Декоративные элементы в китайском зодчестве.




 

 

Наиболее древние постройки, как правило, отличались простотой объемов, преобладанием конструктивных форм над декорацией. Китайцы умели ценить красоту конструкции и не старались маскировать её орнаментом или скульптурными украшениями.

Все декоративные элементы несли определенную смысловую нагрузку: стрекоза – «возрождение», цветок – «чистота и невинность», черепаха – «долголетие», обезьяна – «слух, зрение, обоняние». Изображение того или иного животного или растения носило характер благопожелания обитателям дома и его гостям. Символы феникса, тигра, дракона и черепахи, например, обозначали четыре стороны горизонта[6, с. 374 ].

Летящий или танцующий журавль – знак счастья и удачи. Следует отметить, что культ сил природы и отдельных животных процветал в Китае во все времена. Здесь даже существовали особые министерства и ведомства огня, грот, вод, времени, «пяти священных гор» и т.п. Особым уважением пользовались божества Солнца и Луны, духи пяти планет, Полярной звезды. Китайскими «божествами вод» считались драконы Лун-ваны. Они отвечали за водный режим страны, за засухи и наводнения.

Кроме дракона, китайцы почитали тигра, феникса, черепаху, лису. Изображения этих животных украшают многие китайские дворцы и храмы. Скульптурами слонов, верблюдов, львов оснащались погребальные комплексы, «дороги процессий», «дороги духов».

Китайский, японский, монгольский орнамент поражает неисчерпаемой фантазией народных умельцев. Здесь широко представлены природные сюжеты – цветы и листья, звери и птицы, облака и люди, драконы самых различных типов (змееобразные, в виде крылатых ящериц, ископаемых рептилий). Особым спросом пользовались фигуры животных для украшения несущих и ограждающих конструкций. Очень часто для оформления входа в здание использовали фигуры сидящих львов – символы могущества императорской власти. Бронзовые и мраморные львы украшали несущие элементы мостов, крыш, теневых навесов. Функцию опор выполняли также скульптуры хвостатых черепах биси. Согласно китайской мифологии, гигантская биси держит на себе вселенную. Однако наибольшим спросом у китайских зодчих и ваятелей пользовался Дракон. Его изображения украшают колонны, стены, парадные лестницы и т. д.

О высоком мастерстве зодчих и скульпторов этого времени свидетельствуют также сохранившиеся в различных областях Китая каменные столбы-пилоны, сооружавшиеся у входа в погребение. Они различного художественного достоинства, но всегда отражают строгий стиль архитектуры периода Хань. Наиболее распространенные столбы имеют прямоугольное сечение и стоят на монолитном цоколе с архитектурными деталями в виде бога-то орнаментированных фризов и крыш.

Высота столбов-пилонов обычно достигает 4,5-5,5 м. Характерным образцом подобного типа сооружений может служить пилон, сооруженный перед погребальным холмом Шэнь в Сычуани (II в. н. э.). Квадратный в сечении, он украшен с четырех сторон изображениями символических животных – птицы, тигра, дракона и черепахи, олицетворяющих четыре стороны света. Изображения высечены в невысоком рельефе и отличаются выразительностью и четкостью контуров. По углам слегка выступающий фриз украшен скульптурами демонических чудовищ, которые поддерживают своими плечами карниз. Остальная декорация фриза имеет ярко выраженный архитектурный характер: здесь видны концы и перекладины выступающих балок, которые, как это типично для каменной архитектуры, имитируют сложные деревянные конструкции. Второй, узкий фриз (расположенный выше) декорирован сценами охоты, выполненными в низком рельефе. Над фризами расположен массивный, расширяющийся кверху венчающий карниз с крупными скульптурными фигурами охотников, скачущих на сернах и стреляющих из луков, и другими мифологическими персонажами. Завершением пилона служит выступающая крыша. В этом погребальном сооружении блестяще решено соединение архитектурных и скульптурных элементов. Пилон может служить образцом ранней архитектуры Китая и дает представление о монументальности стиля периода Хань [12, с. 67-69 ]. Строгость и ясное членение архитектурной композиции пилона создают общее впечатление силы и тектоничности, свойственным ранним памятникам Китая.

Таким образом, деятельность китайского зодчего направлялась и подчинялась силам природы: «О, великий человек! Его свойства сливаются с небом и землей, ясность его составляет одно целое с Солнцем и Луной, его путь – с временами года, его радости и горе – с добрыми и злыми духами...».

Культура Китая оказала огромное влияние на искусство соседних народов, населяющих территорию Монголии, Манчжурии, Тибета, Индокитая, Кореи и особенно Японии.

Заключение

История архитектурного строительства Китая ведётся с V тысячелетия до нашей эры. Помимо излюбленного дерева, китайские мастера использовали глину, фарфор и даже железо. Вначале дома представляли собой простые сооружения круглого или квадратного типа, которые чуть углубляли в землю для прочности и устойчивости. В любом поселении имелось специальное здание, являющиеся неким храмом и уже в то время начали зарождаться основные принципы жилищного строительства.

Постепенно наращивая и преумножая опыт в архитектурных постройках, в III веке до нашей эры создаётся первые в то время предписания о городском устройстве, в котором довольно чётко прописывались размеры наиболее важных строений и улиц. Многие историки схожи во мнении, что именно это время древнекитайской архитектуры можно отнести к наивысшему развитию. Во многом это связано с приказом Цинь Шихуанди о начале строительства Великой китайской стены. Архитектура Китая

Спустя многие века, к X веку нашей эры отчётливо прослеживается тенденция к приданию форм городских зданий изысканности, что влечёт за собой пересмотр основных целей построек - функциональности, в сторону изящности. Но основной принцип строительства - фэн шуй - остался неизменным. По его канонам возводились целые города, в которых все здания должны "смотреть" на юг, а высота строения должна зависеть непосредственно от его назначения и социального ранга хозяина. Например, дома большинства жителей, являющихся простыми рабочими, почти никогда не превышала 1 этажа. Важная особенность, отличающая архитектуру Китая от многих других - изогнутость крыш. Китайцы считали, что благодаря этому они защищены от злых духов. Но, помимо этого, данная "хитрость" несла в себе и прикладное значение. Дело в том, что все крыши крепились с помощью стоечно-балочной системы, от чего крыша являлась достаточно тяжёлой. Именно сильно изогнутая форма способствовала существенному уменьшению давления крыши на стены дома.

Большинство построек, даже дома простых рабочих, украшены искусной резьбой, что придавало неповторимый общий вид всему городу, и чем так восхищаются многочисленные туристы. История архитектуры Китая хранит в себе ещё много тайн и загадок, но даже в наше время она не утратила своей популярности и здания до сих пор продолжают возводить по древним правилам и канонам.

Можно утверждать, что именно культурное наследие предстает как главный способ существования культуры, который остается после человека для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Мир Древнего Китая удивителен. Живописные рельефы, замысловатая конструкция гробниц и жилых сооружений, разнообразие используемых в зодчестве и быту материалов, многогранная мифология и философия – все это представляет собой огромную антропологическую, археологическую, эстетическую, этнографическую, историческую, научную и художественную ценность.

Культурное наследие Древнего Китая обладает для общества вневременной ценностью, так как к нему относятся результаты давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи. Значимость его изучения в том, что в нем сохраняется не то, что на том или ином этапе было создано в культуре общества, включая и то, что на время было отвергнуто и не привилось, но позднее может вновь найти свое место в обществе. В каждой культуре существует некое динамическое соотношение традиционности, благодаря которой поддерживается стабильность и инноваций или заимствований, через которое общество изменяется. Развитие культуры состоит в постоянном переходе от прошлого к настоящему и будущему.

В настоящем времени видится необходимость охраны и активного освоения объектов культурного наследия Древнего Китая. Ценности и смыслы, воплощенные в памятники прошлого, несомненно, становятся важнейшим фактором новой культуры. При этом они не только должны сохраняться, но и воспроизводиться вновь и вновь раскрывая свой смысл для новых поколений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: