Основную часть излагают в виде сочетания текста, таблиц, иллюстраций. Она включает в себя три раздела, разделы делят на подразделы.
Первый вариант курсовой работы пишется как черновой, но, несмотря на это он должен быть оформлен в соответствии с требованиями методических указаний. Это исключает последующие переделки, связанные с оформлением.
Студент выполняет работу самостоятельно, т.е. прямым заимствованием текста из нормативных документов, инструкций, литературных источников и иных источников.
Необходимо учитывать, что материал, излагаемый в конкретном разделе и подразделе по содержанию должен соответствовать смыслу названия того же раздела, подраздела.
Студент вправе самостоятельно установить последовательность выполнения разделов в зависимости от наличия и подготовленности источников. Но при любой очередности написания разделов основной части следует помнить, что все разделы её находятся между собой во взаимосвязи, которая должна четко прослеживаться с помощью конкретных ссылок в последующих разделах на предыдущие типа: "на основании материала...", "используя данные", "учитывая структуру... " и т.д.
К написанию раздела следует подготовить, просмотреть и проанализировать все свои предварительные записи, продумать структуру подраздела, который предстоит написать.
Студент должен иметь в виду, что выполнение курсовой работы - это самостоятельный творческий процесс, результаты которого должны быть отражены в работе. Поэтому, по ходу текста необходимо указывать, что именно является самостоятельной составляющей работы (группировка, классификация, умозаключение, схема связей, методика, метод, анализ и т.д.) Такие указания должны быть в каждом разделе, грамотно и уместно размещены и высказаны от третьего лица ("автор предлагает").
|
Работа должна содержать достаточное количество таблиц, схем, диаграмм и т.п., иллюстрирующих и наглядно подтверждающих положения текста.
Исследование должно проводиться на основе общенаучных диалектических принципов, таких как: объективность, непрерывность, единство логического и исторического подхода, системность, восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному и др.
Об этом следует написать в тексте работы по одному из следующих вариантов:
1) перечислить принятые к использованию принципы в начале первого раздела;
2) по мере изложения называть принцип, используемый в данном конкретном случае.
Содержание первого раздела
В первом разделе основной части курсовой работы дается общая характеристика объекта исследования (предприятия, организации), раскрывается его учетная политика, проводится анализ основных финансово-экономических показателей предприятия.
В подразделе "Общие сведения об организации" целесообразно привести сведения о сфере деятельности, специализации предприятия, на базе которого выполнена курсовая работа, о его организационной и производственной структуре, функциональной структуре бухгалтерии.
В подразделе «Основные экономические показатели организации и их анализ” необходимо обосновать значение анализа основных экономических показателей организации (0,5-1 стр.). Затем делают ссылку на таблицу «Основные экономические показатели организации». Перечень основных показателей деятельности предприятия приводится в Приложении 6. Дается оценка результатов деятельности и финансового состояния объекта исследования. По основным экономическим показателям проводится краткий анализ, и студент формулирует свои предложения и выводы.
|
В подразделе “Учетная политика организации” рассматриваются основные положения учетной политики, касающиеся бухгалтерского учета организации.
Содержание второго раздела
Второй раздел основной части курсовой работы по своему содержанию является общетеоретическим, в то же время в нем должна быть выражена профессиональная направленность курсовой работы (т.е. принадлежность ее к специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)). Это обстоятельство студент должен учесть при раскрытии всех аспектов второго раздела. В нем дается описание сущности и содержания объекта или экономических отношений, которые в последующем разделе станут областью приложения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности и ее использования для контроля и анализа информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
На основе анализа литературных, нормативных и других источников студент должен рассмотреть обобщающие экономические характеристики объекта изучения, возможные способы его рационального разделения (состав, структура, классификация). Уместно провести сравнение описания этих характеристик в специальной литературе и в нормативных документах по бухгалтерскому учету и анализу. В случае несовпадения сделать соответствующие выводы, предложить свои рекомендации и т.д. Рекомендуется подкрепить изложение примерами, диаграммами, графиками, обязательно указывая источники их заимствования. При рассмотрении данного аспекта необходимо подчеркнуть роль бухгалтерского учета, отчетности, анализа в управлении исследуемым объектом и возрастание этой роли в условиях применения МСФО, реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности.
|
В этом же разделе могут найти отражение и другие вопросы, диктуемые особенностью темы и поставленными задачами.
Содержание третьего раздела
Третий раздел курсовой работы является специальным. В нем исследуются вопросы, связанные с организацией бухгалтерского учета, составлением отчетности, анализа, указанные в теме (на примере исследуемой организации).
В этом разделе необходимо: привести краткую экономическую характеристику организации учета и составления отчетности по теме курсовой работы.
При этом может быть:
1) составлена схема документооборота (желательно чтобы она была представлена графически);
2) рассмотрен порядок обобщения и группировки, данных первичного учета, учетные регистры (карточки, разработочные таблицы, ведомости, журналы-ордера);
3) раскрыта организация аналитического и синтетического учета с приложением заполненных образцов первичных и сводных учетных документов;
4) оценена рациональность принятых схем документооборота и форм учета;
5) рассмотрено раскрытие данной темы в бухгалтерской отчетности организации.
Результаты анализа должны быть изложены в виде аналитических таблиц с использованием пояснительного текста. Таблица должна быть органически связана с содержанием предыдущего текста. После таблицы по тексту даются аналитические выводы, исходящие из данных таблицы, указываются причины тех или иных результатов на основе дополнительных данных, расчетов и другие пояснения. В выводах не рекомендуется повторять сведения, показанные в таблице. В пояснительном тексте должны быть даны рекомендации, по повышению экономической эффективности деятельности организации (с учетом объекта исследования).
Содержание заключения
Заключение представляет собою краткие выводы по проведенному исследованию, которые делает студент, решая поставленные в курсовой работе задачи.
Выводы должны дать полное представление о содержании курсовой работы, о значимости, обоснованности и эффективности рекомендаций, а также отразить собственный вклад автора в разработку исследуемой темы. В связи с этим они охватывают все части курсовой работы - от введения до третьего раздела включительно.
Порядок размещения выводов соответствует последовательности и логике изложения текста курсовой работы.
При этом, излагая выводы по материалам очередного раздела, студент может либо назвать раздел, либо опустить его название.
Смысл выводов вытекает из содержания курсовой работы. Выводы пишут тезисно: кратко формулируют суть решаемой проблемы, задачи или круг вопросов, рассмотренных для её решения и конкретный результат рассмотрения, делая ссылки на страницы, таблицы, рисунки, приложения, в которых эти результаты отражены.
Для облегчения формулировки тезисов-выводов по первому, второму, третьему разделу студент должен воспользоваться перечнем вопросов к рассмотрению.
При этом рекомендуется применять обороты следующих видов: "При рассмотрении... в работе изложены...", "В результате обобщения... сделан вывод... (составлена таблица...)", "В курсовой работе проведен анализ... использованы методы...", "На основании исследования... получены результаты...".
В конце заключения помещаются выводы о сущности разработок и рекомендаций автора, их практической значимости и области использования курсовой работы. Выводы не должны затрагивать вопросы, не освещаемые в курсовой работе.
Содержание приложений
В приложениях помещаются вспомогательные материалы, имеющие отношение к курсовой работе, присутствие, которых в тексте не уместно: инструкции, приказы, справочный материал, формы квартальных и годовых отчетов, дополнительные расчеты, полные тексты официальных документов и другие многостраничные материалы. Таблицы, рисунки, заполненные образцы первичных документов, регистры бухгалтерского учета, налоговые декларации, акты и другие аналогичные иллюстрационные материалы желательно размещать в тексте курсовой работы по мере их упоминания. Но если существует вероятность превышения регламентируемого объема курсовой работы, такие иллюстрации частично могут быть вынесены в приложения.
По всему тексту курсовой работы необходимо делать ссылки на приложения.
Все приложения размещаются в конце курсовой работы после списка использованных источников.
Если в работе есть приложения, то на них обязательно даются ссылки в основном тексте документа. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте документа.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения. После слова "Приложение" должны следовать цифры, обозначающая его последовательность. Приложения обозначаются цифрами.
Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения должны иметь общую с остальной частью текстового документа сквозную нумерацию страниц.
Все приложения (с указанием их обозначений и заголовков) должны быть перечислены в содержании.
Содержание доклада
Студент пишет доклад после выполнения всех частей курсовой работы. Пример составления доклада приводится в приложении 9.
Доклад (выступление) — это работа презентативного характера, отражающая суть курсовой работы.
Доклад должен содержать: актуальность выбранной темы (кратко обосновать), теоретические и методические основы работы, суммированное и обобщенное изложение полученных в ходе исследования результатов. В конце выступления необходимо будет коснуться практической значимости результатов, возможности их внедрения в практику, выводы. В докладе необходимо также ответить на замечания руководителя, привести аргументированные доводы.
Доклад рассчитан на 5—7 минут выступления и неразрывно связан с презентацией (раздаточным материалом), то есть докладчик во время выступления по курсовой должен ссылаться непосредственно на материалы презентации.
Презентация — это подготовленный с помощью программы Microsoft PowerPoint, наглядный цифровой, табличный и иллюстративный материал, который непосредственно связан с докладом курсовой работы.
Для презентации необходимо выбрать иллюстрирующий материал, который можно взять как из текста работы, так и из приложений — это могут быть таблицы, рисунки, схемы, диаграммы, формулы и др. При этом не следует брать все подряд, так как нужно будет на каждый слайд сослаться из текста доклада. Таблицы не должны быть слишком громоздкими, рисунки не должны быть слишком детальными, формулы должны быть наглядными. Объем материала в презентации необходимо согласовать с руководителем.
По оформлению презентации соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок). Для фона выбирайте более светлые тона. Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.