Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)




Тема: «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи».

Цели:

· обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»,

· закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами;

.

Ход урока

Однородными являются члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, равноправны и независимы друг от друга, связаны сочинительной связью, которая выражается с помощью интонации или интонации и сочинительных союзов (интонация перечисления).

-Какая связь может быть между однородными членами? (бессоюзная и союзная сочинительная)

- Какие союзы связывают однородные члены предложения? (сочинительные)

Назовите основные типы сочинительных союзов (соединительные - «и это и то»: и, да=и, тоже, не только …но и, как…так и, ни…ни, также; разделительные – «или то, или это»: или, либо, то..то, не то..не то; противительные - «не то, а это»: а, но, да (=но), однако, зато).

- Какие союзы не вызывают проблем и почему? (противительные, всегда ставится запятая), основную трудность вызывают соединительные и разделительные.

- Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, нужно уметь находить основы предложения, отличать простое или сложное, находить однородные члены предложения, знать правила расстановки знаков препинания.

 

Закрепление нового материала

 

Выполните задания

 

З адание № 1. Расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

1)Щеки румяны и полны и смуглы.


2) Там были розы и георгины гладиолусы и незабудки.


3) Скрывайся и таи и чувства и мечты свои.


4) Я не то чтобы сердилась на него но не одобряла его поступок.


5) И день и ночь на берегу я бесконечность стерегу средь свиста грохота и шума.


6) Ему нравилось гулять по паркам и лесам наблюдать за людьми и птицами и природой.

7) Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество.

Задание № 2. Расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А.П.Чехов)


2. Среди птиц насекомых словом всюду даже в воздухе чувствовалось приближение осени. (И. Тургенев)


3. Мне казалось что все это и крики газетчиков и заводские гудки и торопливые свистки паровозов имеет какое-то отношение к моему приезду. (М. Горький)

Задание № 3.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки.

2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.

3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.

4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1. Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм сердит глядит исподлобья.

2. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.

3. Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное но и страшное зрелище.

4. В гимназии Саша опять стал учиться ни то ни се.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1. Всякий вечно забывал в кухне или шапку или кнут или что-нибудь подобное.

2. Что-то смешное и детское виделось в её лице.

3. Слезы ни к селу ни к городу опять полились из ее глаз.

4. Она была умна и весела добра и ласкова со всеми.


Тест

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
(Знаки препинания не расставлены.)

1. Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.

2. Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.

3. Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.

4. Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)

1. Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.

2. Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.

3. Снаряды рвались справа и слева и впереди.

4. От него не было ни слуху ни духу.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)

1. Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.

2. Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.

3. Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.

4. И день и ночь не утихала работа в поле.

 

Домашнее задание

 

 

Расставь знаки препинания, выполните синтаксический разбор второго предложения.

Красиво тихо было в лесу в этот ранний час. По обе стороны дороги бушуют и зеленые и желтые и красные и багряные краски осени. Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору. Остро пахнет сырой землей прелыми листьями. В лесу растут рыжики и маслята подберезовики и грузди опята и волнушки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: