Функции государственного управления




Функции государственного управления – это деятельность государственного аппарата по оказанию влияния на общественные процессы для достижения поставленных перед государством целей.

Система функций государственного управления предстает как взаимосвязанная совокупность нормативно регулируемых действий государственного аппарата, находящаяся под контролем уполномоченных государственных и общественных институтов.

При рассмотрении вопроса о функциях государственного управления прежде всего необходимо четко различать функции государства и функции государственного управления.

Функции государства присущи государству как целостному политическому образованию и вытекают из необходимости сохранения суверенитета, а также защиты и развития существующих политической, экономической и социальной систем. Отсюда следует, что государство самим своим существованием реализует политическую, экономическую, социальную и оборонительную функции.

Политическая функция государства ориентирована на поддержание государственного суверенитета и защиту государственных интересов в международных отношениях. Составной частью политической функции является функция политического управления, которая осуществляется не только государством, но и другими субъектами политической деятельности, например политическими партиями. Функция политического управления состоит из следующих аспектов:

1) политическое обеспечение государственной целостности и основ государственности;

2) развитие демократизма как необходимого условия жизнедеятельности цивилизованного общества;

3) формирование политической культуры людей, сообщение им необходимых знаний и навыков политического поведения;

4) формирование политических идеалов, ценностей и доктрин, их пропаганда;

5) гуманизация общественных структур и общественных отношений.

Экономическая функция государства призвана способствовать экономическому развитию общества, упорядочению экономических и хозяйственных отношений, предотвращению кризисных тенденций и явлений в экономике, стимулированию развития важных для государства и общества отраслей экономики.

Социальная функция государства предусматривает гармонизацию общественных отношений, предотвращение социальных конфликтов, создание механизмов перераспределения национального богатства в интересах наименее социально защищенных групп населения. Создание, поддержание и развитие системы социальных услуг и социальной защиты населения также входит в социальную функцию государства.

Военная (оборонительная) функция государства подразумевает создание и развитие необходимых институтов, способных обеспечить защиту суверенитета, безопасности и территориальной целостности государства от всех внутренних и внешних угроз.

Функции государственного управления характеризуют непосредственно процесс воздействия на общественные отношения, необходимый для достижения целей и решения задач государственного управления. Выделяют общие функции государственного управления, характерные для системы в целом, и частные, характерные для отдельных отраслей государственного управления.

К общим функциям государственного управленияотносятся: организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование, контроль и бюджетирование.

Функция организации состоит в определении организационных положений, устанавливающих порядок управления и процессуального регулирования: регламентов, нормативов, должностных инструкций, требований ответственности и т. п. Четкая организация является необходимым условием эффективного управления, так как позволяет упорядочить и рационально использовать имеющиеся в системе управления ресурсы.

Функция планирования выражается в постановке целей, определении необходимых для их достижения ресурсов, сроков и способов достижения поставленных задач, создании механизмов поэтапного контроля за их выполнением.

Функция прогнозирования тесно связана с планированием. Прогнозирование – это выработка научно обоснованного суждения о будущем состоянии управляемой системы, вариантах ее развития, путях и сроках достижения.

Функция мотивации, как правило, реализуется на уровне отдельных организаций. В сфере государственного управления она находит нормативное закрепление в законодательстве о государственной гражданской службе. В обществе в целом функцию мотивации выполняют либо национальная идеология, либо гражданский патриотизм.

Функция регулирования в государственном управлении реализуется двояко.

В широком смысле государство осуществляет регулирование общественных отношений нормативным путем, т. е. через издание законов, подзаконных и судебных актов. Таким образом координируется, направляется и стимулируется деятельность участников общественных отношений, защищаются их законные права и интересы, производится расстановка структурных приоритетов.

В узком смысле государственное регулирование осуществляется в отдельных сферах общественных отношений с использованием механизмов прямого и косвенного государственного вмешательства: через тарифы, пошлины, налоги, целевые программы, бюджетное финансирование, государственные заказы, банкротство, приватизацию.

Функция контроля в государственном управлении предназначена для выявления отклонений управляемой системы от заданных параметров и дальнейшего принятия мер для приведения ее в соответствие с ними. Контроль следует отличать от надзора, при котором отклонения только констатируются, а информация о них передается в полномочные органы. Таким образом, контрольная функция государственного управления заключается в выявлении отклонений и корректировке управленческих воздействий. Контроль в государственном управлении должен отвечать требованиям оперативности, гласности, объективности и целесообразности.

Функция бюджетирования в американской теории и практике государственного управления признана главной функцией управления государством. В основе теории бюджетирования лежит представление о том, что любое вмешательство государства в общественные отношения может быть осуществлено лишь при наличии соответствующего бюджетного финансирования. Поэтому любое государственно-управленческое решение может быть в конечном счете сведено к решению о финансировании либо нефинансировании того или иного проекта из бюджетных средств. Для рационализации процесса расходования бюджетных средств в 50-е гг. XX в. в США была введена в практику государственного управления система «планирование – программирование – бюджетирование» (СППБ). Таким образом, американское государственное управление перешло к применению на практике принципов системного подхода к составлению государственного бюджета. СППБ требовала от государственных органов детализации программных целей и показателей оценки результатов, прогнозирования расходов на пять лет вперед, проведения специальных работ, анализирующих издержки и выгоды. По такому же пути пошла и Россия: в 2007 г. государственный бюджет России был принят на три года (2008–2010 гг.). В нас­тоящее время в контексте стратегического развития страны до 2020 г.появляется возможность прогнозирования расходов на пять лет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: