I БЛОК – Проведение небольшой лекции на тему «Профессиональные деформации, деструкции и стрессы в педагогической деятельности».




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ НА ТЕМУ:

«Профессиональные деформации, деструкции и стрессы в педагогической деятельности: профилактика, коррекция»

 

 

ВЫПОЛНИЛ А:

СТУДЕНТКА 3-ГО КУРСА, ГРУППЫ16-51

БРЕХУНЦОВА АНТОНИНА ИГОРЕВНА

ПРОВЕРИЛА:

ДОЦЕНТ, КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

ИГНАТЕНКО МАРИНА СТЕПАНОВНА

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность программы.

Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой - изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т. е. нарушающие целостность личности, снимающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деструкции или деформации.

 

На кого ориентирована данная программа?

Педагоги-психологи.

 

На решение каких задач нацелена данная программа?

Развитие профессионально важных качеств, таких как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям, родителям, коллегам, профилактика профессионального выгорания.

Принципы комплектования группы:

- Добровольность. Члены группы должны быть заинтересованы в собственном изменении. Принудительно можно заставить посещать группу, но не обучаться в ней, добиваясь личностных изменений.

- Информированность участников. С участниками проводится предварительная беседа о том, что такое групповые занятия, каковы их цели, какие могут быть получены результаты.

 

Занятие проводится в 2 этапа:

  1. Лекционная часть - ознакомление с темой.
  2. Проведение тренинга.

 

Оборудование, которое вам понадобится. Это обязательно блокнот и ручка, чтобы делать себе заметки на будущее. Также понадобятся 2 любых предмета, столы и стулья.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ – МИКРОДИЗАЙН ТРЕНИНГА

№ п.п. Тема занятия Задачи занятия Кол-во мин
I Блок Лекция «Профессиональные деформации, деструкции и стрессы в педагогической деятельности» Объяснить слушателям тему тренинга  
II Блок Проведение тренинга Профилактика профессионального выгорания 1 час 35 мин.
  Упражнение- разогрев «Счет глазами» Включение в работу, тренировка внимания, снятие накопившегося напряжения, сплочение, создание ощущения доверия и принятия в группе.  
  Упражнение «Вездеход» Создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, помочь участникам в том, чтобы лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.  
  Упражнение №3 «Пчелы и змеи» Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию, повысить групповую сплоченность, улучшить эмоциональное состояние.  
  «Идеальная модель» Развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям, родителям, коллегам.  
  «Ха-ха, хо-хо» Избавиться от излишка энергии, выражающейся в тревоге и страхе.  
  «Гром аплодисментов» Развитие позитивных установок.  
  Игра «Ускоренные движения» Снятие усталости и напряжения, поддержка положительного эмоционального фона.  
  Релаксационное упражнение «Путешествие» Эмоциональный отдых, осознание своих проблем и их решение, получение положительных эмоций.  

Общее количество часов: 1 час 45 мин.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ – МАКРОДИЗАЙН ТРЕНИНГА

I БЛОК – Проведение небольшой лекции на тему «Профессиональные деформации, деструкции и стрессы в педагогической деятельности».

Профессиональная деформация личности означает изменения личностных черт, которые происходят во время выполнения профессиональных обязанностей и проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения и физическом образе. Профессиональная деятельность и индивидуальные качества изменяют уровень проявления профессионально значимых свойств, и это оказывает негативное влияние на качество деятельности. Специфика профессиональной деятельности, в свою очередь, может при определенных условиях, оказывать негативные воздействия на психологическую структуру личности, деформируя её. Есть собственные стрессоры и травматические факторы каждой профессии, профессиональная деформация имеет самые высокие воздействия на личность в профессиях, в которых работа связана с людьми — менеджеры по персоналу, медицинские работники, педагоги, психологи, социальные работники и т. д.

 

Профессиональная деформация выражается в изменении отношения к другим людям — учителя становятся более авторитарными, психологи, как правило, начинают манипулировать людьми и так далее. Есть виды профессиональной деформации, которые могут быть опасны для вашего здоровья, и вы должны лучше познакомиться с ними и быть готовы справиться с этой «производственной травмой». Профессиональная деформация педагога практически всегда сопровождается синдромом эмоционального выгорания.

 

К профессиональным деформациям могут приводить следующие факторы:

· высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности;

· боязнь ошибок и неудач;

· перегрузки, частое возникновение непредвиденных ситуаций;

· увеличение объема информации, которую необходимо усваивать;

· трудности в семье, вызванные профессиональной деятельностью (дополнительные занятия во внерабочее время, проверка работ дома, и т. д.);

· сужение профессиональных интересов до узкой области специализации;

· аддикция (навязчивая потребность в работе);

· высокий темп жизни;

· необходимость регулярных подработок;

· постоянное стремление к конкуренции;

· дефицит времени, участие в разнообразных видах общественной деятельности;

· неспособность к релаксации.

 

Деструкция – негативное изменение в профессионализме и личности педагога,

которые снижают эффективность его работы.

 

Стресс. В последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Это обусловлено тем, что профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Негативно сказываясь как на конкретных людях - их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность деятельности работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.

 

Давайте рассмотрим некоторые средства профилактики и коррекции профессиональной деформации и снижения стресса у преподавателей.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: