ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ НА ТЕМУ:
«Профессиональные деформации, деструкции и стрессы в педагогической деятельности: профилактика, коррекция»
ВЫПОЛНИЛ А:
СТУДЕНТКА 3-ГО КУРСА, ГРУППЫ16-51
БРЕХУНЦОВА АНТОНИНА ИГОРЕВНА
ПРОВЕРИЛА:
ДОЦЕНТ, КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
ИГНАТЕНКО МАРИНА СТЕПАНОВНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой - изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т. е. нарушающие целостность личности, снимающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деструкции или деформации.
На кого ориентирована данная программа?
Педагоги-психологи.
На решение каких задач нацелена данная программа?
Развитие профессионально важных качеств, таких как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям, родителям, коллегам, профилактика профессионального выгорания.
Принципы комплектования группы:
- Добровольность. Члены группы должны быть заинтересованы в собственном изменении. Принудительно можно заставить посещать группу, но не обучаться в ней, добиваясь личностных изменений.
- Информированность участников. С участниками проводится предварительная беседа о том, что такое групповые занятия, каковы их цели, какие могут быть получены результаты.
Занятие проводится в 2 этапа:
- Лекционная часть - ознакомление с темой.
- Проведение тренинга.
Оборудование, которое вам понадобится. Это обязательно блокнот и ручка, чтобы делать себе заметки на будущее. Также понадобятся 2 любых предмета, столы и стулья.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ – МИКРОДИЗАЙН ТРЕНИНГА
№ п.п. | Тема занятия | Задачи занятия | Кол-во мин |
I Блок | Лекция «Профессиональные деформации, деструкции и стрессы в педагогической деятельности» | Объяснить слушателям тему тренинга | |
II Блок | Проведение тренинга | Профилактика профессионального выгорания | 1 час 35 мин. |
Упражнение- разогрев «Счет глазами» | Включение в работу, тренировка внимания, снятие накопившегося напряжения, сплочение, создание ощущения доверия и принятия в группе. | ||
Упражнение «Вездеход» | Создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, помочь участникам в том, чтобы лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении. | ||
Упражнение №3 «Пчелы и змеи» | Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию, повысить групповую сплоченность, улучшить эмоциональное состояние. | ||
«Идеальная модель» | Развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям, родителям, коллегам. | ||
«Ха-ха, хо-хо» | Избавиться от излишка энергии, выражающейся в тревоге и страхе. | ||
«Гром аплодисментов» | Развитие позитивных установок. | ||
Игра «Ускоренные движения» | Снятие усталости и напряжения, поддержка положительного эмоционального фона. | ||
Релаксационное упражнение «Путешествие» | Эмоциональный отдых, осознание своих проблем и их решение, получение положительных эмоций. |
Общее количество часов: 1 час 45 мин.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ – МАКРОДИЗАЙН ТРЕНИНГА
I БЛОК – Проведение небольшой лекции на тему «Профессиональные деформации, деструкции и стрессы в педагогической деятельности».
Профессиональная деформация личности означает изменения личностных черт, которые происходят во время выполнения профессиональных обязанностей и проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения и физическом образе. Профессиональная деятельность и индивидуальные качества изменяют уровень проявления профессионально значимых свойств, и это оказывает негативное влияние на качество деятельности. Специфика профессиональной деятельности, в свою очередь, может при определенных условиях, оказывать негативные воздействия на психологическую структуру личности, деформируя её. Есть собственные стрессоры и травматические факторы каждой профессии, профессиональная деформация имеет самые высокие воздействия на личность в профессиях, в которых работа связана с людьми — менеджеры по персоналу, медицинские работники, педагоги, психологи, социальные работники и т. д.
Профессиональная деформация выражается в изменении отношения к другим людям — учителя становятся более авторитарными, психологи, как правило, начинают манипулировать людьми и так далее. Есть виды профессиональной деформации, которые могут быть опасны для вашего здоровья, и вы должны лучше познакомиться с ними и быть готовы справиться с этой «производственной травмой». Профессиональная деформация педагога практически всегда сопровождается синдромом эмоционального выгорания.
К профессиональным деформациям могут приводить следующие факторы:
· высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности;
· боязнь ошибок и неудач;
· перегрузки, частое возникновение непредвиденных ситуаций;
· увеличение объема информации, которую необходимо усваивать;
· трудности в семье, вызванные профессиональной деятельностью (дополнительные занятия во внерабочее время, проверка работ дома, и т. д.);
· сужение профессиональных интересов до узкой области специализации;
· аддикция (навязчивая потребность в работе);
· высокий темп жизни;
· необходимость регулярных подработок;
· постоянное стремление к конкуренции;
· дефицит времени, участие в разнообразных видах общественной деятельности;
· неспособность к релаксации.
Деструкция – негативное изменение в профессионализме и личности педагога,
которые снижают эффективность его работы.
Стресс. В последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Это обусловлено тем, что профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Негативно сказываясь как на конкретных людях - их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность деятельности работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.
Давайте рассмотрим некоторые средства профилактики и коррекции профессиональной деформации и снижения стресса у преподавателей.