Господствующий класс не был однородным, он делился на несколько социальных групп. Одну из групп составляли представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции. Они были слабо заинтересованы в быстром развитии ремесел, торговли, товарных отношений. Основные доходы они получали от земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков. Вторую группу составляла наиболее динамичная часть господствующего класса — собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, товарных поместий, заинтересованные в быстром экономическом развитии общества, распространении культурных достижений, проведении активной внешней политики, внедрении демократических институтов. Существование различных групп внутри господствующего класса со своими интересами и даже политическими программами. Греческое общество состояло не только из рабов и их владельцев. Рядом жили и трудились мелкие свободные производители — земледельцы, собственники или арендаторы небольших земельных участков, владельцы ремесленных мастерских, розничные торговцы, поденщики или матросы, обслуживающие морские перевозки, городской люд. Это был самый многочисленный класс в греческих полисах.
Рабы в Классический период являлись лишь одушевленным имуществом. Они не имели никаких не только политических, но даже обычных человеческих прав. Рабы продавались и покупались, как вещи. Раб не мог обзавестись семьей. Дети рабов считались собственностью их хозяев. Господин мог по собственному произволу наказывать и истязать раба. Война, пиратство и тесно связанная с ними торговля являлись основными источниками рабства. Основную массу рабов составляли уроженцы различных областей Причерноморья и Малой Азии. Греческие рабовладельцы предпочитали пользоваться трудом иноземных рабов, так как рабам-иноземцам было трудно убежать, а ввиду незнания языка труднее было сплотиться для совместных выступлений. Однако рабов-греков тоже было немало. Рабский труд носил самый разнообразный характер. В городах с развитым ремеслом рабы использовались в ремесленных мастерских — эргастериях. Эргастерии существовали во многих отраслях в металлургии, оружейном деле, кожевенном производстве, производстве керамики, музыкальных инструментов, лекарств и т. д. Менее широко использовался труд рабов в земледелии. Правда, в таких земледельческих областях Эллады, как Лаконика, Фессалия, Мессения, Крит, на полях работали илоты, пенесты, клароты, афамиоты. Наиболее тяжелые условия труда были у рабов, работавших на рудниках. В Лаврийских горах в Аттике, где добывали серебро и свинец. Во время боевых действий рабы широко использовались в качестве оруженосцев, носильщиков и обозных.
|
20.Реформы Эфиальта:
1. лишение ареопага политической власти;
2. вето на постановления народного собрания получила гелиэя;
3. право контроля за магистратами - Совету 500 и экклесии;
4. по окончании срока службы должностного лица любой гражданин мог подать на него жалобу;
5. законы стали выставляться для всеобщего обозрения.
Реформы Перикла:
1. разделение властей (законодательная - экклесии, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе);
|
2. жеребьёвка на выборах всех должностей;
3. введение оплаты должностей;
4. гражданская реформа (полноправным гражданином Афин являлся тот, чьи родители - афиняне).
21. Война греков с Персией датируется 500–449 гг. до н. э., т. е. это одно из самых продолжительных военных столкновений в мировой истории. агрессия персидской державы, и естественная потребность в защите самих основ своего существования со стороны греков — вот наиболее глубокие причины греко-персидских войн, потрясших Восточное Средиземноморье в первой половине V в. до н. э. и оказавших огромное воздействие на развитие греческого общества и его культуры. военные действия велись не непрерывно, а распадались наряд военных кампаний, более или менее продолжительных. Таких военных кампаний можно выделить пять: 1. 500–494 гг. до н. э. — восстание Милета и греческих городов Малой Азии против персидского ига. Греческие города Малой Азии были захвачены персидским царем Киром еще в 40–30–х годах VI в. до н. э., и на первых порах персы придерживались относительно мягкой политики по отношению к грекам. Однако при Дарий произошло ужесточение персидской политики в отношении греческих городов. Первым против персов восстал Милет — самый крупный греческий город Малой Азии. В 500 г. до н. э. персидский ставленник Аристагор сложил с себя власть тирана и призвал жителей Милета к вооруженному восстанию против персов. Примеру Милета последовали другие ионийские города. Восставшие города заключили союз для ведения совместной борьбы с персами, создали единое командование. Ополчение восставших городов летом 498 г. до н. э. напало на Сарды. В следующем году союзный греческий флот нанес поражение финикийской эскадре около Кипра. Дарий понимал опасность создавшегося положения и принял самые решительные меры. Сначала были приведены к покорности греческие города Кипра и южной части Малой Азии, затем восставшие полисы в черноморских проливах (Византии, Халкедон, Абидос, Лампсак и др.). Союз восставших начал распадаться. Персам удалось нанести чувствительное поражение грекам около города Эфеса. Милет, был осажден персами, после почти годовой осады взят в 494 г. до н. э. 2. 492–490 гг. до н. э. — первое вторжение персидских войск на территорию Балканской Греции. Целью похода Мардония было завоевание греческих городов в проливах и на северном побережье Эгейского моря, подчинение фракийских племен, Македонии и, если ситуация окажется благоприятной, вторжение на территорию самой Греции и захват Афин. В 492 г. до н. э. Мардоний переправил свою армию через Геллеспонт. Персам удалось подчинить прибрежные греческие города, южные фракийские племена, остров Фасос, изъявил свою покорность и македонский царь Александр. Около мыса Афон персидский флот попал в бурю и был уничтожен. Во главе 2го похода были поставлены опытный военачальник Датис и племянник царя Артафрен. В 491 г. до н. э. во все полисы Балканской Греции были направлены персидские послы с требованием полной покорности. Многие греческие полисы островов (например, острова Эгина), Фессалии, Беотии подчинились этому требованию, Аргос заявил о своем нейтралитете, но самые сильные греческие государства, Спарта и Афины, категорически отвергли требования. Датис и Артафрен захватили и уничтожили Эретрию. После высадились около местечка Марафон. На Марафонской равнине столкнулись две различные системы военной организации: древнегреческая фаланга, состоящая из строя тяжеловооруженных пехотинцев — гоплитов, и рассыпной строй персов. Сразу же после победы при Марафоне афинское войско форсированным маршем вернулось в Афины до прибытия туда персидского флота. И это нападение персов на Балканскую Грецию закончилось полным провалом. 3. 480–479 гг. до н. э. — поход Ксеркса на Грецию — кульминационный пункт греко-персидских войн. В 483 г. до н. э., Ксеркс (сын Дария) энергично приступил к прямой военной и дипломатической подготовке решающего похода на Грецию. Персы добились поддержки со стороны ряда аристократических полисов Фессалии, Беотии. Аргос заявил о своем нейтралитете. К 481 г. до н. э. приготовления были закончены. К 481 г. до н. э. в Балканской Греции удалось прекратить междоусобицы и на конгрессе в Коринфе был заключен военный союз 31 полиса Греции. Ранней весной 480 г. до н. э. начался великий поход Ксеркса на Элладу. По заранее подготовленному маршруту персы благополучно прошли все фракийское побережье и Македонию. Оборонительным рубежом было избрано узкое Фермопильское ущелье. Оборона Фермопил и сражение у Артемисия преследовали ограниченные цели: проверить боевую готовность персов, с одной стороны, а с другой — сплотить в совместной битве союз греческих городов и возбудить ненависть к захватчикам. Одновременно с обороной Фермопил разыгралась морская битва у мыса Артемисий. Ни одна из сторон не добилась успеха. Пройдя Фермопильские теснины, огромная персидская армия наводнила Среднюю Грецию. Несмотря на захват Средней Греции, в том числе Афин, основные военные силы греков, союзная армия и флот были сохранены. Саламинское сражение произошло 28 сентября 480 г. греческие суда сломили упорное сопротивление персов и уничтожили почти весь их огромный флот. Ксеркс меняет планы военной кампании. Со значительной частью армии и остатками флота он возвращается в Азию. В Средней Греции остался отборный корпус во главе с опытным Мардонием. Он весной следующего 479 г. до н. э. вновь захватил и разграбил Афины. В 479 г. до н. э. греческое союзное командование разработало план комбинированного удара и уничтожения одновременно и сухопутной армии Мардония в Беотии, и резервной базы при Микале. Битва при Платеях закончилась полным разгромом отборной армии Мардония. В тот же день союзная эскадра атаковала резервную базу персов около мыса Микале. 4. 478–459 гг. до н. э. — изменение характера военных действий, переход стратегической инициативы к грекам, освобождение от персов греческих городов островов Эгейского моря и Малой Азии. Усиление афинского военного могущества. После решительных побед греков в 480–479 гг. до н. э. и ликвидации персидской угрозы между союзниками начали проявляться разногласия по целому ряду военно-политических вопросов. В обстановке этих серьезных разногласий Спарта ослабила свою активность. Заинтересованные в дальнейшем развитии военных действий и полном вытеснении персов из района Эгейского моря, греческие города во главе с Афинами послали своих представителей на остров Делос и заключили новый союз, который получил название Делосского военного союза (симмахии). В 70–х годах V в. до н. э. афиняне под руководством Кимона захватили ряд островов Эгейского моря (остров Скирос и др.), прочно закрепились на фракийском побережье в устье реки Стримон. В устье реки Эвримедонт в Памфилии был сосредоточен большой персидский флот и сильная сухопутная армия в несколько десятков тысяч человек.Тройная победа Кимона при Эвримедонте (469–468 гг. до н. э., дата точно не установлена) над превосходящим противником — еще один блестящий образец греческого военного искусства, умелого и сложного маневрирования, уничтожения армии противника по частям. 5. 459–449 гг. до н. э. — военная экспедиция Афин и их союзников в Египет и завершение греко-персидских войн. Восстановление персидского господства в Египте и поражение афинян изменили политическую ситуацию в Восточном Средиземноморье в пользу Персии. В 450–449 гг. до н. э. военные действия сосредоточиваются на Кипре. 449 г. до н. э. стал последним годом продолжительных греко-персидских войн. Условия Каллиева мира (449 г. до н. э.) положили конец греко-персидским войнам и закрепили победу греков. Персидский царь признавал независимость всех греческих полисов Малой Азии, обязывался не вести против них военных действий, не вводить военный флот в Эгейское море и проливы. Греки брали обязательства не вмешиваться в дела Восточного Средиземноморья и Египта.
|
22. Война между Афинами и Спартой и их союзниками за гегемонию в Греции. Она была вызвана несколькими серьезными причинами: экономическими, социальными и политическими. В области экономики Афины и большинство их союзников стремились к развитию интенсивных форм экономики, ремесленного производства, товарного хозяйства, торговли. Спарта и большинство ее союзников, напротив, ориентировались преимущественно на сельское хозяйство, натуральное производство. В политической сфере противоречия Афин и Спарты были еще более острыми: Афины рассматривались в Греции как оплот демократии, опирающейся на широкие круги гражданства, их активную деятельность в Народном собрании. Спарта, напротив, стала центром притяжения всех аристократических элементов с их ориентацией на знатную и богатую верхушку гражданства, представленную в Совете, комплектующемся из узкого круга аристократии. Ускорили Пелопоннесскую войну три события. Первое было связано с гражданской войной между демократическими и аристократическими группировками на далекой Керкире и в Эпидамне в 435–433 гг. до н. э. Второе событие было связано с афинскими санкциями против соседнего города Мегары. (запрещение ввоза мегарских товаров на рынки Афин и их союзников). И третье: противники, прежде всего Коринф спровоцировали выход из Афинского союза одного из крупных городов полуострова Халкидики — Потидеи. Пелопоннесскую войну принято делить на два основных периода: первый — так называемая Архидамова война (431–421 гг. до н. э.), второй — Сицилийская экспедиция и Декелейская война 415–404 гг. до н. э. В 421–415 гг. соблюдалось перемирие. Архидамонова война. Свое название этот период войны получил по имени спартанского царя Архидама, командующего объединенной пелопоннесской армией. Афинам удалось отразить все нападения своих врагов. Вторжения спартанцев в Аттику так и не увенчались разгромом афинских сухопутных сил, была взята восставшая Потидея (429 г. до н. э.), успешно подавлено восстание на Лесбосе (427 г. до н. э.), маленькие Платеи, хотя и были взяты неприятелем, изрядно измотали большие силы фиванцев; афинянам удалось справиться с последствиями страшной эпидемии сыпного тифа. Более того, Афины успешно претворяли в жизнь планы круговой блокады Пелопоннеса. С 426 г. до н. э. стратегическая инициатива перешла к Афинам. В 426 г. до н. э. афиняне при Солах под руководством стратега Демосфена разгромили сильный отряд пелопоннесцев. в 427 г. до н. э. направили небольшую эскадру в Сицилию, вели успешные действия против Сиракуз и других пелопонесских союзников по всему острову. Демосфен захватил местечко Пилос с удобной для стоянки судов гаванью (425 г. до н. э.). В 424 г. до н. э. афиняне захватили стратегически важный остров Киферу. Спарта срочно запросила мира. Однако афиняне недооценили огромный потенциал Пелопоннесского союза. в 425 г. до н. э. их подстерегла неудача во время похода против Коринфа. Еще более чувствительное поражение потерпели афиняне в битве у поселения Делий на границе между Аттикой и Беотией в 424 г. до н. э. Еще более угрожающее положение для афинян стало складываться на полуострове Халкидика. В ожесточенной битве афинян и спартанцев под Амфиполем в 422 г. до н. э. спартанцы разбили афинян. Мир, получивший название Никиева мира, был заключен в 421 г. до н. э. на условиях сохранения довоенного положения, захваченные друг у друга города возвращались, производился обмен пленными, стороны обязывались не принимать беглых рабов или перебежчиков. Второй период войны. Инициатором возобновления военных действий стали Афины. Вопреки мирному договору 421 г. до н. э. Афины так и не вернули Спарте Киферу и Пилос. Поводом для вторжения на Сицилию послужило приглашение одного из сицилийских городов — Сегесты — оказать ему помощь в борьбе с соседним Селинунтом и поддерживавших его Сиракуз. Афинский флот во главе со стратегом Демосфеном бьш разбит в морском бою в 413 г. до н. э. Сухопутная армия, осаждавшая Сиракузы, блокированная с моря, была вынуждена снять осаду и начала отступление в глубь Сицилии. После сицилийской катастрофы стратегическая инициатива перешла к Спарте. Для Персии сложилась необычайно выгодная ситуация. Руками Спарты она могла расправиться с могущественными Афинами и уничтожить Афинскую державу. В 412 г. до н. э. восстал самый крупный афинский союзник Хиос, его поддержали ионийские города Клазомены, Эритры, Теос, Милет. В 411 г. до н. э. вся Иония отпала от Афин. Афинскому флоту, прибывшему в проливы, удалось нанести два чувствительных поражения пелопоннесским эскадрам при Абидосе (411 г. до н. э.) и Кизике (410 г. до н. э.) и восстановить господство над проливами. Хотя афинскому флоту удалось нанести серьезное поражение спартанцам в битве при Аргинусских островах (406 г. до н. э.) он потерпел поражение при Эгоспотамосе, 405 г. до н. э. Афины капитулировали в 404 г.до н.э. Спарта продиктовала суровые условия мира: распускался Афинский морской союз и его органы, уничтожался весь флот — основа боевой мощи Афин, они лишались укреплений, срывались «длинные стены» и оборонительные сооружения Пирея, в Афины возвращались все изгнанники, главным образом противники демократии, демократический строй уничтожался и власть передавалась 30 правителям, угодным Спарте. Могущественные Афины, руководившие делами почти всей Греции накануне Пелопоннесской войны, в конце ее превратились в один из рядовых полисов Эллады.
23. Общие особенности. Понятие афинского гражданства. По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V—IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.
Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения. В то время эталоном олигархии стала политическая организация Спарты.
Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н. э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона. «Наш государственный строй,— говорил один из прославленных вождей афинской демократии Перикл, — не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».
Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений как между классами (в интересах господствующего класса), так и между социальными группами, в том числе и между отдельными людьми, составляющими данное общество. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из классических примеров)
Основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий в совокупности античную общину. Гражданский коллектив не составлял всего населения того или иного полиса, в частности Афин. Кроме граждан, в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для афинского гражданина.
Достижением греческой политической мысли и полисного мировоззрения была выработка самого понятия «гражданин». В древневосточных деспотиях такого понятия практически не существовало. В древневосточных монархиях были «подданные», правоспособность которых слабо обеспечивалась законодательством и могла быть в любой момент ущемлена представителями
Греческий же гражданин — это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.
Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах — низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18-летнего возраста после тщательно проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание под руководством специальных учителей — софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.
После окончания занятий учителя отчитывались о своей деятельности в Народном собрании, а эфебы в театре, по словам Аристотеля, «показывают народу строевые приемы и получают от государства щит и копье. После этого они охраняют границы страны, дежуря все время на сторожевых постах... По истечении этих двух лет они становятся уже на один уровень с остальными гражданами». Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собрания и властей. О значимости воспитательной работы говорит не только факт отбора софронистов из числа наиболее уважаемых граждан, но и их высокая оплата: софронисту была положена на содержание I драхма в день, как и члену важнейшего органа афинской демократии —Совета 500.
К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т. е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, на защиту и покровительство афинских законов.
Своего рода продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.
Социальная политика афинской демократии. Демократический строй предполагал самое широкое участие в управлении государством всех категорий афинского гражданства. Афинское гражданство в V— IV вв. до н. э. не было однородным в имущественном и социальном отношении, деление на четыре имущественных разряда сохранялось, и положение каждого разряда в обществе было неодинаковым. Между представителями афинской аристократии, входившими в состав пятисотмерников, и бедняком-фетом существовали серьезные различия. Чтобы обеспечить реальное участие в государственных делах афинского гражданства, была необходима система различных мер, направленных на поддержание известного материального достатка, образовательного уровня, психологического климата, известного единства внутри гражданского коллектива в целом. Для решения всех этих вопросов была разработана определенная социальная политика афинской демократии. Она включала целый ряд мероприятий: введение оплаты выборных должностей, за участие в работе Совета 500, гелиеи и Народного собрания, на содержание моряков и гоплитов, занятых в походах. В Афинах постоянно (особенно в V в. до н. э.) следили за тем, чтобы не сокращалась численность земледельцев, не происходило обезземеливания граждан. Для этого афинские власти широко практиковали вывод малоземельных или безземельных граждан в клерухии за пределы Аттики. В V в. до н. э., во времена существования первого Афинского морского союза, свыше 10 тыс. афинян были поселены в таких колониях (т. е. не менее трети всего количества афинских граждан).
Афинские власти самым внимательным образом следили за продовольственным снабжением городского населения, особенно за хлебной торговлей: взвинчивание цен, спекуляция хлебом рассматривались как тяжкое государственное преступление и часто карались смертной казнью — прежде всего потому, что они больно били по беднейшим слоям населения. Чтобы несколько сгладить имущественные различия среди граждан, в Афинах была выработана система повинностей — литургий. Система литургий была организована таким образом, чтобы масса малоимущего гражданства, слушая хор, наблюдая состязания атлетов или находясь на оснащенном богачами корабле, воочию ощущала известное единство гражданского коллектива, где богатые граждане хотя бы частично делятся своими доходами с малообеспеченной частью гражданства.
Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан. Начиная с Перикла, т. е. с 40—30-х годов V в. до н. э., власти стали раздавать малоимущим гражданам так называемые театральные деньги или специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Посещение театра, где шли трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, замечательные комедии Аристофана и других драматургов, было прекрасной школой воспитания и образования афинского гражданства.
Таким образом афинская демократия базировалась на широком участии в управлении различных категорий гражданства, обеспечивала его общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания гражданина, своеобразный политический климат. «Мы живем свободной политической жизнью в государстве,—говорил Перикл, — и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни, мы не раздражаемся, если кто-то делает что-либо в свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов больше всего из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время».
Афинская демократическая система была большим достижением политической жизни Древней Греции, однако ее нельзя идеализировать и считать своего рода образцом демократии вообще, пригодной для всех времен и народов.
Афинская демократия обеспечивала политическое участие только гражданского населения, а, как было сказано выше, граждан в Афинах вряд ли было более 30—40 тыс. из общего количества населения в 250—300 тыс. человек. Прежде всего афинская демократия была демократией гражданской, т. е. системой, из которой было исключено все население, не имеющее фажданских прав. Следовательно, не могли принимать участия в управлении не только рабы, но и так называемые метеки, постоянно живущие в Афинах лица неафинского происхождения. Не имели права участвовать в работе государственных органов женщины, хотя и считались гражданками.
Более того, даже не все афинские граждане, имеющие право участвовать в работе всех органов Афинского государства, по разным причинам (например, отдаленное местожительство или бедственное материальное положение) могли этим правом воспользоваться. В самой системе афинской демократии многие авторитетные должности (почти все военные должности, требующие специальной подготовки) фактически были отданы в руки аристократических семей, которые становились проводниками олигархических настроений.
24. Политическая система спартанской олигархии. В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства. Поэтому в обоих этих полисах можно видеть некоторые общие основы: сосредоточение политической жизни в рамках гражданского коллектива, наличие античной формы собственности как коллективной собственности граждан, тесная связь политической и военной организации гражданства, республиканский характер государственного устройства. Однако между государственным строем Афинского и Спартанского полисов существовали и глубокие различия. В Афинах государственный строй оформился как развитая система демократической республики, в Спарте государственный строй носил ярко выраженный олигархический характер.
Аристократический характер государственного устройства Спарты не был случайным стечением обстоятельств, а вырастал из особенностей социально-экономических отношений. Господство натурального производства, слабое развитие ремесел и торговли, военный характер спартанского общества обусловили своеобразие политического устройства Спарты, повышение роли органов военного управления и воспитания, малочисленность органов собственно гражданского управления.
Высшим органом государственной власти в Спарте (как и в любом греческом полисе) было Народное собрание всех полноправных граждан-спартиатов. Народное собрание (оно называлось апеллой) утверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утверждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть одобрены спартанской апеллой. Однако в общей системе государственных органов она играла значительно меньшую роль по сравнению с афинской экклесией. Прежде всего потому, что участники апеллы могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их. Правом внести законопроект пользовались лишь члены Совета геронтов и эфоры. Спартанская апелла собиралась нерегулярно, от случая к случаю и по решению должностных лиц. На собрании не обсуждались финансовые вопросы, не контролировалась деятельность магистратов, не разбирались судебные дела. Подобный порядок деятельности Народного собрания создавал для спартанской олигархии благоприятные возможности влиять на его работу, направлять его деятельность в нужное русло. Если в Афинах Народное собрание было органом, выражающим не только формально, но и реально интересы большинства афинского гражданства, то апелла защищала интересы лишь его верхушки.
Более того, в спартанском законодательстве существовал закон, по которому решение апеллы кассировалось, если Совет геронтов считал это решение неприемлемым по каким-либо причинам.