Утверждена постановлением
Правительства Ростовской области
от 06.12.2012 № 1060
1. Формирование и развитие государственной
политики Российской Федерации в отношении российского
казачества и ее реализация на территории Ростовской области
В конце 80-х начале 90-х г. ХХ века начался процесс возрождения казачества России. Одними из первых подняли знамя возрождения донские казаки в Ростовской области. В ноябре 1990 г. разрозненные группы донских казаков объединились на войсковом круге – (в 1990 году в г. Ростове-на-Дону состоялся первый круг (съезд) донских казаков) в Союз казаков Области Войска Донского.
Практически сразу казачье движение заявило о себе как о факторе, претендующем на определенное место в политической жизни региона и страны. Всплеск политической активности казачества был ответной реакцией на имевшие в советский период место репрессии в отношении казачества. Дополнительным толчком к политизации казачьего движения стал Закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов».
Тезисы о восстановлении казачьего административно-территориального или национально-государственного образования стали основой идеологии казачьего движения. Данный закон определил казачество как исторически сложившуюся культурно-этническую общность.
К середине 90-х г. движение за возрождение российского казачества приобрело широкий размах, сложилось как организованная структура и переросло рамки общественного движения. В рамках демократизации страны и развития процессов возрождения казачества Администрация Ростовской области активно поддержала инициативу казаков. На областном уровне были приняты нормативные правовые акты, создавшие социальные, экономические и организационные предпосылки становления и развития государственной службы донского казачества на территории Ростовской области.
|
Указы Президента Российской Федерации о государственной и иной службе казачества дал новый позитивный толчок казачьему возрождению. Казачья служба провозглашалась в качестве основы возрождения казачества, так как исторически, именно в период государственной службы, казачество приобрело те черты, которые характеризуют его как специфическую часть российского народа. Возрождение государственной службы казачества должно было стать основанием для различных форм государственной поддержки казачества.
В ряде указов Президента Российской Федерации (1995 – 1996 гг.) были определены основные виды государственной и иной службы для казачества, а также порядок создания и деятельности казачьих обществ, берущих на себя обязательства по несению государственной и иной службы.
С этого времени большая часть политически активного казачества определила в качестве основного приоритета своего развития сотрудничество с государством на основе исторических традиций.
Выполняя указы Президента Российской Федерации, в 1996 г. в г. Новочеркасске на Большом Круге донские казаки создали войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское» (далее – ВКО «Всевеликое Войско Донское»).
Устав ВКО «Всевеликое войско Донское» был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 17.06.97 № 612, а с 1 июля 1997 г. ВКО «Всевеликое войско Донское» внесено в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
|
Многие общественные объединения казаков Дона выразили желание реформироваться в казачьи общества в целях несения государственной и иной службы.
Начался новый период казачьего возрождения, новый этап взаимоотношений российской власти и казачества.
В процессе возрождения казачества вырабатывались основы государственной политики в отношении российского казачества. Главным стержнем этой политики стала служба казаков Российскому государству.
После принятия в 2005 г. Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» государственная служба казаков России как приоритетное направление процесса казачьего возрождения и политики государства в отношении казачества закрепляется законодательно. Концепция государственной политики в отношении российского казачества, подписанная Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г., развивала положения Закона РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1.
В последние годы государственная политика Российской Федерации в отношении российского казачества претерпела существенное изменение.
При Президенте Российской Федерации создан Совет по делам казачества, в Южном федеральном округе – Комиссия Южного федерального округа в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, в Ростовской области сформирована постоянно действующая рабочая группа Совета.
Казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции.
|
Практический опыт донского и российского казачества по организации военно-патриотического воспитания молодежи, возрождению его духовных и культурных традиций востребован органами государственной власти и органами местного самоуправления.
2. Особенности региона
Ростовская область является территорией исторического проживания донских казаков. Именно здесь зародилось и развивалось на протяжении веков казачество.
Донское казачество является частью российского казачества, и в то же время обладает специфическими чертами, присущими только ему.
Земли донских казаков простирались далеко за пределы нынешней Ростовской области. Но к началу ХХ века сформировалось административно-территориальное образование, которое называлось Область Войска Донского, а с 1918 года – Всевеликое Войско Донское. В его состав входила часть земель современных Волгоградской области, Украины, Краснодарского края, Республики Калмыкия. В результате репрессий в отношении казачества территория Области Войска Донского была разделена, а изъятые части включены в состав соседних субъектов Российской Федерации и Украины.
В настоящее время почти 2/3 территории бывшего Всевеликого Войска Донского входят в состав Ростовской области. Здесь же находится столица донских казаков – г. Новочеркасск.
Численность казачьего населения в области до сих пор не определена.
С одной стороны, перепись казачьего населения не проводилось с 30-х годов XX в. С другой стороны, даже в случае проведения такой переписи ее итоги будут лишь приблизительны, так как в настоящее время нет определения, кто может называть себя казаком (казачкой).
С позиции Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ, российское казачество – граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ.
Но это определение введено только для целей данного закона. Значение термина «казачество» более широко и включает целый комплекс факторов – казачью культуру, историческую память, духовность, этническое самоопределение, моральные установки, этническую территориальность, особые нормы самоорганизации и самоуправления т.п.
По итогам различных опросов и оценок численность казачьего населения в Ростовской области колеблется от 11 до 43 процентов от общей численности населения области.
В середине 90-х годов ХХ в. службой «Мониторинг» был проведен опрос. В ходе исследований использовались 4 метода оценки:
метод демографической экстраполяции (оценка данных переписи населения в 20 – 30 годах, материалы репрессий);
метод самоидентификации (материалы массового опроса по схеме: «Относите ли вы себя к казачеству?»);
метод внешней идентификации (материалы опроса по схеме: «Есть ли у вас знакомые казаки?»)
метод экспертных оценок – экспертные оценки специалистов, работающих с казачеством.
В ходе исследований была получена цифра, которая и может быть принята в качестве рабочей гипотезы – 28 процентов населения Ростовской области может быть отнесено к казачьему населению. То есть в численном выражении это более 1 млн. человек.
По социальному составу среди граждан, относящих себя к казачеству, не прослеживается преобладающей принадлежности к какой-либо социальной группе.
В городах процентное отношение граждан, относящих себя к казачеству выше, чем в сельской местности. Для этого есть свои причины:
большая политическая активность городских жителей;
опасаясь репрессий и в период раскулачивания казачье население, оставляя землю, мигрировало в города, где имелась возможность скрыть свое казачье происхождение.
Социальный состав казачества в советский период претерпел коренные изменения, акцент интересов казачьего движения сместился в города. В то же время сегодня практически вся территория Ростовской области является территорией проживания донского казачества.
Войсковым казачьим обществом, члены которого в установленном законодательством порядке взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы на территории Ростовской области, является ВКО «Всевеликое войско Донское»
На 1 января 2012 г. численность казачьих обществ ВКО «Всевеликое войско Донское» Ростовской области составила более 80 тыс. человек.
Структурно ВКО «Всевеликое войско Донское» на территории Ростовской области состоит из 9 казачьих округов:
№ п/п | Казачий округ | Общая численность членов казачьих обществ (человек) | Приняли обязательства по несению государственной или иной службы (человек) |
1. | Верхне-Донской казачий округ | ||
2. | Восточный казачий округ | ||
3. | Донецкий казачий округ | ||
4. | Новочеркасский казачий округ | ||
5. | Первый Донской казачий округ | ||
6. | Ростовский казачий округ | ||
7. | Сальский казачий округ | ||
8. | Таганрогский казачий округ | ||
9. | Черкасский казачий округ | ||
Итого | 81 297 | 10 068 |
В составе ВКО «Всевеликое войско Донское» в Ростовской области 537 казачьих обществ, из них:
хуторских обществ – 367;
станичных обществ – 117;
юртовых обществ – 42;
городских обществ – 11.
№ п/п | Казачий округ | Хуторские общества | Станичные общества | Юртовые общества | Городские общества | Всего казачьих обществ |
1. | Верхне-Донской казачий округ | – | ||||
2. | Восточный казачий округ | |||||
3. | Донецкий казачий округ | |||||
4. | Новочеркасский казачий округ | – | – | |||
5. | Первый Донской казачий округ | |||||
6. | Ростовский казачий округ | – | ||||
7. | Таганрогский казачий округ | |||||
8. | Черкасский казачий округ | |||||
9. | Сальский казачий округ | – | ||||
Итого |
Основными видами деятельности ВКО «Всевеликое войско Донское» являются охрана общественного порядка, природоохранная деятельность, участие в защите Государственной границы Российской Федерации, противопожарная деятельность, развитие традиционных казачьих видов единоборств, допризывная подготовка молодежи, развитие казачьего образования, профессиональная подготовка молодежи, сохранение и развитие казачьей культуры, производство и переработка сельскохозяйственной продукции.
За время, прошедшее с момента принятия Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ, произошли позитивные изменения в сфере деятельности казачьих обществ.
Укрепилась структура казачьих обществ, их взаимодействие с органами власти на всех уровнях. Работают штатные и добровольные казачьи дружины, расширяется сеть казачьих учебных заведений, успешно идет работа по подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, развивается казачья культура.
Вместе с тем сохраняется и однозначная этническая самоидентификация казачества.
Таким образом, задачей настоящей Концепции является сбалансированное определение основных целей и задач, достижение которых позволяет решать двуединую задачу – создание условий для несения донским казачеством государственной и иной службы и удовлетворение этно-социальных потребностей членов казачьих обществ, проживающих на территории Ростовской области. Все это вместе взятое составляет основу реабилитации донского казачества.
Фундамент правового поля для решения этих задач и основу государственной политики в отношении казачества составляют:
Закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов»;
Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»;
Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденная распоряжением Президента Российской Федерации от 02.07.2008 № Пр-1355;
Областной закон от 29.09.1999 № 47-ЗС «О казачьих дружинах в Ростовской области».
3. Принципы, цели и задачи реализации
государственной политики в отношении
казачества на территории Ростовской области
В целях реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, определяющей приоритеты деятельности в отношении казачества, как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, основными задачами органов власти Ростовской области, в указанной сфере являются:
сохранение и развитие этничности донских казаков, продолжение воссоздания традиционного культурного пространства в местах проживания казачества на территории Ростовской области;
развитие системы казачьих обществ, в направлении активизации их социальной роли, через становление и развитие государственной и иной службы казачества. Создание условий для реализации стратегических целей государства по привлечению казачества к несению государственной и иной службы на территории Ростовской области;
развитие казачьих обществ как механизма, направленного на решение этнических проблем казачества, общих задач консолидации социально активного населения региона и общегражданских проблем;
возрождение и развитие духовно-культурных основ донского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи;
создание условий для повышения уровня и эффективности деятельности казачьих кадетских образовательных учреждений по обучению и воспитанию молодежи области;
расширение сети казачьих кадетских образовательных учреждений на территории Ростовской области;
создание обновленной многоуровневой системы военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания, подготовки казачьей молодежи и в целом молодежи Ростовской области к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
продолжение практики создания и реализации Программ поддержки казачьих обществ с учетом стратегических задач и перспектив развития казачества до 2020 года.
Принципами реализации государственной политики в отношении казачества в Ростовской области являются:
учет исторических традиций донского казачества при решении вопросов местного значения на территории муниципальных образований, в которых имеются казачьи общества и места компактного проживания казаков;
соблюдение законных интересов российского казачества при принятии решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
учет политических, социальных, экономических и культурных аспектов деятельности казачества на современном этапе;
сочетание краткосрочных и долгосрочных перспектив развития казачества в Ростовской области;
совершенствование законодательной базы Ростовской области в отношении деятельности казачьих обществ;
сохранение и развитие этнической культуры казаков, содействие в сохранении единого культурного пространства и развитии культурных связей донского казачества;
поддержка инициатив казачьих обществ Ростовской области в сфере развития государственной и иной службы казачества;
участие казачьих обществ в разработке и реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества;
учет социокультурной специфики казачества при решении вопросов в сфере муниципального самоуправления, экономики, культуры, взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами;
подконтрольность казачьих обществ органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам государственной и иной службы российского казачества в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ростовской области, а также муниципальными правовыми актами.
Задачами областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере привлечения казачества к государственной и иной службе являются:
создание и совершенствование финансовых, правовых, методических, информационных и организационных механизмов привлечения российского казачества к несению государственной и иной службы;
привлечение казачьих обществ к участию в областных проектах культурного и социально-экономического направления;
совершенствование на территории Ростовской области условий участия казачьих обществ в военно-патриотическом воспитании молодежи, в работе с допризывной молодежью с целью ее подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, содействие возрождению принципов общегражданского патриотизма, верного служения Отечеству на основе традиций донского и российского казачества;
разработка механизмов и форм участия казачьих обществ в развитии экономики и инфраструктуры сельских территорий Ростовской области, участие казаков в развитии агропромышленного комплекса в местах компактного проживания казачества;
разработка стратегии развития казачьих кадетских корпусов на территории Ростовской области, а также образовательных учреждений, использующих в образовательных программах казачий региональный этнокультурный компонент;
содействие развитию в казачьих обществах области физической культуры и массового спорта, способствующих ориентации казачьей молодежи на здоровый образ жизни;
развитие и поддержка на территории области внутреннего туризма, направленного на приобщение к культурным и духовным ценностям донского казачества.
Задачами областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в этнической составляющей казачества являются:
содействие сохранению и развитию самобытной казачьей культуры, образа жизни, традиций и духовных ценностей донских казаков. Разработка форм воспроизводства этнической культуры донского казачества;
сохранение и развитие практики использования исторических, культурных и духовных традиций донского казачества в воспитательной и образовательной системах;
обеспечение участия казаков в возрождении принципов общегражданского патриотизма на основе традиций донского казачества;
выработка форм и путей привлечения казачьего населения к решению важнейших социальных, экономических и культурных проблем;
разработка методологических подходов в сфере выявления и сохранения этнической идентичности казачьего населения области;
создание на территории Ростовской области казачьих духовно-просветительских культурных центров;
укрепление международных связей с казачеством за рубежом в рамках государственной политики Российской Федерации в отношении, соотечественников за рубежом, содействие возвращению на историческую Родину реликвий российского казачества.
Сопутствующими задачами областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в отношении донского казачества являются:
интеграция положений настоящей Концепции в Стратегию социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года;
оптимизация программ военно-патриотического воспитания молодежи;
включение задач культурного развития казачества в общий комплекс задач по созданию привлекательного имиджа региона;
создание системы информационного обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества;
осуществление мер поддержки казачьих кадетских образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы;
создание условий и стимулов для участия казачьих обществ в социальной адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в оказании помощи педагогическим коллективам образовательных учреждений области в организации внеурочной, досуговой деятельности детей, их летнего оздоровительного отдыха на основе заключенных договоров (соглашений);
развитие и поддержка опыта донского казачества в организации общественно полезных инициатив, направленных на формирование здорового образа жизни, снижение уровня наркомании, табакокурения, алкоголизма и преступности в обществе, создание благоприятных условий для повышения рождаемости и увеличения продолжительности жизни, улучшение положения казачьих семей с детьми, защита прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, решение вопросов профилактики социального сиротства;
проведение научных исследований по вопросам истории становления и развития донского и российского казачества; создание условий для участия казачества в обустройстве и развитии инфраструктуры сельских территорий Ростовской области;
учет и развитие исторических и иных традиций донского и российского казачества при решении вопросов местного значения в местах его компактного проживания, оказание содействия в развитии территориального общественного самоуправления и иных форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления;
оказание содействия в реализации прав граждан, относящих себя к российскому казачеству, на самостоятельное и ответственное решение вопросов местного значения исходя из интересов населения Ростовской области, с учетом исторических и местных традиций.
4. Приоритетные направления в реализации государственной
политики в отношении казачества на территории Ростовской области
Приоритетными направлениями в реализации государственной политики в отношении донского казачества на территории Ростовской области являются:
привлечение членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы;
обеспечение условий и формирование стимулов для участия донского казачества в реализации государственных и муниципальных программ в области государственной и иной службы, образования и воспитания подрастающего поколения, устойчивого развития агропромышленного комплекса и сельских территорий в местах компактного проживания казачества и развития местного самоуправления;
совершенствование правовых, организационных и экономических основ государственной и иной службы российского казачества;
развитие на территории Ростовской области сети казачьих кадетских корпусов, образовательных учреждений, использующих в образовательном процессе казачий компонент.
В целях обеспечения условий для участия донского казачества в реализации государственных и муниципальных программ необходимо создание условий для сохранения и развития культуры казачества в Ростовской области.
Сегодня чрезвычайно остро стоит задача сохранения этнокультурной казачьей специфики территории Ростовской области.
Правовой базой для развития процесса сохранения и развития этнической культуры казачества на территории Ростовской области являются: Закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», Указ Президента РФ от 15.06.1992 № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества» и постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16.07.1992 № 3321-1 «О реабилитации казачества», содержащие положения о признании казачества культурно-этнической общностью, подвергшейся политическим репрессиям и имеющей право на реабилитацию, поддержку возрождения и развития культурной системы казачества.
Вместе с тем к началу XXI в. многие культурные формы казачества оказались радикальным образом трансформированными, ряд культурных традиций утратил свою актуальность. Для сохранения и воспроизводства культуры казачества требуется взвешенный подход, базирующийся на научной методологии.
Реализация политики в отношении казачества на территории Ростовской области должна опираться на научно-обоснованные данные, получаемые в результате проведения социологических, этносоциологических, этнографических, лингвистических, фольклорных исследований, мониторинга современного состояния казачьего населения области, а также на единые методологические подходы к организации взаимодействия органов власти с казачьими обществами.
Для реализации поставленных задач необходимо проведение научных исследований в области истории и культуры казачества.
Исследования должны быть направлены на выявление и фиксацию основных элементов традиционной культуры казаков (поселений, жилищ, традиционной одежды и питания, хозяйственной деятельности, обрядовых форм, фольклора, народной педагогики и пр.); реконструкцию процесса эволюции и трансформации элементов традиционной культуры казаков.
Результаты исследований будут использоваться в работе казачьих культурных центров, фольклорных ансамблей, музеев, для разработки сопровождения при постановке на учет и сохранения выявленных элементов традиционной культуры донских казаков; при издании собранных в экспедициях материалов, научных монографий и учебных пособий по истории и традиционной культуре донского казачества; при выработке рекомендаций по возрождению отдельных традиций, обрядовых и фольклорных форм.
Осуществление постоянного мониторинга
современного состояния казачества Ростовской области
В настоящее время областные органы исполнительной власти располагают недостаточно точными данными о социально-экономическом положении казачьего населения Ростовской области, отсутствуют точные данные о его численности. Такая ситуация нуждается в корректировке посредством организации комплексных исследований современного состояния казачества.
Задачами исследований должны стать:
состояние этнического самосознания казаков, отношение к исторически сложившимся культурным и социально-экономическим условиям существования казаков и возможность реконструкции этих условий в настоящее время;
экономическая деятельность казачьих сообществ, эффективность хозяйственной деятельности;
выявление актуальных этнических, социально-экономических и социокультурных проблем.
Создание условий для развития
государственной и иной службы казачества
Развитие государственной и иной службы казачества является основным направлением реализации государственной политики в отношении казачества.
Система казачьих обществ, объединенных в ВКО «Всевеликое войско Донское», выполняющих обязательства по несению государственной и иной службы, является перспективным социальным проектом, позволяющим объединять интересы государства и казачества, аккумулировать в рамках казачьих обществ общественную инициативу, развивать и выполнять важные для государства и общества задачи.
В последние годы направление развития государственной и иной службы казачества развивается очень активно.
О его актуальности свидетельствует принятие Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ, а также целого ряда других нормативных правовых актов.
Наиболее востребованным в Ростовской области положением данного закона является положение о правоохранительной службе. Данное направление службы осуществляется в области с 2000 года и является наиболее проработанным и апробированным. Это позволяет казакам участвовать также в природоохранной и противопожарной работе, рыбоохране, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с распространением наркотиков.
Задачей областных органов исполнительной власти на территории Ростовской области в этой части является создание условий для наиболее эффективного несения казаками данных видов службы.
Следует также развивать направление взаимодействия казачьих обществ с военным комиссариатом Ростовской области, призывными комиссиями на местах для оказания содействия при осуществлении призыва казачьей молодежи на срочную службу.
Особым направление является развитие взаимодействия казачьих обществ с органами местного самоуправления, формирование казачьими обществами гражданских инициатив, а со стороны органов местного управления – инициатив по привлечению казачьих обществ к выполнению работ в рамках местного самоуправления, участия в реализации программ муниципальной социальной политики и осуществлении муниципальных функций.
В рамках данного направления следует рекомендовать органам местного самоуправления Ростовской области развивать деятельность казачьих организаций, предусматривать для них различные льготы и меры поддержки, изыскивать возможности для финансовой помощи и создания системы льгот казачьим обществам, разрабатывать формы поощрения членов казачьих обществ, освещать мероприятия в средствах массовой информации.
На базе учреждений высшего образования Ростовской области целесообразно создание образовательного центра для подготовки и переподготовки руководителей казачьих обществ и квалифицированных кадров для работы в казачьих обществах.
Создание в Ростовской области
экономической базы развития казачьих обществ
Сегодня экономическую базу казачьих обществ Ростовской области составляют:
производственно-коммерческие структуры, учредителями которых являются казаки, как физические лица. Они объединены в Войсковое торгово-промышленное общество;
фермерские хозяйства членов ВКО «Всевеликое войско Донское» и объединения собственников земли. Общая площадь земельных угодий – до 150 тыс. га;
казачьи общества, имеющие землю в аренде и в пользовании. Общая площадь земельных угодий до 20 тыс. га.
Однако деятельность казаков в аграрном секторе не получила соответствующего развития, ввиду отсутствия государственной поддержки. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством невозможно создать целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам. В Ростовской области такой фонд существовал и развивался, но был упразднен в 2008 году в связи с тем, что его наличие вошло в противоречие с действующим федеральным земельным законодательством.
Для развития экономической базы войсковых казачьих обществ необходимо:
решить вопрос о льготном кредитовании казачьих обществ, занимающихся производством, переработкой, реализацией сельскохозяйственной продукции;
принять меры к расширению базы казачьих земель и внести предложения о введении в действующее законодательство понятия «казачьего целевого земельного фонда», для предоставления земель казачьим обществам без права продажи, передачи в пользование другому физическому или юридическому лицу;
разработать областную долгосрочную целевую программу поддержки и развития экономической составляющей казачьих обществ, включить казачью составляющую в федеральные и областные долгосрочные целевые программы по развитию агропромышленного, лесного, биоресурсного комплекса, а также экологических и природоохранных программ;
развитие казачьими обществами сельского и экологического туризма.
Укрепление и дальнейшее развитие
в области системы казачьего кадетского образования
Стратегическая цель в сфере казачьего образования – создание условий для повышения эффективности деятельности казачьих кадетских образовательных учреждений по обучению и воспитанию кадет, расширение сети казачьих кадетских корпусов на территории области.
В Ростовской области успешно ведется работа по развитию системы казачьего кадетского образования. Центральным звеном в системе казачьего образования являются казачьи кадетские образовательные учреждения. Сегодня в области успешно действуют 6 казачьих кадетских корпусов (из них – 2 федеральных, 4 – областных) и 6 казачьих кадетских профессиональных училищ и лицеев. Три казачьих кадетских корпуса (Аксайский, Шахтинский, Белокалитвинский) входят в число лучших кадетских корпусов России.
Задачи, направленные на реализацию стратегической цели в сфере казачьего образования:
повышение качества образования в кадетских образовательных учреждениях;
совместно с вузами, расположенными на территории области, создание необходимых условий для подготовки и переподготовки кадров для казачьих кадетских образовательных учреждений;
повышение уровня материально-технической базы казачьих кадетских учебных заведений области, осуществление мер по строительству, капитальному ремонту зданий и сооружений казачьих образовательных учреждений, оснащению кадетских корпусов современным оборудованием и техникой;
создание системы социально-экономического партнерства в подготовке рабочих специалистов в казачьих кадетских профессиональных училищах и специалистов по военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации;
развитие сети казачьих кадетских образовательных учреждений области до 2020 года (увеличение в два раза количества казачьих кадетских корпусов на территории Ростовской области);
разработка предложений о включении в Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» раздела о кадетском корпусе, как виде образовательного учреждения;
создание системы казачьего образования на основе непрерывности и преемственности: казачий детский сад – казачья школа – казачий кадетский корпус – казачье профессиональное образовательное учреждение – вуз;
создание в казачьих кадетских корпусах спортивных классов по подготовке спортсменов всероссийского и международного уровней по олимпийским видам спорта (современное пятиборье, дуатлон, стрельба, конный спорт, плавание, единоборства, футбол и др.);
совершенствование материально-технической базы казачьих кадетских профессиональных училищ с целью соответствия учреждений новым федеральным государственным стандартам, подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров для сельского хозяйства и промышленности области, открытие новых востребованных специальностей, традиционных казачьих ремесел: кузнечное дело, гончарное дело, лозоплетение, специалистов в области коневодства, в области защиты лесостепной зоны и экологии.
Военно-патриотическое воспитание
и допризывная подготовка казачьей молодежи