Экономика Гомеровской Греции




Сельское хозяйство земледельческие занятия — пахота и уборка урожая. За военные доспехи греки получали награду (быков), что подтверждает значение скотоводства в хозяйственной жизни древних греков. земледелие. В качестве основных зерновых культур упоминаются пшеница, ячмень, полба. Обработка поля производилась при помощи волов и мулов. Плуг, как и в более позднее время, был деревянный, довольно примитивный. Он поднимал небольшой пласт земли, поэтому таким плугом приходилось производить троекратную вспашку. Практиковалось удобрение навозом.

Кроме зернового хозяйства развиты были виноградарство, культура оливы, садоводство и огородничество. О существовании нескольких сортов винограда говорят эпитеты «светлое», «темное», применяемые для характеристики вина. Вино хранилось в объемистых глиняных бочках-пифосах, а транспортировалось в мехах или в амфорах. В садах разводились яблони, груши, гранаты, смоковницы, маслины. Население также было хорошо знакомо с рыболовством и охотой.

Ремесла В первом отрывке из XVIII песни «Илиады», где повествуется о боге кузнечного дела Гефесте, работающем в своей мастерской, описан процесс изготовления бронзы и кузнечное ремесло. Во фрагменте из XI песни «Илиады» мы находим перечень и описание военных доспехов (поножи, щит, шлем, копье и др.), указание на разнообразие материалов, которыми пользовались греческие ремесленники, что свидетельствует об особенном развитии этой отрасли ремесла. гомеровское общество было уже знакомо с железом, что открывало широкие перспективы для дальнейшего развития производительных сил. Как уже указывалось, поэт был верен своим приемам архаизирования описываемой им действительности и, по-видимому, вполне сознательно избегал упоминать о железе, предпочитая вместо него назвать бронзу. Тем не менее в тексте «Илиады» встречается до 23, а в тексте «Одиссеи» — до 25 отдельных упоминаний о железе и, как упоминалось выше, в форме метафор («железная душа», «железное терпение», «железное небо»). Это в полной мере сейчас подтверждается и археологическими данными в виде находок железных оружия и орудий труда в погребениях рассматриваемого времени.

Торговля и обмен В первом отрывке из «Илиады» описан практиковавшийся в греческом обществе того времени обмен дарами, а также прямой обмен одних товаров на другие. Знаменитыми купцами и мореходами в гомеровскую эпоху были финикийцы, о которых повествуют два следующих отрывка из «Одиссеи». В последнем из них говорится о том, что финикийские торговцы не гнушались заниматься и продажей в рабство. Подобный случай, по-видимому, весьма типичный для той эпохи, был положен Одиссеем в основу вымышленного рассказа, часть которого содержится в приведенном отрывке.

6.Родовая организация в Гомеровском обществе. Социальная структура гомеровского обществаВ гомеровской Греции родовая структура еще лежала в основе общественной организации, и в жизни общества продолжали бытовать многие древние установления, но в целом гомеровская эпоха была интенсивного разложения первобытнообщинных отношений. По свидетельствам Гомера мы можем сказать, что на развалинах микенской монархии возникла территориальная община-демос. Политическим и экономическим центром общины был так называемый полис. Каждая община имела своего басилея и была независима от других. Гомеровское общество на его ранней стадии является военной демократией, не знающей чс на землю. Значительная часть полисов представляла место, где прятались во время вражеского нашествия. В поэмах не проводится разницы между «полисом» и «деревней» => реального различия и не существовало. Для раннегомеровского общества характерен патриархальный род ,наследования земли лишь членами рода или усыновленным родом, наличие особого начальника рода (архонта) и казначея. Деление полиса на филы, фил — в свою очередь на фратрии, фратрий — на роды. Человек не мог жить вне общины. Обществопредставляло собой сложную соц.систему с признаками классовой стратификации. Основными общественными группами были знать и рядовые общинники, члены общины, а также лица, по тем или иным причинам оказавшиеся вне общественной организации и находившиеся в личной зависимости от кого-либо из членов общины. Эта социальная прослойка включала в себя рабов и поденщиков-фетов.Главной экономической ячейкой гомеровского общества была ойкос (патриархальная моногамная семья). На вершине стоит группа родовой знати, которую Гомер именует «лучшими» «добрыми», «благородными». Аристократический ой кос выделяется среди общинников и своими размерами, в его состав входили не только взрослые сыновья со своими семьями, но также и рабы и так называемые слуги. Кроме того, каждая знатная семья имела при себе целый штат приверженцев и клиентов из малоземельных крестьян, попавших в экономическую зависимость от аристократов. Как правило, их власть была не наследственной, басилей выбирался из богатых людей и был первым среди равных. Басилею принадлежали исключительные права на хранение и толкование законов, он мог быть верховным жрецом и т. д.Основная масса свободных земледельцев владела земельными участками, которые назывались клеры (т. е. «жребий»), так как их распределение производилось при помощи жеребьевки. Очевидно, что это были крестьяне-бедняки, у которых не хватало средств на ведение хозяйства на своем небольшом наделе. Все это свидетельствует о разложении общины. Каждая семья могла рассчитывать только на свои силы. Примерно на одной ступени с рядовыми общинниками находились ремесленники или «демиурги» («работающие на народ»). Вот лично свободные, но не являющиеся общинниками. Первые — это метанасты, безродные скитальцы, которые порвали со своим родом, фратрией. Они оказываются лишенными общественной защиты, и всякий может посягнуть на их жизнь, честь и имущество. Свободные люди, вследствие неблагоприятных условий лишившиеся земли и потому вынужденные искать заработок на чужбине - Обездоленные феты бродили по деревням и, чтобы не умереть с голоду, просили подаяния или нанимались на работу в богатые хозяйства на самых тяжелых условиях.

7.Политический строй в Гомеровской Греции (народное собрание, басилеи, совет старейшин, судопроизводство)Строй древнегреческого общества I тыс. до н. э. еще не дошел до государственности. Однако в каждой из многочисленных общин, налицо уже элементы общественного устройства,зачатки государственных органов. В каждой общине существует царь-басилей, реже два басилея, совет старейшин (геронтов), ее народное собрание. Политическая организация была далека от подлинной демократии. Басилеи (цари) были в эту эпоху предводителями своих соплеменников на войне и должны были первыми бросаться в битву, показывая пример храбрости и отваги рядовым ратникам. Для ведения войны и организации дисциплинированного войска было необходимо сосредоточение власти в одних руках. Поэтому цари могли требовать от простых воинов беспрекословного повиновения, угрожая нарушителям дисциплины суровым наказанием. Однако гомеровские цари были тесно связаны со знатью и были в ее среде первыми среди равных. Поэтому в поэмах упоминается о существовании нескольких царей. Термин басилей, таким образом, имел широкое применение. В одних случаях басилей имел власть племенного вождя, в других, по-видимому, являлся лишь советником вождя или членом его дружины.полномочия царя в мирное время были еще более скромными. Главная его функция сводилась к участию в суде. Правосудию в гомеровском эпосе придается большое значение. Само собой разумеется, что в рассматриваемое время еще не успели сложиться сколько-нибудь развитые правовые нормы. Такие преступления, как убийство, рассматривались только в плоскости ущерба, нанесенного убийцей частному лицу и группе его родственников. В связи с этим суд приобретал значение третейского разбирательства между тяжущимися. В суд происходил в присутствии народа, решение выносилось старейшинами. Еще царь выполнял обязанности жреца, посредника между племенем и богами. = > При избрании царя большую роль среди прочих условий играли и личные качества кандидата. совет старейшинне представлял собой органа, действительно состоящего из самых пожилых и уважаемых людей племени. В этот совет входили прежде всего представители самых знатных и богатых родов, вне зависимости от возраста. Нередко члены совета назывались басилеями, хотя обычно их еще именуют геронтами («старцами»).Все вместе они составляли подобие правящей коллегии или совета и сообща решали все насущные вопросы управления, прежде чем их представить на окончательное утверждение в народное собрание (эта формальность соблюдалась далеко не всегда). Совещания эти обычно проходили во время пира в доме басилея или на открытом воздухе в присутствии народа, на городской площади (агоре). Народное собрание представляло собой совокупность всех свободных общинников. Созывалось оно обычно царем по различным поводам. Однако в народном собрании гомеровского времени уже отсутствует равноправие всех его участников. Отношение к рядовым членам презрительное, они «ничего не значащие в делах войны и совета». В присутствии знати «мужи из народа» должны были сохранять почтительное безмолвие, прислушиваясь к тому, что скажут «лучшие люди». На народных собраниях, описания которых неоднократно встречаются в поэмах, с речами, как правило, выступают цари и герои «благородного происхождения». Народ, присутствовавший при этих словопрениях, мог выражать свое отношение к ним криками или бряцанием оружия (если собрание происходило в военной обстановке), подобно зрителям в театре или болельщикам на стадионе. Решение выносилось фактически лишь советом старейшин и царем. Никаких упоминаний о голосовании в народном собрании в поэмах не содержится. Одно несомненно: и народное собрание, и совет старейшин, и царь в гомеровское время остаются еще теснейшим образом связанными друг с другом. Царь не может обойтись без советов геронтов, а геронты по всем важнейшим вопросам заседают в присутствии народа. Народное собрание, несмотря на усиление знати, еще не утратило своего древнего авторитета; с ним еще продолжают считаться и царь, и геронты

8.Хозяйственное развитие и социальные отношения Греции в VIII – VI вв. до н.э. В области сельского хозяйства происходит постепенная перестройка самой структуры производств. Основными ячейками сельскохозяйственного производства в VIII—VI вв. до н. э. были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати, обрабатываемые попавшими в зависимость от нее обедневшими сородичами. Аграрные отношения в Греции VIII—VI вв. до н, э. характеризуются укреплением крупного землевладения аристократии (потомков родовой знати) и разорением мелких землевладельцев. Если в предшествующий период ремесло и сельское хозяйство сосуществовали в рамках каждого поселения, то в VIII—VI вв. до н, э. ремесленное производство сосредоточивается в городах, а земледельцы, проживающие в деревнях, должны покупать ремесленные изделия у городских мастеров. В области ремесла это способствовало техническому прогрессу и организации четко оформившихся отраслей: металлургии и обработки металлов, керамического производства и кораблестроения. Крупные достижения были сделаны в металлургии и обработке металлов. Греческие мастера хорошо освоили так называемый сыродутный способ получения железа. В VIII—VI вв. до н. э. греческие металлурги разработали технологию обработки железа, стали широко применять его для изготовления оружия (мечи, кинжалы, наконечники копий) и орудий труда (лемехи для плугов, разные виды ножей, молоты, мотыги, лопаты, кузнечные инструменты). Греки научились придавать особую твердость железу (закаливать) через проковку на кузнечной наковальне или через науглероживание железа, т. е. могли получать некоторые виды стали (славилась лаконская сталь). Процветающей отраслью производства становится изготовление разнообразных керамических изделий: парадной и повседневной посуды, светильников, черепицы для кровли домов и общественных зданий, специальных сосудов (амфор и пифосов) для перевозки и хранения жидких продуктов и зерна, облицовочных плит, применяемых для отделки внешних стен зданий, керамических труб, грузиков для ткацких станков и других изделий. Греческие гончары достигли большого искусства в изготовлении керамических изделий: прекрасный обжиг, разнообразие и изящество сосудов обеспечили греческой керамике спрос во всем Средиземноморье. В VIII—VI вв. до н. э. приобретает жизненно важное значение кораблестроение. Больших военных флотов в Греции этого времени не было, поскольку морских войн греки еще не вели, но для ведения торговли, создания многочисленных колоний в разных областях Средиземноморья и Причерноморья требовался значительный пассажирский и торговый флот. Греки строили разные типы судов: пентеконтеры с 50 гребцами и более сложные триеры со 180 гребцами, которые могли развивать скорость до 10 морских миль в час. Постепенное распространение монет.В VIII—VI вв. до н. э. в Греции произошла подлинная городская революция. В городах работают ремесленные мастерские, на центральном рынке — агоре — идет активная торговля, в гавани стоят корабли, пришедшие из отдаленных областей. аграрные полисы внутренних областей Балканской Греции (например, Спарта в Пелопоннесе), Беотии, многих городов Фессалии и др. Соц.отношенияИзживание родовых и формирование классовых отношений в Греции VIII—VI вв. до н. э. происходило постепенно, в два этапа. Первыйэтап (VIII — первая половина VII в. до н. э.) характеризуется существованием сильных пережитков родового строя и господством родовой знати. С середины VII в. до н. э. начинается новый,второй, этап социальной стратификации греческого общества. Он был обусловлен интенсификацией экономического развития, успехами ремесленного производства и торговли, укреплением возникающих городов. Все эти процессы привели к росту удельного веса торгово-ремесленных слоев греческих полисовПроисходит усложнение традиционной социальной структуры. Формирующиеся социальные группы конституируются как особые классы населения, имеющие разные социально-экономические и политические интересы. Военно-землевладельческая знать, захватившая родовые земли и поставившая в зависимость от себя значительную часть своих обедневших сородичей, видела свой интерес в сохранении существующего положения и своих привилегий, восходящих еще к родовым порядкам..Иное положение было у рядовой массы земледельцев, частично свободных, частично попавших в кабальную зависимость от земельной аристократии. Занимаясь примитивным земледелием, они с трудом сводили концы с концами, страдая от свирепого долгового права, попадали в зависимость от крупных землевладельцев, пополняя ряды кабальных должников. Эта часть населения, численно преобладавшая в греческом обществе, была заинтересована прежде всего в создании гарантий своего существования: земельного участка, достаточного для пропитания семьи, личной свободы и возможности участия в политической жизни полиса. Торгово-ремесленные слои состояли из представителей аристократии, оценившей значение ремесел и торговли и для полиса, и для своего собственного обогащения, горожане, хотя и владеющие приличными участками земли, но свои основные интересы видевшие в содержании ремесленных мастерских, торговых кораблей. Наконец, к этой прослойке населения принадлежали простые ремесленники, живущие трудом своих рук, мелкие торговцы, матросы и гребцы, грузчики и строители, которые могли иметь крошечный земельный надел, а могли и потерять совсем связь с землей. Если военно-земледельческая аристократия стояла за приспособление органов родового строя, традиционных институтов управления к новым условиям, поскольку именно они гарантировали аристократии сохранение ее привилегий, влияния и политического могущества, то широкие массы земледельцев, торгово-ремесленные круги (в отличие от аристократии эту часть населения называли демосом, т. е. народом) стремились к созданию новых органов управления, в которых они могли бы принимать непосредственное участие и которые могли гарантировать им утверждающуюся частную собственность, быстрое экономическое развитие, широкое использование рабского труда, их личную свободу. История Греции VIII—VI вв. до н. э. наполнена столкновениями за реализацию этих программ развития. В VIII — первой половине VII в. до н. э. военно-землевладельческая знать удерживала господствующие позиции, но с середины VII в. до н. э. политическое влияние аристократии ослабевает, а ее противники из среды демоса постепенно оттесняют родовую знать с господствующих позиций и наращивают свое политическое влияние. Крупной победой широких кругов демоса, т. е. мелких земледельцев и городского торгово-ремесленного населения, была кодификация обычного права и запись действующих правовых норм, регулирующих социально-экономические отношения. Сохранились сведения о проведении такой кодификации действующего права в Спарте («Большая ретра» законодателя Ликурга), в Локрах Эпизефирских в Южной Италии (законодательство Залевка), в сицилийском полисе Катане (законодательство Харонда), законы Драконта в Афинах и в других полисах.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!