Ключ, обработка и интерпретация результатов.




Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от № 1 до № 10 (и аналогично от № 11 до № 20) это следующие шкалы:

 

(I) Ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.

(II) Ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.

(III) Ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.

(IV) Ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.

(V) Ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.

(VI) Ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.

(VII) Оценка творческости (креативности ) классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.

(VIII) Оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.

(IX) Оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.

(X) Откровенность. Включена в опросник для оценки достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Кроме того, мы полагаем, что отношения сотрудничества основаны на доверии, искренности, открытости позиций, поэтому низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.

 

Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый "+" ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений № 10 и № 20, где 1 балл засчитывается за каждый "-" ответ). За каждый "?" ответ засчитывается 0,5 балла.

Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100 %. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически, в виде профиля.

ВАЖНО: подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.

Для простоты анализа низкими считаются результаты ниже 60 %,

нормальными - в интервале 60 – 80 %,

высокими – в интервале 80 - 100 %.

Возможна разработка внутришкольных норм.

Особо интерпретируются результаты X шкалы: при значениях ниже 50 % результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50 – 60 % речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.

АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ ШКОЛЬНИКА

По А.в. Мудрик

Инструкция. Подчеркни нужные варианты ответов на следующие вопросы:

1. Есть ли у тебя в классе близкие друзья?

Да Нет Один Два Больше

2. Есть ли у тебя в классе ребята, с которыми ты не ладишь?

Нет Да Один Два Больше

3. Как можно оценить твой класс с точки зрения того, насколько он дружный?

Очень дружный Скорее дружный Недружный

4. Насколько твои мнения совпадают с мнениями твоих однокласс­ников?

Совпадают по всем вопросам. По многим вопросам совпадают.

По многим вопросам не совпадают. Совсем не совпадают.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ К. СИШОРА

Групповая сплочённость - чрезвычайно важный параметр, по­казывающий степень интеграции группы, её сплочения в единое целое. Определить её можно с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведённым в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - 5).

В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

Чувствую себя её членом, частью коллектива (5).

Участвую в большинстве видов деятельности (4).

Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

Живу и существую отдельно от неё (1).

Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

Да, очень хотел бы перейти (1).

Скорее, перешёл бы, чем остался (2).

Не вижу никакой разницы (3).

Скорее всего, остался бы в своей группе (4).

Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

Не знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

Лучше, чем в большинстве классов (3).

Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

Хуже, чем в большинстве классов (1).

Не знаю (1).

IV. Каковы у Вас взаимоотношения с учителями?

Лучше, чем в большинстве классов (3).

Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

Хуже, чем в большинстве классов (1).

Не знаю (1).

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в Вашем классе?

Лучше, чем в большинстве классов (3).

Примерно такие же, как и в большинстве классов (2)

Хуже, чем в большинстве классов (1).

Не знаю (1).

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Меmодuка разработана М.И. Рожковым

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, автономно­сти и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) двадцать суждений и оценить степень своего согласия с их содер­жанием по следующей шкале:


4 - всегда;

3 - почти всегда;

2- иногда;

1- очень редко;

0- никогда.


1.Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.

2.Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3.За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4.Я умею прощать людей.

5.Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6.Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7.Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8.Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9.Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12.Мне нравится помогать другим.

13.Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14.Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16.Переживаю неприятности других, как свои.

17.Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20.Стараюсь защищать тех, кого обижают.

1 5 9 13 17
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необ­ходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка:

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учашихся получают при сложении всех оценок первой строчки и деления этой суммы на пять.

Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.

Оценка социальной активности - с третьей строчкой.

Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жиз­недеятельности (нравственности) - с четвёртой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трёх, то можно конста­тировать высокую степень социализированности ребёнка; если же он больше двух, но меньше трёх, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажет­ся меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный уча­щийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

II РАЗДЕЛ

СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

– это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:

Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?

Существуют ли проблемы среди членов семьи?

Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?

Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?

Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?

Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: