II Модуль коррекционно-диагностический.
Задачей данного модуля является выявление особенностей развития детей с комплексными нарушениями, что определяет перспективу построения коррекционно- педагогической работы. В контексте исключительно важного положения Л.С. Выготского «о зоне ближайшего развития», доминирующим принципом здесь выступает - принцип динамического изучения ребенка, благодаря которому появляется возможность отчетливо обрисовать не только психологический портрет ребенка на данный момент, но и определить его потенциальные возможности в обучении.
В ходе динамического наблюдения за детьми в коррекционно-развивающем процессе определяются:
- состояние мотивационной сферы и навыков;
- индивидуальные особенности деятельности ребенка (темп прохождения материала, объем усвоения учебного материала, степень самостоятельности и др.);
- уровень общения со взрослыми и детьми в процессе деятельности;
Наблюдение за ребёнком в процессе обучения, в режимных моментах и свободной деятельности позволяет составить полное представление о характере и содержании ведущей деятельности, её особенностях (возможности осуществления самостоятельных действий, активности в достижении результата, характере используемой помощи).
Модель системы коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития
Важными условиями второго модуля является:
- систематическая диагностика, в которой выявляются особенности развития детей в процессе обучения и воспитания, а также отслеживаются показатели продвижения ребенка в ходе психолого-педагогической деятельности.
|
- систематическое наблюдение, позволяющее оценивать качество развития и обучения ребенка, следует проводить не только с помощью экспериментально- диагностических психологических мероприятий, но и на основе систематического психолого-педагогического наблюдения за детьми в ходе учебно-развивающей деятельности. Таким образом, полученные данные не будут носить сугубо ситуативный характер, а будут объективными в отношении каждого ребенка.
- осуществление контроля и корректировки в процессе обучения с целью комбинирования содержания изучаемого материала или сокращения его объема, также проведения изменений методов и форм работы в случае их неэффективности.
- при динамическом психолого-педагогическом изучении ребёнка отмечаются его работоспособность, внимание, степень утомления, выявляются также негативные факторы, которые при первичном обследовании были скрыты и проявились уже в ходе педагогической работы.
- по показаниям осуществляется медицинское сопровождение.
Для реализации и решения задач, возникающих из образовательных потребностей детей с комплексными нарушениями развития в процессе обучения, необходимо разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, который представляет собой интегрированную модель психолого-педагогического пространства, создаваемого всеми специалистами различного профиля и семьи, с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка с комплексными нарушениями развития. Индивидуальный образовательный маршрут отражает специфические средства овладения необходимым (программным) содержанием; способы организации психолого-педагогической помощи, проектирование индивидуальных программ обучения и развития, а также способы деятельности, с помощью которых ребенок постигает необходимые знания, умения, навыки и продвигается в развитии.
|
Границы модуля-II очень расплывчаты, так как он служит промежуточным образованием, являющимся с одной стороны диагностическим потому, что первичное обследование по нашему мнению, не завершено и не может дать точных показаний для принятия окончательного решения в отношении дальнейшего обучения. С другой стороны этот модуль является и коррекционно-педагогическим, т.к. ребёнок погружается в учебно - образовательную сферу, однако действия педагога находятся на стадии поиска, уточнения, определения наиболее верного пути для дальнейшего обучения. Итогом работы модуля II является принятие коллегиальных решений в отношение каждого ребёнка на основе результатов комплексной диагностики и на основе данных психолого-педагогического изучения ребенка в коррекционно-развивающем процессе начальной ступени, а именно уточняется группа, класс, где должен учиться ребенок и определяются положения постороения коррекционной психолого - пеадгогической работы.
III Модуль коррекционно-развивающий.
Этот модуль представляет собой организованный целенаправленный коррекционный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействуя педагогов, психологов, родителей и детей. Составной и неотъемлемой частью педагогического процесса является коррекционная психолого-педагогическая деятельность. Среди основных задач этого этапа можно выделить следующие:
|
- уточнение и постановка целей психолого-педагогической работы; проектирование вариантов оптимальных условий для воспитания и обучения детей;
- реализация индивидуальных коррекционных программ и технологий обучения и развития;
- реализация на практике коррекционного психолого-педагогического взаимодействия специалистов с детьми, специалистов с родителями, родителей со своим ребенком.
Цель коррекционной психолого-педагогической работы с детьми, имеющими комплексные нарушения - это содействие их всестороннему развитию, выявление положительных и сглаживание отрицательных сторон личности, преодоление социальной недостаточности, что в итоге подводит детей к социальной адаптации, приспособлению к условиям жизни в социальной среде. Необходимо, используя потенциальные возможности детей, развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы они могли самостоятельно себя обслуживать, ориентироваться в предметах, явлениях общественной жизни, общечеловеческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности. Достижение обозначенных целей обеспечивается решением следующих задач:
1. Развитие психических функций и познавательной деятельности в процессе обучения и воспитания.
2. Расширение знаний и представлений об окружающем.
3. Формирование и развитие коммуникативных навыков.
4. Развитие навыков социализации.
5. Формирование базиса личностной культуры, правильного поведения.
Реализовать развивающую направленность процесса обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития возможно в специальных условиях, которые в данном случае мы рассматриваем как интегрированную модель психолого-педагогической согласованной деятельности специалистов по содержательным и организационно- методическим аспектам.
Выводы:
Своеобразие сложных нарушений у детей данной категории, где сочетаются дефекты зрения, слуха, интеллектуальная недостаточность, нарушения опорно-двигательной системы, речевые расстройства требуют научного обоснования процесса развития, обучения и воспитания. Учитывая это обстоятельство, следует признать, что методологическое учение о детях с множественными нарушениями развития строится на стыке различных научных областей: психологии, педагогики, ряда специальных дисциплин, медицинского блока, социальной педагогики.
Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями основывается на принципе психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением, который был сформулирован известными отечественными исследователями Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элькониным и др. Главный тезис этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка опосредствовано его воспитанием и обучением.
Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса
По отношению к общей системе специального образования, коррекционное психолого- педагогическое образование детей с комплексными нарушениями развития является интегрированной подсистемой, которая обладает рядом качеств: целостность и единство составляющих ее элементов; многомодульность, которая отличается вариативностью. В настоящее время система коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями находится в стадии развития, несмотря на это, может реализовываться в различных специальных коррекционных учреждениях и опираться на разработанные программы, методические и нормативные материалы и управление органами руководства образованием различных уровней.
Успех работы с такими детьми зависит от компетентности и высокого профессионализма педагога, психолога. Универсальность его знаний и возможностей предопределяется умением ориентироваться в различных отраслях специальной педагогики, глубоким пониманием специальной психологии, определенными сведениями и некоторой подготовленностью по ряду медицинских дисциплин. Обретение этих качеств становится залогом возможности и успешности в разработке вариативных моделей индивидуальных коррекционных программ, инновационного инструментария диагностики, обучения, воспитания и реализации основных направлений психолого-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития в специально образовательных условиях, которые необходимо организовывать в учреждении и семье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М„ 1995.
2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и
3. воспитания: Хрестоматия / сост. Н.Д.Соколов, Л.В.Калашникова. - М., 2001.
4. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2004.
5. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М., 1995.