующие процедуры:
– членам экспертной группы предлагается ответить на перечень вопросов по конкретной проблеме;
– результаты опросов сводятся в один интегральный документ, содержащий все рекомендации;
– каждый эксперт получает копию данного материала и в процессе ознакомление вносит корректировки в свои предлагаемые решения.
Последние два шага повторяются до тех пор, пока эксперты не придут к
согласованному решению.
В развитых странах «фабрики мысли» уделяют особое внимание не только анализу тех или иных явлений, но и способам донесения аналитического продукта до общественности и правительственных лиц. Еще в 1960–1970-х годах, Опираясь на достижения маркетинга, получившего стремительное развитие, они начали применять активные формы продвижения интеллектуального продукта. Ими стало уделяться значительное внимание выявлению потребностей политиков и изменений в повестке дня. В результате эти центры получили возможность предоставлять свои услуги именно в тот момент, когда это было наиболее необходимо, и в том виде, который в наибольшей степени устраивал лиц, принимающих решения.
В заключение, можно сделать вывод о том, что в современном мире веду щие государства прилагают все усилия для создания высокоэффективногомеханизма подготовки, принятия и продвижения решений по ключевым вопросам международной деятельности. Такого рода механизмы, как правило,имеют коллегиальный характер, характеризуются вовлеченностью многихсубъектов внешней политики и опираются как на аналитические разработки, так и на основательную научную экспертизу. «Фабрики мысли» существуют во многих развитых странах и чуть менее, чем за сто лет своего существования доказали эффективность своей деятельности. Американские«фабрики мысли» являются своего рода эталоном для мирового опыта.
|
Такие всемирно известные организации, как Корпорация «РЭНД», Институт Брукингса, Фонд «Наследие», Институт Катона и другие прилагают множество усилий для осуществление интеллектуального обеспечения политики. Для достижения наилучшего результата данные организации придерживаются таких принципов, как разветвленная, гибкая организационная структура, огромный штат из сотрудников-специалистов по самым разным направлениям, финансовая и политическая независимость, использование большого количества самых различных методов и технологий. Представляется очевидным, что выполняя свои функции, «фабрики мысли» могут способствовать решению актуальных общезначимых проблем, защищать и продвигать общественные интересы, тем самым, способствовать развитию и укреплению демократии.
«Фабриками мысли» (Think Tanks) принято называть публичные институты, осуществляющие консультирование по государственным и корпоративным контрактам, как правило, в области политического производства и оценки возможных социально-экономических последствий политических решений. Интеллектуальная продукция этих организаций — прикладная политическая экспертиза, исследования и аналитика, а также фундаментальные теоретические труды. Как правило, деятельность этих организаций отличает стратегическое целеполагание, основанное на определённых представлениях о желаемых социально-экономических и политических результатах. Это позволяет политикам и обществу принимать решения на основании предоставленной этими институтами информации. В этом отличие продукции «фабрик мысли» от собственно академических исследований.
Фабрики мысли создавались для привлечения новых людей и новых идей к решению общественно значимых проблем. При этом было неважно, какие это проблемы (экономические, политические, социальные, другие), что это за организация, которая предлагает решение (коммерческая, общественная, правительственная, партийная, другая), какие у неё виды деятельности (исследования, образование, другие), наконец, кто является потребителем результатов их работы (правительство, партии, коммерческие структуры).
Наиболее естественная классификация, по мнению автора, как раз и учитывает такую специфику. Итак, фабрики мысли подразделяются следующим образом:
- По видам деятельности (функциям):
- Проводящие анализ, исследования.
- Обучающие, организующие обсуждение проблем (проводят семинары, конференции, круглые столы, другие мероприятия).
- Выполняющие медиаторские функции, защищающие общественные интересы (правозащитные в каком-то смысле).
- Другие (многопрофильные).
- По направлениям деятельности:
- Занимающиеся политическими проблемами (демократизация и демократия, предупреждение коррупции).
- Занимающиеся экономическими проблемами (экономическое развитие, привлечение инвестиций, предупреждение кризисов).
- Занимающиеся экологическими проблемами (защита окружающей среды, ресурсосбережение).
- Занимающиеся социальными проблемами (общественная безопасность, борьба с бедностью).
- Занимающиеся правовыми проблемами (законодательная реформа, внедрение и развитие новых правовых институтов).
- Другие (многопрофильные).
- По правовому статусу:
- Общественные организации:
- Непартийные, неправительственные, некоммерческие общественные организации (НКО).
- Общественные организации, учредителями которых являются властные структуры.
- Общественные организации, учредителями которых являются партийные структуры.
- Общественные организации, учредителями которых являются бизнес-структуры.
- Образовательные учреждения.
- Департаменты властных структур.
- Коммерческие организации:
- Консультационные фирмы.
- Центры избирательных технологий.
- Другие организации.
- По степени независимости:
- Работающие на органы власти (федеральные, региональные, местные).
- Работающие на политические партии.
- Работающие на бизнес-структуры.
- Независимые (их результатами могут пользоваться власти, бизнес, политические партии, НКО и другие субъекты).
В деятельности «фабрики мысли» следует выделять три основные функции:
− функция политического анализа,
− функция политической коммуникации,
− функция воплощения политики (продвижения и принятия решений, оценки
произведенного действия в содержании выработки новых шагов и разработки нового политического курса).
Ресурсы (думаю это) Все источники финансирования делятся на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся членские взносы и поступления от целевых мероприятий (лекции, лотереи, другие источники). Сразу следует отметить, что для поддержания деятельности ЦПП только внутренних источников совершенно недостаточно. Внешние источники подразделяются на государственные, партийные, частные и получастные. Рассмотрим их подробнее:
- Государственные источники финансирования (к ним относятся российские и иностранные источники финансирования).
- Партийные источники финансирования. Это сравнительно новый вид финансирования, и заключается он в том, что партийная структура выделяет деньги на функционирование НКО. В качестве примера можно привести финансирование российскими политическими партиями их молодёжных организаций, хотя такие НКО трудно отнести к ЦПП.
- Частные источники финансирования. К ним относятся частные пожертвования, гранты от частных фондов, как иностранных, так и в последнее время российских, поступления от коммерческих структур. Частные источники включают:
- Частные пожертвования — НКО обращается к жителем с просьбой о финансировании. Этот источник наиболее распространён в США, при этом основными мотивами предоставления средств являются личные симпатии, идеология и другие факторы. Для ЦПП такой источник финансирования подходит слабо.
- Фонды:
- Иностранные фонды.
- Российские фонды.
- Получастные источники финансирования (НКО получает деньги от государства и распределяет их затем по заявителям — другим НКО). В принципе, возможно распределение средств среди ЦПП, но соответствующих примеров автор сегодня привести не может.
Итак, финансирование ЦПП может осуществляться как из государственных, так и из частных источников. Основную роль в финансировании играют различного рода фонды, в первую очередь иностранные, все более возрастает роль финансирования со стороны бизнес-структур.
Фабрики мысли, появившись в США в начале ХХ века как университетские структуры, разрабатывающие правительственные программы, в настоящее время приобрели огромное количество видов, типов и форм: фабрика мысли, аналитический центр, ресурсный центр, центр гражданского образования, центр избирательных технологий, правозащитный центр, центр публичной политики и многие другие. В России можно найти примеры, когда фабрики мысли зарегистрированы как общественная (некоммерческая) организация (НКО), в том числе и учреждённая властными структурами, образовательное учреждение, консультационная фирма (коммерческая структура) и другие.