Аппликация в стиле «Поп-Арт»




Аппликация занимает особое место в системе по развитию творческих способностей детей среднего школьного возраста. Она лучше, чем что-либо обогащает эстетический вкус. Посредством аппликации у учащихся происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею. Аппликация имеет огромное значение не только для эстетического развития учащихся, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у школьников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора [25].

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Эта техника включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Так же эта техника является наиболее простым и доступным способов создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, стендов, выставок и др.), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д [25].

Самый простой вид — плоская, однослойная аппликация. Плоскостное изображение получается путем наклеивания различных цветных деталей и элементов на однотонную основу, чаще это белый лист бумаги. Плоские аппликации можно поделить на две группы: из геометрических фигур и собранные из разных форм [26].

Мы настолько привыкли к этому виду изобразительной техники, что даже не задумываемся о том, что художественные возможности аппликации намного шире и интереснее, чем традиционное наклеивание на плоскость кусочков бумаги.

Помимо однослойной аппликации, существует не менее интересный вид аппликации — многослойная. Многослойная аппликация отличается тем, что выполняется путем наклеивания на фон изображений предметов и их деталей в несколько слоев, в зависимости от задумки и сложности изображаемого. При этом используется плотная цветная или белая бумага [27].

Многослойная аппликация из бумаги позволяет создать разноцветное объемное изображение и выполняется она путем наклеивания на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя. Основной задачей при этом является продуманный образ и последовательность наклеивания слоёв деталей. Последовательность зависит от задуманного и может быть, как от большого к меньшему, так и хаотично. Примером композиций в технике многослойной аппликации служат работы художников Хелен Масселвайт и Карлоса Мейра. Они представляют собой многослойные инсталляции-аппликации, созданные из цветной и из белой бумаги [27].

Последовательность работы в аппликации всегда одна и та же, независимо от материала:

1) выбор сюжета;

2) выполнение поискового эскиза к аппликации;

3) материал для работы (в нашем случае бумага);

4) выполнение задания (вырезание деталей, раскладывание и приклеивание их к основе) [25].

Последовательность работы в технике многослойной аппликации остается та же, но следует обратить внимание на выбор материала, так как при выполнении многослойной аппликации используется только плотная бумага.

Прежде чем приступить к выполнению аппликации, необходимо

в первые же дни выявить интересы и уровень подготовленности учащихся к занятию художественно-творческой деятельностью. Для этого, после ознакомления их с техникой безопасности, проводится первоначальное тестирование: учащимся предлагается выполнить аппликацию на свободную тему. Наблюдая за работой учащихся, педагог проводит визуальную оценку знаний, умений и навыков каждого учащегося и способность к самостоятельной деятельности. Результаты исследования помогают увидеть различия в индивидуальных возможностях каждого учащегося и условно разделить учащихся на подгруппы, чтобы обеспечить вариативность и дифференцированность учебного процесса [28].

Чтобы проверить, в какой степени учащийся овладел тем или иным умением, целесообразно проводить контрольные обследования в середине года и конце года. Это позволит оценить динамику развития учащегося, спланировать дальнейшую работу.

Для большей наглядности удобно заносить результаты обследования в таблицы, которые можно составить самим или использовать уже имеющиеся таблицы педагогов-практиков.

Форма организации деятельности учащихся при проведении занятий может быть разной в зависимости обучающих задач, настроения детей, уровня сформированности умений и навыков, уровня индивидуальных возможностей. Занятия проводятся как фронтально, так и индивидуально, что обусловлено темой, различным уровнем подготовки учащихся и их индивидуальными особенностями. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения [29].

Общий план проведения занятий:

1) Подготовка к занятию.

2) Вводная часть.

3) Основная часть (практическая).

4) Заключительная часть.

Слова, с которыми обращается педагог к учащимся, должны быть эмоциональными и заинтересовать учащихся предстоящей работой, создать живой образ того, что учащиеся будут вырезать. Теоретический материал обычно даётся в начале занятия, когда учащиеся наиболее работоспособны. Новую тему или задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение наглядным материалом. Рассматривание иллюстраций, картин и другого наглядного материала ведёт к развитию наблюдательности, творческому воображению.

Конкретные указания о способах выполнения работы, установление последовательности особенно важны. В этом учащиеся, побуждаемые педагогом, также должны принимать активное участие – отвечать на вопросы, припоминать усвоенные ранее умения. Примерные вопросы:

Что общего в этих двух работах? В каком порядке проводится наклеивание?

· Как получить детали аппликации такой формы?

· Придумай, как по-другому можно разместить на листе композицию.

· Подумай, какие виды материалов ты можешь использовать в данной работе? Выполни этот прием, используя другой материал.

· А можно ли по-другому достичь такого же результата?

Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части. Педагогу необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. В практической части можно использовать приёмы, направленные на прямое обучение, например объяснительный рисунок педагога на доске мелом или на отдельном листе ярким карандашом или фломастером. Цель его – показать детям процесс создания изображения, последовательность выполнения аппликации [25].

Последовательность работы показывается на доске в виде схемы, где видны все этапы выполнения. Если порядок выполнения аппликации несложен, то схема после объяснения стирается с доски, а внимание учащихся переключается на предстоящем процессе работы: способе создания частей аппликации, обдумывании композиции и т.п.

Как видите, возможности для совершенствования безграничны. Все рассматриваемые виды создания бумажных многослойных изображений позволят получить оригинальные работы.

Такая техника изображения позволяет создать наглядные пособия, где возможно использование сюрпризного момента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: