Реформы Шан Яна. Рост частного землевладения и ростовщичества.





Ни вавилонская, ни египетская истории не оставили никаких сведений о мерах правительства, которые преследуют общинные порядки, однако примеры такого рода нам преподносит история Древнего Китая. В период политической и государственной раздробленности в Китае происходят реформы. Одним из самых крупных реформаторов эпохи Цинь является Шан Ян (390-338 гг.) до н.э. Принцип чиновника: множество наказаний и мало наград и поощрений, жестокие наказания за непослушание, за мелкие нарушения и преступления, ведь если не будет мелких преступлений, большим неоткуда будет появиться, также производить доносительство и слежку. Цель этой системы: насильственное объединение территорий Китая и наведение порядка в государстве. В 359 г. до н.э. была проведена первая группа реформ. Его реформы затронули многие стороны жизни общества: продажа земель и свободная покупка нанесли большой удар по землевладению общины.

Конечный распад общины привел к реализации закона о надлежащем дроблении больших семей. Этой же реформой ликвидировались старые округа и было введено новое деление-на уезды. Также Шан Ян провел подворную организацию, где вновь были составлены подворные списки. Каждая из семей, которые входили в пяток или десяток, обязаны были вести наблюдение за своими соседями. А если вдруг какая-нибудь семья совершила преступление или нарушила закон, то об этом надлежащим способом требовалось сообщить властям, если же это не происходит, то семья видевшая это получает точнотакое же наказания, как и семья совершившая преступление. Очевидно, что такие предпринятые меры имели прогрессивное значение, так как большое количество крестьян, ранее находившиеся в подчинении наследственной аристократии, теперь переходило в подчинение в первую очередь государству и его правителю. Также было проведено увеличение рабочих рук. Например если в семье, в которой имеются двое сыновей, где дети достигают определенный возраст и не ведут своё хозяйство, семья должна платить двойной налог. Такой порядок приводил к повышению уровня производственной активности, уничтожению зависимости всех членов семьи, помогал устранить трудовое неравенство и не предоставлял возможности каким-либо образом уклониться от труда. Если человек выделился из семьи, то он заботиться только о себе. Такая новая система полностью ограничивала власть отца семье.

Одним из пунктов реформы было награждение за военные заслуги перед страной. Любой человек, имевший какие-либо воинские заслуги, мог получить в награду титул, соответствующий значимости заслуги. Установленная Шан Яном Табель рангов, делилась на 12 степеней. Восемь первых степеней считались общедоступными гражданскими титулами (миньцзюе), а с девятой степени и выше- титулами чиновников (гуаньцзюе). Крестьяне также могли получать степени и различные привилегии. Они даже могли таким путем стать мелкими или же средними землевладельцами. Помимо этого, была установлена поддержка ткачества и землепашества, подавление торговли и ремесла. Те люди, которые занимались землепашеством и ткачеством, получали награду, это служило поощрением, чтобы они производили ещё больше зерна и тканей. Ремесленники, торговцы, бродяги с семьями становились рабами по распоряжению властей. Политика подавления торговли и ремесла сильно препятствовала захвату земель ростовщиками и купцами и побуждала всё население Цинь сосредоточить всю свою основную энергию и силу на землепашестве, ткачестве и, конечно, войнах и таким образом добывать знатность, богатство, авторитет. Странствующие литераторы и ученые относились к второстепенным разрядам, поэтому им был запрещён всяческий вход и въезд в Цинь. Собственно, именно из-за таких мер, государство Цинь уступало остальным восточным странам по богатству, развитию, культуре и мощи. Такая политика подавления была характерной чертой лишь для одного царства Цинь. По реформам Шан Яна было проведено превращение наследственных аристократов в земледельцев. Те аристократы, не имевшие воинских заслуг, тут же были лишены всех своих званий и положений. Согласно новой системе получений титулов почти каждый имел землю, дом или усадьбу и рабов согласно своему рангу. Это было одним из самых важных в реформах циньского чиновника.

Большинство наследственных аристократов, лишившись некоторых прав, превратились всего лишь в богатые семьи. После проведения такой реформы власть принадлежала господствующим землевладельцам, а не наследственной аристократии как это было раньше. В 350 г. до н.э. столицей государства Цинь стал город Сяньяк. Там-тои была создана по приказу сторожевая вышка, с которой объявляли приказы и указания. В это же время Шан Ян приступил к осуществлению второй группы реформ и законов, которые в свою очередь ещё больше укрепили государственную и политическую власть землевладельцев. По реформе, были объединены все деревни, поселения, маленькие города в большие уезды. В царстве был создан 41 уезд, именуемый «сянь». Управлял уездом свой начальник, который ведал административными, муниципальными делами всего уезда. Именно так и были устранены остатки влияния наследственных аристократов. Также он уничтожил межи между полями и т.д. Было признано право каждого человека на распашку земли и установлен налог в зависимости от площади этой земли. Были уничтожены проезжие дороги в Цинь. Ко всему нужно ещё добавить, что Шан Ян унифицировал меры объёмы (тун и доу), меры длины (чи и чжан), меры веса (цюань и хэн). Таким образом во всем княжестве теперь при обмене товаров использовали единую систему весов, объёма и мер. Также были уничтожены остатки старых обычаев племен ди и жун, когда отцу, сыновьям и братьям запретили жить под одной крышей. Цинь было обширным по территории, но малонаселенным государством, поэтому официально было объявлено о вознаграждении крестьян, рабочих из соседних государств, желавших переселиться в Цинь, чтобы заниматься хлебопашеством. Таким крестьянам сразу давали землю и дом, освобождали от трудовых и всяческих воинских повинностей и обязательств, тем самым давая им возможность использовать все свои силы в землепашестве и ткачестве. Однако, всё коренное население Цинь обязано было служить в армии и нести воинские повинности, многократно участвовать в кровопролитных войнах. Именно поэтому в царстве Цинь было предостаточно продовольствия и воинов, благодаря чему оно одерживало победу в битвах и сражениях. Вместо прежнего ополчения было организованно и сформировано постоянное войско-главнейшая опора государства.

Такие реформы затронули многие стороны жизни общества: государственно-правовой, социально-экономической, экономической. Реформы Шан Яна полностью истребили систему сильных родов, возглавляемую наследственной аристократией, одновременно ограничили влияние помещичьих семей в государстве Цинь. И конечно, все эти действия способствовали превращению Цинь в могущественное, передовое, самое сильное и единое государство того времени, а уничтожение всех шести восточных политических государств заложило основу самой крупной феодальной империи (стране). Шан Яном было создано целых 18 степеней знатности за военные заслуги. Также он считал, что необходимо установить отчетливо видимое различие между простым народом и благородными людьми по количеству полей и земель, домов, рабов, по богатству одежды, таким образом заложив в основу социального и общественного деления имущественный принцип. Таким образом, ядром его преобразований была аграрная реформа, которая предусматривала что земля становится объектом купли-продажи и закладом, обменом. Размер земельных территорий ничем не ограничивался. Однако земли в больших семьях подлежали разделу. Прежнее деление населения по племенам и родам отменялось и вводился принцип территориального строения и расположения государства. Все остатки общинного самоуправления исчезли. Во главе уездов находились государственные чиновники: воеводы, инспектора и т.д. Та самая раздробленность страны и её сепаратизм, которые были в начале, были заменены более централизованным и улучшенным управлением во главе с императором. Чиновникам и землевладельцам приписывалось чтить не только волю монарха, но и законы с указами. Так, вместо господствующих ранее родовых традиций и обычаев, стал главенствовать и господствовать закон.

Шан Ян также напоминал, что источники права существуют разные: указы и пожелания царя, законы, обычаи и традиции. Он искренне сожалел, что чиновники и народ предпочли действовать по обычаем, а не по установленным законам, уложениям и приказам. Непослушание законам были приблизительно равным умышленному преступлению. На места для проверки соблюдения законодательства отправлялись отряды инспекторов, уполномоченных и имеющих права увольнять чиновников и их приближённых, виновных в нарушении законов и привлекать их к несению за это к ответственности. Вообще, закон должен проводить яркое и четкое разграничение обязанностей и прав человека. Тот, кто нарушит закон в своих корыстных целях, никогда не добьётся хорошего правления. Ведь, мудрый и великий правитель должен опираться в первую очередь на закон, ни в коем случае не злоупотреблять им в своих личных целях, умыслах и интересах, иначе он потеряет поддержку и доверие народа своего государства. Хорошим чиновником считался тот человек, который знал и чтил законы, уложения, был компетентен, верно и хорошо служил правителю, был абсолютно не подкупен, честен и не брал всяческого рода взяток. К дурным же чиновникам были отнесены такие люди, которые не умеют вести дела, не справляются со своими обязанностями, корыстен, казнокрад, болтлив, бесстыден, абсолютно не заботится о несение службы перед правителем и государством, позволяет себе оскорблять и унижать людей, не понимает чувства справедливости и стремится более к высокому посту. Именно такие люди, не могут считаться хорошими и профессиональными администраторами, чиновниками и подлежат аресту и строжайшему наказанию. Кстати, это была первая аттестация чиновников-бюрократов в истории.

Также, реформы Шан Яна нанесли огромный удар по родовой прежней аристократии, где на первое и лидирующее место вышли новые землевладельцы, преуспевающие богачи и сословие военных. Был сделан большой толчок к развитию рыночного хозяйства, феодализму, хотя рабство сохранилось и даже не на одно столетие. Среди населения сохранился страх перед властью, полное подчинение государству, боязнь преступить закон, стремление к порядку, полное послушание и т.п. Также продолжали играть ключевую роль общественные ранги, которые стали основой административно-бюрократической системы в древнекитайской империи на продолжительности очень многих веков. Не только унификация мер не утратила своей значимости, но и облегченная форма начертания иероглифов. Можно также считать, что сохранились многие нововведения, которые способствовали укреплению государства и государственного контроля над всеми сферами жизни населения, что в итоге стало привычным делом и во времена империи. Хотя многие строгие запреты, которые касались состава крестьянской семьи не привели к восстановлению прежних больших семей. Они в основном возникали в деревенских общинах, в том числе и в среде зажиточного и вполне не бедного населения. Итак, не смотря на строгость нововведений Шан Яна, это сыграло очень значимую и важную роль в укреплении государства и политической силы царства. Таким образом, Шан Ян в четвертом веке до нашей эры предпринял ряд реформ, которые привели к укреплению и централизации царства Цинь и его дальнейшему развитию.


1.3. Объединение Китая под властью династии Цинь.

Более двух тыс. лет уже прошло до того, как в 221 г. до н. э. было создано первое в истории всего Китая мощное централизованное государство-империя Цинь, которая имеет важное значение для истории Китая. Период с 255 по 222 г. до н. э. считается периодом Чжаньго.

Рис. 4. «Древний Китай в период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)»
Изображение взято с ресурса: https://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000017/map14.shtml


Княжество Цинь, которое вело успешные войны с другими княжествами, к концу третьего века до нашей эры усилило свои позиции, а затем и вовсе уничтожило династию Чжоу и образовало первую централизованную деспотию. Объединение всех древнекитайских царств было подготовлено самой логикой политической ситуации того времени. Сильное стремление к уничтожению самостоятельности враждующих стран и поглощению их территории могло означать дальнейшее сокращение числа независимых политических организаций. В борьбе против соседей, многие претенденты на роль объединителя страны широко используют политические союзы с отдаленными государствами. Так-то и возникли «вертикальный союз» Чжао и Чу, а также «горизонтальный союз» Цинь и Ци. Результатом заключения такого горизонтального союза стало то, что в 288 г. до н.э. правители Ци и Цинь пришли к договору о разделе сфер влияния: после победы над своими противниками циский правитель должен принять титул «Восточного императора», а циньский- «Западного». Но все эти проекты так и не были осуществлены. После этого, некоторое время успех сопутствовал и царству Чу, благодаря своим завоевательным походам, Чу значительно расширили свои владения и территории. Но однако, последнее слово осталось всё-таки за Цинь. В 246 г. до н.э. на циньский престол вступает тринадцатилетний Ин Чжэн. В 241 г. до н. э. царства Вэй, Хань, Чжао, Чу заключили против царства Цинь новый военный союз, однако их соединенные войска потерпели поражение. Помимо их, циньцам противостояли и такие царства, как Янь и Ци, одним словом, шесть царств, другие же уже погибли в продолжение междоусобных войн между собой. В 238 г. до н.э. он смог подавить заговор против себя самого и своей власти и этим укрепил своё положение. Сразу после этого Ин Чжэн начал очень активные военные действия против своих соседских княжеств. Каждую захваченную столицу он приказывал сровнять с землей. В 230 г. до н.э. царство Цинь наносит ответное и решительное поражение царству Хань и захватывает всю его территорию.
Китайский раскрашенный щит в эпоху Династии Цинь:

 


Рис. 5. Китайский щит эпохи династии Цинь.

Изображения взято с электронного ресурса:

[https://www.digtime.ru/dir/voennoe_isskustvo/iii_vek_gigantov_400_200_gg_do_r_kh/kitaj_400_200_gg_do_r_kh/152-1-0-166]

 

К 228-221 гг. до н. э. были также захвачены и разнромлены другие царства: Чжао, Вэй, Чу, Ци, Янь. К 221 г. до н. э. полностью завершился процесс объединения страны. Позже, Ин Чжэн принял титул первого императора династии Цинь-Цинь Шихуана. Объединение Китая имело большое значение для истории Китая. Выполняя задачу объединения второго и первого подразделения общественного производства Цинь Шихуан или Цинь Шихуанди, совсем не ограничился завоеванием и покорение древнекитайских царств, а продолжил экспансию на северных и южных территориях. Захват и колонизация стали главными основами всей внешней политики Цинь Шихуана. Захватив и объединив древнекитайские царства, руководители империи направили все свои силы, чтобы ослабить центральные силы и их тенденции. В 221 г. до н. э. по приказу Первого императора у всего населения государства производилась конфискация оружия и военной техники, из которой было указано отлить массивные бронзовые статуи и колокола. Где-то около 120 тыс. семей наследственной аристократии и знати из различных царств были переселены в столицу империи Сяньян с такой целью, чтобы оторвать их от родных корней и разместить поближе к императору. Огромнейшая армия Цинь Шихуанди вооружилась железным оружием и была усилена кавалерией. Разгромом шести царств и объединение всей территории страны в единое деятельность императора не закончилась. Это было всего лишь первым шагом для создания единого централизованного государства. Особо важными были в этом направлении мероприятия Цинь Шихуана, которые были направлены на ликвидацию последствий экономической и политической раздробленности. Полтора десятилетия существования империи Цинь-это целая великая эпоха в истории Китая. Ведь именно в это время было создано такое великое централизованное деспотическое государство, которое, в свою очередь, являлось прообразом следующих китайских империй средневековья и древности.
Именно так выглядела китайская армия в эпоху династии Цинь.

Захват территорий других государств, объединение их в одну огромную централизованную империю, значит для истории Китая очень много. Цинь Шихуан, навсегда вошёл в историю этой страны с именем Император-легенда. Таким образом, большие преимущества, которыми обладало царство Цинь, с одной стороны, и сложившиеся внутри страны условия для объединения - с другой, дали возможность Цинь покончить с феодальной раздробленностью, существовавшей в течение 800 лет, и создать абсолютистское феодальное государство с централизованной властью.

 


Рис. 6. Каменное войско императора Ши-Хуфнди Изображение взято с сайта:
https://www.tourblogger.ru/articles/tsin-shikhuan- di-imperator-legenda.html


1.4. Реформы Цинь Шихуана.


При Первом императоре, территория страны была разделена на тридцать шесть крупных административных единиц, получивших в свою очередь название «цзюнь» (т. е. округ). Таким образом, границы округов были разделены и проведены так, что они не совпадали с естественно-географическими рубежами и границами других прежних царств. Каждый цзюнь состоял из уездов (сянь), которые делились на сян (волости), включавшие в себя некоторые ли (общин). Возглавляли округа начальники (цзюнь шоу), которые назначались непосредственно императором. Все крестьяне империи получили наделы земли. При начальнике цзюня существовали окружные управления, в которые входили чиновники, подчиненные центральными ведомствами. Вторым лицом после цзюнь шоу в округе был цзюнь вэй, который командовал всеми войсками, находящиеся на территории округа. Он получал такое же жалование, что и у начальника округа. Начальник округа мог назначать начальников уездов и их заместителей. В период правления Цинь Шихуан-ди в стране были развернуты большие строительные работы: строились почтовые тракты, создавались оросительные системы, возводились оборонительные сооружения. Административная власть (ли)принадлежала выборным старейшинам (саньлао или же фулао). Следовательно, на таком уровне административной системы в империи Цинь продолжало существование общинное самоуправление. Полновластным наследственным правителем империи был только император.

Только император имел право называть себя «Мы» и докладывать о своей воле в высочайших рескриптах (чжао). Помощниками императора в таких делах были два его советника или министра (чэнсян), которые были обязаны непосредственно отвечать за проведение и осуществление в жизнь всех императорских указов и законов. Советникам подчинялись все центральные ведомства. Во главе военного ведомства стоял командующий всеми армиями империи (тайвэй). Как раз ему подчинялись начальники окружных военных ведомств. Во главе же судебного ведомства стоял тинвэй, в задачи и функции которого входило наблюдение за выполнением уголовных законов. Чжисунэйши был начальником финансового ведомства и т. д. Особенно важным звеном в системе центральных органов управления было ведомство, которое возглавлял юйши дафу. Чиновники именно этого ведомства ведали хранением государственного архива, а также осуществляли инспектирование округов. Благодаря такой деятельности, император мог отслеживать за тем, насколько добросовестно представители местных органов власти выполняют свои обязанности перед государством. Так, одновременно с реформой государственного устройства Цинь Шихуан осуществил ещё некоторые другие мероприятия по укреплению империи. К этому числу относится введение единого законодательства. В основе уголовного законодательства времени династии Цинь лежала система поручительства. В наиболее большем виде она впервые была осуществлена ещё Шан Яном.

Но в Циньской империи обязанности поручительства возлагались не на десятки, и на пятки, а на семью и её членов. При Цинь Шихуане система поручительства распространялась только на простолюдинов. А что касалось наказаний за преступления, то положения и указы о них в большей степени были заимствованы из законов Шан Яна и, конечно, отличались крайней жестокостью. Здесь применялись различные виды смертной казни, такие как разрубание пополам, четвертование, удушение, обезглавливание, варка в котле, закапывание живьём, пробивание темени. Например, за кражу лошади, полагалась смертная казнь. Помимо этого также практиковались и более легкие наказания-вырезание коленных чашечек, кастрация, битье по пяткам, сослать на каторжные работы. В первый же год своего правления Цинь Шихуан осуществил унификацию мер и весов, монеты, а также письменности. Введение единой системы мер и весов было просто необходимо для установления налогового обложения населения. Такой же цели придерживалась и денежная реформа Цинь Шихуана, в результате которой из использования были изъяты все монеты нециньских образцов и чеканки. Эти мероприятия императора окончательно сломали преграды, препятствовавшие налаживанию постоянных экономических связей между отдельными частями и районами страны.

Развитие китайского иероглифа было узаконено, что сыграло важную роль в развитии культуры. В 213 г. до н. э. по приказу Цинь Шихуана были сожжены все древние книги, а в 212 г. до н. э. казнили 460 наиболее активных идеологических противников императора из среды конфуцианцев. В это время, в лесостепной зоне на территории современной Монголии происходит расселение племен кочевников, которых древние китайцы называли сюнну. Основной деятельностью этих племен являлось скотоводство –разведение лошадей, крупного рогатого скота, верблюдов и овец. В поисках пастбищ для скота они кочевали по степи и охотились на пушного зверя. Сюнну вообще не было известно, что такое земледелие. Они питались в основном мясом, молоком, а одевались в войлок и шкуры. Так, к третьему веку до нашей эры сюнну становятся хозяевами степей в таких районах, как Ордос и Иньшань. Завершив все внутренние реформы, император приступает к военным действиям против сюнну. В 215 г. до н. э. 300-тысячная армия нападает на сюнну в Ордосе и одерживает важную победу. Через год циньской армии удается всё-таки укрепиться на северном берегу Хуанхэ.

Результатом походов стало восстановление прежней границы вдоль старой стены. Как раз после этого Цинь Шихуан принимает решение о строении Великой китайской стены для того, чтобы обезопасить границы империи от нападений всех кочевых племен. Еще в конце IV в. до н. э. для защиты от набегов гуннов княжества Инь, Чжоу и Цинь начали строить большую оградительную стену. Остатки этой стены не сохранились. В 214 г. до н. э. китайцы начали строительство стены Бянь-чен («пограничной стены»). Великая китайская стена начинается у старой китайской крепости-таможни Шаньхайгуань и идет в направлении на запад, по горным хребтам, по берегам рек и заканчивается у крепости Дзяюйгуань, у хребта Рихгофен. Великая стена представляет собой земляной вал, укрепленный или облицованный камнем и кирпичами. Через неравные промежутки на стене возведены четырехугольные двухэтажные сторожевые башни с внутренними лестницами. Постройка Великой стены говорит о высоком уровне военно-инженерного дела в древнем Китае. При империи Цинь строились и стратегические дороги, а также сооружали водную магистраль -Великий канал. Много лет спустя, путешествуя по эти местам, Сыма Цянь побывал на Великой стене. Его очень поразили масштабы работ, осуществленных руками подневольного люда. В памяти народа строительство этой Великой стены осталось как воспоминание о страшной трагедии. Одновременно были снесены внутри страны стены между прежними царствами. Цинь Шихуанди предпринял завоевания в Южном Китае и Северо-Восточном Вьетнаме, ценой огромных потерь его армиям удалось добиться подчинения древне вьетнамских государств Намвьет и Аулак. Под властью империи Цинь оказалась огромная территория, охватывавшая разные по этническому составу, хозяйственным занятиям и уровню общественного развития регионы, что не могло не сказаться на результатах крутых мероприятий Цинь Шихуанди, не учитывавших эти различия, и на самой судьбе его династии. После успешного завершения операций против такого кочевого племени, как сюнну, Первый император приходит к решению начать масштабный завоевательный поход против племен юэ, которые населяли прибрежные районы современного Гуандуна. Война, начавшаяся в 214 г. до н. э. потребовала колоссального и мощного напряжения сил и ресурсов целой империи. Начало завоевательных походов принесло поражение циньским войскам. Циньские солдаты очень плохо ориентировались в тропическом лесу, страдали от лихорадки и прочих болезней, в то время как местные жители беспрерывно на них нападали, таким образом циньские воины не снимали своих доспехов и не ослабляли тетиву арбалетов в течение трех лет это й жестокой и кровопролитной войны.

Император Цинь Шихуан вынужден был объявить дополнительную мобилизацию. Только ценой огромных усилий циньская армия завоевателей всё-таки совершила переход через горные хребты, отделяющие среднее течение Янцзы от Гуандуна и спустя некоторое время смогла захватить территорию существовавших там государственных образований племен юэ-Наньюэ (Намвьет) и Оуло (Аулак). На их землях было решено создать новые округа-Наньхай, Гуйян и Сян. Однако присоединение данной территории к такой империи, как Цинь было всего лишь номенальным.

 

Рис. 7. «Империя Цинь (конец III в. до н.э.)» Изображение взято с сайта:

[https://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000017/map15.shtml]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: