Глава 6 Экономическая наука и онтология




Экономическая наука и философия имеют три общих предмет­ных области. Наряду с рассмотренными выше предметными по­лями хозяйственной этики или этической экономии и философи­ей культуры хозяйства имеется и третье поле — поле экономичес­кой онтологии как теории основных категорий области бытия «экономика». В этой главе мы обратимся к анализ у онтологии экономики и ее связи с хозяйственной этикой.

1. Интенциональная или естественнонаучная экономическая онтология

Два основных подхода к теории рынка, австрийская и неокласси­ческая школы, рассматривают экономическую науку лишь как теорию выбора средств, которая не включает в себя размышления о целях. Экономическая наука направляет свои усилия на рациональный выбор средств, а не на оценку целей. Этическая эко­номия, или хозяйственная этика, остается для обеих школ вне экономической науки. Однако австрийский и неоклассический под­ ходы по-разному определяют теоретико-познавательный и онто­логический статус, который они приписывают экономическому принципу и экономической теории. Неоклассический подход рас­сматривает экономический принцип как закон природы, осно­ванный на принципе наименьшего действия в механике.

2. Немыслимость объективного общего равновесия и универсального механизма

3. Рыночное хозяйство как телеологический механизм

В рыночной экономике и координации посредством ценовой системы индивидуальный спрос и благосостояние являются одно­временно причиной и целью, механической причиной действия и конечной причиной экономического процесса. Конечная причина рыночного равновесия — индивидуальное решение и действие — по сути определена природной телеологией организма и осознан­ной постановкой цели духовной самостью. На рынке происходит процесс, служащий оптимальной аллокации ограниченных ресур­сов с целью удовлетворения постоянно меняющегося спроса, ко­торый, в свою очередь, является выражением индивидуального стремления к самореализации. Рыночное хозяйство не реализует никаких заранее определенных материальных целей кроме целей индивидов. Рынок является координационным процессом, в ко­торый вступают индивиды, чтобы приспособить свои предпочте­ния и стратегии к предпочтениям и стратегиям других индивидов и к условиям рынка.

4. Общее равновесие как трансцендентальный идеал

Состояние равновесия есть идеал ил и регулятивная идея для по­нимания рыночного процесса, а не описание результата эмпирического механистического вариационного процесса. Оно по ана­логии перенесено из механик и в экономическую науку. Общее равновесие в экономическом смысле возможно лишь потому, что экономические субъекты представляют собой не просто силы, су­ществующие в некоторой точке пространственно-временного кон­тинуума.

5. Созидательное воображение в рыночном процессе

 

6. Рынок как общественный дискурс и энтелехиальный координационный процесс

Рыночна я экономик а являетс я метафизически м механизмо м (mechanismus metaphysicus) в той мере, в како й она энтелехиаль - на при взгляде изнутри и механистична при взгляде извне. Интерпретация рыночного процесса ка к дискурса и одновременно метафизического механизма отвечает двойной природе хозяйствен­ н ой деятельности. Хозяйственная координация должна выполнять требования технической и механистической производственной эффективности и в то же время давать людя м возможност ь делать т о, что они желают, в производстве и в потреблении, т. е. реали­ зовать эффективность.

7. Субъективная реализация ценности вместо ценностного субъективизма

Смыс л рыночного процесса ка к координации, обеспечивающей удовлетворение потребностей и энтелехиальное самоосуществле­ н ие участников рынка, такж е не вытекае т из чистого субъекти­ визм а в учении о ценностях. Позици ю ценностного субъективиз­ ма можно описат ь так: все ценностные установки, участвующие в рыночно м процессе, субъективны. Таки м образом, все член ы об­ ществ а должн ы по возможности сами принимат ь решени я о сво­ их и всех других ценностях.

8. Этическая экономия или субъективистская экономическая теория как всеобщая теория человеческой деятельности

Предлагаема я здесь теория рынк а ка к некоего телеологического механизма, онтологическа я основа которого не може т состоять в механической модели равновесия, ставит вопрос, каки м образом можн о объединит ь в одной онтологической концепци и телеоло­ г и ю и механизм, духовное управление своим внутренни м миро м и самодвижение, с одной стороны, и экономическое внешне е регу­ лирование, с другой. В то же время этот вопрос являетс я онтоло­ гической формулировкой проблемы, состоящей в том, каки м об­ разом могут мыслитьс я вместе этические, свободно избранные максим ы действий и экономические детерминанты деятельности, возникающи е из рыночной ситуации. Со времен Кант а отноше­ н ие межд у экономической наукой и этикой определяе т дуализм нравственного самоопределения свободной воли чере з простое уважение закона и внешней детерминированности хозяйственной ситуации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: