1. Рабочая программа рассчитана на 32 часа.
Срок реализации программы 1 год.
2. Реализация данной программы предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся:
а) Психологические особенности:
- ограниченные возможности здоровья обучающихся;
- нарушение поведения в коллективе;
- невоспитанность, эмоциональная неуравновешенность;
- завышенная или заниженная неадекватная самооценка;
- агрессия в поведении;
- отсутствие навыков коммуникативных способностей.
б) Мотивация и профессиональная направленность обучающихся.
При изучении данной дисциплины учитывается региональный характер работ и обучаемый контингент. Дисциплина изучается в форме лекционных и практических занятий. Основной формой текущего контроля является устный и фронтальный опрос, тестирование, карточки-задания. По окончании освоения программы на втором курсе проводится итоговая контрольная работа на которую отводится 2 часа.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый, исследования.
Способы, средства проверки и оценка результатов: устный опрос, устные сообщения, тесты, работа по карточкам, рефераты.
Перспективно-тематический план ОП. 06. Экономика отрасли и предприятия
Преподаватель Карташова Галина Витальевна
Курс – 32 часа.
№ п/п | Тема урока | Основные понятия | Уровень усвоения | Обучающийся должен знать | Обучающийся должен уметь | Межпредметные связи | Формы контроля |
Тема 1. Введение в экономику отрасли и предприятия (1 час) | |||||||
Введение | Предприятие, экономика, собственность | Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. | Перечислить виды собственности, отличать один вид собственности от другого. | Право | Беседа, устный опрос. | ||
Основы рыночной экономики (11часов) | |||||||
Принципы рыночной экономики | Экономика, экономические потребности, экономические блага, экономические ресурсы, производственные возможности, предпринимательство. | Экономические потребности общества Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство Ограниченность экономических ресурсов- главная проблема экономики. Границы производственных возможностей | Перечислить потребности человека, назвать главную проблему экономики, перечислить факторы производства. | Право | Устный опрос, беседа. | ||
Изучение экономического продукта, благ, услуг | Экономический продукт, эк. благо, товар и услуга | Понятия блага, экономического продукта, товара и услуги. | Отличать товар от услуги, | Право | Устный опрос. | ||
Содержание экономических ресурсов | Экономические ресурсы | Состав экономических ресурсов. | Перечислить состав экономических ресурсов. | Право, математика | Устный опрос. | ||
Факторы производства и факторные доходы | Земля, труд, капитал, предпринимательство. | Состав факторов производства. | Перечислить факторы производства. | Право | Устный опрос. | ||
6-7 | Факторы производства и факторные доходы | Факторы производства, заработная плата, прибыль, рентабельность, рента, земельная рента | Понятие заработной платы. Формы оплаты труда., поощрительные системы оплаты труда. Понятие прибыли. Структуру прибыли. Рентабельность. Понятие ренты. | Назвать основные теории происхождения процента, формы оплаты труда, назвать формы оплаты труда | Математика. | Устный опрос, работа по карточкам. | |
Расчет прибыли и рентабельности продукции. | Прибыль, рентабельность. | Понятие прибыли и рентабельности, способы их расчета. | Считать прибыль и рентабельность. | Математика. | Письменная работа | ||
Формулировка выводов к расчетам | Прибыль, рентабельность | Понятие прибыли и рентабельности, способы их расчета. | Формулировать выводы к расчетам | Математика | Устный опрос. | ||
Собственность. Конкуренция | Конкуренция | Понятие собственности и конкуренции. Понятие конкуренции и ее виды, классификацию товаров. | Перечислить виды собственности и конкуренции Различать виды конкуренции | Право | Устный опрос. | ||
Организационно-правовые формы предприятий | Организационно-правовая форма предприятия | Состав организационно-правовых форм предприятий | Перечислить типы предприятий по организационно-правовым формам. . | право | Устный опрос. | ||
Применение законодательных актов для обработки учредительных документов. | Учредительные документы | Состав учредительных документов, преимущества и недостатки различных организационно-правовые форм. | Определять преимущества и недостатки различных организационно-правовые форм | Право | Беседа, устный опрос, письменная работа | ||
Регулирование трудовых отношений (4 часа) | |||||||
Нормативно –правовые акты, регулирующие трудовые отношения | Конституция, трудовой кодекс, трудовой и коллективный договор | Сущность законодательства | Перечислить нормативно- правовые акты, регулирующие трудовые отношения | Право | Устный опрос. | ||
Ознакомление с нормативно-правовыми документами | Конституция, трудовой кодекс трудовой и коллективный договор | Состав документов, регламентирующих трудовые отношения. | Перечислить нормативно- правовые акты, регулирующие трудовые отношения | Право | Устный опрос. | ||
Труд и заработная плата (14 часов) | |||||||
Рынок труда. | Труд. | Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты | Формулировать проблему спроса на экономические ресурсы. | Право | Беседа | ||
Заработная плата и стимулирование труда | Заработная плата. | Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата | Отличать реальную заработную плату от номинальной. | Право | Устный опрос. | ||
Формы оплаты труда | Оплата труда. | Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. | Перечислить формы оплаты труда. | Право | Устный опрос. | ||
Величина спроса и предложения на рабочую силу | Спрос и предложение на рабочую силу. | Понятие спроса и предложения на рабочую силу. | Рассчитать величину спроса и предложения на рабочую силу. | Математика | Работа по карточкам | ||
Безработица. | Безработица. Уровень безработицы. | Виды безработицы. | Перечислить виды безработицы. Различать виды безработицы. | Право. | Устный опрос, работа по карточкам. | ||
Политика государства в области занятости. Профсоюзы | Занятость. Профсоюз. | Суть политики государства в области занятости населения. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. | Назвать модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов | Право. | Устный опрос. | ||
Уровень безработицы | Безработица. | Формулу для расчета уровня безработицы | Считать уровень безработицы. | Математика | Беседа. | ||
Правовая основа профсоюзов | Профсоюз. | Закон о профсоюзах. | Назвать основные положения закона о профсоюзах. | Право | Устный опрос. | ||
Денежная и натуральная оплаты труда. Формирование оплаты труда как цены рабочей силы. | Оплата труда. Формы и системы оплаты труда. | Денежную и натуральную оплаты труда. Формирование оплаты труда как цены рабочей силы. Формы и системы оплаты труда, бестарифная система оплаты труда. Порядок начисления заработной платы. Мотивация труда. | Отличать денежную оплату труда от натуральной. | Право, математика. | Устный опрос. | ||
Выбор систем оплаты труда, расценки и тарифной ставки | Тариф. Система оплаты труда. | Денежную и натуральную оплаты труда. Формирование оплаты труда как цены рабочей силы. Формы и системы оплаты труда, бестарифная система оплаты труда. | Выбирать систему оплаты труда. | Математика, право. | Письменная работа. | ||
Практическое занятие. Начисление заработной платы | Заработная плата. | Порядок начисления заработной платы | Уметь начислять заработную плату. | Математика. | Письменная работа. | ||
Деловая игра «Развитие Красноярского края 2030» | Отрасль, предприятие, трудовые ресурсы, прибыль | Понятие отрасли,, ресурсов, производства | Делать выбор в пользу той или иной отрасли., распоряжаться финансовыми ресурсами | Экспертное наблюдение | |||
31-32 | Дифференцированный зачет | Тестирование | |||||
ИТОГО: 32 часа за 2 курс | |||||||
ВСЕГО: 32 часа за 2 года обучения |
Содержание учебной дисциплины