Медико-тактическая характеристика очагов транспортных аварий




Транспортные аварии и катастрофы являются причиной наибольшего числа потерь населения в мирное время. Транспортные аварии и катастрофы подразделяются на автомобильные, воз­душные, железнодорожные и водные. На долю железнодорожного транспорта при­ходится около 50% грузовых перевозок, автомобильного - 39%, внутреннего вод­ного - 8%, морского - 3%. На долю «человеческого» фактора в структуре причин автотранспортных аварий приходится свыше 70% аварий. При этом у пораженных помимо травм часто наблюдаются ожоги и отравления. Автомобильные аварии, катастрофы встречаются чаще и являются причиной наибольшего числа санитарных (раненые) и безвозмездных (погибшие) потерь.

К основным причинам транспортных аварий и катастроф относятся: нарушения правил дорожного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, пло­хие дороги, неисправность машин, про­фессиональная непригодность к труду водителя. Недисциплинированность при движении, несоблюдение правил дорож­ного движения, превышение скорости, движение в ночное время, вождение ав­томобиля в нетрезвом состоянии являют­ся причиной наиболее тяжких автомо­бильных катастроф с групповой гибелью участников движения. Проблема профес­сиональной пригодности человека к вож­дению автомобилем является актуальной, т.к. установлено, что около 10% водите­лей, имеющих разрешение на право вож­дения транспортным средством, не вы­держивают установленных требований к этой работе. Обследование же водителей транспортных машин, часто совершаю­щих дорожно-транспортные происшест­вия в дневное и ночное время, показало, что среди них число непригодных по психофизиологическим тестам к води­тельскому труду достигало более 50%. Часто причиной аварий с автотранспорт­ными средствами является недисципли­нированность пассажиров. Например, пристегнутые ремни безопасности уменьшают вероятность гибели при ло­бовом столкновении в два-три раза, а при опрокидывании - в 5 раз.

При возникновении дорожно-транспортных происшествий (ДТП) води­тель обязан остановиться, включить ава­рийную световую сигнализацию, а в слу­чае ее неисправности выставить знак ава­рийной остановки, предупреждая сле­дующих по трассе об опасности. При на­личии пораженных нужно немедленно оказать им первую медицинскую помощь, вызвать машину скорой медицинской по­мощи и известить дорожно-патрульную службу (ДПС). Если при разливе токсиче­ских, рассыпании радиоактивных ве­ществ, возгорании опасных жидкостей водитель транспортного средства не по­страдал, он должен принять все меры к предупреждению окружающих об опас­ности, а сам использовать средства инди­видуальной защиты.

В случае обнаружения сбитого челове­ка водитель должен при наличии призна­ков жизни оказать ему первую медицин­скую помощь, вызвать машину скорой помощи и быть свидетелем для инспекто­ра ДПС.

Поскольку в некоторых регионах авто­транспорт является основным способом транспортировки грузов и пассажиров, то аварии чаще возникают на шоссейных дорогах. Поэтому есть специальная трассовая медицинская помощь. Например, в Татарста­не для эффективной организации меди­цинской помощи пораженным при авто­катастрофах сформирована трассовая ме­дицинская помощь. Она заключается в том, что организация медико-санитарной помощи в случае ДТП осуществляет ме­дицинский персонал, размещенный на борту вертолета типа «Скальпель». В рай­он аварии для оказания помощи вертолет вылетает по телефонному или радиосо­общению ДПС. На участке автодороги Набережные Челны - Казань (200 км) де­журит машина экстренной медицинской помощи, дистанция обслуживания кото­рой составляет 30 км.

АВИАЦИОННЫЕ КАТАСТРОФЫ за по­следние годы участились. По данным МЧС России, ежегодно в среднем проис­ходит около 60 катастроф воздушного транспорта. Авиационные катастрофы происходят чаще при посадке, чем при взлете, 50% авиакатастроф происходит на летном поле. Причиной их является субъ­ективный (человеческий) фактор, а также неисправность техники. К человеческому фактору относятся усталость экипажа, потеря ориентации, просчеты при посадке и ряд других причин. В отличие от води­телей автотранспортных средств, летчики проходят психофизиологический отбор, и этот фактор имеет меньшее значение, чем при катастрофах на автотранспорте.

Для снижения потерь при катастрофах на самолетах и вертолетах необходима минимальная подготовка пассажира к по лету. Во-первых, нужно пользоваться ремнями безопасности в период подъема и посадки. Во-вторых, знать расположе­ние аварийных выходов из салона. В-третьих, в период перед аварией необхо­димо принять безопасную позу, согнуться и плотно сцепить руки под коленями, го­лову положить на колени, а если это не получается, наклонить ее как можно ни­же. Ноги следует упереть в пол, выдви­нуть их как можно дальше, но не под пе­реднее кресло, которое при аварии может заклинить. Рекомендуется также исполь­зовать кресло, находящееся впереди, на которое нужно положить скрещенные ру­ки, а к ним прижать голову, вытянуть но­ги и упереться. Обе позы принимают при пристегнутом ремне. При разрушении ка­бины на высоте и выходе воздуха из са­лона развивается декомпрессия, которая сопровождается оглушительным ревом (уходит воздух). Салон наполняется пы­лью и влагой (туманом), резко снижается видимость, из легких выходит воздух, по­являются боли в кишечнике из-за вспучивания газа. В этих случаях необходимо быстро надеть кислородную маску. Эки­паж самолета при декомпрессии снижает высоту полета до 3000 м, где содержание кислорода в атмосфере близко к норме.

При авариях на воздушном транспорте до 80% пассажиров погибает. При этом 60-80% пострадавших, оставшихся в жи­вых, получают черепно-мозговые травмы, 60% - шок, 70% - разрыв внутренних ор­ганов брюшной полости, 60% - травмы конечностей.

Организация медицинской помощи по­раженным зависит от места возникновения аварии: происходит ли авария вблизи станции, окруженной населенным пунк­том, на открытой или труднодоступной местности. При железнодорожных ката­строфах медико-санитарная помощь по­раженным оказывается медицинским персоналом аварийной бригады восстано­вительного поезда, а также другими штатными медицинскими формирова­ниями Министерства путей сообщения.

Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Структура санитарных потерь

В структуре железнодорожного травматизма преобладают множественные механические травмы различной локализации, закрытые черепно-мозговые, комбинированные травмы, ожоги, отравления продуктами горения и другими токсичными веществами. В зависимости от вида крушения и действия основного поражающего фактора в структуре санитарных потерь преобладают однотипные повреждения.

Характерные механические повреждения:

Столкновение пассажирского подвижного состава - преимущественно закрытые черепно - мозговые травмы (до 50 %), травмы верхних и нижних конечностей (до 30 %), поверхностные тупые и рвано-ушибленные раны мягких тканей различной локализации (до 20 %). Удельный вес множественных и комбинированных травм (более 60 %), а также травм с синдромом длительного сдавливания при невозможности быстрого высвобождения пораженных из-под деформированных конструкций локомотивов и вагонов.

Сход с рельсов пассажирских поездов: преимущественно поверхностные повреждения мягких тканей (до 60%) и черепно-мозговые травмы (до 30%). При возгорании подвижного состава, это может привести к резкому увеличению числа пострадавших с термическими (до 40%) и комбинированными (до 60%) поражениями.

Последствия взрывов преимущественно скальпированные, резаные и рвано-ушибленные раны мягких тканей, закрытые черепно-мозговые травмы и ранения глаз. В большинстве случаев до 20% общего числа пораженных нуждаются в оказании экстренной медицинской помощи.

При автомобильных авариях и катастрофах чаще всего отмечаются повреждения головы и конечностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: