Особенности письменной речи для адресата




Особенности письменной речи

Письменная речь — это речь, зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.

Письменное высказывание имеет свои особые средства. Прежде всего:

звучание слов передается с помощью букв, буквы также могут быть использованы для подчеркнутой точности и логичности текста, интонация автора передается с помощью знаков препинания.

Их можно сравнить с нотными знаками: как тоны помогают нам прочитать музыкальное произведение так, как этого хотел автор, так и пунктуационные знаки наравне со словами помогают понять написанное (Вспомните знаменитое «Казнить нельзя помиловать»).

Для передачи мысли в письменном тексте используется абзацный отступ, или абзац, который помогает регулировать читательское восприятие.

Как правило, каждая новая тема, новая мысль начинается с нового абзаца. Пробел — увеличенное расстояние между строками — позволяет отделить одну часть текста от другой и используется, если абзацного отступа, с точки зрения автора, недостаточно.

Автор может использовать различные шрифты и выделения для того, чтобы обратить внимание читателя на определенную часть текста.

Особенности письменной речи для автора

При создании письменного текста автор, продумывая план, содержание, композицию, используемые языковые средства будущего произведения, может неоднократно возвращаться к написанному.

Считается, что при его создании, автор не ориентируется на конкретного читателя. Однако это не совсем так. Автор, действительно, не знает его, но обобщенный образ читателя непременно учитывается (Сравните, одинаков ли по стилю и содержанию текст учебника по риторике для младших школьников и для старшеклассников. Разница очевидна.).

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в статье «Как писать» утверждал: «Надо всегда конкретно представлять себе или воображать читателя будущей работы и как бы записывать свою беседу с ним».

Несомненное достоинство письменного текста для автора — возможность совершенствовать текст, редактировать его, возвращаться к написанному, вносить правку, изменять композицию и многое другое. Автор может спрогнозировать зрительное восприятие текста, подчеркивая свою, авторскую, концепцию при создании текста: разбить его на абзацы, выделить какие-то слова, использовать при написании различный шрифт, создать нумерацию и многое другое.

Создавая текст, автор в какой-то степени творит для вечности, так как письменная информация, в отличие от устной, хранится дольше.

Особенности письменной речи для адресата

Письменный текст всегда воспринимается первоначально зрительно, а зрительное восприятие текста регулируется автором.

Написанное высказывание не рассчитано на немедленную реакцию адресата. Оно отделено от читателя временем. Иногда автор даже не может с уверенностью сказать, когда его текст дойдет до читателя. Например, нередки случаи, когда писатели или поэты пишут «в стол»: они знают, что в данный период издание их произведения невозможно (Вспомните историю изданий «Мастера и Маргариты » Булгакова, «Доктора Живаго «Пастернака. Думается, вы можете привести и свои примеры.

 

Письменная речь для читателя — это возможность стать непосредственным собеседником людей других эпох. Читая Ломоносова или Державина, мы постигаем мысли и чувства живущих в ХVIII веке, читая Пушкина или Достоевского, становимся собеседниками людей ХIХ века.

Такой текст дает нам, как и автору, уникальную возможность возвращаться к написанному. Такое свойство текста называется ретроспекцией. Мы возвращается к ранее прочитанному по разным причинам: не понятен смысл и можно вернуться к тексту, чтобы лучше в нем разобраться; иногда необходимо многократно перечитать текст, так как этого требует наша работа; а иногда просто хочется еще раз получить эстетическое наслаждение от уже известного текста (так мы перечитываем Пушкина и Тургенева, Булгакова и Цветаеву). Зачастую текст или его части (например, заглавие) по-иному осмысливаются нами после повторного прочтения.

Письменная речь< дает нам возможность перечитывать его по частям или отдельными фрагментами для того, чтобы подобрать цитату к своей работе или просто ради удовольствия перечитать полюбившееся место. Попробуйте перечитать роман «Мастер и Маргарита» по разным сюжетным линиям. Например, вы читаете только то, что связано с посещением Москвы Воландом или историю Иешуа Га-Ноцри.

Термин письмо имеет несколько значений. Во-первых, это сам процесс создания письменного высказывания (синоним «написание»). Во-вторых, это система графических знаков, употребляемых для написания (синоним «письменность»). В-третьих, это один из письменных жанров, бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения определенной информации. В этом параграфе рассмотрим письмо в первом значении этого слова. Итак, письмо (написание) — это продуктивный вид речевой деятельности, направленный на создание письменного высказывания.

Письменная речь во многом отличается от другого продуктивного вида речевой деятельности — говорения. Своеобразие письменной речи уже было рассмотрено нами выше. Напомним лишь некоторые особенности. В письменном тексте находят воплощение более сложные формы мышления, отражаемые в более сложных языковых формах. Письменный текст требует обдумывания. Он подчиняется более строгим правилам лексического и грамматического отбора. Наконец, он оказывается зафиксированным. К письменному тексту возможен возврат и при необходимости переработка его автором.

В определенных случаях письмо тесно соприкасается с другими видами речевой деятельности: слушанием и чтением. Выделяются слушание-письмо, когда человек слушает и пишет, па- пример, план, тезисы, конспекты лекций и т.п. и чтение-письмо, когда человек читает и пишет. Например, аннотации, рефераты, конспекты книг и т.п.

Как же происходит процесс письма? Каковы его механизмы и структура?

Существует три механизма письма:

1) механизм осмысления, т.е. установление смысловых связей между понятиями, между членами предложения и т.д., выстраивание логики событий, процессов, рассуждений;

2) механизм упреждающего синтеза, который заключается в следующем: пишущий, во-первых, проговаривает каждое слово, которое собирается написать, во внутренней речи, во-вторых, «предвидит» последующие слова и формы связи между ними, в-третьих, представляет раскрытие замысла всего высказывания в целом;

3) механизм памяти, т.е. постоянное удерживание в памяти предмета высказывания, основной мысли во время записи отдельных слов и предложений.

Как и все виды речевой деятельности, письмо имеет следующую структуру:

1. Этап предварительной ориентировки. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать.

2. Планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи. Он часто пользуется долгосрочным планированием своей речи: при этом он может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства.

3. Осуществление деятельности, т.е. самого процесса письма. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный адресат и промежуточная обратная связь. Часто пишущий должен сначала ввести будущего читателя в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения, иначе он может быть неверно понят.

Контроль деятельности. Перечитывая написанное, пишущий проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел речи.

Существует несколько классификаций письма (написания). В основе первой, самой простой, классификации лежит степень готовности текста для прочтения. По этому признаку различаются черновая запись, в которой часто используется сокращенное написание, и запись набело, где употребляется, как правило, только полное написание.

Следующая классификация основывается на адресованности письменного текста. Исходя из этого, выделяются два вида: некоммуникативное и коммуникативное написание.

Некоммуникативное написание — это письмо для собственной тренировки, когда текст не имеет адреса и не служит средством общения (отрабатываются, например, орфографические и пунктуационные нормы и т.п.).

Коммуникативное написание — это написание, посредством которого передается определенная информация для адресата, для будущего читателя. Чаще всего она предназначается для других людей, однако иногда автор письменного текста и его адресат — одно и то же лицо (составление и дальнейшее использование конспекта лекций, написание дневника и т.д.).

Третий признак деления — цели написания. По этому признаку выделяют:

а) написания для сообщения информации: смысловой (как правило, такая информация является основной в деловых, официальных бумагах) и эмоциональной (она может быть основной только в письмах к близким людям);

б) написания для побуждения к действию (это цель письменных инструкций, реклам и т.д.);

в) написания для поиска истины (эта цель присутствует, например, в журнальной или газетной полемике, в письмах- запросах и т.п.);

г) написания для определения норм нашего поведения в обществе (законы, постановления, распоряжения и т.п.).

Письмо как вид речевой деятельности классифицируется также с точки зрения:

1) способа написания (учитываются графические знаки - печатные и письменные буквы, стенографические условные знаки);

2) тщательности написания (различают каллиграфию и скоропись);

3) степени готовности текста для прочтения (черновая запись и ее беловая обработка).

Помимо указанных выше, выделяются и другие разновидности письма. М.Р. Львов, например, отмечает, что письменная речь различается по стилям: разговорный и письменно-книжные. Рассмотрим более подробно книжные стили речи, так как основной формой их существования является именно письменная речь, в противовес разговорному стилю, который проявляется прежде всего в устной форме. В русском языке три книжных стиля: официально-деловой, научный и публицистический. Помимо общих черт, каждый из них обладает своеобразием. Давайте выясним функции этих стилей, их стилеобразующие черты и языковые особенности.

Письмо как вид речевой деятельности имеет большое значение и в жизни отдельного человека, и в жизни общества в целом. Несмотря на то, что доля письма в речевой деятельности человека невелика (составляет лишь 10 %), письменная речь выполняет важную миссию, она обеспечивает сохранение информации, ее передачу «во времени и пространстве», что бесконечно раздвигает пределы развития человеческого общества. Именно письменные высказывания играют решающую роль в развитии духовной культуры человека, формируют общественное сознание, закрепляют нормы отношений и т. п.

Письмо (письменная речь) — вид речевой деятельности, в процессе которого содержание высказывания передается с помощью графических знаков. Результатом письма как вида речевой деятельности является письменное высказывание, письменный текст.

Наиболее полное описание письменной речи представлено в трудах психологов и психолингвистов С. В. Выготского[1], В. П. Глухова [2], А. Р. Лурии[3], А. А. Леонтьева[4] и др.

Исследована история возникновения и развития письменной речи. Доказано, что письмо возникло из примитивных мнемонических знаков, является, таким образом, специфической «искусственной памятью человека». Цель письменной речи — «фиксация» информации, передача сохраненной таким образом информации другим людям в условиях отсутствия возможности живого общения. Способы и средства фиксации информации менялись, однако прообразом письма принято считать «узелковые записи» в древнем государстве Майя.

Развитие письменной речи проходило поэтапно, в направлении «от образа к звуку». Сначала для письменного общения использовались рисунки-символы («пиктограммы»); затем (вследствие упрощения и обобщения) — идеограммы, знаки, «обозначающие» словосочетание, а нередко и законченную мысль; позднее идеограммы были преобразованы в иероглифы, которые обозначали слово и на основе которых в Египте был создан некий вариант слогового письма. Обобщение опыта фиксации информации привело к появлению в Древней Греции алфабетического (от названия букв «альфа» и «бета») письма, в котором буквенный знак обозначает звук; такой характер (в целом) и носит современная письменная речь.

На современном этапе общественно-исторического развития письменная речь является достаточно самостоятельным видом речевой деятельности, однако тот факт, что возникла и развивалась она как специфическая форма отражения содержания устной речи, сказывается на ее описании: отличительные особенности письменной речи характеризуются в сравнении с устной речью.

Сопоставление письменной речи и речи устной представлено в трудах психологов, психолингвистов, представителей методической науки, специалистов в области риторики.

Так, по мнению психолога Л. С. Цветковой1, письменной речи, прежде всего, свойственна большая степень произвольности: звуковая форма в устной речи автоматизирована, а в письменной речи она осознается, особенно на начальных этапах обучения элементарному письму (кодированию). Письменную речь характеризует наличие осознанного намерения, в отличие от «бессознательного» употребления знаков языка в устной речи; это самый сложный, трудный для усвоения вид речевой деятельности, своего рода «алгебра речи» (Л. С. Выготский[5] [6]). Письменная речь представляет деловую, научную, учебную речь, в отличие от устной речи, выполняющей функцию разговорной речи, например, в ситуации беседы. Письменная речь является вспомогательным средством по отношению к устной речи, но она выполняет очень важную функцию — обеспечение передачи информации «во времени и пространстве», что «раздвигает пределы развития человеческого общества».

Е.Л. Ерохиной и Н. А. Ипполитовой1 сопоставление письма и говорения как продуктивных видов речевой деятельности осуществлено с позиций риторики, методической науки. Сходство письма и говорения, по мнению исследователей, состоит в следующем: они служат для передачи информации; результатом этих видов речевой деятельности является текст. Главное же их сходство заключается в том, что в основе этих двух видов речевой деятельности лежит единый литературный язык.

Различия данных видов речевой деятельности обнаруживаются, во-первых, в способах материального воплощения: говорение — в звуках, при помощи речедвигательного и слухового анализаторов; письмо — в графических знаках, при помощи зрительного и рукодвигательного анализаторов. Если говорение реализуется и в форме диалога, и в форме монолога, то письмо, как правило, — в форме монологической речи. Если говорение осуществляется при непосредственном собеседнике (слушателе), при наличии обратной связи, то письмо характеризуется отсутствием непосредственного собеседника и обратной связи. Это определяет ряд особенностей письменной речи: ее замысел и мотив полностью создаются пишущим человеком; контроль тоже осуществляется пишущим, без участия со стороны читателя; наконец, письменная речь, в отличие от говоримой, не может воздействовать на слушателей немедленно, воздействие может быть отсрочено во времени весьма значительно. Важной характеристикой письменной речи является ее продуманность, тщательность отбора языковых средств, возможность многократного редактирования первоначального текста (черновика). Дополнительные внеязыковые средства выражения в письменной речи минимальны: это авторская экспрессивная пунктуация и шрифтовые выделения. Письменная речь более абстрактна, чем устная, рождаемая, как правило, из конкретного переживания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: