Тема: «Приставка».
Цель: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать представление детей о приставке как значимой части слова.
2. Учить находить приставку среди других частей слова.
3. Образовывать новые слова с помощью приставки.
Ход урока:
Самоопределение к деятельности
Проблемная ситуация:
– Прочитайте слова.
Бежать, забежать, добежать, выбежать, пробежать, убежать
-Что в них общего? (Корень.)
-Чем отличаются? (Значением.)
- Что можно сказать об этих словах? (Это однокоренные слова.)
- А какая часть слова придает им разное значение? (Та, которая стоит перед корнем.)
- Сформулируйте тему урока.
Работа по теме.
1) Работа в группах.
- А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем изучать приставки.
- Работать мы будем по группам. Проанализируйте слова, записанные на ваших листах, и ответьте на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое приставка.
- Вспомним правила работы в группе.
На карточках слова:
1 группа: ушёл, зашёл, вышел
2 группа: завернул, вывернул, свернул
3 группа: зашить, перешить, дошить
Вопросы:
- Что такое приставка? Приставка – это ____________________
- Где находится? Находится _______________________________
- Для чего служит? Служит _________________________________
- Как обозначается? Обозначается ______
· Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок «Кто больше» (работа в парах)
- Используя приставки образуйте новые слова.
Летит ходит бежит
- Придумайте предложение с одним из образованных слов.
|
· Упражнение в нахождении приставок (игра с мячом)
- Поймайте мяч и назовите приставку в корне
Безоблачный, выписать, побелить, приезд, переход, прибить, проветрить, замёрз, нагрузка, сгореть, задуть, доплыть, просмотреть, надписал, отцепил, расцвёл.
13. Анализируя конспект урока русского языка показать, где и за что могут быть оценены учащиеся. ______________________________________________________
14. В чем Вы видите трудности при усвоении словарного запаса учащимися речевых школ? Причины этих затруднений. Фрагмент урока русского языка (словарная работа).
Отсутствие в активном словаре ребенка нужных слов объясняется недостаточно четким пониманием их значений.
Дети с недостаточным речевым развитием с большим трудом овладевают и правилами образования новых слов, что также задерживает пополнение словарного запаса. Самый простой вид словообразования — это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов.
Также нарушено словоизменение (ребёнок понимает смысл слова «входить», но не понимает смысл слова «заходить») и обобщения (деревья – берёза, ель, дерево) слов.
Также бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов очень затрудняют практическое применение детьми грамматических правил (даже если они хорошо выучены). Особенно затруднено применение правил на правописание безударных гласных, непроизносимых согласных, сомнительных согласных в конце и в середине слов. Это объясняется тем, что при использовании этих правил ребенок должен очень хорошо владеть морфологическим составом слова (приставка – корень – суффикс - окончание) и уметь подбирать родственные слова, то есть улавливать «смысловое родство слов».
|
Фрагмент урок русского языка (словарная работа)
1. На доске написаны слова (в словах расставлены ударения):
Встрепенулся жаворонок (сделать порывистое движение, вздрогнуть всем телом; встряхнул перьями, крыльями).
Выпорхнул (быстро и легко вылететь).
Как привольно! (свободно, без ограничений, стеснений)
Передёрнул ушами (дёрнул, изменил положение).
Нашест (перекладина, жёрдочка в курятнике, на которую куры садятся на ночь)
2. Сначала слова читает учитель, дети следят. Затем читают все вместе хором.
3. Деление слов на слоги, на звуки.
4. Дети записываю слова в тетрадь (словарик), ставят ударение, выделяют орфограмму, которую надо запомнит.
5. Закрепление. Учитель спрашивает у детей, что обозначает слово.
6. Составление словосочетаний или предложений с этими словами.
15. В чем трудность полной реализации принципа индивидуального подхода в обучении языку детей с ОНР? Приведите пример, из которого бы был виден индивид подход и учет возможностей каждого ученика.
Трудности: на уроках в школе для детей в тнр находятся дети с различными речевыми нарушениями, с различной степенью тяжести., однако существуют программа согласно которой осуществляется учебный процесс в школе для детей с ТНР, при организации уроков, учитель должен подбирать материал согласно программе обучения детей с ТНР, но у каждого ребенка свои речевые особенности, что затрудняет реализацию принципа индивидуального подхода.
|
Пример: при организации индивидуальной работы на уроках¸ учитель может дать карточки с заданиями для каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными речевыми особенностями.
16. Фрагмент урока. Тема: «Предложение». Цель: учить детей распространять предложение.
17. Фрагмент урока русского языка на этапе практического усвоения грамматической категории (склонение существительных).
Тема: Три склонения имени существительного
Цели:
- Учить детей определять склонение имён существительных на основе
исследовательской работы, применять теоретические знания об имени
существительном в практической деятельности.
- Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.
- Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе.
Ход урока:
I. Оргмомент
1. Приветствие
1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.
запишем предложение, вставим пропущенные буквы в словах.
На доске:
Марина нап.салас.ч.нение о з.ме и ос.ни.
Проверка.
1. Назови в предложении имена существительные. [после правильного ответа передвигается магнит на следующий вопрос]
2. Определи, каким членом предложения являются существительные.
3. Какие постоянные признаки этих существительных можем определить?
(одушевлённость, неодушевлённость)
- Какой ещё постоянный признак определим? (род)
1. Сколько падежей в русском языке? Перечисли их.
2. Что значит, изменить существительное по падежам?
3. Как определить падеж существительного? Определи падеж существительных в предложении.
А чем отличаются эти существительные? Выдели окончания: О зим е и осен и
А почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?
Можем ответить на этот вопрос? (нет)
[Ученик получает медаль за работу на дорожке]
2. Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.