Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники. Высшую ступень социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии. Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Шан - Инь община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе «колодезных полей». Все земли делились на две категории: «общественное» поле и «частные» поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. «Частные» поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда. В период Чжоу китайское государство претерпело ряд существенных трансформаций и в конечном счете распалось на отдельные самостоятельные государства, которые вели между собой постоянную борьбу. В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна -сановника Цинского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Но и это государство оказалось недолговечным. Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал стал основателем новой династии Хань. Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов. Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором. Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю. Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе. [6, с.256-257]
|
|
Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.
В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он носит титул «сына Неба», который «управляется Небом», его называют «отцом и матерью» своих подданных. Ван - первосвященник.
Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных «надзирателю земель».
|
По образцу двора вана строилось управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями - чэкухоу, они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о «наказаниях, о ритуале, о справедливости». В VII-VI вв. до н.э. чэкухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах «клятвенные договоры» между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.
В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая необходимости объединения, прекращения междуусобной борьбы «всех против всех». Эти стремления выразились в распространении в эпоху Чжаньго идеологии легистов.
«Власть - это то, чем располагает лишь правитель», - писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства.
Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием Циньской империи. На основании этих реформ была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. С налогом на землю было введено четкое административно-территориальное деление, а также круговая порука в десяти, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.
Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней зерна в год обладателю 1-го ранга, до 100 даней - обладателю 20-го ранга. [14, с.203-210]
Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император выступал в качестве символа, олицетворения «связывающего единства» страны. Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении «сына Неба» В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.
Легисты (законники) - сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. 1 дань - 103,5 литра зерна. Часть жалования выплачивалась деньгами.
Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.
По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.
Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII-IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэпсян), выполнявший обязанности первого министра, главного помощника правителя (вначале их было два - «левый» и «правый»). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы и пр.
Со временем вместе с усложнением функций государственного аппарата стала больше разграничиваться деятельность отдельных ведомств, но это был длительный и незавершенный в Древнем Китае процесс. Командующим армией, например, считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления.
Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством императорского двора, которое выполняло и некоторые функции организатора общественных работ.
Ведомство императорского двора сложилось в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые функции финансового ведомства и ведомства императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала должность особого чиновника (душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование оросительными сооружениями для личных нужд правителя свидетельствует о том, что верховная собственность на воду сосредоточивалась в руках императора. [14, с.214-221]
Особая роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэн-сяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников - «рех гуннов».
В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он тем самым выступал в роли «министра образования».
Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были «азами и ушами» императора в каждом округе, контролировали работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.
Глава ведомства Сельского хозяйства был своеобразным верховным казначеем, ответственным за поступления в государственную казну налогов, откупных платежей за трудовые повинности, доходов от государственных монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии.
Местное управление. Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали установления четкого административно-территориального деления. Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые элементы территориального деления. Здесь были введены округа, являющиеся налоговыми и военными единицами. Уездная территориальная администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э., в период существования удельной системы. В каждый уезд направлялся чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это впоследствии сыграло важную роль в ликвидации самой удельной системы, в укреплении власти центра на местах.
Циньско-ханьский Китай делился на области или округа, те - на уезды, уезды - на волости, а волости - на общины - низшие административно-территориальные единицы. На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов. Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках губернатора.
Община, несмотря на разрушение общинного землевладения, продолжала играть роль относительно обособленной единицы. Руководство общиной осуществляли староста и «отцы-старейшины». Низший административный персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью, вплоть до мобилизации общинников-крестьян для защиты общинной территории. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао).
Бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую работу подчиненных им чиновников.
Армия. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Войны, в частности завоевание чжоусцами значительных территорий шаньско-иньской эпохи, оказали непосредственное влияние на становление китайского государства.
Основу военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их хозяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались по наследству. [13, с.98-105]
Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свободные земледельцы.
Постепенно формировалась и постоянная армия, находящаяся на содержании казны. Она состояла из телохранителей императора, частей, охранявших столицу. На эти части, численность которых в 140 году до н.э. достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так, поимка бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при дворе.
Суд. Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном выделении судебных функций из общеадминистративных, которое, однако, проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.
Судебное ведомство («ведомство наказаний») строго следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками и пр. Вместе с тем в ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или другого ведомства. В качестве последней инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела.
В заключение можно отметить, что первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен.
В истории Древнего Китая V в. до н.э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. Благодаря внедрению железных орудий труда происходит резкий подъем экономики. В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI-Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя социальными слоями.
История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Согласно китайским преданиям возникновение государства в Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Первый период - Шан - Инь)- -продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период - Чжоу - с XII в. до 221 г. до н. э.; третий - царство Цинь - с 221 до 207 г. до н. э.; четвертый - царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное. В каждом государстве присутствовал свой государственный и общественный строй, у каждого государства был свой основатель, проводились всяческие реформы.
Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники. Высшую ступень социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии. «Власть - это то, чем располагает лишь правитель», - писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи. Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники.
Некоторые данные, сохранившиеся в социально-политическом трактате философа Мэн-цзы (IV-III вв. до н. э.), характеризуют хозяйственный и общественный строй этого времени. Упорные войны, которые вели между собой в борьбе за преобладание и господство отдельные княжества, тяжелым бременем ложились на трудовые массы народа.
История Древнего Китая очень обширна и интересна, авторы и ученые многих книг могли писать тома по Древнему Китаю. Эту древнюю, зарубежную страну можно изучать, годами, десятками лет, но она всегда останется для нас «неизвестной» страной.
Список использованной литературы
1. 1. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. «История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии» - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2003 г.
2. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2003 г.
3. Джон Генри Грэй. История древнего Китая. Центрполиграф. - М., 2006 г.
4. Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций.- М.: «Приор», 2002 г.
5. Жидков О. А.,. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2001 г.
6. Жак Жерне. Древний Китай. АСТ, Астрель, - М., 2004 г.
7. Любимов Л. Искусство древнего мира. М.- Просвящение, 2003 г.
8. Меньшикова М.Л. Сокровища древнего искусства Китая. Государственный Эрмитаж, 2007 г.
9. Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран.- М.,2000 г.
10. Носовский Г.В., Фоменко А. Т.Пегая орда. История «древнего» Китая, НОРМА. - М., 2009 г.
11. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2-х томах.- М.: ТОН - ПРИОР, 2002 г.
12. Платов А. Магические Искусства Древней Европы. Москва: «София». ИД «Гелиос» 2002 г.
13. Пондопуло Г. К. Древний Китай. Формирование Культурной традиции. - М., ВГИК, 2006 г.
14. Хачатурян В. Древний Китай. Что есть что. Слово. - М., 2003 г.
ТЕМА 6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
(автр -)
Одна из древних цивилизаций, просуществовавшая тысячелетия и сохранившая, несмотря ни на какие катаклизмы, свою целостность и своеобразие, китайская цивилизация, образовавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.
Рис. 1. Храм Путо-Шань. Древний Китай
Величественная культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии многократно опережала культуру других стран: поскольку именно китайцы даровали человечеству искусство изготовления бумаги, создали порох, изобрели книгопечатание и придумали компас. Развитие культуры Китая поражает своим последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.
Корнями культура Китая уходит глубоко в древность. В третьем- втором тысячелетии до н.э. Китай являлся обширной страной, где умели строить дома, дороги, крепости, владели пахотными орудиями, торговали с соседними странами, отваживались выходить в море и плавали по рекам. Вопреки бесчисленным войнам, мятежам, разрушениям, культура Китая не только не ослабевала, а только побеждала культуру завоевателей.
В течение всей своей истории китайская культура не утратила своей активности, и сохранила монолитность. Каждая из культурных эпох оставила для потомков непревзойденные по своей красоте, самобытности и многообразию ценности. Произведения зодчества, живописи, скульптуры и ремесел представляют собой дорогостоящие памятники наследия культурного Китая.
1.1.Художественная культура
Художественная культура Древнего Китая впитала в себя главные духовные ценности, развивавшиеся в учениях конфуцианства и даосизма. Устремленность к духовному совершенству, близость к природе, поиск гармонии, в каждом природном явлении – будь то животное, дерево или цветок, — дали возможность сформировать абсолютно уникальное эстетическое осознание и художественную практику. Идея гармоничного сплочения природы и человека охватывает китайское искусство, начиная от каллиграфических записей до живописи. Ведь даже письменность в традиционной культуре Китая рассматривается как особая область эстетики и этики. Китайская письменность (иероглифы) объединяла в себе эстетическое и этическое: по своеобразию написанного угадывалось душевное состояние творца, а стабильным формам письменности – каллиграфическим надписям — придавались даже магические значения. И они хранились в каждом доме.
Рис. 2,3,4. – Данао (большой кинфвал из музея Гугун (Пекин); Туллин (бронзовый колокольчик, провинция Хэнань; Таогу – керамический барабан. Древний Китай
Иероглиф выдвигается как идеальная модель произведения художественного знака, в нем сочетаются простота и строгость формы с глубиной содержания каждого символа.Одним из наивысших достижений древнекитайского искусства выступает живопись, в особенности живопись на свитках. Китайская картина - свиток – это абсолютно новый вид искусства, создаваемый специально для созерцания, высвобожденный от подчиненно декоративных функций. Центральными жанрами живописи на свитке являлись бытовой и исторический портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи совмещал в себе реалистическую достоверность и символичность, иногда стоящую на грани с карикатурностью.[39]
В китайской картине любой предмет глубоко символичен, будь то дерево, или же цветок, животное либо птица является знаком поэтического образа: бамбук — символ стойкости и счастья, сосна — долголетие, аист — святости и одиночества и т.д. Китайский пейзаж в форме — вытянутый свиток — давала возможность ощутить необъятность пространства, дать понять не какую-нибудь часть природы, а целостность в общей сложности всего мироздания.
Все жанры древнекитайского искусства проносили в себе глубокий нравственный смысл и идею усовершенствования человека, настраивали на особенное восприятие: восторг природой, ее красотой и произведением мастера. Вероятно, благодаря этому красота китайских пейзажей с их особенной выразительностью и необычной символикой пробуждает восхищение у европейцев, дозволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику[40].
1.2. Скульптура в древнем Китае
Скульптура в китайской культуре была тесно связана с религиозными культами. Обнаружено множество статуэток Танской эпохи, их клали в могилы умершим. В бесчисленных пещерных храмах до сих пор сохранились памятники ранних буддийских скульптур. Обнаружены изображения Будды, которые высеченны в скалах. В отличие от Будды индийского, отрешенного от всего что есть земного, в Будде китайском при всей его одухотворенности на много сильнее чувствуется земное, то есть человеческое начало.[41] Так в скале, в окрестностях города Пинчэна был высечен старинный буддийский монастырь, его название Юньган (храм заоблачных высот).
Громадные фигуры статуи «великого учителя» Будды и по сей день заполняют ниши его узких пещер. Они стоят и сидят, срастаясь с массивом огромных скал. Кругом от них вся поверхность скалы и изнутри и снаружи испещрена крупными и мелкими статуями и рельефами, покрывающими стены храма. Никакой определенной системы в месторасположении пещер не было выявлено. Они высекались в разных местах и в разное время. Это целый город – огромный лабиринт в горах, с массой огромных гротов и маленьких ниш, многие из которых, размещались на гигантской высоте, объединялись прежде висячими балконами и достижимы сейчас для человека.
1.3.Возникновение Древней китайской письменности.
Истоки возникновения иероглифического письма теряются в глубинах доисторической эпохи, и соприкосновение с событиями тех «дописьменных» времен допустимо только через множество дошедших до нас преданий и мифов.
Рис. 5 Древний Китай - архитектура. Храмовый комплекс Утайшань
Идея создания иероглифов приписывается одному из мифических "Трех Владык" китайской древности, по преданию, правившему Поднебесной с 2852 г. по 2737 г. до н.э.- Фу Си. Согласно данному преданию, гуляя по берегу реки Хуанхэ, Владыка увидел Великого Дракона (в других версиях мифа: Великую Лошадь, Черепаху), на спине у которого красовались загадочные знаки. Любопытный Фу Си сразу срисовал их и заметил, что формы этих знаков очень схожи со следами птичьих лапок на песчаном берегу.
В таком интересном совпадении Владыка увидел глубокие принципы единства окружающего существования и закрепил их в первых начертательных знаках китайской письменности – триграммы (багуа). Система эта состояла всего из двух элементарных знаков, один представлял собой целую, а второй - прерванную прямую линию. Подобных триграмм было восемь. Каждая имела некоторое значение, меняющееся в зависимости от той цели, с которой они использовались. Триграммы могли сочетаться между собой попарно. Следствием такого соединения в неповторяющиеся пары были 64 гексаграммы, которые играть роль собой знаков не предмета, а ситуации, изложенной в прилагаемом двустишии, смысл тот или другой истолковывал прорицатель. Таким образом, оставался всего единственный шаг до создания знаков, имеющих отдельное значение слов китайского языка.
Создание иероглифов, как системы письма, мифы объединяют с именем легендарного правителя Поднебесной, основателя Китайской империи в XXV веке до н.э.: великого Желтого Императора - Хуан Ди. По преданию правил он 100 лет с 2591 г. по 2491 г. до н.э. Именно императором Хуан Ди было отдано распоряжение придворному историографу Цан Цзе о создании первой системы китайского письма.
По преданию Цан Цзе создал письменные знаки, наблюдая «очертания морей и гор», следы змей и драконов, зверей и птиц», а так же тени, которые отбрасывают предметы. Иероглифы эти имели достаточно условные изображения предметов и поэтому носили название вэнь – «изображение, орнамент». Более сложные знаки были созданы в дальнейшем и состояли из нескольких таких рисунков, получив название «цзы».
По данным археологии ранняя история китайской письменности берет свое начало с насечек на керамических сосудах. Такие сосуды были обнаружены на раскопках всех неолитических культур Китая. Местом, где обычно находились насечки на неолитической керамике, является днище сосуда или венчик.
Насечки на керамике имели элементарные формы, представляя собой черты сложной формы нанесенные на необожженные керамические изделия заостренным предметом. Историки склонны рассматривать эти насечки китайского письма как его древнейшие знаки.
1.4. Эволюция китайской письменности
Первоисточником сведений о древнейшем периоде развития китайской письменности выступают надписи на гадательных костях. Они обнаруженные в большом количестве на раскопках последней столицы династии Шан.
Открытию иньской письменности предшествовала занимательная история. В отдельных пекинских аптеках в прошлом веке продавались так называемые кости дракона, представлявшие собой фрагменты панциря черепа и лопаточных костей крупных млекопитающих, на которые нанесены непонятные знаки. В конце прошлого века надписями на этих костях заинтересовался Ван Ижун - военный министр цинского правительства, который дал приказание выяснить их происхождение. Проведенное подчиненными расследование выявило, что кости и панцири с неясными знаками завозиться в Пекин из города Аньяна соседней провинции Хэнань. В следствии того, что они принадлежали черепахам и крупным млекопитающим, которых уже давно не водилось в этой местности, суеверное население сочло их; драконовыми костями. Зловещие предметы, встречавшиеся при земляных работах, выбрасывали в колодцы, считавшиеся местом обитания драконов. Часть таких костей попадала в руки бродячим торговцам, которые продавали их пекинским аптекам. Ван Ижун оценил важность надписей как ранних образцов китайского письма и начал собирать коллекцию. Когда материалов набралось достаточно для исследования, этой коллекцией занялся Ван Говэй, выдающийся китайский историк, которому удалось прочесть надписи на десятках предметов. В результате чего удалось определить, что надписи имеют прямое отношение к последнему периоду истории династии Шан.
По своему содержанию эти кости являлись записью вопросов духам предков в гадании, ответов на них, указание на то, сбылось ли предсказание.
1.5. Поэзия
Поэзия Китая, одна из самых старых в мире и существует почти три тысячи лет. Основополагающими ее пути стали "Книга песен" ("Шицзин") и "Чуские строфы" ("Чуцы"); в более позднее время - народные песни, собранные чиновниками из "Музыкальной палаты" ("Юэфу"), и "Девятнадцать древних стихотворений", поэзия Цао Чжи (III в.) и Тао Юань-мина (IV-V вв.). Смысл последнего особенно велик: по словам советского китаеведа академика В. М. Алексеева, этот китайский поэт сыграл в поэзии "роль нашего Пушкина", поскольку - его творчество в большой мере определило развитие в целом поэзии в последующие века и определило ее небывалый доселе расцвет в эпоху Тан.
В китайской поэзии наличествовали два периода. Период Тан и Сун.
Тан - период основаный китайской императорской династией в 618 - 907. Основан Ли Юанем. Сун - это императорская династия в Китае(X-XIII вв.). Она же была повергнута монгольскими завоевателями.
Это полное драматическими событиями время эффектно отразилось в китайской поэзии, придав ей строгость и печальное величие. Китайскую поэзию порой сравнивают в Китае с осенней хризантемой, особо прекрасным, но печальным цветком. Тяжелый жизненный опыт научил китайских поэтов благоразумному отношению к жизни, а непрерывная тревога перед угрозой неприятельского нашествия сделала их творчество особо эмоциональным. Многие стихи написаны в то время на музыку и благодаря этому быстро завоевывали популярность в виде песен.
6. Астрономия в Древнем Китае
В конце III — начале II тыс. до н. э. в Китае были должности придворных астрономов. Астрономические знания хранятся в памятнике китайской литературы «Ши цзин» («Книга песен»), сотворенной примерно в VI век до н. э. Китайские астрологи фиксировали все необычные события на небе (затмения, кометы — «звёзды-метлы», новые звёзды, метеорные потоки). Первая же запись о появлении кометы датируется 631 г. до н. э., а о лунном затмении — 1137 г. Однако, самое раннее заявление о комете Галлея было сделано именно китайцами в 240 г. до н. э. Они же правильно разъясняли причины солнечных и лунных затмений, а так же открыли неравномерность движения Луны.
Обсерватории появились в Китае в 12 веке до н. э. Но гораздо раньше китайские астрологи старательно регистрировали все неестественные события на небе (затмения, метеорные потоки, кометы — «звёзды-метлы», новые звёзды).
Календарей в Китае было великое множество. К VI веку до н. э. был обнаружен метонов цикл и утвержден лунно-солнечный календарь. Начало года являлся день зимнего солнцестояния, началом месяца — новолуние. Сутки же делились на 12 часов (наименования которых применялись и как названия месяцев) или на 100 частей.
Календарные реформы в Древнем Китае проводились постоянно. Годы соединялись в 60-летний цикл: каждый год посвящали одному из 12 животных (Зодиака) и одной из 5 стихий: земля, вода, металл, огонь, дерево. Определенной стихии отвечала одна из планет; имелась и шестая — первичная — стихия «ци» (эфир). Позднее ци делили на несколько видов: инь-ци и ян-ци, и другие, координируя с учением Лао Цзы (VI век до н. э.).
7. Медицина в Древнем Китае
Важнейшие теоретические положения древнейшей китайской медицины вынесли испытание временем и в главных своих чертах сохраняются в течение трех тысячелетий.