Герой Советского Союза из Ивановки




Лётчик Герой Советского Союза Михаил Владимирович Журавков умер в возрасте 49 лет. Он не успел оставить ни воспоминаний, не мемуаров. Мы узнаём о его жизни, перелистывая газеты военного и послевоенного времени.
Михаил Журавков – родился в 1920 году в деревне Ивановка, которая находится не территории нынешнего Кыштовского района.
Начало войны М.В. Журавков встретил в Москве. Вот как об этом вспоминала его мать Федосья Максимовна: «В конце июня, как началась война, от него пришло письмо из Ржева, что под Москвой. «Мама, - писал он, - я уже семь дней на фронте бомблю фашистских гадов».
В июле 1941 года М.В. Журавков был направлен в 37 авиаполк. И в период с 23 июля по 25 сентября 1941 года экипаж Журавкова совершил 23 боевых вылета.
Вот как об одном из первых подвигов в своих воспоминаниях «Небо лётчика Журавкова» пишет дочь Валентина Михайловна Шилова: «17 августа 1941 года экипаж Журавкова выполнял приказ по уничтожению стратегически важной переправы через западную Двину. На подходе к цели одиночный бомбардировщик Михаила Журавкова был атакован двумя истребителями противника. Один истребитель ушёл после того, как расстрелял все свои боеприпасы. В тяжёлом бою экипаж сбил второй истребитель противника.
Но и самолёт Журавкова получил повреждения и загорелся. Михаил сумел довести загоревшую машину до цели, совершил два захода и добился прямого попадания в переправу. И только после выполнения задания повернул на свой аэродром. С трудом самолёт дотянул до линии фронта, экипаж покинул самолёт по приказу командира. Михаил Журавков с обожженным лицом, в полуистлевшем комбинезоне с трудом выбрался из горящего самолёта, приземлился с парашютом и пошёл на восток».
За мужество и отвагу, проявленные в первые месяцы войны, М.Журавков был награждён первым боевым орденом Красной Звезды. Орден М.В.Журавков получил в Кремле из рук Михаила Ивановича Калинина.
Или другой эпизод из совершённых подвигов М.В. Журавкова. «В конце 1942 года полк получил приказ на бомбардировку железнодорожного узла города Вязьма, где отмечалось массовое скопление эшелонов с немецкой техникой, танками снаряжением и живой силой. Командование полка высоко ценило боевое мастерство и мужество М.В. Журавкова и не раз поручало ему рискованные задания. Вот и на этот раз перед экипажем поставили задачу: первым в одиночку пройти над целью, отвлечь противника и вызвать огонь зенитной артиллерии на себя.
Рискованный план сработал. 27 декабря 1942 года экипаж сбросил несколько бомб на краю железнодорожного узла, в результате чего начался пожар. Немецкие зенитки начали охоту за самолётом Журавкова. Пилот, умело маневрируя, уходил от обстрела. Пока зенитки пытались сбить советский бомбардировщик, скрытно подошедшие эскадрильи полка отбомбились по железнодорожным составам противника.
В ту ночь было уничтожено более ста вагонов с вражеской техникой. Важнейший железнодорожный узел надолго был выведен из строя. Самолёт Журавкова получил более 90 пробоин. М.Журавков с невероятным трудом смог посадить самолёт на своём аэродроме»
А 29 декабря 1942 года экипаж отлично провёл бомбометание по станции Витебск, где было уничтожено свыше 500 вагонов с вражеской техникой. За что Михаил Владимирович был представлен к награждению орденом Ленина.
«15 февраля 1944 года дивизия получила задание маршала Голованова выделить лучший экипаж для разведки погоды на территории Финляндии. Выбор пал на экипаж капитана М.В. Журавкова. Было произведено 7 ночных боевых вылетов, предоставлены точные погодные данные, влияющие на последующие боевые вылеты в дивизии.
Задание было выполнено, данные разведки, фотоснимки объектов, предоставленные экипажем Журавкова, его информация о погоде по радиосвязи позволили соединениям авиации дальнего действия нанести точные бомбовые удары по городам: Тампере, Турку, Хельсинки, Главным образом эта боевая операция заставила Финляндию сложить оружие».
Сам же Михаил Владимирович Журавков, являясь скромным человеком в газете «За врачебные кадры» в статье «Один из многих подвигов» от 23 февраля 1968 года, г. Рязани так описывал подвиг своей эскадрильи: «Нередко нашим тяжёлым дальним бомбардировщикам приходилось производить по 2–3 боевых вылета в ночь. Были и такие боевые вылеты, при которых не хватало темного времени суток, полёт продолжался 12–13 часов…
Так, один из экипажей, возвращаясь с боевого задания ночью, заметил, что на одном из аэродромов, занятых немецко-фашистской авиацией, происходит посадка самолётов с включёнными бортовыми огнями. Командир экипажа принял смелое решение. Снизившись на высоту круга 400 метров, включив также бортовые огни, стал заходить на посадку, за впереди идущим самолётом противника, всё время сближаясь с ним. Как только его самолёт поравнялся с самолётом фашиста, он выключил бортовые огни и дал команду воздушным стрелкам открыть огонь. Фашистский самолёт, объятый пламенем рухнул на самолёты, стоящие на аэродроме, вызвав взрывы и пожар. Все самолёты противника находящиеся в воздухе, выключили бортовые огни и, стали быстро уходить от аэродрома, так как сразу же начала бить беспорядочно зенитная артиллерия, включились прожектора, ища в небе самолёт, который так дерзко напал на их осиное гнездо. Наш экипаж благополучно возвратился на свой аэродром».
Говорят, «что смерть забирает слабых, а сильных она боится». Не раз на краю смерти в годы войны был М.В. Журавков. Сильный духом, он выживал, выкарабкивался из рук смерти. Об этом в своих воспоминаниях пишет и дочь В.М.Шилова, и вот как об этом сама рассказывала мать, Ф.М. Журавкова о том, как ему пришлось пешком пробираться в тылу врага: «Зима. Ночь. Не видно не зги. Где он – Михаил не знал. Уже перед утром после долгих блужданий увидел остатки разрушенной деревни. Сохранились лишь несколько домов. Михаил присел за кусты. Убедившись, что немцев нет, постучался в первую избушку.
- Кто там? – испуганно спросила женщина. Потом она открыла дверь, через порог сунула ему кусок хлеба.
- Одежды бы мне – говорит обессиливший Михаил – Свой я, советский, подбили меня, к своим мне. Только поняв, кто он, женщина впустила его, дала последнее, что у неё осталось – свою кофту. В этой одежде Михаил через двое суток перешёл линию фронта, нашёл свою часть».
И даже после того, как фашисты были изгнаны с советской земли, и СССР была освобождена от немецко-фашистских захватчиков экипаж сибиряка-героя не переставал восхищать, удивлять советский народ своими подвигами в освобождении Чехословакии, Венгрии, Германии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: