Билет 7 Информационный сайт




Интернет – система соединенных компьютерных сетей мирового масштаба, которые предоставляют услуги по обмену информацией. Основной вклад в развитие был сделан научными и военными организациями США в годы холодной войны.

1969 – по закону мин. Обороны США был осуществлен один из первых проектов стратегической телекоммуникационной системы, способной устойчиво работать в условиях ядерного конфликта; 1972 – демонстрация сети ARPAnet в Вашингтоне; 1980- расширение сети, известной как internet. Тысячи колледжей, исследовательских компаний стали подсоединять свои компьютеры к сети; 1990 – разработка коммерческих служб, предоставляющих межсетевые услуги на скоростях. Фактический уход центрального правительства от управления работой сети. Функции интернета – производство и распространение массовой информации; социальная функция (новые формы коммуникации); информационная (информационные контакты протекают в режиме общей доступности). Российский нац. Домен (ru) появился в 1994. При создании интернет-сайта необходимо выбрать домен, на котором он будет размещаться. Пионеры рунета: Артемий Лебедев, Глеб Павловский, Марат Гельман, Антон Носик и др. Они также создавали сетевые проекты за рубежом. С 1998-1999 гг. – профессинальные сетевые издания gazeta.ru, lenta.ru, strana.ru и др. Нужно выбирать домен, максимально соответствующий услугам. Хостинг – бесплатный, платный, хостинг у провайдера. Веб-дизайн – прерогатива художника. Дизайн должен отталкиваться от идеи, стиль всего сайта должен быть единым (даже в мелочах), не следует перегружать сайт. Структура сайта: Сайт должен быть удобным для потребителя: тематические разделы, графические иллюстрации, схема внутренних связей между документами, внешние гиперссылки. Информационное наполнение сайта – важнейший компонент: не допускаются орфографические ошибки, реже пользоваться личными местоимениями. Информация должна быть объективной. Как правило, наполнение сайта зависит от цели его разработчика. Важно вносить новую инфу, чтобы сайт был интересен.

Классификация медиа-ресурсов: Собственно сетевые издания (только в интернете), Сетевые версии аналоговых СМИ. Сетевые издания: Новостные, Комментарийные, Смешанные. По тематике: Монотематические, Политематические. По принадлежности: Государственные, Медийных групп, Политических групп, Независимые. По содержанию: Авторские, Редацкионные, Смешанные. Типы медийных проектов: Портал - крупные ресурсы: бесплатная почта, хостинг, лента новостей, поисковик. Организаторы новостей: нет собственного контента, аккумулируют тексты и гиперссылки на другие издания. Интернет версии центральных государственных СМИ –почти у всех есть.

Билет 8

Этапы газетного материала:

1. Выбор темы

2. Поиск потенциальных источников информации, предварительный выбор жанрового оформления

3. Сбор информации, работа с источниками: люди, документы, данные соц. Опросов, личные наблюдения.

4. Анализ собранной информации, выбор жанра, план

5. Написание текста

6. Литературное редактирование

7. Подготовка окончательного варианта, сдача в номер.

 

Заголовок. Основные функции – номинативная, назывная, сигнальная

1. Должен быть эффектным – заинтересовать читателя

2. Должен быть эффективным – говорить, о чем идет речь

3. Оригинальным

4. Не многословным (не более 4 слов)

В деловой прессе заголовок передает суть темы. В общественно-политической должен передавать суть и привлекать внимание аудитории (номинативная и рекламная ф-ции). В желотй прессе он должен привлекать внимание большинства аудитории

Типы заголовков:

1. Простой – одно предложение, законченная мысль

2. Усложненный – формируется из нескольких самосотоятельных логически завершенных частей

3. Заголовочный комплекс – основной заголовок+подзаголовки.

Вводка – блок текста под названием. Предваряет публикацию и объясняет, почему нужно ее прочесть.

Врезка – текст, вынесенный в рамку, несет смысловую нагрузку.

У журналиста должна быть своя база данных, свои информаторы, фиксация инфы (диктофон+блокнот), архив.

Структура редакции:

1. Главный редактор – глобальное планирование, разработка редакционной политики, представление редакции, ведение кадровой политики, руководство всем процессом производства.

2. Шеф-редактор – локальное планирование номера, отвечает за информационное наполнение газеты, руководит зав. Отделами.

3. Зав. Отделом – планирует свои рубрики в каждом номере, руководит работой журналистов

4. Коммерческий отдел: коммерческий директор, рекламный директор, менеджер по распространению, бухгалтер, менеджер по маркетингу, кассир, курьеры. Коммерческий директр отвечает за финансовую политику, разрабатывает прайс-лист, рекламу, коммерческие предложения для инвесторов, следит за концепцией распространения издания

5. Журналисты – штатники, внештатники

6. Секретарь, наборщик, фотограф, художник, корректор, лит. Ред., верствльщик

 

Билет 9 Журналистский текст как отражение действительности. Жур. текст обращен к массовому адресату – отличие от других видов текстов. Тексты СМИ однократны, одноразовы. Современные СМИ – соединение устной и печатной литературы. 2 начала: Понятийно-логическое (определяется аналитическим умом); Чувственно-образное (воспринимается интуитивно).

Журналистика развивается по тем же законам, что и художественное творчество: эпос-события, лирика-переживания, драма-действие. Навыки журналиста для написания качественного текста: Владение возможными языковыми системами (расширять свой языковой опыт), надо знать принципы работы, механизм действия языковых систем, выход за пределы стереотипного значения слова, за границы существующей языковой системы. Различия между СМИ основаны на различии используемых в них кодов: В печати: двоичная система знаков – естественный язык в письменной форме+иконические знаки (фото, карикатуры) и шрифтовые выделения; На радио: троичная система: устная речь+естественные звуки (шумы)+музыка; На Тв: появление живого изображения. Оно в сочетании со словом увеличивает роль ТВ как СМИ.

Достоинство изобразительных знаков – в их большой доступности. Достоинство слова – в способности абстрагироваться от конкретного. Слово в телепередачах несет основную понятийную информацию. Но телепередача - это прежде всего зрелище. Только синтез устного слова и изображения как основных языков может обеспечить телевидению наилучшие коммуникативные возможности. Специфика журналистской информации – единство духовного и социально-управленческого начал.

Духовное начало: Идейная насыщенность; Актуальность (злободневность); Популярность (доходчивость); Социально-управленческое начало:Новизна; Оперативность; Документализм, достоверность; Аналитичность. Отпечаток «личности» автора. Начало творческой активности журналисту дают информационно-управляющие связи человека и его окружения, позволяющие получить и обработать информационные сигналы среды. В журналистском творчестве стремление к созданию нового, оригинального неотделимого от выполнения жестких обязанностей.

Журналистское творчество – социально-культурное. Его задача – создавать информационный продукт оперативного пользования, предназначенный для оперативного изменения действительности. Главный критерий – способность донести социальную значимость материала.

 

Билет 10

Информационные жанры

Тексты информационных жанров – основная часть массовых потоков информации. Это носители оперативной информации, позволяющие аудитории осуществлять постоянный мониторинг наиболее значимых событий. Требования к информационным сообщениям: релевантность, фактическая точность, очищенность от дополнительных деталей.

Заметка – небольшой размер. Результаты определенного изучения предмета. Кратко упоминаются источники информации, не рассказывается не излагается ход изучения не даются авторские эмоции. Это краткое изложение.

Типы информационного изложения заметки:

1. Фактологическая информация

2. Вероятностная информация (предположения о настоящем, будущем, прошлом, каких-либо явлениях)

3. Превентивная информация – о запланированных событиях

4. Оценочная – отношение субъекта оценки к оцениваемому предмету.

5. Нормативная –требования, адресованные обществом

6. Программная – короткий совет

Виды заметки:

1. Событийная заметка – фактическое описание

2. Анонс – превентивные события о мероприятии

3. Аннотация – краткое описание состоявшегося явления

4. Мини-рецензия – сообщение о впечатлении автора от знакомства с отображаемым предметом

5. Блиц-портрет – краткие сведения о человеке с целью дать первичное представление о нем

6. Мини-обозрение – фактологическая заметка, предметом обозрения в которой выступает не одно событие, а их совокупность.

7. Мини-история – небольшого объема, с фото. Предмет отображения – любовная, жизненная интрига.

8. Мини-совет

Отчет – характер предмета отображения – события, совершающиеся в форме обмена информацией: конференции, заседания, симпозиумы

Интервью – задача: сообщить аудитории сведения, полученные от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать из-за информационности. Информационное интервью – когда человек точно отвечает на вопрос «кто?», «что?», «где?», «когда?». Если же ответы будут разворачиваться – это аналитический материал.

Виды – блиц-опрос, ворос-ответ.

Репортаж – особенное сочетаниеобъективных и субъективных начал. Понятие «репортаж» появилось в первой половине 19 века. Первоначально репортажи – поубликации о ходе судебных заседаний, дебаров. Задача любого репортера – дать аудитории возможность увидеть события глазами очевидца, создать эффект присутствия. Важно не только наглядно описать событие, но и вызвать сопереживание читателя к тому,Ю о чем идет речь.

2 способа достижения цели:

1. Изложение динамики событий

2. Изложение динамики авторских переживаний.

Билет 11

Аналитические жанры.

Черта отечественных СМИ – нацеленность на аналитические исследования, истолкование событий, процессов. Выработалась эффективная система аналитических жанров, которая постоянно развиваетя. Некоторые известные жанры модифицировались и появились новые устойчивые типы аналитических публикаций.

Комментарий может быть метом и жанром. Метод – применяется во всех формах публикаций. Как жанр начал применяться в 20 век. С его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям. Отличие комментария – анализируется какое-то явление, известное аудитории. Цели комментария:

- направлять внимание на новые важные факты

- ставить комментируемые события в связь с другими

- формулировать прогноз развития

- обосновать необходимые способы поведения

Структура: доказательное рассуждение, ответы на вопросы: кто? При каких обстоятельствах? Почему?. В конце – ясный вывод. Схема расположения материала – факт-комментарий

Корреспонденция

Термин существует с 18 века, но тогда корреспонденцией называли материалы. Как жанр сформировался в 19 веке. Близка к репортажу, отчету, информационной корреспонденции. Цель аналитической корреспонденции – выяснение причин события, определение его значимости, ценности, прогноз его развития.

Двусоставность современной аналитической корреспонденции: сообщение о явлении+истолкование. Автор – всегда источник сообщения с места событий.

Статья предназначена для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, явлений. Функция – объяснить читателю значимость этих процессов, их причинно-следственные связи.

Предмет – противоречия и проблемы. Формы статьи:

1. Общеисследовательская статья: глубокое мышление автора, высокий уровень обобщения. Цель – изучение закономерностей, перспектив развития общества

2. Тактико-аналитическая: обращена к актуальным практическим проблемам с/х, предпринимательства. Анализируются конкретные проблемы, события, связанные с практическими задачами в той или ионй области

3. Полемическая: повод – выступление политических оппонентов. Цель – автор должен обосновать свою позицию, но и опровергнуть позицию оппонента.

Интервью. Как метод оно используется в подготовке аналитических материалов. Аналитическое или информационное интервью – зависит от содержания текста. Аналитическое интервью содержит анализ факта. Автор задает направление анализа своими вопросами. Подобные вопросы побудят собеседника излагать свои знания, мнения, что выявит причинно-следственные связи, будут даны оценки, сформулирован прогноз развития.

Рецензия – это жанр, основу которого составляет отзыв о произведении искусства, науки, журналистики. Рассматривает одно-два произведения и дает им оценку, не ставя перед собой сложных задач. Рецензент глубоко изучает рецензируемое явление. Основная задача – увидеть то, что непосвященному. Анализ должен быть всесторонним.

Классификация:

1. По объему – большие и маленькие

2. По числу анализируемых произведений: монорецензии и полирецезнии

3. По теме: литературные, театральные, кинорецензии.

Билет 13

Международная журналистика – это отрасль, которая связана с добыванием и распространением информации, касающейся межнациональных, межкультурных, межэтнических связей. Журналист-международник представляет в журналистике интересы своей страны (может работать в кор. Пункте). Может работать в одном жанре и специализироваться на одной теме.

Изменения в международной журналистике связаны:

· С изменением общественно-политической ситуации в стране и в мире: распад СССР, амбиции исламистов и т.д.

· С изменением технического состояния в мире.

Журналисты международники в СССР: Валентин Зорин, Фарид Сайфуль-Малюков, Генрих Боровик

1940е-50е – доктрина «железного занавеса»

1960е-80е – доктрина холодной войны

1970е-80е – концепция контрпропаганды – советские идеологи должны были ограждать советский народ от пропаганды западного образа жизни.

Требования к журналистам-международникам:

1. Знание языка

2. Знание мировой истории, мировой географии, мировой культуры

3. Знание техники и технологии СМИ

4. Знание международного права

5. Владение жанрами международной журналистики

6. Знание реалий и традиций страны пребывания

7. Знание международных стандартов журналистики и методов сбора информации: наблюдение, интервью, документы, эксперимент. Чаще в работе используют интернет и другие средства связи

Источники информации:

1. Справочна информация может быть использована для бэкграунда в тексте основного материала (ИА, интернет-издание), графической инофрмации (ТВ) или самостоятельной статьи, врезки к основному материалу.

2. Набор словарей и справочных изданий (wiki)

Журналист-международник должен изучать не только сферы международных отношений, но и основные проблемы экономики, политики, культуры, социальной сферы, конкретного региона международного права и законодательных основ функционирования СМИ в разных странах.

Билет 14

МГП и СМИ

Международное гуманитарное право – особый раздел гуманитарного права, действующий в рамках вооруженного конфликта. Отрасль МГП образуют нормы международного права, регулирующие сотрудничество по главным вопросам: наука, культура, обрзование:

- гуманитарное право в мирное время

- гуманитарное право в рамках вооруженного конфликта

В центра МГП-права человека. Впервые термин был употреблен в 1950е гг швейцарским юристом Жаном Питке. В 1974-77гг термин МГП был утвержден на женевской конвенции.

Журналисты, освещающее по долгу события вооруженного конфликта по МГП, рассматриваются как гражданские лица. Нормы МГП говорят, что гражданские лица теряют право на защиту, взяв в руки оружие.

Главная международная организация МГП – МККК, миротворческие силы ООН, организация безопасности и сотрудничества. В Европе – неправительственная международная организация «Врачи без границ», «Репортеры без границ».

Статья 79 дополнительного протокола женевского права регламентирует дополнительные права журналистов. Единственное, что сегодня предоставляет журналисту защту – нормы МГП, как и любому гражданскому лицу. Но если журналист становится комбатантом, он перестает защищаться. Международные гуманитарные организации рекомендуют журналистам делать удостоверения. Но тогда можно будет не допускать журналиста до до присутствия в опр. Моментах.

Структура МГП:

1. Гаагское право говорит об ограничении средств ведения военных действыий. (Документы – конвенция ЮНЕСКО о защите культурных ценностей, конвенция о запрете бактериологического оружия, парижский договор о запрете на использование химического оружия)

2. Женевское право: охраняет вышедших из строя раненых и больных, военнопленных (Женевская конвенция о защите раненых и больных на суше, на воде, конвенция о защите военнопленных, о защите гражданского населения во время войны + 3 протокола)

Европейская конвенция по правам человека была подписана 4.11.1950 в ходе сессии комитета министров. Согласно 10 статье свободные и независимые СМИ имеют первостепенную важность для жизни демократического общества.

Карательные органы – международный уголовный суд, международный трибунал-

Билет 15

Система законодательства еще не сложилась. До 1990 г был партийный контроль. 12 июня 1991 Верховный Совет СССР принял закон «О печати и других СМИ». Закон не давл особых свобод, и

27.12.1991 принят «Закон о СМИ»

В своей деятельности журналист должен ориентироваться на Конституцию, которая имеет высшую юридическую силу. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью (ст.2)

Статья 29 посвящена СМИ. В ней говорится о том, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право сободно искать, получать и передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобобда массовой информации, запрещается цензура

«Закон о СМИ». Авторы – Михаил Федотов и Юрий Батурин и Влад Энтин.

1 глава посвящена общим положениям, по которым можно вывести характерные признаки СМИ: массовость, периодичность, рас пространяемость.

2 глава рассказывает о распределении полномочий между субъектами права в СМИ: учредитель, редакция, издатель

5 глава – права и обязанности журналиста.:

Права журналиста:

-искать, запрашивать, получать и распространять информацию

- посещать гос. Органы и организации, предприятия, учреждения, пресс-службы

- получать доступ к документам и материалам, кроме тех, что несут гос. Тайну. Копировать, публиковать, разглашать эти документы

- производить записи с помощью фото, видео и аудио съемок.

- излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за своей подписью

- снять вою подпись по сообщением, содержание которого было искажено в процессе редакционной подготовки

Обязанности журналиста:

- соблюдать устав редакции

- сохранять конфиденциальность информации и ее источников

- проверять достоверность сообщаемой ему информации

- предъявлять по первому требованию редакционный документ

- запрет на проведение предвыборной агитации

- получать соглашение на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина или его представителей

- уважать права, законные интересы и достоинство граждан РФ

Законодательные акты, регулирующие деятельность СМИ:

1. Законы, регулирующие процессы получения информации:

- доктрина информационной безопасности РФ от 9.09.2000

- ФЗ РФ «Об информации, нформатизации и защите информации»

2. Законы, ограничивающие права СМИ:

- закон о гос. Тайне

- закон о коммерческой тайне

- ФЗ о противодействии экстремистской деятельности

3. Законы, предписывающие действия СМИ

- ФЗ О поряде освещения деятельности органов в государственных СМИ

- ФЗ об обязательном экземпляре документов

4.Смежные законы:

- закон о рекламе

- ФЗ о связи

- ФЗ об авторском праве и смежных правах

Ответственность за нарушение законов регламентируется КОАП, ГКРФ и УКРФ

Журналистом признается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором, подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированных СМИ, связанные с ней трудовыми соглашениями

Билет 16

Система СМИ Саратовской области

ТВ представлено 2 каналами:

1. ГТРК Саратов – областной канал, часть ВГТРК. Охват населения города – 92%. Сейчас идет сокращение количества передач.

2. ТНТ-Саратов

Радио:

1. ГТРК – информационные, публицистические, культурные передачи

2. Эхо Москвы

3. Медиа Холдинг: Лав радио, ДФМ, Русское радио, Авторадио, + 2 новых

4. Телеком-медиа: Европа, Дорожное радио,

5. Серебряный дождь в Саратове

6. Ретро фм, Юмор ФМ

Газеты:

1. Приложения к федеральным изданиям: АиФ, КП, МК, Известия и др.

2. Неделя области, Саратовская областная газета – саратовские правительственные издания

3. Новые времена – проправительственная «аналитика»

Ежедневная пресса:

1. СВ (до 1991 – газета Коммунист), СВ-ваша суббота

2. Саратовская областная газета

3. Репортер

4. Новые времена и куча еще всего

Билет 17

Мораль – это правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу.

Этика – осмысление морали и нравственности религии, философии и науки

Нравственность – совокупность духовных качеств человека, определяющих стиль его поведения, характер морального выбора в той или иной житейской ситуации.

Программа издания – совокупность нравственных принципов (сиволов), используемых в массовой информации данной страны, данного органа СМИ.

Нравственное поведение – отстаивание интересов своих читателей, всего общества, так как этим журналист защищает себя от лжесвидетельства, способного невольно возникнуть при любой программе издания.

Позитивный моральный идеал журналистики – права человека, которые основаны на естественном праве на свободу и личное счастье

Моральные нормы гражданского общества: товарищество, солидарность, принципиальность, коллективизм, соревнование, чувство нового, разумные потребности, идейность, гуманность, убежденность.

Журналистские кодексы – отражение этики журналиста, к ак своего рода сводов норм и правил профессиональной морали

1. Международная организация журналистов: кодекс говорит о том, что журналист должен оберегать достоинства своей профессии не прибегать к недостойным средствам.

2. Московская хартия телерадиовещателей? 1 канал, НТВ, ТВЦ, Рен, ТНТ, СТС

3. Московская хартия журналистов 1994

4. Кодекс профессиональной этики руководителей союза журналистов России

5. Кодекс профессиональной этики конгресса журналистов России.

Из всех кодексов главное: журналист должен распространять только достоверную информацию, не использует профессию в личных целях, не может работать в политике и власти, теряет свой статус взяв в руки оружие.

Журналист-аудитория:

1. Защищать свободу прессы

2. Уважать право людей знать правду

3. Уважать право людей на собственное мнение

4. Уважать моральные ценности и культурные стандарты людей

5. Укреплять доверие людей к СМИ

Журналист-источник информации

1. Использовать достойные и законные методы

2. Уважать право на отказ от предоставления сведений

3. Указывать источники информации

4. Сохранять профессиональную тайну в отношении к источникам

5. Соблюдать оговоренную конфиденциальность

Журналист-герой

1. Уважать личность, ставшую объектом журналистского внимания

2. Уважать право на непрекосновенность частной жизни

3. Не искажать в материале факты о жизни героя

4. Воздержаться от любых пренебрежительных высказываний

Журналист-коллеги

1. Уважать общность интересов журналистского содружества

2. Заботиться о престиже профессии

3. Приходить на помощь коллегам, оказавшимся в беде

4. Уважать чужие и отстаивать свои авторские позиции

5. Уважать нормативы служебных отношений

Журналист-власть

1. Проявлять уважение к власти как социальному институту

2. Оказывать информационную поддержку властным структурам

3. Отстаивать право на доступ к информации о деятельности власти.

4. Разоблачать злоупотребления лиц, работающих во власти

5. Отстаивать право журналиста на независимость от власти

Нравственные принципы – не приказ, не закон и журналисты делятся на тех, кто их соблюдает, и ими пренебрегает.

Тюменская этическая медиаконвенция

кредо конвенции – наши представления о значении акта морального выбора (линии поведения, отдельного поступка) в сфере профессионл­ной деятельности. Кредо фокусирует дух профессиональной корпорации. Кредо дает нашей конвенции статус документа профес­сиональной этики – для общественной профессии принципиально важными оказы­ваются вопросы «ради чего?» и «во имя чего?», а не только «как?» и «с какой целью?».

 

Кредо нашей конвенции – отношение к журналисту как человеку, для которого характерны нравственные искания, свободный выбор решения и ответственность за него. Характерны для журналиста как личности, характерны для него как для профессионала. Мы доверяем нравственной свободе журналиста, не опасаемся непредсказуемости его самоопределения, стараемся противостоять любым намерениям патерналистски «опекать» свободное решение журналиста. Конвенция ценит свободу морального выбора журналиста, его готовность отвечать за ситуацию выбора, за принятие-непринятие определенных профессионально-нравственных ориентиров, за способность решать противоречия

Билет 18

Информационное воздействие

СМИ в 20 веке – инструмент политической власти, манипулятор в управлении массовым сознанием.

Имидж – целенаправленно созданная форма отражения объекта в сознании людей. Он воздействует на сознание, эмоции, поступки.

Стереотип (ввел Уолтер Липман) – упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта.

7 основных приемов информационно-психологического воздействия:

1. Прием свидетельства – приведение высказывания личности, пользующейся каким-то авторитетом в данной аудитории

2. «наклеивание ярлыков» - вешание негативных ярлыков в целях дискредитации.

3. «сияющее обобщение»: обозначение конкретной вещи символом позитивной окраски. Аудитория принимает преподносимое явление.

4. «Перетасовка карт» - отбор только положительных или тольо отрицательных фактов

5. Игра в простонародность: побуждение аудитории к ассоциации личности коммуникатора и преподносимых им понятий с позитивными ценностями из-за понятий

6. Трансфер – формирует ассоциативные связи преподносимого объекта с кем-то или чем-то имеющим ценность.

7. «общий вагон»: «все нормальные люди понимают, что….»

Методы влияния СМИ:

1. Управление вниманием: привлечь внимание легко. Главное – чтобы представленное событие было неординарным. Внимание привлекается с помощью раздражений, которые контрастны. Установка пауз, на которые акцентируется внимание

2. Убеждение – обращение к собственному критическому суждению личности

3. Фрагментарность подачи информации: ее дробление позволяет обычному человеку сформировать целостную картину мира. Акцент СМИ на одних сторонах события.

4. Ритуализация – показ доступных для телекамер официальных процедур, встреч

5. Персонализация – акцент не на событии а на его участниках.

Публицист18в.Осбен-ть рус.жур-ки18в.-в течении одного столет.из малозначитфакта(1703)она преврат. в явлен.прочно вошедш.в общ-во.Черты этого перио да:1)недолговеч-ть изд-я(жур-лы не сущ.даже года)2) жур-ка не была злободнев(мат-лы в жур-ах не устаре вали)3)огромн.кол-во переводн.произв.Рус.жур-а шла по стопам развит.европ.изд-ий.«Куранты»-рукопис. предшеств-ки газ-сводки полит.нов-ей в 1-2 экз. д/ца ря,перв.в1600г.«Ведомости»-перв.рос.печат.газ,учреж указом Петра1 в 1702.Перв.№,кот.дошёл до на датиро ван2янв.1703г.С1710г.стала печат-ся гражд.шрифтом. содерж-е сводилось к широк.пропаган.петровск.ре-форм,экономич.потенц.страны,обзор воен.дейст-й в север.войне,дипломатич.связям рус.гос-ва,фактам нац.культ,открытию школ.Тираж Вед.колебался от не скольк.десят-в до4тыс.Рус.газ.была менее всего ком мерч.изд-ем.Её цель-быть проводником опред.полит. и орагнизат.обществ.мнеия в пользу гос.реформ,посл смерти Петра в 25г.д/газ.настал слож.период,27г-вы пуск газ.прекрат.С1728г.из-ся«СПбВедом-ти»при АН(2 рза в нед)С этог.времени изд-ся прев.рус.жур-л-прило жение«Примечания»-науч-популяр.статьи,стихи,пере воды.В нём сотруд.Ломонос(оды,переводы)Явл-ся с 1748г-51г.редак-ом ведом-ей.Сотруд.с жур-ом «Ком ментарий»,в ст.О должности жур-в-сформулир.морал кодекс жур-ов,пишущего на науч.темы.«Моск.ведом-ти»сущ.с 1755г.по инициат.Лом.Ещё выходил академ. жур-л«Ежемес.сочин к пользе и увес»На перв.месте в газ-иностр.извест и офиц.инфа(изд-я указов,приказов придвор.извест)Публик.мат-лы из жизни МГУ.С1779г. 10лет арендовал газ-уН.Новиков.Газета получ.широк. популяр,была рассчит.на шир.ауд.Перв.част.жур-л из давал литератор на правах част.предпринм-ва.«Трудо люб.пчела»Ал.Сумарокова1759г,чита-лькак пчела д. собир.всё сам.необх.из№,жур-л ориентир-ся на дво-рян и симпатизир.Ек2,критик.правлен.Елизав,казно-крад-во,взяточ-во,роскошь.Тираж-1200экз.ежемес,за крыт в дек.1759г.за китич.направл-ть.Сатир.жур-лы: Новиков«Трутень»,«Живописец»,Фонвизин«Друг чест ных.людей»Крылов«Зритель»-сатир.направл-ть.Уро-вень сатиры оч.высок.Новиков критик.крепост.поряд ки,осужд.помещ-ов,стремлен.жить не по ср-вам,эпи граф трутня«Она раб,а вы их труд ядите»,обращ.к дво рян.«Всяк.всячина»-1769г.изд-ла ЕК2,полемизир.с жур-ми Новикова.Ек2 защищ.сатиру на пороки,жур-ы

Фонвиз,Новик.б.закрыты.Но идейн.победа б.на стор. Жур-ов,критиковавш.крепост-во,взяточ-во,распущ. Нравов и проч.грехидворян,помещ-в.В кон.18в.в рус. печати появ.отражен.событреволюц.в сев.амер и евр. Революц.70х в сев.амер.отраз-сь в СПб и Моск.вед-ях, в жур-ле«Прибавление»,Новиков рассказ.о вождях амер.револю,в част-ти о Вашингтоне.О фр.революц. подробн.информир.Спб вед-ти,Моск.но-ти(о взятии Бастилии)«Полит.жур-л»(1явн.1790)при МГУ П.Сохац кий высок.оценил 1789г,но потом перешёл на умерен. Тон.Радищев:в передовой публиц-ке к.18в. больш.ме сто отвод-сь воспит.гражд.доблестей,достоин-ва.Од-ним из основополож.б.Радищев(публ-ся в«беседующ. гражданине»)ст.«Беседа»о том,что есть сын Отеч-ва, призыв.молодёжь воспит.в себе дух благородст,свобо долюб,сочувст.к угнетён.Карамзин:перв.шаги сделал в изд-ях Новикова«Моск.вед-ти»,Детск.жур-л,с 1791г. Издав.Московск.жур-л,где в лёгк,увлек.форме пере-давал соврем.полит.и литер.событ.Цель:просвещ.чит-ля и воспти.эстетич.вкуса,Его произв-е«Письма рус.пу тешест-ка»познаком.ауд.с Евр,швейц.демократ,нем.

 

20)Перв.пол.19в.С19в.жур-ка оказ.воспитат.знач,пре-крат.изд-е правит.жур-лов,но иногда усилив.влиян.ко нсерватив,монархич.идей.Жур-лы изд-сь различ.об-щест-ми и объединен.Уже в нач.19в.лит.жур-лы посте пен.стали оформл-ся как выраз-ли опред.литер.напра влен.Формир.жанры:полит.обозрен,публиц.очерк,публиц.статья.Перв.десятиелет.бурн.рост жур-ки.Но раз-вит.тормоз-сь цензурой и недостат.технич.базой.Тира жи б.небольш.В течен.перв.трёх.десятилет.19в.труд жур-та не оплач-ся.Больш-во изд-ий выход.в Питере и Москве.В П-свободолюб,передов.обществ-полит.изд-я,в М-науч,литер.«Вестник Ев»Н.Карамзин с 1802г.В нём появ-ся отдел«политика».Хар-ер:лит-политич,в момент агрес.Наполеона б.введён отдел иностр.нов-ей.Внутриполит.позиц-либерализм Ал1.Кар.требовал гуман.отнош.к крепост-м.Ауд-грам.помещик,дворя-нин-гражданин.Кар.ориентир-ся на эстетич.нормы.В лит.отеделе-сентимент.произ-я,расчит.на женщин-дворянок.Автор надеялся,что нов.жур-л б.способств. развит.рус.словест-ти.В «Лит-ру» писали:Державин, Жуковск,Дмитриев.В жур-ле дебютир.Пушкин,Дель-виг,Грибоед,Вяземск.С 1802-30вых.2раза в мес.В отдел е «Полит-ка»статьи по различ.вопросам полит. жизни евр.и амер. После ухода Ка.в 1803г.потерял оригин-ть.Позже-науч.-лит.орагн.«Сын отечества»Ник. Ив.Греч,с 1812г.В жур-ле господств.тема патриотизма, содерж-е связ.с войн.12г.Информ-я из театр.воен. дей ствий,матер-ы событ зап-европ.мес,мат-лы об истор. Прошл.Рос,анек-ты из жизн.солдат.Печат-сь басни,по-литич.карикат.и всё это сливалос в един.целое патри-отич.одушевление.Печ.басни Крылова(Волк на псарне,Ворона и лисица)Печ.карикат,кот.высмеив.Нап.После войн.жур-л принял литер.хар-ер.Впервые ввёл жанр ежегодн.обзрен.отеч.лит-ры.В нём сотруд.будущ.дек- ты:Рылеев,Бестужев,Кюхельбеккер.Отстаив.позиц.романтизма.Декабрист.жур-ка:с1816г.развив.Для пропа ганды идей использ.не тольк.вольн.общ-ва,но и под-цензур.изд-я,где изопов.языком.Самиздат зародился в перв.чет-ти19в.Гл.цель дек-ов:воспит.в современник ах высок.гражд.чувств.Использ.и легальн.изд-я:Сын отеч,Невс.зритель,Соревноваатель благотворен.и про-свещ.Публик.св.произ-я,насыщен.остр.соц.мыслью(к временщику Рылеева)Поляр.звезда-альманах(23-25) ред.Бестуж,Рылеев.Полит.идеи провод-сь ч/з литер. мат-лы.Соблю-сь коллегиальность,печат.тольк.произв отеч.литерат-в,аналит.обозрен.лит-ры Бестуж.Кач-ва произ-ий альманаха:нац.самобыт,гражд.наполнен-ть, «думы»Рылеева,Рогнеда,Ив.Сусанин печат-ся молод. Пуш.Произв.успех в Ев.Аналоги:Мнемозина Кюхельб, Рус.старина(1825).«Моск.телеграф»Ник.Аелкс.Полевой.Вышел в канун восстан.декаб-в,популяр.жур-л.Но-сил энциклоп.хар-ер.Грам.чит-ль интересовался и лит-ой и политикой,и торговл,и с/х.Полевой принял заказ читателя на масс.разнообраз.жур-л.Жур-т Полевой-адепт романтизма,защит-к Пуш,добивался уравнен.в правах дворян и купеч.Враждеб.отнош.к жур-лу пра-вит-ва,в34г.закр.«Телескоп»31г.Ив.Надеждин.Идея нов.иск-ва близк.к действит-ти жизни-реализм.Энци клопедич.по структуре и содерж.Над.приглас.Белинск =успех лит-критич.отдела.Бел.приступ.к созд.передов. теор.жур-ки.Он провозгл.критику ведущ.отделом общест.жур-ла.Ч/з крит.публиц-т влиял на пуб-ку.В крит.легче поставить услов.соц.развит и борьбы с кре постнич.Зар.в36г.за публик.«философс.письма»Чаада ева.«Современник»Пушкина,36г-по услов.цензур.лит жур-л.Шёл в тадиц.поляр.звезды,публик-сь рус.авто ры.Был привлеч.Гоголь(ст.о движ.журнальн.лит-ры) Пуш.печат.полемич.заметки,матер-лы о войне 12г,зак лад.основы рус.очерка(Путеш.в Арзрум),оценив.факт присоендин.Кавказа к рос.Мечтал приглас.Бел.Жур-ка40х.Важн.роль сыгр.Бел,двинул вперёд принципы журнализма.Сформир.нов.идеолог.течен:офиц.народность(Погодин,Швырёв)славянофилы(Кириевские,Аксаков)западники(Боткин,Грановск)революц-демокр(Бе линск,Герцен).«Отеч.запис»с 1818г,с38.Краевск-сотр-руд.запад-ки,либер,революц.демократы,был противо поставл«Библ.д/чтения»Сенковского.В39г.актив.сотруд.Бел.Энциклоп.жур-л приобр.чётк.направ-е.Сотруд-ли:Некрасов,Герцен.Панев,Ограёв.Печат:Лермонтов,Тургенев.Бел-полемист против_ков рпогресса,полемик. со славянофил(ст.Педант,Париж.тайны,Ответ москви-тянину).Отеч.зап-трибуна борьбы против крепостич. крит.Бел.защищ.чел.дост-во в людях,просвещ,высок. нравст-ть,публик.годич.обзоры лит-ры,где разбир.Гог, Пуш,Лер.46г.ушли Бел.Некр,Герцен.«Современник» Некрасова(46г)идейн.рук-Бел,«Письмо к Гоголю»,без оглядки на ценз.Защита гражд.знач.лит-ры,против крепостнков и самодерж.власти,против догм.правосл. церкви.Прогр.Рос.видел в отмене крепост.права,телес наказ-ий и введен.законности.Бел.ведёт полемику со всеми,кто меш.обществ.и соц.прогрессу.Его обозрен. Лит-ры за 46,47г,ст.по поводу послед.произв-ий Гогол стали манфест.передов.движ.Рос.«Москвитянин»сла-вянофильск.взгляды.Защищ.нац.самобыт.Рос,печат.сербск,болгарск.ав.Ведущ.роль играли братья Аксако-вы,Хомяков,Киреевск.Оспарив.взгляды Бел.В50х.Ост-ровск,Григорьев-критик.Объектив.оценка купеч-ва, описан.нр<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: