На основе взаимных прав и обязанностей.




Из личного опыта

Начало всегда трудное

Это сейчас, спустя много лет, как стал председателем профкома, просто воспринимаешь написанное. Обычная фраза. Что особенного. А сколько за ней пережитого? Кто хоть на один срок избирался председателем профкома, знает, что с первого дня ты уже себе не принадлежишь. Уйма каких-то вечных неразрешенных проблем. Думаешь, ну вот закончу с картошкой, капустой. Сделаем зимние заготовки и легче станет. Ан, нет! Новые накатываются дела. Так изо дня в день.

Не все выдерживают. Я уже был шестым председателем за минувшие три года. Как ивсе, когда избирали, задавал вопрос: «А почему меня?» Ну, а в школе как — все знают: предложили — голосуем «за». Все. Единодушно. А что за этим? Тоже все знают — лишь бы не меня.

Так и я. Чем отличаюсь от других? Честно скажу, спорить на собрании не стал. Избрали, так избрали, Поживем, увидим. Так вот легко рассуждал. День — другой прошел, чувствую коллеги робко, но вопросы «подкидывают». День ото дня все больше. Призадумался.

Как-то сразу об ответственности перед коллективом подумал. Так учили! Эту же школу отлично окончил, сюда же вернулся после вуза. Стаж уже приличный. Дети, родители, учителя ценят. Ответственность — ответственностью. А что делать? С чего начать?

Никто ни о каких делах профкома не спрашивает. Как райкомовцы говорили — помогать будем, так это обещание и повисло в воздухе. директор, радостно воспринявший мою кандидатуру, претензий не предъявляет. Хотя тоже обещал поддержку.

Совесть меня загрызла. Третья неделя пошла, а профком-то бездействует. Ну, думаю, давай соберу всех на совет. Нас одиннадцать избрали. Школа большая. Наверное, так и надо. Выбрал время. Да что его выбирать — окон-то у учителя много. Стал приглашать на профком. Но, оказывается — у одного в назначенное для ПК время свои уроки. У другого — совместительство в Доме творчества. Третий болен... Сами понимаете, некому и некогда. Трое из одиннадцати смогли. Хорошо, думаю, все равно соберемся. Хоть мнение других узнаю.

Теперь-то убежден, что правильно сделал. И всем начинающим советую — не гонитесь за полной явкой. Объединить вокруг себя единомышленников надо. Здорово, правда, какая мысль! А где эти единомышленники? Сели втроем. Спрашиваю, что делать будем? Какие предложения, мысли есть? В ответ слышу, тебя избрали — ты и действуй! Мы, дескать, поручения привыкли исполнять.

— Стоп. Приехали. Так же нельзя, — разгорячился. — Нас ведь избрали, Сообща надо...

Мне я договорить-то не дали. Думай, Леша, думай! С этими словами мои коллеги и ушли. И опять все тот же вопрос, что делать? По наивности стал архивы искать. Бесполезно. Негде, ни у кого. Ни одного следа о том, что в школе действует профсоюзная организация.

Вот тут только осознал, что в том и моя вина есть. Членом профсоюза состою, на собраниях бываю. Поручения даже выполнял. А в целом — над чем работали, чем занимались, не знаю. Не касалось меня. Да и других тоже.

Тогда с коллегами поговорил. Разделяют мое мнение, что плохо не знать о делах, активнее надо быть. Словом, как всегда рассуждения, рассуждения...

Сгоряча даже мысли вслух высказал, тогда давайте распустим нашу организацию, если никому ничего не надо. Тут мне быстро нашептали: ты, это, Леха, не горячись. Подумай. На разлад коллектива идешь.

И только один Сергей Васильевич, химик наш, подошел, руку положил на плечо и тепло так, по-отцовски, сказал: «Ты после уроков зайди. Чайку выпьем. Поговорим. Не суетись!»

И как-то тепло стало. Это правда. В каждом коллективе есть опытные, зрелые люди, готовые помочь, подсказать, направить. Теперь уже твердо скажу: пойдешь за советом — найдешь; под лежачий камень...

Так вот о Сергее Васильевиче, вернее, о нашей встрече с ним. Умудренный жизнью человек ждал меня в назначенное время. Кофе заварил. Разговор сам собой приобрел нужное мне направление. Сергей Васильевич так по-доброму подметил, что виновников безделья нашей профорганизации искать не надо. Делом надо заняться. Каким?

А вот, говорит, уже несколько коллег, и повторяет мою мысль, «подкинули» тебе вопросы. Их решать надо. По-быстрому, для нас может показаться, что проблемы других не так остры. А для отдельного человека — непреодолимая стена, Пробить ее одному нельзя. Сил нет. А сообща, через профком сделать легче.

Хотел было я задать вопрос, а как? А Сергей Васильевич, так это рассудительно продолжал: «Вот, Нина Григорьевна уже много времени потратила, чтобы привести записи в трудовой книжке в соответствие с требованиями Трудового Кодекса. Где только не была. А дело так и ни с места. Надо помочь. Есть же юристы в обкоме. Поручить кому-то из членов ПК побывать там. Уверен, помогут. Они ведь специалисты».

Тут я почувствовал, что мне надо бы делать кое-какие записи. Засуетился. Сергей Васильевич понял меня икак бы невзначай раскрыл передо мной новенький еженедельник и продолжал: «Записывать всегда надо. И для памяти. И для дела. И для контроля. А еженедельник— тебе подарок. Так вот дальше...»

И Сергей Васильевич напомнил мне об обращении Валентина Григорьевича по поводу предоставления свободного дня, так как учится заочно в педуниверситете. А Юлия Николаевна нуждается в материальной поддержке, так как у нее трое детей, муж тяжело болен... Много еще было названо проблем, разрешение которых, это я теперь понимаю, требовало участия профкома.

Долгой была наша беседа. И я так благодарен судьбе, чтосвязала меня с Сергеем Васильевичем. Признаюсь, раньше и не предполагал, что он такой открытый собеседник. Душа-человек! Иеще чужую боль он считает своей. Узнал о его сложной жизни. Двух сыновьях-атомщиках, так рано ушедших из жизни в связи с облучением. Об одинокой жизни после смерти жены. Поймал себя на мысли — если не знал ничего о Сергее Васильевиче, вероятно, не знаю и о других. А ведь они нуждаются в помощи, поддержке коллектива.

Уходя, я искренне поблагодарил Сергей Васильевича за встречу. Он не дал договорить: «Не в этом суть. Давай Нине Григорьевне я начну помогать. По другим определи членов профкома. А сам займись литературой. Почитай журналы, газеты профсоюзные. А заседания профкома, собрания никуда не уйдут. Люди прежде всего». С такимипожеланиями Сергея Васильевича я и ушел домой.

А на следующий день сделал для себя открытие в библиотеке. Оказывается, есть солидная библиотека в федерации профсоюзов. Открытие в том и состояло, что впервые, к стыду своему, узнал, что есть газета профсоюзов «Солидарность», журналы «Профсоюзы», «Профсоюзы и экономика», «Библиотечка профсоюзного активиста», а сколько книг по различным направлениям профсоюзной деятельности!

По прошествии лет могу сказать и убежденно, что литературы для председателя профкома предостаточно. А сейчас, когда есть еще и своя газета («Мой профсоюз» жизнь должна быть интереснее. Уверен, если добиться, что «Мой профсоюз» будет в каждой профорганизации, мы станем богаче своевременностью материалов, мыслями коллег, актуальностью раскрываемых газетой проблем профсоюзной организации.

Возразить мне можно в одном, где взять деньги на подписку? Профбюджет не дает возможности все выписать, у педагогов средств просто нет. Тогда как выйти из положения? У меня это было так. Когда везде получил один ответ: денег на подписку нет, раскрыл список своих выпускников прошлых лет и нашел среди них тех, кто стали руководителями предприятий, фирм, банкиров... Унизительно было, но пошел к ним с поклоном. Помогли и помогают еже годно. Зато мои помощники теперь — профсоюзные газеты, журналы, книги (кстати тоже по подписке).

А как же с заданиями профкома, профсоюзными собраниями? Первый профком был необычным. Просто пришли все, Всем было о чем рассказать. Еще бы! Каждый ведь выполнял конкретное поручение по запросу наших членов профсоюза Нам повезло. Говорю так потому, что не всегда удается удовлетворить все просьбы членов профсоюза. Убежден, что не получилось сегодня, завтра сделаем и продвинемся вперед. Главное — не останавливаться.

На этом заседании профкома осознал, что меня поняли. Ни на кого не давил. Выполнение индивидуальных поручений стало основой для выработки коллективных дел. Но об этом в следующих записках.

 

Профсоюзное собрание

Кому не известна картина из школьной жизни: идет педсовет, общее собрание и т.д. Сценарий из года в год один. Хорошо, если в два часа разговор закончится. Ну, что греха таить — любим мы «поговорить». Как правило, приоритет директору. Дополняют заместители. А их предостаточно: и по учебной работе, и по воспитательной, и по науке... Все адресовано главному действующему лицу педколлектива — учителю.

Видимо, так и должно быть. Но когда в очередной раз приходишь на такое собрание, заранее знаешь, что и о ком скажут руководители, интерес пропадает и тогда... Находчивый учитель разворачивает конспекты, поурочные планы, а то и просто тетради проверяет. Никто не прячется. Все знают, что педагоги перегружены. Нет ни у кого, наверное, столько документации, сколько у учителя и врача! Скажите, о чем это я.

А вот о чем. Только сейчас осознал, сколько же мимо меня прошло информации. Хорошей, доброй, нужной! Вот почему не зналконкретики о нашей профсоюзной жизни, о чем на первых страницах писал. В самом деле на профсоюзном собрании, впрочем, как и на любом другом, я присутствуя, отсутствовал. Разговор вели заранее задействованные лица. Редко когда обсуждаемые проблемы «задевали» всех. Вот уж когда о задержке зарплаты или о долгах по книгоиздательской деятельности речь шла, горячо было. Всех касалось. Потому и «активизировать» никого не приходилось. А что касается базисного плана или очерёдного реформирования, школьного дела, то все «уходили» в проблемы тетрадей, планов, о чем уже сказал.

Зачем такое вступление. Опять объясняю. Стали на профкоме вести разговор о наших предстоящих профсоюзных собраниях. План хороший составили... Дни проходят. Приближается дата проведения собрания. Помню его повестку: «Об участии членов профсоюза в реализации положений Закона «Об образовании», о правах и обязанностях участников образовательного процесса». Во как! Переживаю, но как-то все спокойны. Не будёшь ведь каждого, кто готовится выступить, проверят. Решил — как получится — так и будет.

Если бы я знал или кто подсказал, как поступить, может быть, все удалось бы изменить. А то рифов, подводных течений на пути оказалось много. Даже не ожидал.

Первое. Буквально за два—три дня до собрания один заявляет и так спокойно:

— На собрании не буду, В моем классе родительское собрание. Директор участвует.

Другой коллега сообщает об олимпиаде по иностранному языку в день проведения собрания. Третий проводит со старшеклассниками конференцию по линии научного общества учащихся… Насторожился. Иду к директору. Естественно с возмущением. Дескать, как так — профсоюзное собрание намечено. А тут олимпиады, НОУ...

Алексей Николаевич – директор наш, спокойно выслушал и также спокойно ответил:

— Знал, что придешь, Алексей Григорьевич. Решил не мешать тебе. Наметили собрание — проводите. Вы ведь независимый профсоюз. Только вот, намечая, в план общешкольный надо бы смотреть.

Что скажешь — урок! И вправду, план коллективом утверждали, а свои профсоюзные дела с ним не согласуем.

С одной стороны обидно было. Что директор, другие не знали о совпадении мероприятий? Знали. На устойчивость председателя профкома решили проверить. Такие вот пробежали мысли. А Алексей Николаевич продолжал:

— Проводите. Раз перенесешь, другой — порядка не будет. Только на будущее учти. В согласии надо действовать. Люди-то одни.

Не понравилось мне «благородство» директора, и я посчитал это вторым ударом и вспылил: «Значит, Вы не заинтересованы в наших делах! А повестку-то вообще читали? О Законе ведь речь, о Законе!»

— Нет, — остановил меня Алексей Николаевич, — Заинтересован. И мешать не собираюсь. Только к согласованным действиям призываю. К партнерству, если хотите! И заговорщически улыбнулся:
— А выход есть!

Я немного «остыл» Выслушал директора и принял его предложение вначале всем побывать у коллег на собрании, олимпиаде, конференции, У кого какой интерес — тот и идет, где нужно быть.

И тут у меня родилась идея. А что, если это будет первый этап собрания. Сегодня посмотрим практику, а затем, определившись по времени, проведем второй этап намеченного профсоюзного собрания.

Компромисс был найден. Забегая вперед, скажу — решение было оправданным. И вот почему. После посещений, как у нас принято называть, «открытых мероприятий», почтиу каждого возникли серьезные вопросы.

— Почему родители остались один на один со своими детьми? Где наши педагогические идеиМакаренко? Что, нет сил лекторий организовать, семинарские занятия? Тем более, что двое учителей аспиранты-заочники университета. Им ой как надо экспериментировать, проявлять себя.

По олимпиаде. Сколько усилий надо было приложить учителям иностранного языка, чтобы достойно представить знающих английский ребят. А кто и как учителей оценил? Можно сказать впервые на олимпиаде коллеги увидели и оценили труд«иностранцев».

Или НОУ. Раньше считал, что старшеклассники играют в науку. Но когда сам увидел академиков, профессоров, доцентов и других вузовских светил среди ребят, азартно спорящих, доказывающих и отстаивающих свою позицию, понял — это тоже незнакомое для многих работников школы явление. Развивать его надо бы, поддерживать коллег, что в старших классах работают.

Чувствую, зреет вопрос: а при чем тут права и ответственность? Этому ведь решили посвятить очередное профсоюзное собрание. Ответ прост. Только раньше мы не задумывались, что у известных наших педагогов школы есть право на длительный дополнительный отпуск. Право есть и отпуск учителя заслужили. Нужен-то он им не столько для отдыха, сколько для обобщения практики, написания пособий, методичек. Может быть и книг. Подготовка к профсоюзному собранию натолкнула на мысль о выработке соответствующего Положения о порядке и условиях предоставления дополнительных отпусков в нашей школе.

Все эти проблемы и поставили на втором этапе собрания. Правда, Алёксей Николаевич как директор внес еще одно предложение — не заслушивать его доклада. Он готов. С теоретическими положениями можно ознакомиться и позже. А вот бы не упустить ни одной доброй мысли участников, наброски сделать, По отдельным проблемам может быть и решение принять.

С таким мнением согласились, И здесь же на собрании отработали Положение о порядке предоставления дополнительных дли тельных отпусков до одного года. Решение приняли. Поручили директору подготовить соответствующий приказ, согласовать с профкомом и представить каждому нормативный локальный акт.

Среди других были решения, связанные с конкретными мерами по оказанию действенной помощи родителям в воспитании детей в семье. Ни у кого не было возражений об участии родительской общественности в педсоветах, совместных заседаниях совета ШКОЛЫи профкома.

Получило разрешение проблема организации и проведения факультативных занятий. Нередко такие занятия срывались по разным причинам, т.к.проводились исходя из возможностёй учителя. Решили два первых урока по четвергам отдать факультативам по всем классам одновременно. Практика подтвердила правильность такого решения. Учителя все знали, что в эти часы факультативных занятий они ничем другим не заняты, их ни на что не отвлекают.

Дети довольны. У кого нет занятий, есть возможность поработать в читальном зале библиотеки. Учителя, не имеющие факультативов, могли заняться самообразованием, поработать в методкабинете.

И еще. В правовом плане разрешили проблему о проведении различного рода совещаний в школе. Пришли к выводу, что при хорошей подготовке, без лишних слов, конкретно ведя разговор, можно любое совещание даже педсовет провести в пределах полугора часов. Согласились отвести для заседаний один день — понедельник. Причем между сменами — в первой по всем классам пять уроков, после пяти уроков первой смены до первого урока второй и есть 1,5 часа.

Первое время трудно было. Теперь привыкли. Вечера все свободны. Зато оперативно и по-деловому стали проходить все наши заседания. Тут уж не до проверок тетрадей — работать надо! Вторая смена «поджимает». Вот на деле и рациональное использование времени учителя.

Это же собрание позволило в коллективе организовать семинарские занятия по трудовому законодательству, передовой технологии учебно-воспитательной деятельности.

Алексей Николаевич доволен, что, наконец-то, по пути сотрудничества пошли. Общие дела появились у администрация и профсоюзной организации. Из лексикона исчезли слова о пресловутой помощи. Вспомните. Приходили на какой-либо семинар в лучшую школу. Директор с гордостью отзывается о председателе профкома:

— Он у меня хороший помощник!

Не должно быть такого. Председатель профкома тот же руководитель. Только на общественных началах. И никакой не помощник, а партнер. Главная его роль — защита социально-экономических прав участников образовательного процесса.

 

3. Наметь нетрудно. Как организовать дело?

Только возвратился с очередного семинара, что райком профсоюза проводил. Один из коллег с досадой поделился, что мои дневниковые записи на практике осуществить не может. Читаю — говорит, – и все понимаю. Начинаю действовать, — не получается.

Готовлю заседание профкома. Только сосредоточусь — текучка «заедает». То куда-то надо срочно позвонить. То справку дать. А тут еще неотложные дела классного руководителя.

Знакомо, ой как знакомо все. А выход есть. Не замыкать все проблемы на себя. Не стараюсь сам решать все вопросы. Поручаю коллегам по профкому.

В самом деле, почему урегулировать разногласия, возникшие между учителем и завучем, должен председатель профкома? Не хуже этого сделает Мария Андреевна, член профкома. Как-то у нас в школах заведено и в нашей тоже. Все знают, что, к примеру, Мария Андреевна представляет интересы профкома по проблемам расписания, замены уроков, совещаний. А идут ко мне. Это и хорошо. Все знаешь, держишь, как говорится, рукуна пульсе. Только вот убежден – — не беги сходу, сломя голову, разрешать названную проблему Все сам не сделаешь. Вот пример.

Молодой педагог – выпускница педколледжа, решила заочно обучаться в педуниверситете по специальности логопеда. Толково поступает. Кто знает, как в будущем будет с контингентом? Наберем ли первый класс? Будет ли работа после выпуска четвероклассников? Потому и решила, что логопедия не помешает. Только вот завуч не поняла учительницу: «Найдете замену себе, тогда и об учебном отпуске поговорим», -— сказала, видимо, сгоряча Перегрузка ведь и у нее, не только у учителей.

Поручил Марии Андреевне молодому коллеге помочь. Она у нас молодчина, Сначала все изучит, обдумает, нужные документы найдет для объяснения. Вот и в данном случае закладочки сделала в известных законах «Об о6разовании», «О высшем и послевузовском образовании», в наших Правилах внутреннего распорядка и с ними к завучу:

Не понимаю Ваших действий, Галина Васильевна, Вот как по закону, а у нас вдруг по-другому. Почему учитель должен искать замену? Почему отказываем в учебном отпуске?

Признать бы Галине Васильевне разъяснения члена ПК, извиниться. Все-таки превышение полномочий есть. Ан нет. В адрес профкома полетели фразы: «Вы бы только контролировали. Помощи от вас никакой. Бездельников защищаете!»

Выдержала Мария Андреевна натиск. добилась все же проекта приказа об учебном отпуске. Словом, помогла.

Пока Мария Андреевна выясняла отношения с завучем, навалились другие проблем. Уборщикам служебных помещений завоз отказала в доплатах за работу с дезинфицирующими средствами. Своим решением. Просто так: не будете получать и все тут. А почему? Кто дал распоряжение?

А библиотекарь запросила с практикантов педуниверситета оплату за пользование учебными пособиями. Учитель физкультуры снял с занятий учащихся членов команды школы по спортивному ориентированию для тренировки.

Бывают вот такие дни в школе, когда прорвет сразу в нескольких местах отлаженный механизм. Жизнь есть жизнь. Только в чем причина? Помните, на собрании добрые деланаметили. Никто не возражал. А на деле? Оказывается, реализовать намеченное трудно. И у нас было бы так. Но мы пошли другим путем.

Для нашего коллектива мелочей нет. Любым разногласиям,
неполадкам в организации учебно-воспитательного процесса придаем особое значение. Обсуждаем проступок. Как у Макаренко — проступок, а не человека.

И в тот день, когда «прорвало», мы с профкомом рассматривали проблемы у директора. Алексей Николаевич, умудренный в жизни руководитель, внимательно выслушал нас. Тут же извинился за завуча. Подчеркнул: «Под настроение руководителя подстраиваться нельзя. Не будет коллектива. Раз промолчим, другой, ой и «зарываться» начнет. Сразу надо аргументировано доказывать свою правоту! Как Мария Андреевна сделала. Но в любом конфликте виноваты обе стороны. Давайте найдем ошибки и проведем работу над ошибками.

Что скажешь, компромисс найден. И опять же благодаря разумному подходу директора. Атмосфера разговора стала дружелюбной. Оказывается, завуч накануне на «скорой» пятилетнего малыша увезла в больницу. Муж в командировке. Как там ребенок один в больнице? Душа разрывается. А тут еще неожиданно два учителя заболели. Срочно замену надо обеспечить. Вот и резко ответила молодой учительнице. Не сдержалась.

Мы ведь в школе сердобольные. Сразу входим в положение. И уже стрелы возмущения направлены в адрес другого.

Алексей Николаевич опять же направляет разговор в нужное русло: «Так как же с работой над ошибками?»

Не буду передавать итоги обсуждения. Лучше о выводах.

Первое. Недостаточна личная роль председателя профкома в реализации намеченного на профсоюзном собрании. Помните тему его — о правах и обязанностях участников образовательного процесса. Так вот. Наметили по группам еще раз «проштудировать» педагогику параллельного и индивидуального действия. А с руководителями не встретился. Не определились в главном — как макаренковские идеи обсудить, чтобы в душу запали. Программой стали. Вот и получилось, что группы-то работали. Но, оказывается, формально.

Вторая ошибка. Вместо последовательных действий, сразу взялись за решение всех проблем. А они не «вписались» в общешкольный план. Перегрузка пошла.

Третье. Это хорошо, что каждый считает себя профессионалом. Я же педагог — так мы думаем, звание учителя по диплому имею. Потому, стоит ли меня учить, как готовиться к разговору с коллегами? Оказывается, стоит. И прежде всего потому, что формы хорошо усвоили. Над содержанием плохо работаем. Следовательно, сводим все и нередко либо к инструктажу, либо к лекции.
Четвертая ошибка в том, что, берясь за новое дело, не анализируем, как выполнено предыдущее. Вспомните, сколько добрых
начинаний было в школе. Но в погоне за новизной, внедрением
передового опыта оставляем незавершенным начатое. Выходит,
привыкли значимое для нашего коллектива заменять новым. Не
думаем, что это новое характерно для другого коллектива. Желание не отстать от других иногда парализует всю деятельность.
К такому выводу пришли на внеочередном профсоюзном собрании. Коротком, оперативном. Куда и вынесли работу над ошибками. Получасовой разговор пришелся по душе участникам. Оказалось, многие так думали, но боялись в «передовиках» оказаться. Что, дескать, высовываться — план есть, вот и действуй. На этом собрании уже четко прослеживалось, что все говорили не штампованными фразами. Конкретно, коротко. По делу! О чем?
Все отмечали, что профком действует. Заметно его влияние в коллективе. Только вот места в школе не нашлось, где бы профком мог собраться, где бы можно было сосредоточиться. Скажете, методкабинета мало. Или завучи отказываются свой кабинет предоставить, когда необходимо собраться. Это все не то. Для общественной организации свой уголок нужен. Где под рукой нужные документы, газеты, журналы. да и атмосфера другая — нет давления официоза.
Кстати, Мария Андреевна, как всегда, руководствуясь документами, процитировала Трудовой кодекс об обязанностях организации предоставить выборному профсоюзному органу необходимое помещение со всем оборудованием, отоплением, освещением, уборкой и охраной для работы самого органа и для проведения собраний работников.
Алексей Николаевич как директор не возражал. Тут же предложил комнату зав. интернатом при школе. Для заведующей кабинет найдем в самом интернате. А для профкома помещение удобное. Чуть меньше классной комнаты. Есть телефон, все необходимое из мебели, Словом, теперь этот кабинет стал местом встречи для разрешения многих социальных проблем, учебы профактива.

Мы быстро оформили стенды по направлениям работы профсоюзного комитета. Приоритеты отданы социальному партнерству, участию в управлении школой, коллективным действиям. Особо ‘ отражены вопросы охраны труда, работы внутри организации, вне
организации, правовой защиты. Все стенды действующие. Как это удалось? Теперь уже трудно вспомнить; но как-то стало правилом — узнал что-то новое, принеси в кабинет профкома. Таким образом, образовался добротный методический материал.

Тебя интересуют проблемы пенсионного обеспечения или оплаты труда, оздоровления или установления надбавок и доплат — иди в профком, здесь найдешь не только нормативный материал, но и практику применения. Кто отвечает за комплектование? Члены профкома по направлениям деятельности. Кто-то интересную статью о доктрине образования принес, кто-то выступление министра труда и социального развития о пенсионной реформе, кто-то разъяснение ЦК профсоюза о рабочем времени учителя или колдоговоре — все сосредоточивается в отдельных папках, доступных каждому.

Если у кого есть свободная минутка, можно и о домашнем консервировании узнать, кулинарных рецептах, советах молодой хозяйке. Для заядлых шахматистов — все условия для турниров. На суд коллег можно представить свои стихи, музыкальные произведения. К ним бережное отношение. О творческих находках речь. Но как это объединяет, способствует созданию атмосферы открытости, доверия и доброты!

4. Средства профкома или председатель ПК в роли бухгалтера.
По значимости эти записи из дневника дал бы первыми. И вот почему. Став председателем профкома, любую работу он исполняет с большим удовольствием, чем решение финансовых проблем организации.
Откуда МНС было знать, что, используя членские профсоюзные взносы, надо смету доходов и расходов согласовать и утвердить, иметь дело с бухгалтерской и финансовой отчетностью, не забывать про внебюджетные фонды... Большинство из нас считают, что членские профсоюзные взносы наши средства. И кому какое дело, куда мы их тратим. Так-то оно так. Но все до пёрвой проверки. И у меня так было.

Смотрю как-то председатели со стажем у казначея в райкоме получают кто 500, кто тысячу рублей. На расходы профорганизации. Думаю, и мне надо. Казначей не возражала, 500 рублей выдала. Правда, уточнила, все ли по смете. Не зная, что это такое, утвердительно ответил: «А то как же!»

Приехал в коллектив. Сообщил профкому. Сразу же посыпались предложения: на день учителя надо, ветерану труда с дровами надо помочь, подписку оформить. Словом, деньги раздал. Каким- то чувством предусмотрел, что в решении профкома надо отметить, кому, сколько и на что деньги выделены. Посчитал, что все в порядке. Вскоре одному из коллег звание заслуженного присвоили. Надо же поздравить.

Раньше как было. Сбросимся по 5—10 рублей. Купим цветов, конфет. Поздравим. Все довольны. Тут же решил, зачем же сборы чинить, все ведь взносы платят. Почему бы у казначея не получить для поздравления. [Профком собрал. Все поддержали. Оформил решение и в райком.
А там первое, что спросили: где отчет об использовании прежней суммы? Тут и призадумался, что-то не так сделал, Говорю, помогите. «Хорошо, — согласилась казначей. — Завтра, послезавтра приедем. На месте посмотрим, поможем. Но без отчета другую сумму получить нельзя». Возмущению моему не было предела. Как это — наши деньги, а ими кто-то распоряжается.
После встречи с председателем райкома поостыл. Правда, до конца ничего не понял, но оставил дело до приезда казначея в школу. Надо отдать должное казначею, столь скрупулезно и доступно разъяснившей мне многие финансовые понятия.

Поскольку наша профсоюзная организация школы не является юридическим лицом, финансовое обслуживание ведет территориальная организация — райком. Наших средств, и в этом убедила меня казначей, недостает, чтобы иметь в профкоме бухгалтера. Потому все членские взносы поступают на счет райкома. Сколько это в денежном выражении — все зависит от отчислений взносов членам профсоюза.

Обсчитываем затраты на одно мероприятие. К примеру, вечер чествования педагогических династий. Из практики знаем, что участвовать будет не более 50 человек. Прикинем расходы:

— чаепитие 10 руб. х 50 человек = 500 руб.

— сувениры 400 руб.

— цветы = 100 руб.

Итого: 1000 руб.

Выходит, на одно только мероприятие надо 1000 рублей. А доходов всего 9100 рублей. Сами члены профсоюза заявят о сокращении расходов и согласятся выделить на все вечера в пределах 2500 рублей. Потому что еще деньги нужны на новогодние подарки, спортивные соревнования, оздоровительный лагерь, подписку. А это не менее 2500 рублей.
Значит, на культурно-массовую работу предусмотрим 5000 рублей. Остается 4100 рублей. Куда направить эти средства.? Без колебаний все скажут — на материальную помощь. В самом деле, нуждающихся много, а средств недостает. Из 4100 оставшихся 2000 рублей все согласятся направить на материальную помощь. Остается 2100. Что делать? Профактив надо премировать? Надо! Кому- то из работающих помочь путевку приобрести. Не все ведь могут и 30 процентов соцстраховской путевки оплатить. Соглашаемся на том, что 2100 рублейотнести на статью прочие расходы». Вот и вся смета.
Утвердили ее на профсоюзном собрании. Из этого и исходим. Споров много бывает. Но ведь дополнительных источников финансирования нет.

А за выделенные средства еще и отчитаться надо. И вовремя, и правильно! Что значит вовремя? Казначей мне объяснила: получил по заявлению из кассы, к примеру, 500 рублей. В течении 3-х дней за них отчитайся. Не отчитался – вся сумма будет засчитана совокупный доход подотчетного лица. Думал, выдумки все это казначея. Оказывается, нет. Порядок выдачи и возврата подотчетных сумм установлен Центробанком РФ (Порядок ведения кассовых операций № 40 от 22.09.1993 г.)

Но ведь еще — обратили внимание — правильно надо отчитаться. Как? Авансовый отчет следует составить. На основе оправдательных документов, подтверждающих материальные затраты. Вот как! Поистине бухгалтером надо быть.

Так чтоже это за оправдательные документы? Ими являются (усвоил наконец-то!) товарные чеки, счета, закупочные акты, накладные на отпуск товаров с учетом кассовых чеков или корешков приходных ордеров, подтверждающие оплату данного товара, а также банковские документы, подтверждающие их безналичную оплату.
Опираясь на практику, советую необходимое для чаепития или других целей приобретать при получении кассового чека и копии счета с перечислением наименований товара. Их всегда выдают при наличии кассового аппарата. Приобрели, скажем, минеральную воду в магазине, потребуйте к кассовому чеку копию, где будет четко указано, сколько приобретено товара, по какой цене и на какую сумму. После проведения вечера составьте акт, что приобретенные продукты (товары) использованы для конкретного вечера.

Это облегчает работу вашей ревкомиссии, которая создается в каждой профорганизации, и подтвердит правильность использования подотчетных сумм согласно смете. Мы стараемся не менее 2 раз в году заслушивать председателя ревизионной комиссии о результатах проверки исполнения сметы. При этом обеспечивается гласность. А главное — исключается возможность использования средств профбюджета не по назначению.
Может, кому и покажутся излишними мои предупреждения. Но убежден: расходование средств профбюджета должно быть гласным и находиться под постоянным контролем.

5. Сколько стоит согласие профкома.

Последние дни учебной четверти. Заходишь в учительскую - все у стенда объявлений. Каждый из коллег подходит, читает очередные «указания» завуча. Редко кто молчит. Обычно тяжелые вздохи: «Ну когда все сделать? На каникулах еще труднее работать!И что думает профком? Не без его согласия, наверняка, определили столько поручений, мероприятий. Ни минуты отдыха!»

Знакомая картина, правда. Она меняется при появлении завуча. Все затихают. Будто бы и возмущений не было. Волнения нарастают при появлении кого-то из членов профкома. Еще более - когда заходит председатель ПК. Выслушаешь нарекания. Честно скажу, справедливые в большинстве своем. И идешьк завучу.

Галина Васильевна сходу задает вопрос: «Что, опять защищать идешь?»

- Нет, говорю, требовать.

- Даже так! - — возмущается зам. директора. -— А как мне быть? Не я ведь придумала эти отчеты, семинары.

Жду пока выговорится Галина Васильевна. Очень ее понимаю. Нелегко и ей. Это пражца. Но ведь можно компромисс найти. И спокойно продолжаю:

-— Галина Васильевна! Слов нет, все надо делать.Но ведь поручения, что Вы дали, не укладываются в график занятости на каникулах, надо согласовывать с профкомом. Это не мое требование. Так мы прописали в коллективном договоре!

Галина Васильевна перебивает меня с раздражением: «Мало ли что прописали в вашем коллективном договоре! »

- Да не в моем, -— отвечаю. Это же локальный нормативный акт, а не пожелания. Вот пункт 46 требует согласования с профкомом графиков, продолжительности ежедневной работы в каникулярный период, с учетом специфики, мнения трудового коллектива.

Нас прервал директор. О чем спор? — вступил в разговор Алексей Николаевич. Галина Васильевна, пожалуйста, снимите все объявления. Алексей прав. Надо было не только с ПКсогласовать, но еще и директором утвердить график работы на каникулах. Ничего не переделывайте, представьте эти предложения ПК.Обсудим. Посоветуемся. Коллегиальность никому еще не помешала.
После первой смены состоялось заседание профкома. Алексей Николаевич и Галина Васильевна рассказали об объеме работы на каникулах. Все одобрительно кивали. Всамом деле как не участвовать в олимпиадах? Или почему мы должны отказать детям в проведении КВН? Как обойтись без курсовой переподготовки?

Сергей Васильевич, помните, я уже писал об этом замечательном человеке, молчаливое согласие нарушил разумными предложениями:

-— Все так. Имы проведем, что запланировано. Но очень многое можно осуществить без привлечения всего коллектива. Например, зачем всем учителям давать информацию о выполнении предписания службы охраны труда? Я общественныйинспектор. Веду учет сделанного по всем кабинетам. Мнеполчаса хватит на подготовку такой информации.

Высвободится время у учителей, если информацию по учебникам сделает библиотекарь, а не каждый классный руководитель. Ведь Зоя Сергеевна работает по этому вопросу в каждом классе. У нее все сведения -— кто сколько денег сдал. Сколько и каких новых учебников потребуется. По КВН, олимпиадам, вечерам. Может не каждому обязательно быть. А участие одних учителей в КВНпредусмотреть, других — в олимпиаде и т.д. Это сократит занятость.
Сергея Васильевича все поддержали. Но внесли и другие предложения. В частности, не допускать подготовку информаций по времени к срокам проведения каникул. По статотчетам сроки всегда известны. Потому следует иметь график их представления.

Нет необходимости письменных отчетов учителей о выполнении программы преподаваемого предмета. Завуч всегда проводит собеседование с педагогами. Уточняет причины невыполнения. Дел



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: