Китай в период правления Ранней династии Хань. Развитии торговли. Великий шелковый путь.




 

B aдминиcтpативнoм плaне импepия Зaпaднaя Хaнь нaпoминaлa импepию Цинь. Cущecтвoвaлo двa типa рeгиoнoв. Oдни нaхoдилиcь в прямoм пoдчинeнии гoсудaрствeнных aдминиcтpaтивных opгaнoв, другие пpeдcтaвляли coбoй мeлкиe фeoдaльныe княжecтвa.

 

Рис. 1. Император Лю Бан (Гао-цзу)

 

Чтo жe кacaeтcя пoлитики, тo oдним из глaвных вoпрoсoв, c кoтoрыми стoлкнулcя Гao- цзу, былa прoблeмa вoccтaнoвлeния экoнoмики cтрaны. Былa пятилeтняя вoйна мeжду прeтeндeнтaми нa прecтoл, кoтoрaя нaнecлa oгрoмный ущeрб хoзяйcтву. Былa eщe oднa, нe мaлo знaчимaя прoблeмa, кoтoрaя зaключaлaсь в тoм, чтo плoдoрoдныe зeмли нe oбрaбaтывaлиcь, и нaceлeниe зeмлeдeльчecких рaйoнoв рeзкo сoкрaтилocь. Люди бeжaли из дoмa и скрывaлись от нeвзгoд cмутнoгo врeмeни в лeсaх. Кoгдa Гao- цзу прoeзжaл мимo гopoдa Цюйни, тo oн был удивлeн, чтo вмeстo 30.000 тысяч двoрoв, нacчитывaлocь всeгo 5.000 тысяч двopoв.

Выхoд из cлoжившиecя cитуaции, Гao- цзу видeл тoлькo oдин, этo ocлaблeнии нaлoгoвoгo бpeмeни. Сoдepжaниe пepвoгo зaкoнa былo тaкoвo, чтo вoины пpишедшиe вмecтe c импeрaтopoм в cтoличную oблаcть, и жeлaвшиe ocтaтьcя тaм, пoлучaли зeмли и ocвoбoждaлиcь oт трудовых повинностей на двенадцать лет. От пoвиннoстей освoбoждaли ceмьи, где был новорoжденный рeбeнoк. Люди, которые ранее покинули свои родные места, вновь возвращались домой. Свобoдными cтaли вce люди, кoтoрым пришлocь прoдaть ceбя во врeмeна голодa. Одно из главных преимуществ Гао- цзу стало снижение поземельного налога, и самое главное, что этот налог не поднимался, даже во время стихийного бедствия.

Другoй прoблeмoй был вoпрoc o тoм, кaк упрaвлять стрaнoй. Гao- цзу жил мeчтoй, увидeть сeбя глaвoй импeрии, нo oн ни нa секунду не забывал о рeальнoй обстaнoвкe в стрaнe. Пoйдя нa кoмпpoмиcc, Гao- цзу сумeл cмягчить пpoтивoрeчия мeжду вoeнaчaльникaми aнтициньcкoй кoaлиции и тaким oбрaзoм, дoбился oбъeдинeниe cтрaны.

Также чрезвычайно существенным фактом, которое характеризует состояния Китая, являлся значительный рост внешней торговли. [ Чрезвычайно существенным фактом, характеризующим состояние Китая в эту эпоху, является значительный рост внешней тор­говли и в связи с этим широкое развитие завоевательной поли­тики. В конце II в. до н. э. при императоре У Ди (140—87 гг. до н. э.) китайцы проникают довольно далеко на запад вплоть до Средней Азии. Китайские караваны направляются через Восточный Туркестан в район южных оазисов Таримского бассейна и в области между Оксом и Яксартом (Аму-Дарья и Сыр-Дарья). Особенно оживлённые торговые взаимоотношения китайцы устанавливают с Ферганой. Различные китайские товары привозятся в Бактрию, откуда персидские торговцы везут их дальше на запад, в Сирию. Китайцы вывозили шёлк, а ввозили различные ткани, пёстрые ковры, стекло, металлы, драгоценности, яшму и кораллы, лекарства, а в частности из Бактрии, лошадей и верблюдов. Через Персию и Сирию ки­тайские товары проникали в Римскую империю. Стремление захватить в свои руки важные торговые пути и рынки при­вело к развитию завоевательной политики. Китайские импе­раторы из династии Хань завоёвывают Восточный Туркестан (Синцзян), захватывают в свои руки Корею и даже некоторые области Индо-Китая, стремясь открыть дорогу в Индию. Ки­тайское правительство устанавливает дипломатические и тор­говые взаимоотношения с многочисленными государствами (их насчитывают до 36). В китайских текстах этого времени встречаются названия, в которых видят названия Парфии и Сирии. С этими странами китайцы устанавливают торговые связи. Эта широко развитая внешняя торговля и завоеватель­ная политика приводили к ещё большему обогащению рабовла­дельческой аристократии, что создавало внешний, кажущийся эффект благосостояния страны и государства. ] [1, c. 535]

Ханьские власти понимали, что торговля, может быть, очень доходной сферой деятельности. Пpaктичecки oбщecтвo вce бoлee и бoлee зaвиceлo oт уpoвня paзвития пpoизвoдствa, a егo мoглa oбeспeчить тoлькo рaзвитaя тopгoвля. И чиновники Ханьского государства понимали, что торговля дает хорошие доходы, и больший процент доходов должен поступать в казну. Государственные деятели боялись, что купцы, ради своих интересов будут использовать ситуацию, когда возникнет нехватка запасов продуктов. И чтобы не возникала эта проблема, правительство контролировало распределение товаров. И благодаря этому, в Ханьской империи в первые началась стабилизация цен и регулирование денежного обращения. Вначале платежными средствами были раковины каури. А уже в бронзовом веке их заменили бронзовыми ножами. Еще во времена в Цинской империи,
а далее в Ханьской, использовали круглые единичные монеты. В первые годы Ханьской империи, появилось огромное разнообразие денежных единиц, так как выпуск монет, в этот период, не контролировался, и приблизительно в то время в качестве основной единицы была принята монета в пять шу. Свое название получила монета потому что она весила три грамма, а пять шу равен трем граммам. В центре было квадратное отверстие, благодаря чему, эту монету можно было носить на шнуре.

 

Рис. 2. Улица древнекитайского города. Современный рисунок.

 

Регулярное денежное содержание выдавалось далеко не всегда, иногда выплаты проводились текстилем в соответствии с традиционными расценками. Так, нам известно о чиновнике, служившем на северо-западной границе, который получил в качестве месячного жалованья два рулона шелка стоимостью 900 монет.

Во II веке, когда правительство испытывало трудности и благосостояние резко снизилось, денежные выплаты уступили место выдачам тканями или зерном, ставшими и средством товарных расчетов. Незадолго до конца правления династии один ученый выразил озабоченность чрезмерным скоплением товарных запасов и исчезновением денег в центре страны. Чтобы оживить денежное обращение, он предлагал обычные монеты заменить более легкими по весу, составлявшими четыре шу. Были в то время и такие, кто призывал вообще отказаться от денежной системы.

Нам известно о работе рынков в Чанъане и о контроле над ними чиновников. Они отвечали за сбор налогов, которыми облагалась дневная выручка. Скорее всего, они размещались у входа на территорию рынка, которые были обнесены стенами и на ночь закрывались; лавки или лотки стояли рядами, торговцы одним товаром, например рогами, киноварью, лаком и сырыми овечьими шкурами, обычно располагались рядом.

На рынке находились лавки мясника, прилавки с разделанными тушами, приготовленным мясом и даже с патокой, маринованными продуктами, сушеной рыбой, пряностями, зерном и фруктами.

В скобяных лавках продавались посуда и разнообразная хозяйственная утварь, изготовленная из меди, железа или дерева. Каретники гордо демонстрировали и легкие двухколесные тележки, и тяжелые, предназначенные для перевозки груза волами. Торговцы мануфактурными товарами до отказа набивали лавки рулонами прекрасного шелка и грубыми изделиями из конопли, здесь же продавали искусно выделанные ковры и войлочные покрытия для пола.

Розничные торговцы зарабатывали на жизнь продажей животных, сырья, припасов и промышленных товаров. Лошади и скот, овцы и свиньи переходили из рук в руки прямо на рынках, некоторые купцы продавали рабов.

Большие состояния наживали кузнецы, торговцы, осуществлявшие свои операции в нескольких районах, выпаривая и продавая соль. Если кому-то удавалось сохранить немного продукции, прежде всего зерна, то в период голода он, естественно, продавал его с большой выгодой для себя.

Среди других источников получения дохода известно ростовщичество. Об уровне доходов от этой деятельности свидетельствует случай, имевший место в 154 году до н. э. Когда правительство нуждалось в наличности, чтобы справиться с восставшими, один состоятельный человек согласился предоставить для этого 1000 золотых слитков. Пользуясь ситуацией, он стал диктовать свои условия. После того как восстание было подавлено, ему удалось добиться выполнения своих требований, и он получил вдесятеро больше.

Время от времени правительство было вынуждено обращаться к богатым торговцам, чтобы получить деньги на неотложные нужды. С ними заключали договоры на взаимовыгодных условиях, приглашали участвовать в рискованных мероприятиях, где открытое участие правительства было невозможно, но которые могли принести выгоду.

Одним из наименее прибыльных видов государственных подрядов была перевозка зерна и вообще доставка необходимых грузов. Из-за постоянной опасности во время пути правительству приходилось поощрять купцов за доставку грузов на большие расстояния, туда, где эта продукция требовалась.

Существовало несколько схем, направленных на стабилизацию цен и использование наиболее постоянных и удобных видов транспорта. В 117 году до н. э. создали организацию, которая должна была управлять железными и соляными шахтами от имени государства. Такие образования вскоре заменили частные предприятия.

Рис. 3. Император У Хань

 

Многие ханьские чиновники совершенно искренне заявляли, что богатства империи неисчислимы, их вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребности населения, поэтому нет никакой необходимости в том, чтобы импортировать товары из тех неудачливых государств, на которые еще не распространилась власть императора.

На самом деле происходил весьма оживленный обмен китайскими товарами; например, шелк менялся на предметы роскоши, которые не производились в Китае. Именно путем обмена правительство приобретало лошадей или других животных. Отметим и другие предметы китайского экспорта: изделия из железа и бронзы, разные виды оружия, лаковые изделия.

Очевидно, что в страну ввозили товары, которые вовсе не были предметами первой необходимости. Из Центральной Азии в Китай поступала яшма, из которой китайские ремесленники делали свои чудесные резные изделия. Отдельные их виды изготавливали специально для вывоза.

С юга доставляли жемчуг, в императорские охотничьи парки привозили диковинных зверей, львов и носорогов. Слова автора Майкла Леве нельзя рассказать иначе, ведь информация написана простым, доступным языком.

Великий шелковый путь- это вывоз шелка из Китая, или система торговых путей от Западной Европы и Китая. Термин «Великий шелковый путь» ввел немецкий историк К.Рихтгофен. Великий шелковый путь был самым длинным, более 7 тысяч километров, в докапиталистическую эпоху. Этот путь играл важную роль в социально- экономической системе. В формировании Великого шелкового пути сыграл важную роль чиновник Цянь. Долгое время, шелковый путь менял свое направление, но можно выделить две основные дороги, это южная дорога – дорога от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию и северная дорога – дорога от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря. Между северной и южной дорогой было несколько соединяющих маршрутов.

Китайский институт управления, основанный на наличии императора и правительства, оказался одним из самых устойчивых политических систем в истории человечества. Со времени рождения одной из первых империй, в 221 году до н. э., китайцы развивали концепцию правительства как власть, основанную на сочетании политической ответственности и жесткой стратификации общества. Последнее означало, что взаимоотношения людей определялись исключительно тем положением, которое они занимали в социальной структуре. С общественным положением была связана разветвленная система административной власти и тех привилегий, которыми пользовались чиновники разных рангов.

Концепция единой и всеобщей вертикали власти развивалась и поддерживалась религиозными предписаниями, философией и повседневной деятельностью власть предержащих. С течением времен изменились формы властных структур, менялись особенности разных социальных групп, но жесткая вертикаль власти и абсолютное подчинение нижестоящих вышестоящим оставались незыблемыми. Каждый – от императора до мелкого чиновника – знал, что его положение в общества и материальное благополучие определяются единством основных принципов устройства этого общества.

Император, чиновники и подданные образовывали основные группы, на которые и делилось китайское общество. Иногда оно представлялось как пирамида, с низшими слоями общества в основании, самыми многочисленными по количеству; все были связаны друг с другом и находились в соподчинении, кроме императора, который был на самой вершине и не подчинялся никому.

Он считался высшим авторитетом и исполнителем божественной воли. Своим положением он был обязан как своему происхождению, так и личным качествам и почитался как земное воплощение божественного начала. Непререкаемость авторитета императора определялась его непосредственной связью с Небесным владыкой, которого в китайской философии и литературе называли Небеса.

Императора воспринимали как Сына Неба и, следовательно, как посредника в отношениях Неба с землей. Наделенный особыми полномочиями Сын Неба, в свою очередь, обладал особыми правами и ожидал от своих земных подданных послушания и верности. Он располагал властью, необходимой для земного правления. В то же время император не только получал определенные привилегии, но и становился ответственным за процветание и благоденствие земных жителей, и всегда должен был вести себя в соответствии с занимаемым им положением.

Непосредственное управление всеми делами государства находилось в руках чиновников, полномочия которых определялись самим императором. Чиновники имели ранг, их число росло вместе с развитием государственной системы. Уже с первых лет существования империй Хань и Цин чиновники стремились занять как можно более высокое место на иерархической лестнице, поскольку это влекло за собой и соответствующие привилегии.

Низшая ступень общества – основная масса китайского населения – являлась основной рабочей силой. Они трудились в мастерских, возделывали поля, ловили рыбу в озерах и реках, добывали руду и минералы, строили дороги, мосты и укрепления. Их контакты с высшими слоями общества были достаточно редкими, но они неуклонно и тщательно исполняли свои обязанности.

 

Рис. 4. Великий шелковый путь

 

Хотя формально высокое положение императора определялось тем, что в его лице воздавали почести Небу, не меньшую роль играли и заслуги предков, благодаря которым он получал право на трон. Многие императорские дома Китая образовывались в результате гражданских войн или иностранных вторжений, власть передавалась от одного члена дома к другому отнюдь не мирным путем, а в ходе столкновений или интриг. Иногда восшествие на трон сопровождалось насилием или даже кровопролитием.

Ко времени основания династии Хань (202 год до н. э.) в Китае еще не сложилось классовое общество, хотя были чиновники и крестьяне, богатые и бедные, свободные земледельцы, ремесленники и бродяги, землевладельцы и рабы. Ханьские императоры происходили из династии Лю, которая не принадлежала к высшему слою общества в современном понимании, поскольку подобных различий еще не существовало в начале II века до н. э. Родоначальником династии стал военачальник Лю Бан – человек, вышедший из низов. Насколько известно, он действительно не обучался изящным искусствам и завоевал трон благодаря счастливому стечению обстоятельств и способностям военачальника, проявленным во время боев.

Как часто случается, утверждению династии предшествовала междоусобная война. Лю Бан как единственный выживший победитель принял на себя управление владениями и имуществом противников. Победив соперников, он закрепил свое положение восшествием на трон в качестве императора и родоначальника династии. Титул не только давал огромные привилегии, но и налагал особую ответственность.[1]

Сразу же после утверждения династии Хань были предприняты определенные шаги, направленные на повышение статуса императора. Воспитание всех наследников престола осуществлялось в условиях, формировавших в них сознание своей исключительности, чтобы поднимать престиж и упрочивать власть императорских домов.

Императорские покои располагались в самой отдаленной части дворца, вдали от посторонних глаз, он тщательно охранялся не только от возможных врагов, но и вообще от всех представителей «земного» мира. За высокими стенами, окружавшими дворцовые строения, императора обихаживали слуги и помощники, чиновники и наставники. Во дворец можно было попасть только через специальные ворота, окруженные сторожевыми башнями и охраняемые часовыми.

В обитавшее здесь сообщество входили женщины, специально обученные удовлетворять потребности императора и подчинявшиеся только ему. В женских апартаментах прислуживали только евнухи.

Придворные круглосуточно дежурили у императорских покоев, ожидая возможных распоряжений. Особые служащие следили за исполнением религиозных обрядов, они же готовили для императора еду и лекарства или воспитывали юных членов семьи в соответствии с их статусом.

В настоящей главе мы рассмотрим только систему управления в целом (более подробно структура государственного устройства анализируется в главе «Чиновничество»). Во многом администрация Ханьской империи унаследовала систему управления, существовавшую в Китае до начала эпохи императорских династий (то есть до 202 года), усовершенствовав ее и приспособив к своим потребностям. Но за время четырехсотлетнего правления династии Хань сформировались существенные различия между органами основных государственных учреждений и той реальной властью, которой обладали определенные группы чиновников или придворных. Структура основывалась на общепризнанной власти императора и перенесении его распоряжений от вышестоящего чиновника к нижестоящему внутри сложной иерархии департаментов и учреждений.

Правительственная структура состояла из чиновников центральной администрации в главном городе и провинциальных органов власти, разбросанных по всей империи. Отношения между ними строились по принципу строгой иерархии, перемены в региональном делении страны на них не влияли. Так, на территориях, присоединявшихся к империи в результате войн или вторжений, возникали новые провинции, на которые распространялась власть императора. В периоды сокращения земель, военных неудач они становились самостоятельными образованиями, не влияя на общее административное устройство.

 

Рис.5. Китайский философ Конфуций. Китайская гравюра

 

После ханьского периода, когда на территории Китая возникало несколько династических правителей, каждый из них контролировал часть страны, управляя теми же методами.

Чиновники центрального правительства ханьского Китая несли ответственность за советы, даваемые императору, и принятие основных политических решений вместе с ним или от его имени. Они устанавливали и контролировали систему взимания налогов, отвечали за порядок внутри Китая, разрабатывали способы защиты страны от внешних вторжений. Несколько постов в центральном правительстве распределялось среди пожилых государственных служащих, которые были заняты исключительно консультационной деятельностью.

Главная ответственность возлагалась на двух высших чиновников, должность которых, в соответствии с современной терминологией, можно определить как премьер-министр и государственный секретарь. Они подчинялись непосредственно императору, от их способностей зависела эффективность управления государством. Чиновники получали сообщения от низших чинов и доводили, в свою очередь, сведения до императора, когда считали необходимым это сделать. Они также составляли подписываемые императором декреты, обеспечивавшие реализацию принятых решений. Все решения лично самим императором принимались только формально.

Следующими на служебной лестнице стояли девять основных государственных чиновников, или министров, исполняющих управленческие функции. Они осуществляли религиозные церемонии, вели наблюдения за звездами и записи событий и фактов, управляли двором и императорским хозяйством, императорскими конюшнями, обеспечивали безопасность дворца, вершили суд и контролировали исполнение наказаний за преступления. Кроме этого, принимали дань от иностранных правителей, оказывали им почести, воспитывали младших членов императорской семьи, чтобы те научились выполнять свой долг, собирали государственные налоги, управляли общественными работами, делали отчисления в императорскую казну и проводили соответствующие выплаты.

Каждой из девяти основных канцелярий, или государственных департаментов, управлял один чиновник, которому помогали несколько подчиненных, специальные обязанности распределялись между несколькими отделами. Так, главный орган управления сельским хозяйством отвечал за поступление государственных налогов в виде зерна и денежных сборов, а также за выполнение государственных работ. Ему помогали служащие, которые контролировали различные виды деятельности: содержание в надлежащем состоянии государственных зернохранилищ, установление стабильных цен на основные продукты, обеспечение распределения и транспортировки зерна в те регионы, которые испытывали в нем потребность.

Хранителю императорской казны, собиравшему часть налогов в виде денег, помогали несколько младших чиновников по поручениям, они ведали изготовлением эмблем и значков, необходимых для чиновников; осуществляли надзор за ремесленниками, изготовлявшими для императорского двора утварь и разные предметы роскоши.

Власть в провинциях была представлена двумя типами административных объединений – областями и царствами. В начале династии в империю входило всего 15 областей и 10 царств. Но спустя примерно сотню лет многие царства были уничтожены, другие уменьшились по территории и разделились на несколько частей. Соответственно региональное деление становилось более дробным, вдобавок на захваченных землях образовывались новые области. Так, к 1-2 году н. э. в полном списке административных единиц империи насчитывалось 83 области и 20 царств.

Областями управляли губернаторы, которые назначались центральным правительством, а во главе царств стояли правители. Среди них выделялись кровные родственники императора, причем по закону умиравшему правителю должен был наследовать сын. Однако на практике все назначения местных правителей проходили под руководством центрального правительства. Назначаемый из центра помощник правителя постоянно контролировал управление как царствами, так и областями.

В свою очередь, царства и области делились на префектуры. К 1-2 году н. э. существовало порядка 1587 префектур, каждая из которых занимала территорию, примерно равную Англии. Префектуры же делились на уезды, а те на округа.

Чиновники, ответственные за выполнение различных правительственных задач, были ранжированы в зависимости от круга их обязанностей в префектурах, уездах или округах. В большинстве случаев назначения на местах проводили провинциальные, а не центральные власти. Жизнью уезда управляли уездные или окружные чиновники, которые отвечали за выполнение указов центрального правительства и распоряжений местных властей.

Они проводили сбор налога в виде зерна, текстиля или наличных денег с усадеб или селений. Начальники уездной полиции следили за порядком, за поиском и арестом преступников, дезертиров, а также за теми, кто укрывал их. Местные чиновники отвечали за призыв людей на военную службу, на государственные работы, для обработки казенных земель, строительства дорог, крепостей и ирригационных сооружений.

 

 

Рис. 8. Императорский эскорт в древнем Китае. Современный рисунок

 

Начальник уезда лично отвечал за строительство зернохранилищ, следил за поддержанием в должном состоянии каналов и дорог. И наконец, провинциальные и местные власти отвечали за ремонт систем связи, без которых не могло быть обеспечено эффективное управление.

Срочные донесения и обычная почта доставлялись от одного поста к другому на лошадях или с помощью гонцов. Чиновники центрального правительства или провинций могли перемещаться от одной до другой станции, где для этой цели держали специальных почтовых лошадей.] [2глава 2]. Этот материал тоже взят из книги Майкла Леве «Китай, династия Хань». Я очень много прочитала книг про династию Хань. И мне сразу запомнился материал Майкла Леве «Китай, династии Хань». Я полностью согласно с мнением автора статьи, и дополнить к сказанному нечего.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: