Второй переходный период




Второй переходный периодв истории Древнего Египта (1715 — ок. 1554 до н. э., XIV—XVI династии).После падения XIII династии Египет распадается на самостоятельные номы. Претендующая на звание общеегипетской, XIV династия, утвердившаяся в Ксоисе, фактически контролирует лишь часть Дельты.

Новое царство

16 - 11 вв. до н. э., правление XVIII-XX династий. Это был период наибольшего экономического и политического могущества Египта и период наивысшего расцвета его культуры. Фиванские правители, победив гиксосов, не ограничились их изгнанием. Сначала только закрепляя свои военно-стратегические позиции в Передней Азии, цари Нового царства перешли затем к колоссальной завоевательной политике, превратившей, в конечном счёте, Египет в крупнейшую державу середины 2-го тысячелетия до н.э. Первой жертвой египетской экспансии стала Эфиопия: уже при третьем фараоне XVIII династии, Тутмосе I, южная граница Египта переместилась за третьи нильские пороги. После смерти Тутмоса I власть перешла к юному Тутмосу III, но первые 20 лет его царствования престол фактически находился в руках его тётки Хатшепсут, первой в истории Египта женщины-фараона. В её правление была предпринята экспедиция в страну Пунт, расположенную на полуострове Сомали и славившуюся своими благовониями. Египетское господство распространилось до областей на юге Красного моря. Эти события были отражены в росписях грандиозного поминального храма Хатшепсут. При Тутмосе III Египту была подчинена огромная территория, простиравшаяся от Северной Сирии до четвёртого нильского порога. Фактически вся Передняя Азия и Нубия были подвластны египетской державе. Египетское владычество простиралось и на острова Средиземного моря, в первую очередь на Крит. Из провинций в Азии и в стране Куш Древний Египет получал дань древесиной, медью, оловом, свинцом, серебром, а также скотом, рабами, винами, ювелирные изделиями, слоновой костью. В этот период армия Египта стала регулярной. Египетское государство превратилось в централизованную раннерабовладельческую монархию военного типа.

Наибольшей политической мощи Египет Нового царства достиг при Тутмосе III, внуке Яхмоса I. В общественной жизни страны огромную роль стало играть жречество, особенно столичное в Фивах. Главное святилище Амона в Фивах, ныне известное как Карнакский комплекс, превратился в пышное сооружение, свидетельствовавшее о мощи и богатстве Нового царства. Грандиозный масштаб храмового строительства был отличительной чертой этой эпохи. Концентрация огромных богатств в руках жрецов, а также в руках высшей потомственной знати необычайно усилило их, особенно к концу правления XVIII династии, при фараоне Аменхотепе III.

С целью ослабить всё возрастающую силу знати и жречества, противостоящую власти и значению самого царя, сын Аменхотепа III фараон Аменхотеп IV провёл социальную и религиозную реформу, небывалую в истории Египта по своей смелости. Отстранив от главных государственных должностей чиновников из старой знати, он привлёк из служилой знати людей, обязанных своим высоким положением, не происхождению, а исключительно воле царя. Для того чтобы уничтожить саму основу идеологической власти жрецов, Аменхотеп IV объявил всех богов Египта ложными, закрыл все их храмы, а новым божеством провозгласил сам солнечный диск, культ которого существовал в Египте уже в эпоху Среднего царства как один из местных культов, но широко распространён не был. Изображать единственное божество можно было только в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися человеческими ладонями.

В честь этого бога строится новая столица Ахетатон (Небосклон Атона) в незаселённой прежде долине, где ранее не существовал какой-либо культ, а, следовательно, не было старых храмов и их жрецов. Своё имя Аменхотеп ("Амон доволен") изменил на Эхнатон - "Благой для Атона", а имя жены - царицы Нефертити ("Прекраснейшая") - изменил на Нефер-Нефру-Атон ("Прекрасная красотою Атона"). В наши дни возле руин Ахетатона находится арабское селение Эль-Амарна, по его наименованию время правления Эхнатона и искусство этих лет часто называют амарнским.

При Эхнатоне, всецело поглощённым религиозной реформой, почти не велись завоевательные походы, не поддерживался контроль Египта над Палестиной и Сирией, ослабевают связи с Вавилонией и другими государствами Ближнего Востока, Египет теряет в этом регионе своего главного союзника - государство Миттани и не противостоит росту могущества своего будущего соперника в Сирии - Хеттского царства.

Религиозно-политическая реформа Эхнатона была заранее обречена на неудачу, так как остались неизменными социально-экономическая основа и идеология общества. К тому же учения Эхнатона были слишком непонятны и чужды народу, привыкшему обращаться с молитвой если не к Амону-Ра, то к другим великим небожителям и целому сонму мелких божеств, благодетельных и добрых, унаследованных от предков, а потому близких и родных.

Вскоре после смерти Эхнатона в первой четверти XIV века до н.э. при Тутанхамоне наступила реакция, было восстановлено почитание прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта. Преемники Эхнатона на египетском престоле старательно уничтожали всё то, что говорило о дарующими жизнь солнечном диске Атоне и его первом пророке. При четвёртом преемнике Эхнатона, царе Харемхебе, реакция особенно усилилась: уже почти полностью безлюдный город Ахетатон был "разметан", его постарались стереть с лица земли, чтобы уничтожить и саму память о правлении царя-вероотступника "из Ахетатона".

Начиная с XIX династии Египет опять вступил в полосу войн. Они способствовали притоку богатств и рабов в Египет и вызывали сопротивление народов, казалось бы, навечно покорённых фараонами в Нубии и Передней Азии. При кажущемся спокойствии внутри страны продолжалась борьба фараонов со знатью и жречеством, которая приняла теперь скрытую форму. Например, фараон Рамсес II, не порывая решительно вновь укрепившимися фиванскими жрецами, старался лишь ослабить их огромную власть. Оставив Фивы официальной столицей государства, местом своего пребывания, т.е. реальной столицей, он сделал свой родной город Танис в Дельте, который по такому случаю был переименован в Пер-Рамзес (Дом Рамзеса). Местным божеством в этом городе был Сет: его культ, как и культ мемфисского бога, Птаха получили в этот период широкое распространение. Однако старая египетская столица, Фивы, по-прежнему оставалась крупнейшим культовым центром: фараоны XIX династии развернули здесь грандиозное строительство в храмовых комплексах Амона в Карнаке и Луксоре, свидетельствовавшее о небывало могуществе правящей династии.

Правление Рамзеса II стало последним периодом расцвета Новоегипетского царства. Его преемникам пришлось столкнуться с натиском ливийцев. В последние годы царствования XIX династии обострилась вражда между севером и югом с центрами в Фивах и Мемфисе. Правителям следующей династии пришлось вновь столкнуться с серьёзной внешней опасностью в лице ливийцев и "народов моря". Последний крупный властитель Нового царства Рамзес III несколько раз отражал иноплеменные вторжения, но его правление осталось последним периодом сильной централизованной власти в Египте. В конце правления XX династии Египет распался на ряд отдельных царств. Около 1050 года до н.э. он оказался под властью двух самостоятельных групп правителей: на севере, в Дельте, - номархов Пер-Рамзсеса (Таниса), которые образовали XXI династию, а на юге, со столицей в Фивах, - жрецов Амона, родственно связанных с танисскими фараонами. Великая египетская держава перестала существовать: Сирия, Палестина, Финикия не признавали больше египетского владычества, и только Эфиопия оставалась под властью египетского наместника до конца правления XX династии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: