ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА




I РАЗДЕЛ

– это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики:

изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;

диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;

изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;

личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;

нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

В этом подразделе представлены методики, с помощью которых мож­но определить уровень духовной культуры, проявляющийся в по­знавательной сфере, поскольку внутренний мир школьника наи­более полно представлен сферой его интересов. Диагностика инте­ресов проводится с помощью анкеты «Интересы и досуг» тест-анкеты «Кругозор школьника». Диагностирование проводит­ся на основе самооценки, самоопределения личности школьника. Эти методы рассчитаны в основном на подростков и старшекласс­ников (7 - 11 классы).

Диагностика сферы интересов школьников представлена так­же методиками, цель которых - выявление познавательных инте­ресов и мотивов учения, отношения к учебной деятельности. При­меры - анкета «Мотивация учения и отношение школьников к процессу познания», анкета «Почему ты вообще учишься?», мето­дики выявления познавательных интересов, предметной направ­ленности «Составь расписание на неделю», «Любимые предметы». Познавательные интересы и мотивы учения трактуются в данных методиках не в узко-школьном значении достижения успехов в учёбе, а в смысле формирования отношения к познанию как каче­ства личности.

АНКЕТА "ИНТЕРЕСЫИ ДОСУГ»

Инструкция. В п.п. 1-3 и 5 школьникам предлагается выбрать ут­верждения (подчеркнув или отметив «галочкой»), В п.п. 4 и 6-14от­ветить на вопросы в открытой форме.

1. Я учусь потому, что:

- этого требуют мои родители;

- мне интересно;

- нужно для поступления в ВУЗ;

- потому что учиться необходимо;

- пригодится в жизни;

-другое.

2. Мне нравится учиться:

- всегда; - иногда; - никогда.

3. Я хожу в школу (выбери 2-3 утверждения):

- общаться с друзьями; - учиться; - там интересно;

- потому что весело; - люблю школу; - нравятся учителя;

- близко от дома.

4. Сколько времени у Вас занимают домашние задания?

5. Что мешает хорошо выполнять домашние задания? Выберите одну или несколько причин.

-лень; -телефон; -телевизор;

- друзья; - музыка; - усталость;

- неинтересность заданий; -оторванность предметов от жизни;

- запущенность материала; - всё равно не спросят;

- несправедливость в оценке знаний; - плохие учебники;

- слабое здоровье; - чтение художественной литературы.

6. Сколько времени в день (в среднем) уходит на просмотр телеви­зионных передач?

7. Сколько времени Вы гуляете?

8. Сколько времени Вы занимаетесь с родителями каким-нибудь совместным делом?

9. Что входит в круг Ваших обязанностей дома?

10. Есть ли у Вас дома любимый уголок?

11. Сколько времени уходит на чтение газет и журналов?

12. Сколько времени уходит на спортивные занятия?

13. Сколько времени уходит на прослушивание музыки?

14. Каким видом творчества Вы занимаетесь и сколько на это ухо­дит времени?

ТЕСТ-АНКЕТА "КРУГОЗОР ШКОЛЬНИКА»

Проводится с коллективом или активом учащихся как сред­ство для улучшения организации школьной жизни подростков и старшеклассников и в целях последующего анализа результатов на общем совете школы.

Текст методики:

1. Назови школьные предметы, которые кажутся тебе самыми ин­тересными (в порядке предпочтения):

а) …………………………… б) ……………………….

в) …………………………..

2. Назови самый полезный для тебя школьный предмет:

а)……………………………... б) ……………………..

в) …………………………….

3. Назови самый трудный для тебя школьный предмет:

а) ………………………… б) ……………………

в) ……………………………

4. Назови самые трудные школьные уроки (если такие есть):

1) …………………………… 2) ………………………..

5. Допиши незаконченные предложения:

Охотнее всего я встречаюсь в школе ……………………….

Меньше всего мне хотелось бы встречаться в школе с...................................

После уроков в школе я охотнее всего занимаюсь...........................................

Больше всего я интересуюсь …………………………………………………...

Мое любимое занятие дома ………………………………………………….

В школе мне интереснее всего ……………………………………..

Мне нравятся книги о.......................................................

Я люблю такую музыку, как..................................................

О современной музыке можно сказать........................................

Мне нравятся телепередачи........................................................

Я могу назвать такие интересные фильмы... ……………………….

По моему мнению, главными общественно-политическими со­бытиями последнего времени стали........

Своё свободное время я предпочитаю тратить....................................

Я мечтаю о такой профессии...……………………………………….

Закончив школу, я обязательно........................................................

6. Выдели среди названных и напиши те виды деятельности, ко­торым ты отдаёшь предпочтение:

учебная, трудовая, обще­ственная, спортивная, художественная, конструктивно-техническая, музыкальная, организаторская, игровая, туризм, ком­мерческая.

АНКЕТА "МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ И ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ПРОЦЕССУ ПОЗНАНИЯ»

Фамилии и инициалы учащихся на анкетах не ставятся. Ученики указывают лишь номера читаемых учителем вопросов и выбира­ют на них ответы.

Анализ количественных результатов анкеты начинается с воп­роса № 3 и проводится следующим образом: указывается номер вопроса, выписываются все позиции, названные или выбранные учащимися из приведённого перечня ответов, и подсчитывается, с какой частотой каждая из них встречалась в ответах школьников исследуемой группы.

1. Число, месяц и год анкетирования.

2. Школа и класс, в которых ты учишься.

3. В полную ли силу ты учишься?

а)да; б) не совсем в полную силу; в) не знаю;

г) прилагаю мало усилий, д) вообще нет желания учиться.

4. Что тебя побуждает учиться?

а) ответственность перед коллективом, б) желание принести пользу,

в) желание самоутвердиться, завоевать уважение, г) гордость за свои успехи в учёбе,

д) награда со стороны родителей. е) боязнь «отрицательных последствий»,

ж) нежелание огорчать родителей, з) привычка хорошо, добросовестно учиться,

и) просто интересно учиться, к) от этого зависит будущее,

л) от этого зависят зарплата, карьера, м) что ещё? (написать).

5. Что тебе мешает учиться лучше?


а) запущен материал,

б) трудно учиться,

в) мешает лень,

г) много задают,

д) не хватает времени,

е) не умею организовать свой день,

ж) не нравятся уроки (скучно),

з) слабые способности,

и) нет кружков (указать, каких именно),

к) отсутствие дополнительной литературы,

л) отсутствие помощи со стороны учителей, товарищей,

м) плохо учат,

н) что ещё? (написать).


6. Какие предметы тебя особенно привлекают?

7. Чем эти предметы значимы для тебя?


а) понадобятся в жизни,

б) понадобятся при получении профессии,

в) интересным общением,

г) учат логически мыслить,

д) расширяют кругозор,

е) повышают уровень общей культуры,

ж) просто интересны,

з) развивают творческие способности,

и) что ещё? (написать).

8. Устраивает ли тебя качество образования, даваемого школой?

а) устраивает полностью;

б) не совсем устраивает;

в) совсем не устраивает.


Примечание.

На вопросы № 3 и № 8 необходимо выбрать только один из предла­гаемых вариантов ответов.

На вопросы № 4, № 5 и № 7 учащиеся могут выбирать несколько вариантов ответов, но для удобства обработки целесообразно огра­ничить диапазон выбора: например, предложив выбрать не более 3-х вариантов ответов.

На вопрос № 6 предполагается ответ в открытой форме.

АНКЕТА «ПОЧЕМУ ТЫВООБЩЕ УЧИШЬСЯ?»

(5-7 классы)

Анкета преследует цель выявить отношение учащихся к учебной деятельности, доминирующий мотив учения: - внутренний (овладение новым знанием); -внешний:

а) положительный (успеха, достижения),

б) отрицательный (избегание неприятностей).

Инструкция. «На листе чистой бумаги проставьте цифры от 1 до 16. По мере прочтения мною возможных вариантов ответов на вопрос анкеты обводите кружком номера тех ответов, которые вы выбрали».

Текст методики:

Нравится узнавать новое, интересное.

Каждый обязан учиться.

Хочу стать грамотным, образованным.

Родители заставляют.

Хочу поступить в вуз, техникум.

Хочу быть умным И эрудированным.

Нравится общение с одноклассниками.

Чтобы похвалил учитель.

Добиться прочных и глубоких знаний.

Нравится получать хорошие отметки.

Очень нравится учиться.

Классный руководитель заставляет.

Чтобы товарищи со мной дружили.

Для расширения кругозора.

Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учёбу.

Почему ещё?

Обработка результатов. Подсчитать количество ответов, содер­жащих:

- внутренний мотив (ответы № 1,3,6,9,11,14);

- внешний положительный (№ 2, 5, 7,8,10,13);

- внешний отрицательный (№ 4, 12, 15).

Оптимальный случай соотношения полученных данных:

внутренний> внешний положительный > внешний отрицательный

Наихудший результат:

внешний отрицательный > внешний положительный > внутренний.

МЕТОДИКА «СОСТАВЬ РАСПИСАНИЕ НА НЕДЕЛЮ»

Инструкция. Учащимся предлагается включить в расписание лю­бое число уроков по различным предметам, предусмотренным и не пре­дусмотренным школьной программой, а также не включать в своё рас­писание уроки по не интересующим их предметам. Данная методика выявляет наличие или отсутствие широких познавательных мотивов.

Результаты обработки данных можно представить в виде следу­ющей таблицы:

№№ ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧАЩИХСЯ ПРЕДМЕТЫ (КОЛ-ВО ЧАСОВ) ВСЕГО ЧАСОВ ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ ПРЕДМЕТЫ
АЛГ. ГЕОМ. ЛИТ. ФИЗ-РА И ПР.
I Валова И. 8 1 6 3   32 алг.,.лит.
2 Смелкова А. 4 1 О 5   26 физ-ра,.алг.
3                
4                
...                

МЕТОДИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫВ СФЕРЕ НРАВСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Во втором подразделе собраны методики диагностики уровня духов­ной культуры, проявляющейся в сфере нравственной активности школьников - в степени эмоциональной эмпатии (переживания эмо­циональных состояний других людей на основе идентификации с ними), в ценностных ориентациях, в направленности личности (на себя или на других). В соответствии с этим предлагаются методики: экспресс-диагностика эмпатии, методика Рокича, методика «Сфера интересов», тест «Во имя кого?, методика «Направленность личнос­ти а также тест-карта «Портрет» (для подростков) и методика изуче­ния нравственных качеств личности, позволяющие определить уро­вень и характер нравственных представлений на основе самооценки.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ЭМПАТИИ

Вариант экспресс-диагностики И. М. Юсупова

Инструкция: Вам нужно оценить каждое из 36 утверждений и своё мнение отразить в таблице крестиком напротив номера соответству­ющего утверждения. Ни одно из утверждений пропускать нельзя. Если у вас нет своего мнения потому или иному утверждению, то ставьте крестик в графе «не знаю». Вы должны быть предельно от­кровенны перед собой, так как ответы не могут быть неправильны­ми. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверны ответы, которые первыми пришли в голову.

Текст методики:

1.Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из се­рии «Жизнь замечательных людей».

2.Взрослых детей раздражает забота старших.

3.Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4.Среди всех музыкальных передач предпочитаю «Современные ритмы».

5.Чрезмерную раздражительность и несправедливые упрёки боль­ного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6.Больному человеку можно помочь даже словом.

7.Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт меж­ду двумя лицами.

8.Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.

9.Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слёзы.

10.Раздражённое состояние моих родителей влияет на настроение.

11.Обычно я равнодушен к критике в свой адрес.

12.Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13.Я всегда всё родителям прощал, даже если они были неправы.

14.Если лошадь плохо тянет, её надо хлестать.

15.Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16.Родители относятся к своим детям справедливо.

17.Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18.Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19.Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, отклады­вая другие дела.

20.Фильмы и книги могут вызвать слёзы только у несерьезных людей.

21.Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22.В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.

23.Все люди необоснованно озлоблены.

24.Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25.При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

26.В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

27.Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28.Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29.Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30.Люди преувеличивают способность животных чувствовать на­строение хозяина.

31.Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен вы­ходить самостоятельно.

32.Если ребёнок плачет, на то есть свои причины.

33.Молодёжь всегда должна удовлетворять любые просьбы и чув­ства стариков.

34.Мне хочется разобраться, почему некоторые из моих знакомых иногда задумчивы.

35.Беспризорных домашних животных следует уничтожать.

36.Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные про­блемы, я перевожу разговор на другую тему.

ЛИСТ ОТВЕТОВ ОПРОСНИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ЭМПАТИИ

УТВЕРЖДЕ- НИЯ ОТВЕТЫ
НЕ ЗНАЮ НИКОГДА ИЛИ НЕТ ИНОГДА ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГДА ВСЕГДА ИЛИ ДА
1            
2            
36            

Обработку результатов следует начинать с определения достоверности данных.

Для этого необходимо подсчитать, сколько отве­тов дано на следующие номера утверждений опросника:

В графе «не знаю» в утверждениях № 2, 4, 16, 18, 33.

В графе «всегда или да», в утверждениях № 2, 7, 11,13, 16, 18,23.

В графе «всегда или да» ответы на следующие пары утвержде­ний: 7 и 17; 1О и 18; 17 и 31; 22 и 35; 34 и 36.

Например, если и в утверждении 7, и в утверждении 17 вы отме­тили ответ в графе «всегда или да» то зафиксируйте это совпадение, если же этого нет, то не обращайте внимания.

В графе «всегда или да», с одной стороны, и в графе «никогда или нет» - с другой, в следующих парах утверждений: №№ 3 и 36, 1 и 3,17 и 28. Например, если в утверждении 3 у вас имеется пометка «всегда или да», а в утверждении 36 пометка «никогда или нет», то зафикси­руйте это, если же совпадения нет, то не обращайте внимания.

Теперь просуммируйте по каждому пункту условий, а затем вы­ведите общую сумму по всем четырём пунктам.

Если общая сумма окажется 5 или более, то результат тестирова­ния будет недостоверным, при сумме, равной 4 – результат сомни­телен, если же сумма не более 3, то результат может быть признан достоверным. Недостоверный или сомнительный результат полу­чается в том случае, когда вы недостаточно честны по отношению к себе или несерьёзно относитесь к работе. Другая возможная причи­на - это некоторое нарушение психических функций либо соци­альный инфантилизм (неопытность).

Если вы прошли проверку на достоверность, то приступайте к определению и анализу результатов.

Каждому варианту ответов соответствует числовое значение:

«не знаю» - О «часто» - 3

«никогда или нет»- 1 «почти всегда» - 4

«иногда» - 2 «всегда или да» - 5.

Чтобы получить общий уровень эмпатии, просуммируйте отве­ты по каждой графе отдельно, а затем выведите общую сумму в со­ответствии с указанными баллами по таблице.

При этом следует руководствоваться следующими показателями:

82 - 90 баллов - очень высокий уровень эмпатии;

63 - 81 балл - высокий уровень эмпатии;

37 - 62 балла - средний уровень;

12 - 36 баллов - низкий уровень;

5 - I1 баллов - очень низкий уровень.

Далее определите уровни эмпатии по отдельным шкалам:

1 шкала - эмпатия с родителями, утверждения 10,13,16.

2 шкала - эмпатия с животными, утверждения 19,22,25.

3 шкала - эмпатия со стариками, утверждения 2, 5, 8.

4 шкала – эмпатия с детьми, утверждения 26, 29, 35.

5 шкала - эмпатия с героями художественных произведений, утверждения 9, 12,25.

6 шкала - эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми, утверждения 21,24,27.

Просуммируйте баллы по каждой из шкал. Здесь величины эмпатии следующие:

очень высокий уровень - 15 баллов;

высокий уровень - 13 - 14 баллов;

средний уровень - 5 - 12 баллов;

низкий уровень - 2 - 4 балла;

очень низкий - О - 1 балл.

Полученные результаты можно представить наглядно следующим образом. Начертите 6 линий длиной 15см, каждая линия символизи­рует одну из шкал. Отложите на каждой линии полученную величину эмпатии в сантиметрах и выделите этот участок другим цветом.

________________________________________________________________________________________

1. Эмпатия с родителями

_________________________________________________________________________________________________

2. Эмпатия с животными

_________________________________________________________________________________________________

3. Эмпатия со стариками

_________________________________________________________________________________________________

4. Эмпатия с детьми

_________________________________________________________________________________________________

5. Эмпатия с героями художественных произведений

_________________________________________________________________________________________________

6. Эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми

Очевидно, чем короче выделенные участки, тем ниже уровни со­ставляющих эмпатии. Неравномерность выделенных участков - сви­детельство неравномерного развития отдельных составляющих эмпа­тии. При интерпретации полученных данных необходимо учиты­вать характер человека и его жизненный путь.

МЕТОДИКА «НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ»

Методика подготовлена с.Ф. Спичак, А.г. Синицыным

Цель: определение личностной направленности учащихся.

Мето­дика позволяет выявить следующие направленности личности:

Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграж­дение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склон­ность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интро­вертированность.

Направленность на общение (О) - стремление при любых обстоя­тельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на со­вместную деятельность, но часто в ущерб выполнения конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в при­вязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении дело­вых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения обшей цели.

Инструкция: «На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначаемых буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот ответ, кото­рый более всего выражает ваше мнение. Над вопросами долго не думайте, выполняйте работу самостоятел ьно».

Текст методики:

1. Больше всего удовлетворения в жизни даёт:

А - оценка работы;

В - сознание того, что работа выполнена хорошо;

Б - сознание, что находитесь среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

В - тренером, который разрабатывает тактику игры;

А - известным игроком;

Б - выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А - имеют индивидуальный подход;

В - увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;

Б - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А - не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;

Б - вызывают у всех дух соперничества;

В- производят впечатление, что предмет, который они препода­ют, их не интересует.

5. Я рад, что мои друзья:

Б - помогают другим, когда для этого представляется случай

А - всегда верны и надёжны;

В - интеллигентны и у них широкие интересы.

6.Лучшимидрузьями считаю тех:

Б - с которыми хорошо складываются взаимные отношения

В - которые могут больше, чем я;

А - на которых можно надеяться.

7. Я хотел бы стать известным, как те:

В - кто добился жизненного успеха;

А- может сильно любить;

Б - отличается дружелюбием и доброжелательностью

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

В - научным работником;

Б - начальником отдела;

А – опытным лётчиком.

9. Когда я был ребёнком, я любил:

Б - игры с друзьями;

В - успехи в делах;

А - когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

В - встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;

Б - когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения

А - когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школ должна бы заключаться в:

В - подготовке учеников к работе по специальности

А - развитии индивидуальных способностей и самостоятельности

Б - воспитании в учениках качеств, благодаря которым они MOГли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

Б - недемократическая система

А - человек теряет индивидуальность в общей массе;

В - невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы исполь­зовал его:

Б - для общения с друзьями;

В - для любимых дел и самообразования;

А - для обеспечения отдыха.

14.Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

Б - работаю с симпатичными людьми;

В - у меня работа, которая меня удовлетворяет;

А - мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

А - другие ценят меня;

В - чувствую удовлетворение от выполненной работы;

Б - приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось бы, чтобы:

В - отметили дело, которое я выполнил;

А - похвалили меня за мою работу;

Б - сообщили о том, что меня выбрали в Совет школы

17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:

А - имел ко мне индивидуальный подход;

В - стимулировал меня на более интенсивный труд;

Б - вызвал дискуссию по разбираемым вопросам.

Обработка результатов: Подсчитать количество ответов с одина­ковыми буквенными обозначениями по всем вопросам и опреде­лить преобладающую направленность личности, исходя из того, что ответы с буквой:

А - обозначают направленность на собственную личность;

Б - на общение с другими людьми;

В - на деловую активность.

Методический комментарий: Методика предназначена в основ­ном для школьников 7-9 классов. Именно для этой возрастной категории наибольший интерес представляет выяснение направ­ленности личности на себя, на дело, или на общение. В работе с детьми это служит условием для развития их рефлексии и само­познания.

В младшем подростковом возрасте (5-6 классы) у школьников доминирует эгоцентрическая направленность, что необходимо учи­тывать при анализе полученных результатов. Это свойство подрост­ков зачастую вызвано просчётами в воспитательной работе в школе, неправильным обращением с ребёнком в семье или включением школьника в группы сверстников, имеющими негативную соци­альную направленность. Наиболее вероятными причинами разви­тия эгоцентрической направленности школьников могут быть: пере­хваливание детей в школе, их заласканность в семье, недостаток кон­тактов со сверстниками или неправильное распределение ролей в структурах межличностного взаимодействия. Такая негативная не­правильность, как правило, сопровождается плохо развитыми соuи­ально-перцептивными навыками и умениями и недостаточно сфор­мированным механизмом децентрации.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКАМИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

По З.И. Васильевой

Эта методика позволяет определить нравственные ценности свои и товарищей в учении и общении. Через неё удаётся увидеть разли­чия между учащимися в предпочтении и оценке нравственных ка­честв. Размышляя над вопросами, подростки составляют три нрав­ственные характеристики: на ученика, на товарища и на самого себя.

Инструкция. Учащимся - подросткам предлагается в процессе отве­та на конкретные вопросы ранжировать (т.е. оценить по степени значимости в I-ую, 2-ю,3-ю... в 9-ю очередь) ряд нравственных качеств. Вопросы предлагаются следующие:

1. Какие из перечисленных ниже качеств важны в учебной работе? (Ука­жите качества, наиболее важные в I-ую, 2-ю, 3-ю... в 9-юочередь).

Дисциплинированность

Трудолюбие

Ответственность

Общественная активность

Честность

Отзывчивость

Самостоятел ьность

Доброта

Стремление отстоять своё мнение

2. Как ты думаешь, какие из этих качеств ценят в тебе товарищи?

3. Какие из этих качеств ты ценишь у товарищей?

4. Какие из этих качеств тебе хотелось бы приобрести в ближайшее время?

Примечание. Методика может быть использована для различных ди­агностических целей. Для осознания школьником себя как ученика. При этом ранжирование качеств (в n.l) служит выявлению образа (как индивидуального так и группового) «примерного ученика», а ответ на вопрос п.2 дает возможность соотнести полученный образ с представлениями о себе. С целью определения своих пока ещё «сла­бых мест». То же самое ранжирование качеств соотносится с результа­тами самооценки (если попросить респондента проставить рядом с ка­чеством степень его выраженности у себя на настоящий момент - в процентах или в баллах, аналогично методике М. Рокича), и далее - с ответами на вопрос п.4. Выяснить, насколько популярен в группе об­раз «примерного ученика», насколько и в чём он расходится с образом «хорошего товарища». При этом ранжирование соотносится с ответом на вопрос п. 3.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫШКОЛЬНИКОВ

В этот подраздел помещены методики, с помощью которых мож­но определить уровень коммуникативной культуры, поскольку наиболее ярко уровень духовной культуры школьника проявля­ется в его поведении и общении. Для определения уровня комму­никативной культуры детей среднего и старшего школьного возраста предлагается использовать методики: КОС-I (для выяв­ления и оценки коммуникативных и организаторских склоннос­тей), социометрию, «Мишень», шкалу оценки коллективистичес­ких качеств личности, методику «Атмосфера в группе», анкету для изучения коммуникативных свойств школьника и методику Си­шора.

ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ (КАЧЕСТВ) ПО МЕТОДИКЕ КОС-1

Инструкция. Для выявления и оценки организаторских и комму­никативных качеств Вам нужно ответить на предложенные 40 воп­росов. Если вы даёте утвердительный ответ «да», то ставьте возле соответствующего номера вопроса «+», а если отвечаете «нет», ставьте «-».

После ответов на все вопросы перенесите знаки в дешифраторы и подсчитайте количество совпадений знаков со знаками дешиф­раторов.

Текст методики.

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённой Вам кем-то из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критичес­кой ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с раз­личными людьми?

6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших наме­рений, то легко ли Вы отступаете от своих намерений?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значи­тельно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими то­варищами различные игры или развлечения?

11. Трудно ли для Вас включаться в новые для вас компании?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за не­выполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побесе­довать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стес­нения, если приходится проявить инициативу, чтобы познако­миться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных мероприятиях?

26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затра­гивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознако­мых людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей пра­воты?

29. Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?

30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или ре­шение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую для вас компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприя­тий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой груп­пе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Пра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: