Введение
Движение и развитие архитектуры ускорено и подброшено вверх толчком, которым стали достижения в изготовлении современных материалов и технологиях строительства. Самые смелые архитекторские проекты теперь реализуемы, самые невероятные фантазии осуществимы. Современная архитектура при наличии должного количества средств у всех желающих могла бы заполонить мир таким разнообразием форм, цветов и пространств, что само существование вчерашней однообразной реальности стало бы под вопрос. Однако, если хорошенько разобраться, то весь этот фантазийный бум можно было бы педантично разложить на три основные полки: историческое развитие классического стиля, современные архитектурные новшества и смешанный архитектурный стиль. Классика в виде основ для построения или цитат - в любом проявлении сегодня вновь набирает обороты. Возможно это тяга современных архитекторов к «корням»… Как в свое время минимализм стал реакцией на изобилующий украшательствами модерн, так и античные основы в современной архитектуре распространились как ответ на холодный и футуристический хай-тек. Последний - вместе с минимализмом, как Мухинские «Рабочий и Колхозница» делят пальму первенства в проектах современных архитектурных бюро. Хай-тек и минимализм родственны в своем желании убрать декоративные детали. Но для хай-тека характерно использование хромированного металла, тросов, стекла. [1]
Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек - пик модернизма, даже шире - пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи. [2]
|
Характерный пример проекта в стиле хай-тек - Помпиду - революционный прорыв в XXI век, в котором архитектура и технология будут органично сливаться друг с другом. Центр Помпиду дал старт появлению огромного числа других экстравагантных и фантастических для того времени построек. Атрибуты, которые неизменно использовали архитекторы - открытые трубы, массивные воздухопроводы, металлические балки, фермы и стойки. Как выразился автор одной из статей, опубликованных в то время, - это был «безумный салат из металла, бетона, стеклопластика, холста, где старательно выпячивается каждая головка винта». Вместе с тем строения в стиле хай-тек отличались четкой структурированностью, нетрадиционным использованием материалов, концептуальными программами и насыщенностью технологическими новшествами. Эстетика техно-форм пришлась по вкусу руководителям крупных компаний во всем мире, которые начали стремиться к повышенной образности зданий, убедившись, что затраты на это окупаются с лихвой. [2]
|
От предшествующих этапов хай-тек отличает только ему присущий демонстративный супертехницизм, при котором функциональное применение строительных конструкций, инженерных систем и оборудования перерастает в декоративно-театрализованное с элементами преувеличения, а иногда и иронии.
В отличие от конструктивизма и структурализма, основными средствами выражения у которых служили конструкции на основе железобетона и стекла, хай-тек ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования - воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы. Опираясь на сугубо технологическую практику промышленных предприятий маркировать различными цветами трубопроводы разных инженерных систем, хай-тек стал использовать этот прием в общественных зданиях уже в качестве композиционного средства.
В общем, главная задача автора, оформляющего пространство в техностиле - создать интерьер как можно более футуристический по виду и, в идеале, функционально соответствующий эстетике высоких технологий.
Краткая творческая биография
Ренцо Пияно родился в Генуе, Италия, в 1937 году в Генуе в семье потомственных строителей мостов. В юности изучал аэродинамику, планеры и автомобили, учился архитектуре в Генуе и Лондоне.
хайтек архитектура пияно
Детские годы пришлись как раз на то время, когда страна приходила в себя после войны. И отец, и дедушка, и братья отца были строителями. К тому же, он принадлежит к той нации, вклад которой в развитие западной архитектуры сложно недооценить. Как говорит сам Пиано - любой архитектор, родившийся в Италии, находится в пространстве традиции. В данном случае традиция была еще и семейной. В интервью журналу «Guardian» Пиано рассказывает, что вряд ли мог бы вспомнить хоть какую-то деталь из своего детства, которая была бы не связана со строительством: «Отец, конечно, не был особенно выдающимся зодчим, он не создал Эйфелеву башню. Он делал дома. Но если вы с детства наблюдаете за строительством и видите, что, например, колонну, которую вы помогаете возводить, с каждым днем становится все выше и выше, что это можно сделать своими собственными маленькими руками, то понимаете, что архитектура - это чудо». Архитектура Ренцо Пьяно представляет собой умело сплетенные конструктивные элементы, наполненные естественным светом. Именно у отца он перенял идею о сущности настоящего мастерства, и впоследствии умение Пиано сочетать в своих объектах и искусство, и конструкторскую мысль было оценено членами жюри Притцкеровской премии как почти равнозначное таланту таких итальянских мастеров, как Леонардо и Микеланджело. [3]
|
В 1964 закончил архитектурную школу Миланского Политихнического Института. В 1971 году он основал бюро «Piano & Rogers» совместно с английским архитектором Ричардом Роджерсом. [3]
Ренцо Пиано стал знаменит в достаточно раннем для архитектора возрасте. Ему было только 35, когда совместный с Ричардом Роджерсом проект выиграл в конкурсе на строительство центра Помпиду в 1971 году - здание, все функционирующие устройства которого были впервые вынесены на фасад. Сейчас это здание представляет собой многофункциональный культурный центр в самом сердце Парижа. С тех пор в архитектуре начался стиль хай-тек, в котором Пьяно - главный законодатель. Его профессиональная карьера служит наглядным пособием по изучению эволюции этого стиля - от архаической простоты и строгости до позднего маньеризма, знаменующего конец эпохи. Но сам Пиано даже несколько раздражается, когда стиль этого здания определяют как хай-тек. Он склонен считать, что центр Помпиду - веселый урбанистический механизм. Несомненно, то, что Пиано и Роджерс получили этот заказ, было судьбоносным событием. В процессе строительства центра архитектор познакомился с инженером Питером Райсом из Ove Arup and Partners. И между блистательным и изобретательным британским инженером и молодым итальянским архитектором немедленно возникло полное взаимопонимание: Питер Райс работал с Пиано до самой своей смерти в 1992 году. [3]
Ещё одна постройка - центр искусств Пауля Клее (Берн, Швейцария 2005 г.) отражает идею функциональности несколько иным способом - три холма из стекла и бетона, плавно перетекающие друг в друга, и словно бы совершенно естественным образом вырастающие из поверхности ландшафта, символизируют три направления деятельности самого Клее, который был и художником, и музыкантом, и поэтом. [4]
За свое творчество Ренцо Пиано был отмечен многочисленными наградами. Он является, в частности, лауреатом Притцкеровской премии 1998 года, которая считается аналогом Нобелевской премии в области архитектуры. [4]
Анализ произведений
Здание суда в Камдене
Здание суда в Камдене одном из райнов Лондона построил Ренцо Пиано совместно с архитектурным бюро Флетчера Приста (Fletcher Priest Architects). [5]
В окружении природоохранной территории, важно, чтобы было развитие новых крупных форм, вписывались в масштаб городского пейзажа, этого старого района Лондона. [6]
Целью архитекторов при разработке данного проекта было изменение привычного внешнего вида офисного здания и превращения его в крупный многофункциональный центр, включающий в себя ресторан, а также торговую и офисную зону. Район Камден имеет средневековые корни, невысокую плотную застройку с небольшими улочками. В те времена улицы, сходящиеся на небольших площадях, предназначались не только для передвижения людских потоков, они были полноценным общественным пространством, столь ценным для современной городской среды. [6]
Архитекторы приняли решение расположить здания комплекса вокруг внутреннего дворика, внутри которого сосредоточена бурная общественная жизнь, заключающаяся в посещении кафе и ресторанов. Грани каждого здания уникальны, они отличаются по высоте, ориентации в пространстве, цвету и освещенности. Для внешней отделки используется стекло, сталь и керамика. При этом тона и оттенки плитки подбираются к цвету прилегающих зданий, чтобы создать гармоничную цветовую схему. [6]
Здания сгруппированы вокруг площадки в центре, через которую проходят традиционные пешеходные маршруты жителей квартала. Пространства первых этажей отдано под общественные нужды: розничную торговлю, кафе и рестораны, бытовые службы. Применение полного остекления, облегчает весь комплекс и визуально расширяет пространство на уровне земли. [7]
Основными материалами а этом проекте использовались: стекло, сталь, керамика. 22 ярко окрашенных фасада, изготовленные из 121,000 глазурованной керамической плитки, являются, пожалуй, наиболее яркой особенностью проекта. Керамические секции: желтый, красный, оранжевый или зеленый лайм, чередуются с прорезями для фасадов с остеклением. Террасы здания неправильной формы усиливают впечатление коллекции небольших зданий, которые бок о бок, поддерживают разнообразные строительные стили, найденные на месте. [6]
Два здания, одно из которых жилое, а одно для офисов, окружают новый общественный двор, в центре St Giles проекта. Здесь, вокруг большого дуба, рестораны и кафе, выливаются в открытые и оживляют пространство. Пешеходный доступ на дворовую территорию осуществляются через пять проходов, создавая ряд новых связыванных сквозными маршрутами.
Концепцией проекта было создание не просто судебного здания, а постройка многофункционального центра, где помимо офисов будут интегрированные сервисы, улучшающие жизнь жителей близлежащих кварталов. Бюджетирование строительства велось крупной компанией, принципом которой является аккуратное отношение к жилой среде и жителям. [6]
Постройка выполнена в стиле хай-тек. Этому свидетельствуют следующие признаки:
- Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
Использование прямых линий и форм.
Применение стекла, пластика, металла.