О задачах правоохранительной деятельности можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов.
К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судоустройстве, Уголовно-процессуальный кодекс и некоторые другие. В ст. 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, являются «личность — ее права и свободы, общество — его материальные и духовные ценности, государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».
Это положение и следовало бы считать основным ориентиром при раскрытии содержания задач правоохранительной деятельности. Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.
Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить:
|
Ø конституционный контроль;
Ø правосудие;
Ø организационное обеспечение деятельности судов;
Ø прокурорский надзор;
Ø выявление и расследование преступлений;
Ø оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.
Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, «своих» результатов:
1. устранение нарушений предписаний Конституции РФ;
2. справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий для нормальной деятельности судов;
3. выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования;
4. раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;
5. предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности.
Достижение этих результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений).
Существенным является и то, что все названные функции (направления) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Среди них важное место занимают первые две – конституционный контроль и правосудие. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью. Как известно, эта ветвь государственной власти должна стать главным атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия.
|
Правосудие - такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. О правосудии вполне можно говорить как о сердцевине правоохранительной деятельности в целом.
Общие правовые условия правоохранительной деятельности представляют собой прямо закрепленные в законе или вытекающие из него положения, которые определяют благоприятные предпосылки правоохранительной деятельности. К ним относятся следующие:
1.Формирование правоохранительных органов на правовой основе.
2.Специализация государственных органов в осуществлении различных видов правоохранительной деятельности.
3.Правовая урегулированность правоохранительной деятельности.
4.Подконтрольность всех видов правоохранительной деятельности.
5.Взаимодействие и координация деятельности правоохранительных органов и организаций между собой, а также с контрольными и иными органами государства и негосударственными организациями.
6.Возможность привлечения граждан для содействия в осуществлении правоохранительной деятельности.
7.Юридическая ответственность правоохранительных органов и организаций, их должностных лиц за вред, причиненный неправомерными действиями.
8.Повышенная правовая защищенность должностных лиц правоохранительных органов.