Актуальность темы, значимость для развития системы образования. Краткое теоретическое обоснование.




Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием природы человека.

В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

Снижение учебной мотивации, низкий уровень здоровья школьников делает необходимым

· пересмотр и разработку новой системы организации физического воспитания, обучения и развития учащихся,

· поиск, изучение и введение современных форм, направленных на формирование здорового образа жизни, культуры здоровья.

Задача современной школы – физическая культура «без освобождения», что предполагает поиск и введение таких технологий, в которых могли бы участвовать все дети без ограничений (НП «Наша новая школа», ФГОС НОО, ФГОС ООО, письмо Минобрнауки России от 8 октября2010 г. № ИК-1494/19, методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации и др.).

Разработка учебных программ по любому из школьных предметов, отвечающих требованиям жизни и общества, запросам педагогической деятельности, относится к категории «вечных» проблем теории и практики школьного образования. Обозначенный статус проблемы обусловлен постоянно возникающими противоречиями между образовательно-воспитательными возможностями заложенных в учебные программы целей и растущими требованиями жизни и общества к уровню культуры и образованности подрастающего поколения. Одними из наиболее значимых факторов полноценной реализации любых проявлений личности в выполнении каких-либо социальных функций являются состояние здоровья и уровень трудоспособности, приобретаемые в значительной мере при условии вовлечения этой личности в систему рационально организованного физического воспитания[1].

В свете сказанного и тенденций, наметившихся в совершенствовании системы школьного образования, особое значение имеет проблема эффективности физического воспитания школьников, осуществляемого в рамках учебного предмета «Физическая культура», призванного заложить основы физического образования и разностороннего физического развития детей. Главными критериями полноценности программы являются: полнота отражения в ней целей и задач, их соответствие возрастным возможностям учащихся, задачам и условиям работы современной общеобразовательной школы; соответствие содержания и структуры программы дидактическим нормативам, обоснованным в современной концепции содержания образования.

В настоящее время существует несколько подходов и суждений о цели физического воспитания в школе. Учителям физической культуры предложены несколько учебных программ по физической культуре:

· комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы (авторы — В. И. Лях и Г. Б. Мейксон, 2009);

· программа физического воспитания с оздоровительной направленностью для учащихся начальных школ (программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов, основанная на одном из видов спорта — баскетболе (авторы — М. Я.Виленский, Е. Н.Литвинов и В. И. Туркунов, 1990);

· программа физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей для учащихся 1-11-х классов (В. И.Лях и Г. Б.Мейксон, 1993),

· образовательная программа (А. П. Матвеев, 2005);

· комплексная программа физического воспитания школьников (В.И. Лях, А. А. Зданевич, 2012);

· педагогическая программа спортивно ориентированного воспитания школьников (В.К. Бальсевич, 2004);

· и др.

Исходя из запросов современного общества, необходимо принять меры к перестройке физического воспитания в школе, прежде всего, уточнить цели и задачи школьной системы физического воспитания в существующих программах.

Учитывая, что состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу, целью их физического воспитания следует признать решение оздоровительных задач. Однако свести суть физического воспитания к решению только оздоровительных задач — это значит существенно обеднить смысл и назначение физического воспитания в целом. Одними средствами физического воспитания добиться здоровья школьников невозможно. Занятия физической культурой — лишь одно из условий, от которых зависит здоровье ребенка.

Еще один вид задач — задачи, направленные на углубленное изучение одного вида спорта (баскетбола, волейбола, гимнастики)[2]. В. И. Лях и другие полагают, что цель физического воспитания заключается в содействии всестороннему развитию личности[3]. Иного мнения придерживается В. Н. Шаулин[4]: «Декларирование всесторонности (всесторонность недостижима по определению: нельзя охватить все, распылять внимание) отвлекает от основного, затмевая тем самым истинные намерения». По его мнению, физическое воспитание должно быть направлено на разностороннее развитие личности. Задачи носят образовательный характер, акцент делается на обучении школьников двигательным навыкам и умениям, их вооружении умениями и способами самостоятельного воздействия на свою телесность, получении знаний о своем организме на занятиях по физической культуре.

Существуют и иные суждения о цели физического воспитания в школе, которые сводятся главным образом к тренировочной направленности, к так называемой кондиционной тренировке, развитию физических качеств. Задачи носят тренирующий характер: повышение уровня двигательной подготовленности детей на уроках, улучшение функционального состояния, приучение к занятиям физическими упражнениями[5].

В настоящее время цель общего среднего физкультурного образования — обучение школьников основам самостоятельной двигательной деятельности. Задачи физического воспитания имеют образовательный характер и направлены на обучение школьников основам физкультурно-оздоровительной деятельности.

Для решения проблемы в 2010 году на базе МБОУ СОШ № 8 г. Холмска был разработан Проект по теме: «Физкультура, которая лечит душу или современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности», открыта локальная экспериментальная площадка (далее ЛЭП) для 1 – 11 классов.

Цель: улучшение субъективного самочувствия, укрепление физического и психического здоровья, формирование навыков и умений правильного движения, осанки, создание условий для творческой самореализации,психологической комфортности школьников.

Задачи:

1. Изучить нормативно-правовые, научно-методологические основы, современные подходы к организации урочной и внеурочной деятельности по физическому воспитанию.

2. Разработать систему внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий в рамках урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающую физическую культуруучащихся «без освобождения» (организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми группы «риска»), и её апробацию.

3. Содействовать формированию навыков самоисследования для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений; процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижения оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

4. Разработать и апробировать критерии эффективности программы

Объект исследования: формирование навыков и умений саморегуляции, снижение нервного напряжения, улучшение общего физического и психического здоровья учащихся.

Предмет исследования: современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности по предмету.

Замысел: понимая необходимость пересмотра традиционных технологий обучения, направленных на формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, нами разрабатывается система и программа по осуществлению нового подхода к урокам физической культуры и организации внеурочной деятельности по предмету. Без особых материально-технических затрат, появляется возможность решать задачи по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, формированию физической культуры с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации детей.

Гипотеза: предполагается, чтосоздание системы внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс школы, позволит улучшить психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие учащихся, повысит уровень работоспособности и мотивации, обеспечит для каждого ученика «физкультуру без освобождения»

Научная новизна исследования состоит в изучении новых подходов, внедрении их в образовательный процесс, разработке и апробировании системы, плана-программы физического воспитания в рамках урочной

и внеурочной деятельности учащихся 1 - 11 классов на основе средств, технологий, методов развивающей направленности и экспериментальном обосновании её эффективности в современном образовательном процессе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что

1. разработанная в ходе эксперимента система и программа обеспечивает физкультуру без освобождения для всех и каждого;

2. полученные в ходе исследования результаты и сформулированные на их основе выводы, могут использоваться учителями физической культуры при проведении третьего урока и секционных занятий.

Сроки реализации:2010 – 2015 г.г.

Этапы:

I. Подготовительный этап: сентябрь, 2010 г. – май, 2011 г.

· Диагностический

· Прогностический

· Организационно-подготовительный

II. Практический (основной) этап: сентябрь, 2011 г. – май, 2014 г.

III. Обобщающий (заключительный) этап: май, 2014г. – май, 2015 г.

Ведущие методы:

· методы стратегического планирования: прогнозирование, проектирование, программирование, моделирование;

· эмпирические методы: анкетирование, диагностика, наблюдение, анализ продуктов и результатов деятельности, педагогический эксперимент;

· анализ эмпирических данных и мониторинга, прогнозирование.

Ожидаемые результаты:

1. Модель «Система внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий в рамках уроков физической культуры и внеурочной деятельности по предмету», обеспечивающая физическую культуру учащихся «без освобождения».

2. Экспериментальная программа ЛЭП «Физкультура, которая лечит душу…»,состоящая из набора семи модулей: «Юнитанцы», «Художественная гимнастика», «Японский мини-волейбол», «Черлидинг», «Акробатика», «Оздоровительная аэробика», «Тэкхвандо»,позволяет решать задачи по сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников средствами формирования физической культуры с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации детей.

3. Позитивная динамика субъективного самочувствия, физического и психического здоровья, сформированные навыки и умения правильного движения, осанки; создание условий для творческой самореализации по предмету; психологическая комфортность школьников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: