Специфика китайской общины. Развитие ремесел




 

Для простолюдинов главными формами необходимых для их существования социальных корпораций были семья и община. Для их обозначения в текстах использовалось немало разных терминов (ли, и, тянь, шушэ). Деревни могли и просто именоваться по названи. Но в любом случае это были именно сельские общины со своими устоявшимися, хотя и эволюционировавшими нормами существования. Значительное количество информации о жизни простых общинников сохранилось в текстах песен из сборника «Шицзин», проанализировав которые можно нарисовать довольно стройную картину жизни крестьянской общины.Крестьяне совместно пашут, сеют, собирают урожай, женщины заняты домашними делами. Крестьяне в свободное от полевых работ время строят и ремонтируют дома, чинят сельскохозяйственные орудия, участвуют в общей охоте. Т.е крестьянская община ведет замкнутое натуральное хозяйство.

Однако это уже далеко не первобытная община, представляющая самостоятельный социальный организм. Она входит в состав политической структуры, которую венчает правитель-гун, получающий за свое политико-административное управление немалую и лучшую долю совокупного продукта общины

В песнях есть упоминания о том что после завершения полевых работ, мужчины отправляються в ставку правителя, где их ждут работы по ремонту дворца, а на торжества по случаю осеннего праздника урожая лучшую долю жертвенного мяса крестьяне намерены отнести правителю. Организует труд и быт крестьян тянь-цзюнь («хозяин земли»), который вероятно был старостой, старейшиной общины, представлявший администрацию центра. Он контролировал полевые работы (возможно от него зависело и распределение наделов семейным группам).

Есть в песнях косвенные данные, что члены общины соединены в какие-то группы (а может быть единое хозяйство общины), в рамках которых с наступлением холодов, выдавалась хранившаяся до того в чуланах теплая одежда, т.е велось совместное хозяйство. Как упоминалось выше основной повинностью общинников, особенно в столичном регионе, была обработка больших полей. Возможно что труд на таких полях по крайней мере изначально рассматривался общинниками, как важный и даже приятгный общественный долг, к тому же завершавшийся большим совместным праздником, с богатым угощением. Стоит отметить, что в ходе таких работ, осуществлялся традиционный генеральный принцип реципрокности, взаимообмена, в процессе которого производительный труд земледельца обменивался на административные заботы управителей.

В пределах периферийной зоны, как и в ряде владений внешней зоны, в том числе у чжоусцев до завоевания ими Шан, существовали, видимо, иные формы отработок. Таким образом, шанская община, насколько можно судить, являла собой поселение, в котором большую роль играли кровнородственные связи между живущими рядом семьями.

Судя по имеющимся данным, с IX-VIII вв. до н.э. ранне-чжоуская община достаточно быстро эволюционировала. Отмирала практика совместных работ на «больших полях» и на смену ей приходило деление деревенской общины на домохозяйства-дворы. С VII-VI вв. до н.э. начался учет по дворам, что свидетельствует об изменении характера общинного труда и системы редистрибуции. Земли перераспределялись по дворам в зависимости от размеров и состава семьи, и с каждого двора брался поземельный налог в виде десятин-чэ или другие формы налога. Отвечали за выплату налога, видимо, по-прежнему старшие, фу-лао и линь-чжэны; они же, надо полагать, ведали и перераспределением земель. Некоторые данные свидетельствуют о том, что за свой дополнительный труд общинные старейшины получали двойной надел и даже повозку с лошадьми[32]. Общинная деревня была затронута сферой рыночных отношений меньше всего. Применительно к Чжаньго сообщений о сделках связанных с отчуждением земли вообще нет, и косвенно это означает, что общинные земли, как правило, не продавались и в сферу рыночных связей не включались. Это не значит, однако, что община не изменялась. Напротив, в эпоху перехода от Чуньцю к Чжаньго (VI-IV вв. до н.э.) такого рода изменения были весьма заметными. Количество земледельцев возрастало быстрыми темпами. Появление в Китае железа и начало широкого применения изделий из него способствовали возделыванию залежных и целинных земель, до того почти не осваивавшихся жившими в районе речных долин чжоусцами. Началась практика массового перемещения избыточного или недовольного своей жизнью земледельческого населения на новые места. Демографические перемены оказали сильное воздействие на развитие рыночных отношений и всех новых приватизированных форм ведения хозяйства. Ремесленники объединялись в корпорации, но в источниках о них очень мало данных и о формах организации которых мы можем судить лишь на основании немногих сведений. Важно заметить, что в структуре Чуньцю торговцы и ремесленники, как и в предшествующие века, тоже были преимущественно, если не исключительно, на положении мелких служащих, живших в городах, работавших на заказ и получавших обеспечение в основном за счет казны. Как и воины, ремесленники, видимо, имели земли, где занимались крестьянским трудом. В эпоху Шан можно выделить отдельные отрасли ремесленного производства, которые в целом сохранились и в эпоху Чжоу, среди которых стоит указать на:

- камнерезное дело, наиболее древнее из ремессленых отраслей, в шанскую эпоху мало что изменилось по сравнению с предыдушими периодами, но мастерство ремесленников в значительной мере выросло;

- резьба по кости, была представлена ьбольшим количеством мастерских и самыми разнообразными изделиями;

- обработка дерева, особого развития в шанскую эпоху достигла в плотницком деле, а также в искусстве тонкой обработки дерева (шкатулки, сосуды и пр.);

- керамическое производство, помимо грубых сосудов, с традиционными приемами обжига, распространеных в неолите, в шанскую эпоху изменились методы обработки поверхности сосудов (орнаментация, резьба, аппликация), появились новые формы сосудов, в т.ч. прямоугольные;

- металлургическое производство – процесс изготовления изделий из бронзы был сложен и трудоемок, но шанские мастера достигли в этом ремесле значительных успехов. Кроме сосудов из боронзы изготовляли церемониальные изделия, оружие, украшения. Символы власти, мелкие изделия бытового назначения[33].

Особо следует сказать о мастерских ремесленников – они обычно располагались в стороне от поселений и, как правило, бывали специализированными (керамическими, бронзолитейными, камнерезными и т.п.). При богатых дворцовых комплексах часто тоже располагались обслуживавшие их мастерские, помещения для колесниц и т.п.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!