Транспортные аварии и катастрофы являются причиной наибольшего числа потерь населения в мирное время. Транспортные аварии и катастрофы подразделяются на автомобильные, воздушные, железнодорожные и водные. На долю железнодорожного транспорта приходится около 50% грузовых перевозок, автомобильного - 39%, внутреннего водного - 8%, морского - 3%. На долю «человеческого» фактора в структуре причин автотранспортных аварий приходится свыше 70% аварий. При этом у пораженных помимо травм часто наблюдаются ожоги и отравления. Автомобильные аварии, катастрофы встречаются чаще и являются причиной наибольшего числа санитарных (раненые) и безвозмездных (погибшие) потерь.
К основным причинам транспортных аварий и катастроф относятся: нарушения правил дорожного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, плохие дороги, неисправность машин, профессиональная непригодность к труду водителя. Недисциплинированность при движении, несоблюдение правил дорожного движения, превышение скорости, движение в ночное время, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии являются причиной наиболее тяжких автомобильных катастроф с групповой гибелью участников движения. Проблема профессиональной пригодности человека к вождению автомобилем является актуальной, т.к. установлено, что около 10% водителей, имеющих разрешение на право вождения транспортным средством, не выдерживают установленных требований к этой работе. Обследование же водителей транспортных машин, часто совершающих дорожно-транспортные происшествия в дневное и ночное время, показало, что среди них число непригодных по психофизиологическим тестам к водительскому труду достигало более 50%. Часто причиной аварий с автотранспортными средствами является недисциплинированность пассажиров. Например, пристегнутые ремни безопасности уменьшают вероятность гибели при лобовом столкновении в два-три раза, а при опрокидывании - в 5 раз.
|
При возникновении дорожно-транспортных происшествий (ДТП) водитель обязан остановиться, включить аварийную световую сигнализацию, а в случае ее неисправности выставить знак аварийной остановки, предупреждая следующих по трассе об опасности. При наличии пораженных нужно немедленно оказать им первую медицинскую помощь, вызвать машину скорой медицинской помощи и известить дорожно-патрульную службу (ДПС). Если при разливе токсических, рассыпании радиоактивных веществ, возгорании опасных жидкостей водитель транспортного средства не пострадал, он должен принять все меры к предупреждению окружающих об опасности, а сам использовать средства индивидуальной защиты.
В случае обнаружения сбитого человека водитель должен при наличии признаков жизни оказать ему первую медицинскую помощь, вызвать машину скорой помощи и быть свидетелем для инспектора ДПС.
Поскольку в некоторых регионах автотранспорт является основным способом транспортировки грузов и пассажиров, то аварии чаще возникают на шоссейных дорогах. Поэтому есть специальная трассовая медицинская помощь. Например, в Татарстане для эффективной организации медицинской помощи пораженным при автокатастрофах сформирована трассовая медицинская помощь. Она заключается в том, что организация медико-санитарной помощи в случае ДТП осуществляет медицинский персонал, размещенный на борту вертолета типа «Скальпель». В район аварии для оказания помощи вертолет вылетает по телефонному или радиосообщению ДПС. На участке автодороги Набережные Челны - Казань (200 км) дежурит машина экстренной медицинской помощи, дистанция обслуживания которой составляет 30 км.
|
АВИАЦИОННЫЕ КАТАСТРОФЫ за последние годы участились. По данным МЧС России, ежегодно в среднем происходит около 60 катастроф воздушного транспорта. Авиационные катастрофы происходят чаще при посадке, чем при взлете, 50% авиакатастроф происходит на летном поле. Причиной их является субъективный (человеческий) фактор, а также неисправность техники. К человеческому фактору относятся усталость экипажа, потеря ориентации, просчеты при посадке и ряд других причин. В отличие от водителей автотранспортных средств, летчики проходят психофизиологический отбор, и этот фактор имеет меньшее значение, чем при катастрофах на автотранспорте.
Для снижения потерь при катастрофах на самолетах и вертолетах необходима минимальная подготовка пассажира к по лету. Во-первых, нужно пользоваться ремнями безопасности в период подъема и посадки. Во-вторых, знать расположение аварийных выходов из салона. В-третьих, в период перед аварией необходимо принять безопасную позу, согнуться и плотно сцепить руки под коленями, голову положить на колени, а если это не получается, наклонить ее как можно ниже. Ноги следует упереть в пол, выдвинуть их как можно дальше, но не под переднее кресло, которое при аварии может заклинить. Рекомендуется также использовать кресло, находящееся впереди, на которое нужно положить скрещенные руки, а к ним прижать голову, вытянуть ноги и упереться. Обе позы принимают при пристегнутом ремне. При разрушении кабины на высоте и выходе воздуха из салона развивается декомпрессия, которая сопровождается оглушительным ревом (уходит воздух). Салон наполняется пылью и влагой (туманом), резко снижается видимость, из легких выходит воздух, появляются боли в кишечнике из-за вспучивания газа. В этих случаях необходимо быстро надеть кислородную маску. Экипаж самолета при декомпрессии снижает высоту полета до 3000 м, где содержание кислорода в атмосфере близко к норме.
|
При авариях на воздушном транспорте до 80% пассажиров погибает. При этом 60-80% пострадавших, оставшихся в живых, получают черепно-мозговые травмы, 60% - шок, 70% - разрыв внутренних органов брюшной полости, 60% - травмы конечностей.
Организация медицинской помощи пораженным зависит от места возникновения аварии: происходит ли авария вблизи станции, окруженной населенным пунктом, на открытой или труднодоступной местности. При железнодорожных катастрофах медико-санитарная помощь пораженным оказывается медицинским персоналом аварийной бригады восстановительного поезда, а также другими штатными медицинскими формированиями Министерства путей сообщения.
Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Структура санитарных потерь
В структуре железнодорожного травматизма преобладают множественные механические травмы различной локализации, закрытые черепно-мозговые, комбинированные травмы, ожоги, отравления продуктами горения и другими токсичными веществами. В зависимости от вида крушения и действия основного поражающего фактора в структуре санитарных потерь преобладают однотипные повреждения.
Характерные механические повреждения:
Столкновение пассажирского подвижного состава - преимущественно закрытые черепно - мозговые травмы (до 50 %), травмы верхних и нижних конечностей (до 30 %), поверхностные тупые и рвано-ушибленные раны мягких тканей различной локализации (до 20 %). Удельный вес множественных и комбинированных травм (более 60 %), а также травм с синдромом длительного сдавливания при невозможности быстрого высвобождения пораженных из-под деформированных конструкций локомотивов и вагонов.
Сход с рельсов пассажирских поездов: преимущественно поверхностные повреждения мягких тканей (до 60%) и черепно-мозговые травмы (до 30%). При возгорании подвижного состава, это может привести к резкому увеличению числа пострадавших с термическими (до 40%) и комбинированными (до 60%) поражениями.
Последствия взрывов преимущественно скальпированные, резаные и рвано-ушибленные раны мягких тканей, закрытые черепно-мозговые травмы и ранения глаз. В большинстве случаев до 20% общего числа пораженных нуждаются в оказании экстренной медицинской помощи.
При автомобильных авариях и катастрофах чаще всего отмечаются повреждения головы и конечностей.