Шатобриан с его программным произведением эстетики романтизма «Гений христианства» (1800—1802)




Тема. №

Культура первой половины XIX века.

1.Первая половина XIX Век. Предпосылки новых черт в культуре

2. Романтизм как образ мира и жанр, стиль.

2 Романтич литература первой половины XIX века

3 Живопись и музыка

 

Историческая обстановка по странам, истоки Романтизма

 

· Французской революцией 1789—1794 гг.

Кризис Просвещения – ВФБР. Антропоцентризм выступил в предельно завершенном, очищенном виде. Личность + свобода. «Я» в немецком классическом идеализме: Фихте, Шеллинг, Гегель. Объект отдельно (пассивный материал, среда), субъект отдельно (познающее и прагматично действующее начало, основанное на идее свободы).

  • послереволюционное развитие Европы давало романтикам наглядный урок того, что расширение диапазона личной свободы, принесенное буржуазным переворотом, - благо не абсолютное, а весьма относительное. свобода выливалась в эгоистическую борьбу за место под солнцем; на их глазах выходила из берегов раскрепощенная буржуазная, мелкобуржуазная, плебейская стихия, масса, соблазненная призраком власти, а на самом деле манипулируемая сверху и демонстрирующая эту власть там, где она только и может: в завистливо-злобной нетерпимости ко всему неординарному, к инакомыслию, к независимости мнения и духа.

 

  • массового производства художественной продукции, рост ее общедоступности, равно как и общей осведомленности и начитанности.Современные исследователи указывают, что к 1800 году уже четверть населения Германии была грамотной - каждый четвертый немец стал потенциальным читателем.

 

· Наполеон

 

Общая обстановка в Европе после Венского конгресса с мистицизмом и консерватизмом – реализация человека только в сфере чувства и мысли

Экономический спад с 1817. усиление консервативных настроений ---- уход вглубь. В нереализованный личностный эмоциональный порыв. Шопенгауэр (1786-1861) с его пессимистической трансформацией субъективизма буддизм с идеей гашения личностного начала

 

 

· Промышленным переворотом в Англии XVIII

· Америка

· СООТВ открытая связь творчества многих больших художников с общественно-политической борьбой, их стремление к созданию соответствующих тем и образов

Классицизм — последний великий стиль, присущий и архитектуре, и живописи, и пластике.

распад этого единства. (например, архитектуре с середины века воцаряется эклектика).

В живописи и скульптуре наряду с классицизмом, (академической схемы), с 20-х годов XIX в. рождается сильное романтическое направление;

с 40-х годов (барбизонцы, Курбе и Домье) - реализм, (общий подъем пролетарского движения).

 

Разные эмоциональные заряды в начале и конце века: А) оптимизм (реформы, демократия, рационализм, научная революция); Б) пессимизм (философия Б.Паскаля, предвосхищает разочарование¸ сомнение в правильности выбранного пути).

 

 

Романтизм.

1. Что такое романтизм. Романтик вообще. Чистота чувств, правдивость выражения, широко открытые глаза, надежда (утопическое в человеческом сознании). Идиотизм в конце концов.

Эмир Кустурица: «Вы счастливый человек? На земле нет места счастью, но я не хочу в это верить»

Бродский

Гете, По, Гоголь, Бродский, символисты, Гессе.

Шлегель в письме брату: «Если ты попросишь сформулировать, что такое романтизм – я не уложусь и в 132 тома»

Надо разделять:

· Как жанр

· Как способ чувствования

Р-ция на пессимистич настроения об-ва из-за рев бурь. Все сферы – наука, философия, религия. Искусство. Обращение к самым сложным и возвышенным формам человеческого бытия.

Р открыл эру психологизма в к-ре – не случайно после него – бум в развитии психологии как науки. Это основа романтического революционаризма (марксизм, социализм). Его влияние на весь индивидуалистический эстетизм будущего. Это корни Вагнера. Ницше, Модерна, Ибсена, Горького, Скрябина, Булгакова

Истоки – XVII - XVIII.

Хрон рамки – до 1830 г, когда закончилась пром рев в Англии – наступает зрелость новоевроп к-ры.

Шатобриан с его программным произведением эстетики романтизма «Гений христианства» (1800—1802)

Центр – Германия.

Немцы запустили этот проект.

o Оккупация

o Реформы (нем философы поддерживали идею реформирования, а не радикального революционизирования). Отменено крепостное право и изменена законодательная система

o Антифранцузские настроения

 

Величайшая идея всеобъемлющего синтеза, дихотомия, двоемирие:

· человека и природы,

· искусства и науки,

· философии и литературы (поэзии),

· философии и религии,

· музыки и архитектуры,

всех видов (жанров) искусства воплотилась наиболее полно и талантливо в философии культуры (философии искусства) Шеллинга и эстетике романтиков.

 

Классики Романтизма, хотя они бы обиделись (классика – все то, что было раньше). Они – наоборот, всю жизнь против этого боролись, пренебрежение к нормам. ЛУЧШЕ НЕВЕРИЕ, ЧЕМ СИСТЕМОВЕРИЕ

 

· Нац идея

· Основы массовой культуры (Голливуд)

· Прекрасное и ужасное вместе

· максимально приближенные к искусству эстетич совершенные тексты.

· В основании философии – интуитивный символ, а не научное понятие, родство философии и искусства.

· Внутреннее откровение.

"Меня все приводит к себе самому" - знаменитая формула Новалиса. Без внешнего мира можно как бы и обойтись; он весь уже есть в твоем "я" - как "в единой горсти бесконечность", как "небо в чашечке цветка" (это формула другого раннего романтика, англичанина Блейка).

 

· Не все в мире подчиняется расчленяющей силе разума – чувством гораздо глубже. Шлегель (1772-1829), Новалис (1772-1801), Шеллинг (1775-1854).

· Каждый человек – ДРУГОЙ,

· противостояние толпе, стать самим собой,

· то, что не совпадает с МЕЩАНСКИМ БЫТОМ (нем быт, араукария)

Любовь

Мечта

Сон

Путь (Если б я жил в…., А не рвануть ли нам в …..)

Герой

Душа

Обычный, но не обыденный

Окружающий мир – пугающий и враждебный

Страхи.

· Старые – (мертвецы. Вапмиры, древние суеверия) +

· Новые (вышедшие из-под контроля машины)

ЛИТЕРАТУРА

МУЗЫКА

 

Философия

Окончательное оформление принципа личности – утверждение интеллектуальной и духовной сторон личности – классический немецкий идеализм начала века (Фихте, Шеллинг, Гегель) – очеловечивание разума. Человек – «Я» - идеальная смысловая конструкция, предельно жизненная и эмоциональная. Огромная вселенская сила мирового Абсолютного духа – предельно жизненный Мировой разум. Личность приобретает космический масштаб, ощущает возможность выхода за свои ограниченные пределы, расширяет себя до пределов мира, отождествляет себя с ним. Полное слияние субъекта и объекта (диалектика). У Гегеля это – в образе гос-ва – высшее воплощение Абсолюта в человеческом обществе. Это реакция на кризис индивидуализма ВФБР. Гегель критиковал Руссо (его социологию) по этому поводу. Традиции Канта. Гегель: «В личности заключено… полностью определенное во всех аспектах (во внутреннем произволе, влечении,вожделении, наличном бытии) и конечное соотношение с собой. И темсамым знание себя в конечности бесконечным, всеобщим и свободным». Личность для Гегеля – определенная форма, тесно связанная со свободой. Это общая форма новоевропейского стиля, преодоление просвещенческого кризиса, становление нем классич субъективного идеализма, и романтизма 1-й половины 19 века.

Религию Ф. Шлегель рассматривает в качестве "четвертого элемента по отношению к философии, морали и поэзии ", расширяя тем самым традиционную трихотомию культуры, имеющую основание в триединстве сознания, воли и чувства.

 

Влияние субъективной философии Фихте, однако и Шеллинг, и Новалис (которые были под непосредственным влиянием его идеализма и называли Фихте своим учителем), и многие другие романтики со временем отошли от субъективного идеализма:

Шеллинг создал систему объективного идеализма, которая стала философским основанием йенского романтизма, а сами йенские романтики провозгласили идею синтеза искусства и жизни, нового понимания искусства, поэтизирующего жизнь.

 

(ОДНАКО Романтизм никогда не складывался в школу. Йенцы – ранние романтики – всего 2 года, журнал «Атеней»)

 

 

Новалис (1772 - 1801) – утверждает, что эстетика (философское учение о красоте) есть путь к познанию человека, общества и природы. Истина – это красота, "чем поэтичнее, тем истиннее " - считал Новалис. Поэзия улавливает абсолютное полнее, чем наука. Поэзия ведет к истине, которая недостижима в реальности.

наше собственное "Я ". Мир есть результат творчества нашего "Я" и "Божественного". Все в мире есть результат контакта духов. Дух – абсолютное властвующее начало мира.

 

ТВ-ВО: Я + Бог = МИР

 

Гельдерлин Фридрих (1770 - 1843) – воспевает природу, красоту и поэзию. Человек ощущает свою причастность к "Бесконечному - Единому". Знание человека так же бесконечно, как и природа. Здесь Гельдерлин выдвигает идею бесконечного развития и философии.

Идею новую, так как тогдашние философские системы (Канта, Фихте) претендовали на завершенность и законченность, Гельдерлин воспринимает мир как воплощение и реальное выражение красоты, т.е. эстетически. Красота есть сущность мира и форма его существования. Подлинная философия – это "метафизика красоты". Философ – тот же поэт (и наоборот) потому, что только в художественном восприятии мир раскрывается в своем единстве. Мир идеальный и реальный, бесконечный и конечный одновременно. Мир распадается на физический и духовный, но единый в красоте.

В искусстве, искали они универсальную форму, которая полнее соответствовала бы всему богатству человеческой жизни и многообразию природного бытия. Не познание природы, а творческая интуиция, восхищение и любовь к природе помогают человеку глубже проникнуть в ее тайны, слиться с природой в Едином (Боге).

И хотя философия есть "теория познания" и "помогает нам познать ценность поэзии", именно поэзия является героиней философии и "поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого" (Новалис).

Философия способна увлечь человека на самые высоты духа, но увлекает только его частицу.

 

"Искусство же позволяет добраться до этих высот целостному человеку" (Шеллинг).

 

Сущность искусства в том и заключается, что оно гармонизирует отношения человека к миру (природе), преодолевает разрыв между ними, свободой и необходимостью. Человек в своем творчестве (поэт, художник) создает духовный мир (культура, искусство, религия) и эта промежуточная сфера есть единство реального и идеального.

 

Реальное--------- ДУХ МИР (в частн поэзия)---------------Идеальное

Искусство и, прежде всего, поэзия как более высокая духовная потенция, вытекает непосредственно из природы: " Поэзия, — писал Новалис в "Цветочной пыльце", — на деле есть абсолютно реальное,…чем больше поэзии, тем ближе к действительности".

 

определил сущность романтической поэзии Ф. Шлегель:

 

"Романтическим является то, что представляет сентиментальное содержание в фантастической форме.

 

Сентиментальное то, что нас волнует, что пробуждает в нас эмоции, но не чувственные, а духовные. Истоком и душой этих порывов является любовь, и дух любви должен всюду незримо витать в романтической поэзии.… И это необъяснимое есть источник фантастического, воплощенного в поэтическом образе"

 

Романтики сумели уловить самые глубинные, архетипные состояния культуры: жизнь и смерть, вечность, время, пространство, органические начала мира, страдание, как общее для всего живого, чувство.

Не "Я мыслю — следовательно, я существую " — утверждение интеллектуала,

а "страдаю — следовательно, существую " — глубокая (бессознательная, инстинктивная) уверенность всего живого в природе. Таким образом, более древним, архетипным основанием "я" является не разум, а чувство — страдание, как одно из самых элементарнейших и первичных чувств, близкое всему живому в природе.

 

В литературе вводится особая форма мышления - фрагмент. КЛИП

 

Фрагмент - это картина рождения и угасания безначальной и бесконечной мысли. Он существует сам по себе, имеет свою внутреннюю структуру, по воле автора присоединен к целому, "вмонтирован" в структуру этого целого.

интерес романтиков к арабеске, которую Ф. Шлегель полагал "вполне определенной и существенной формой, или способом выражения, поэзии" и в то же время считал не произведением искусства, а произведением природы, "естественным созданием".

 

Природа

таинственность старинных замков, готических соборов, руин, рыцарей, одетых в стальные доспехи

 

Гофман.

Классик. Синтез. Весь мир поделен на музыкантов и просто хороших людей.

Студент Ансельм в ЗГ – Кто? Музыкант? Хороший человек? Прозябает на мансарде, пишет в стол фантазии.

Одоевский: восхищение и непонимание этого романтического двоемирия.

 

Студенты

Крошка Цахес.

 

1819 - Гофман – величественный алкоголик в центре Берлина. Знаменитость.

 

Герой-музыкант и герой - просто хороший человек в сказочной новелле Гофмана "Золотой горшок".

 

И вот теперь, раз уж зашел разговор о том, что мир поделен на "музыкантов" и "просто хороших людей", мы обратимся к ранней сказочной новелле Гофмана, которая называется "Золотой горшок"(1812). Эта новелла Гофмана еще относится к бамбергскому периоду его творчества, в пик его влюбленности в Юлию Марк. Герой новеллы, студент Ансельм, отправляется в Линковы купальни (это такое предместье Дрездена, курортная зона), затем чтобы на свои скудные капиталы приобрести там пива и познакомиться с хорошенькими девушками. Было бы очень мило, если бы девушки спросили бы: "Что это за музыка играет?" А студент Ансельм нашелся бы и сказал, что за музыка, потому что студент Ансельм одухотворенная натура, он интересуется музыкой и сам сочинительствует, стихи пишет и играет на музыкальном инструменте. Хорошо бы, чтобы он представился девушкам и при этом поклонился бы так, чтобы не наступить в лужу и не забрызгать бы девушек грязью, как часто с ним случается. В таких раздумьях студент Ансельм наступает в корзину с яблоками и пирожками на рынке, торговка начинает вопить какой-то вздор, он кричит: "Потоптал моих детушек, ужо тебе, попадешь под стекло!" Студент Ансельм отдает ей все свои жалкие капиталы и уже совсем с иным настроением отправляется в Линковы купальни, расставшись с надеждой выпить пива и познакомиться с девушками.

 

Вопрос - к какой категории героев принадлежит Ансельм? Это музыкант или это просто хороший человек? Мы видим, что перед нами, по сути дела, плюропотентный молодой человек: он разбирается в музыке - это показатель его одухотворенности. Он играет на музыкальном инструменте, пишет стихи. Но многие молодые люди пишут стихи, это еще не значит, что они музыканты. В юности человек, вообще, ближе к мистическому восприятию мира, но именно в юности человеку и приходится выбрать, по какому пути он пойдет дальше развиваться, по своему, для себя решать вопрос о первичности. Будет ли это путь духовного становления или это будет путь, больше связанный с материальным миром. Студент Ансельм неуклюж, вы обратили внимание: оно может наступить на подол девушкам и забрызгать их грязью. Он, вообще, находится в постоянном конфликте с материальным миром. Посмотрите-ка, как ополчаются против героя Гофмана предметы. Однажды Ансельм захотел занять прибыльную должность и пошел на прием к важному лицу. Согласно современной моде, мальчики носят короткие волосы. Это не хорошо с позиции людей старшей генерации, воспитанных в восемнадцатом веке; у юноши должны быть длинные волосы, завязанные в косичку. А косичка должна быть напудрена. И вот Ансельм идет со своими короткими волосами в цирюльню, там ему кое-как привязывают протез косички к его коротким волосам, и он идет к важному лицу.

Войдя, он

· спотыкается о ковер - первый предмет,

· падает на стол (второй предмет),

· опрокидывает чернильницу (третий),

· которая заливает чернилами документы (пятый), и, наконец,

· косичка (пятый предмет), отваливается,

· и мопс, который с заливистым лаем путается в ногах у Ансельма, хватает её в зубы и подносит своему хозяину.

О чем говорит такая крайняя степень неуклюжести романтического героя? Мы помним еще по "Белокурому Экберту", о том, что герою неуютно жить в мире конечных материальных предметов, о том, что этот человек адресован в мир идеальный. Вообще, мы обращаем часто внимание и в жизни на то, что люди одухотворенные, люди глубокомысленные, находящиеся в постоянной рефлексии, в осмыслении своего внутреннего мира и отношений между миром внутренним и внешним, как правило, оказываются нелепы в обществе, смешны, неуклюжи, у них всё валится из рук. "На всякого мудреца довольно простоты", как говорится в народе. В чем причина этой неуклюжести? В том, что этот человек, по всей вероятности, и не живет в этом материальном мире, а вся его мысль сосредоточена на созерцании мира духовного.

 

 

С другой стороны, с какими мыслями этот одухотворенный студент идет в Линковы купальни? Выпить пива и познакомиться с хорошенькими девушками. Ну и чем это выделяет его из прочих студентов? Все, ну, преимущественная часть студентов любит выпить пива - это дешевый демократический напиток, а тем более речь идет о Германии, которая славна культурой пивоварения. Он хочет познакомиться с девушками… Все студенты в весенние месяцы, выпив пива, ищут возможности познакомиться с хорошенькими девушками (кроме незначительного числа уклонистов, которые не рассматриваются в нашей лекции). Что получается? В общем-то, это мысль совершенно заурядного студента. Получается, что этот герой может быть рассмотрен и как герой-музыкант и просто как хороший человек. То есть, пока что ничто не говорит о том, что он принадлежит к какому-то одному из этих миров, он находится в раздвоенности, он плюропатентен.

Он оказался в Линковых купальнях, денег у него нет, проект с пивом неосуществим, но в качестве маленького утешения у него есть с собой пользительный табак конректора Паульмана. Конректор Паульман, его университетский приятель, угостил своего студента этим пользительным табаком. Ансельм садится под кустом бузины, набивает трубочку, раскуривает ее и словно бы слышит звон колокольчиков. (Смех в зале.) И когда он разворачивается к кустам бузины…

А бузина дерево особенно одухотворенное в немецком фольклоре и в общеевропейском, считалось, что у бузины есть своя душа и что бузина может симпатизировать человеку или относиться к нему с антипатией, отголоски этого фольклорного представления можно прочитать в сказке Андерсена "Бузинная матушка"… У Гофмана указания на одушевленность бузины нет, но всякий немец девятнадцатого века знал, что бузина особо одухотворенный куст. …И вот в этих кустах бузины под звуки колокольчиков ползают зеленые змейки, одна из которых как-то особенно тепло смотрит на Ансельма. Ансельм откуда-то уже узнает, как зовут её, её зовут Серпентина, имя, заимствованное Гофманом из французской сказки восемнадцатого века. Её зовут Серпентина. И вдруг он слышит, со дна Эльбы раздается голос: "Довольно гулять, довольно, домой, домой!" Зеленые змейки, одна из которых вздыхала нежно по поводу Ансельма, прыгают в Эльбу и исчезают. Ансельм стоит, сотрясает кусты бузины и кричит: "О, вернись, вернись, Серпентина!" Проходящая мимо женщина говорит: "Какое варварское, нехристианское имя - Серпентина!"

 

Рассмотрим этот фрагмент. В нем читается прием романтического двоемирия, каким он был заявлен у Вакенродера: один герой созерцает мир фантастический, а другой герой порицает первого, не видя никакой фантастики, но демонстрируя показательное ханжество. Но возникает, опять-таки, двойственная точка зрения: по какой причине Ансельм увидел зеленых змеек?

 

Мы стоим на тех позициях, которые не предполагают, что в литературе есть какие-то лишние и случайные фразы. Стало быть, Гофман зачем-то вводит такой мотив, как трубка с "пользительным" табаком. Что такое был "пользительный" табак начала девятнадцатого века? Вполне понятно, в девятнадцатом веке о наркотической зависимости ничего не знали, опий можно было купить в любой аптеке, табак с опиумными добавками был весьма популярен. Конечно, излишняя приверженность к опиуму считалась пороком, также как и алкоголизм, но никому не приходило в голову запрещать опиум. Так что касается более простых развлечений, скажем, конопли, то её пополам с табаком курили, как правило, матросы - это очень дешевое развлечение. Люди интеллигентные использовал опиум как обычное снотворное, его рекомендовали даже детям. И только лишь где-то к тридцатым годам начали соображать, что многие люди, совершенно не планировавшие стать наркоманами, ими стали, просто используя опиум как болеутоляющее при, скажем, ревматических болях. А что касается двенадцатого года, то вполне понятно, каким мог быть этот табак. Но мы понимаем, перед нами выбор: от нас зависит, какое объяснение мы дадим происшедшим событиям, мы - музыканты или мы - просто хорошие люди. Ансельм действительно увидел зеленых змеек, они существую в реальности, или это только лишь плод его наркотических грез? Вполне понятно, конечно, что Гофман берет нас всех в свои союзники, чем дальше, тем более очевидным станет, что выбор мы должны сделать в сторону фантастического мира, но пока что - пятьдесят на пятьдесят.

Ансельм встречается с компанией: конректор Паульман, его дочери, среди них Вероника, ровесница Ансельма, регистратор Геербранд, молодой человек, чуть старше годами Ансельма. Все приветливо приглашают Ансельма на прогулку, и Ансельм присоединяется к компании. Что же касается Вероники, дочери конректора Паульмана, то она всегда смотрела на Ансельма как на милого забавного чудака до поры, покуда при ней не прозвучала фраза, что Ансельм подает большие надежды и с годами, того гляди, станет надворным советником. И вот перед глазами Вероники возникает мистическое видение, словно как сидит она у окна… А это такое развлечение было у немок еще до недавней поры, можно было в провинции видеть на узких улицах: кладешь на подоконник подушку, утыкаешь туда локти, и таращишься, да, как истинная немецкая фрау, таращишься на то, что происходит на улице. Впоследствии с развитием новых современных технологий, это развлечение уступило место другим. Но, в общем-то совсем недавно в Германии он о было популярно. Так вот, сидит Вероника у окна, в ушах у неё светятся алмазные сережки, а мимо проходящие люди говорят: "Ах, какая дивная женщина эта госпожа надворная советница фон Ансельм". Всё смешалось, видение исчезло, но воспоминание о нем сохранилось.

А что же касается Ансельма, он на Веронику совсем не смотрит, а смотрит он на зеленые всполохи в Эльбе, покуда компания катается на лодке. И Ансельм пытается разглядеть: это зеленые змейки или это отражение фейерверка над рекой? Опять - двойственное объяснение. Как было на самом деле, непонятно.

 

На следующий день дома у конректора Паульмана Ансельм встречается со странным стариком, это королевский архивариус Линдхорст. Неожиданно архивариусу пришлось разговориться, и он упомянул, что у него есть родной брат. Компания заинтересованно спрашивает: "Ах, у вас есть брат, господин королевский архивариус, чем же оно занимается? Он занимается частным предпринимательством или состоит на государственной службе?" - "Нет, - говорит архивариус, нюхая табак. - Он встал на дурной путь и пошел в драконы". Обратите внимание, как у Гофмана фантастика переплетается с бытовыми подробностями. Как мы выясним, архивариус - это Великий Саламандр из царства Фосфора, но он говорит о фантастических явлениях, "нюхая табак", то есть, представляя нашим очам довольно пошлое, расхожее, весьма малоэстетичное зрелище. Архивариуса начинают расспрашивать, как, то есть, в драконы? Выясняется, что когда-то оба они, и он, и брат его, жили в стране поэтов - Атлантиде. (Мы понимаем, откуда взят образ Атлантиды - из Новалиса). В стране поэтов - Атлантиде, в Царстве Фосфора. И вот архивариус, вернее, Великий Саламандр, провинился перед Фосфором, а брат его провинился еще больше, потому как стал Драконом. И вот однажды этот дракон пролетал над свекловичным полем, и из крыла Дракона вывалилось перо. От любви к драконьего пера к одной свекловице на поле, появилась ведьма, которая теперь всё время мешает и вредит архивариусу. (Читатели, конечно, уже ее отождествили с старухой, которая кричала нелепые слова в начале сказки). Все присутствующие в гостиной конректора Паульмана перемигиваются и пожимают плечами, объясняют Ансельму, что с архивариусом "иногда бывает", он временами ведет какие-то странные речи. Напротив, Ансельм его слушает с особым вниманием, полагая, что всё это совершеннейшая правда. Он подходит к архивариусу, и архивариус приглашаетАнсельма к себе на работу. Зная, что у Ансельма прекрасный почерк, ему предлагают переписывать манускрипты.

На следующий день Ансельм решается пойти по данному архивариусом адресу. По пути, как человек нервный, он думает успокоить себя тем, что выпьет пару рюмочек желудочного ликера. Он заходит в кабак, выпивает два стакана ликера, идет к дому архивариуса. Берется за молоток, а надо сказать, что в тогдашней моде молотки были с изображением человеческого лица, эти молотки сохранились в Германии до сих пор как антиквариат. И вдруг лицо на этом молотке искажается, губы тянутся к Ансельму и молоток на его глазах начинает превращаться в старуху. Ансельм роняет молоток а также и себя - аккуратно на мостовую. Когда он приходит в чувство, ему говорят, что "счастье, господин Ансельм, что когда вы потеряли сознание, рядом с вами оказалась добрая старушка, которая попыталась привести вас в чувство". Мы понимаем уже, что это за старушка, мы начинаем раскручивать: старуха, дочь Свёклы, старуха, торгующая яблоками, пирожками, которая кричит "попадёшь под стекло", мы уже понимаем, кто имеется в виду. Но, тем не менее, возможность реалистического объяснения осталась, ведь неспроста Ансельм зашел в ресторан и выпил два стакана ликера. Может быть, этот желудочный ликер произвел особое впечатление на нервного студента? У нас опять остается возможность реалистического объяснения происшедшего. Но мы понимаем, что уже вес фантастики оказывается больше, по сравнению с реалистическим объяснением. Тем более, что когда студент жалуется архивариусу на то, что их рандеву не состоялось, архивариус спокойно объясняет: "А-а, ну, так это старуха, я вам объяснял. Вот, возьмите бутылочку с аурипигментом, плесните ей следующий раз в лицо и всё будет нормально". Так это и происходит: молоток съеживается, вновь к нему возвращаются очертания нормального буржуазного молотка, и Ансельм беспрепятственно входит в дом к архивариусу. Что за дом? Необыкновенный дом, надо сказать. В нем зимний сад, диковинные растения, самое диковинное - это куст огненных лилий, но выясняется, что это не куст, это шлафрок, надетый на архивариусе, то есть, спальный халат, по сути дела. Опять-таки, архивариус - Великий Саламандр Станы Атлантиды, работает королевским архивариусом, со скверным характером, надо заметить, нюхает табак. Огненная лилия поэзии - символ Великого саламандра - вышита на его спальном халате, в котором он принимает гостей. Гофман постоянно разрушает идеальное при помощи вторжения иронического, при помощи обытовления, а временами даже физиологического перегиба.

И вот мы видим: летают пересмешники, которые издеваются над Ансельмом, а ими управляет серый попугай с пенсне на носу. Ансельм оказывается в комнате, которая кажется - вместо потолка у неё лазурное небо, а в него бесконечно уходят золотые колонны. Манускрипт, который дали Ансельму, переписать невозможно,, но он слышит звон колокольчиков, по золотой колонне спускается Серпентина, которая рассказывает ему о стране поэтов Атлантиде. Ансельм погружается словно бы в сладкую грезу, а когда пробуждается от нее, то видит, что манускрипт с неразборчивыми письменами полностью переписан.

Так что мы видим, студент меняется, он становится более музыкальным существом после встречи с Серпентиной и Великим Саламандром.

 

Тут опять не оставляет нас вопрос: а каким бы он был если бы на него не оказали влияния чары Великого Саламандра? И мы поймем, каким бы он был, потому что не только Великий Саламандр будет влиять на Ансельма. Дело в том, что идея Вероники о том, чтобы стать надворной советницей фон Ансельм с алмазными сережками в ушах, она имела свое продолжение.

 

Вероника, одержимая идеей стать надворной советницей фон Ансельм, обращается по конкретному адресу к услугам оной пожилой ведьмы - фрау Рауэрин. Хочу обратить ваше внимание: Гофман располагает своих волшебников по конкретным адресам. Этот прием впоследствии будет использован самым широким образом мировой литературой, в частности, Булгаковым. Мы читаем "Мастера и Маргариту" и видим, что его бесы живут в квартире номер 50-бис на улице Большой Садовой. Между Гофманом и Булгаковым можно найти немало тематических параллелей, эта - не последняя. Вероника приходит к старухе, ей открывает, действительно, старая ведьма с обезображенным ожогами лицом, черный кот мечется с диким мявом в ее ногах, летучие мыши летают среди паутины под крышей. Старуха начинает нести какую-то околесицу про студента, который потоптал её детушек и обезобразил её аурипигментом. Вероника, трезвая бюргерша, говорит ей: "Старуха, я пришла к вам по делу. Я хочу выйти замуж за господина фон Ансельма, которого я люблю и уважаю. Если вы будете нести такую глупость и дальше, то я немедленно покидаю этот дом и больше ноги моей здесь не будет". Что происходит со старухой? Вдруг всё преображается. Оказывается, Вероника стоит во вполне приличном доме, на старухе нарисовался непонятно откуда чепец, огромный черный кот превращается в слугу, исчезли летучие мыши, крысы и пауки, и оказывается, это уже не старуха, а бедная старая Лиза, которая воспитывала когда-то Веронику. На что мы обращаем внимание? На то, на что обращает внимание всякий трезво мыслящий человек: нечистая сила является только тем, кто в неё верит. Вы обратили внимание, что людям скептически настроенным, как правило, ведьмы, гномы, тролли, черти и прочие не являются? А являются они исключительно тем, кто желает их видеть. И кто тут более прав, рационалист или мистик, совершенно непонятно, здесь возможна та и другая точка зрения. И вот мы видим, Вероника не допускает возможности мистического в своей жизни, и мистика отступает: действительно, старая ведьма превращается в ординарную старуху. Мы понимаем, что Гофман сам мистик, и мы становимся на ту точку зрения, что в действительности это все-таки дочь Свёклы и Драконьего пера. Но возможен иной подход. Старуха убеждает Веронику, что им необходимо отправиться на непаханое поле и там отлить волшебное зеркальце. Действительно, среди ночи Вероника и старая ведьма фрау Рауэрин на непаханом поле ворожат у тигля, в котором выплавляется волшебное зеркальце, вдруг слышно хлопанье крыльев и крики: "Вон отсюда, сволочь!" Вероника теряет сознание, пробуждается в собственной постели. Сестра говорит ей, что ночью ветер распахнул окно, и дождем забрызгало платье Вероники. Вероника разжимает руку и видит, что в руке у нее маленькое зеркальце, в нем отражается студент Ансельм и словно бы ей, Веронике, слегка улыбается.

 

Крошка Цахес.

КАНДИДА. (абсолютно романтич образ)

Бальтазар, который

только один и видит в Циннобере Цахеса.

Пишет

Музицирует

Видит чудеса профессора Альпануса

 

Небьющиеся горшки, непригорающие сковородки

"отменная капуста, да и всякие

другие добротные овощи"; в волшебной кухне дома "горшки никогда неперекипают", в столовой не бьется фарфор, в гостиной не пачкаются ковры и чехлы на стульях...

 

Издевательство над кичем, пошлостью. Есть разница в романтическом и ПАРОДИЕЙ, ФЕЙКом.

 

Когда в "Крошке Цахесе"

влюбленный Бальтазар читает чародею Альпанусу свои стихи ("о любви соловья к алой розе"), тот с уморительной авторитетностью квалифицирует этот поэтический опус как "опыт в историческом роде", как некое документальное свидетельство, написанное к тому же "с прагматической широтой и обстоятельностью". Ирония здесь тонка, как лезвие, а предмет ее - романтическая поэзия и поза.

 

(космическую сторону вещей от комической отделяет один свистящий согласный, (Набоков).

Не дать темным силам места в своей душе - вот проблема, которая волнует

Гофмана,

В повести "Песочный человек" (созданной, кстати, сразу вслед за

"Эликсирами дьявола") ее герой Натанаэль - еще один юный представитель клана "энтузиастов" - одержим паническим страхом перед внешним миром, и эта миробоязнь постепенно приобретает болезненный, по сути, клинический характер. Невеста Натанаэля Клара пытается образумить его: "...мне думается, что все то страшное и ужасное, о чем ты говоришь, произошло только в твоей душе, а действительный внешний мир весьма мало к тому причастен... Ежели существует темная сила, которая враждебно и предательски забрасывает в нашу душу петлю... то она должна принять наш собственный образ, стать нашим "я", ибо только в этом случае уверуем мы в нее и дадим ей место в нашей душе, необходимое ей для ее таинственной работы".

 

Кот Мурр и его житейские воззрения.

(Иоганнес Крейслер). Принципиально новый тип романной композиции- «РАПСОДИЧЕСКАЯ»

Антисистема.

 

идеализация

родимого чердака - это уже гейдельбергское германофильство.

 

Это не просто параллельные линии - это параллельные зеркала

 

"Двоемирие" пронзительней всего воплотил в искусстве слова именно

Гофман; оно его опознавательный знак. Но Гофман не фанатик и не догматик двоемирия; он его аналитик и диалектик.

Бамберг, на площади Шиллерплац – памятник с котом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: