Глава 8 Справедливость обмена




Справедливость есть осуществление нравственного в общественных отношениях людей, позиция и практика предоставления каждому человеку того, что принадлежит ему по праву. Это часто употребляемое понятие справедливости есть то, что Аристотель называет особенной справедливостью в отличие от всеобщей спра- иедливости Платона, которая охватывает всю добродетель. Справедливость есть постоянная, осуществляемая волей и направляемая разумом позиция, состоящая в том, чтобы каждый получил свое, прежде всего то, что принадлежит ему по праву.

1. Справедливость обмена: принцип эквивалентности

Итак, общий принцип справедливости («каждому свое») применительно к обмену можно сформулировать так: каждому — то, что ему причитается на неискаженном конкурентном рынке, т. е. в случае, если экономика соответствует своей природе. В товарном обмене каждому причитается ценовой эквивалент его товара или услуги.

Он получает свое в виде денежного эквивалента, и наоборот, если каждый получает свое, устанавливается эквивалентный обмен. Каждый получает нечто эквивалентное тому, что получил другой участник обмена. То, что отдаешь, равно тому, что получаешь. Таким образом, в сфере обмена принцип справедливости «каждому свое» принимает форму эквивалентности обмена, которая, в свою очередь, проявляется в равенстве рыночной ценности товара или услуги его денежной цене. Эквивалентность делает обмен справедливым, так как каждый получает свое и не слишком много отдает партнеру по обмену. По Аристотелю, обмен возможен тогда, когда у всех вещей есть цена. Но там, где не соблюдается равенство или эквивалентность, обмен и общность не могут существовать, а равенство или эквивалентность требует соизмеримости всех благ, которую обеспечивают деньги.

2. Как определить, кому что причитается при обмене

Справедливость обмена складывается из справедливости цен и адекватности благ. Обменивающиеся должны соблюдать эти два требования, а кроме того стремиться к справедливому отражению интересов обеих сторон в договоре — правда, это требование не является столь же настоятельным, как два предыдущих. Справедливость цен и адекватность благ определяется по следующим трем критериям, к которым в качестве четвертого, менее обязывающего требования добавляется наличие соответствующей добродетели — склонности к справедливому обмену. Итак, критерии справедливого обмена таковы:

· Фактическая цена должна соответствовать преобладающей (в случае рыночной экономики — рыночной) цене.

· Обмениваемые блага должны быть адекватными, а не мнимыми.

· Обмен должен быть взаимовыгодным, то есть не приводить к убыткам одного из партнеров.

· Интересы обоих партнеров должны быть в равной степени отражены в договоре, обе стороны должны проявлять склонность к справедливому обмену

2.1. Соответствие фактической цены преобладающей цене

Для того, чтобы ответить на вопрос о том, что означает справедливая цена, этическая экономия как единство этической и полит- экономической теории должна различать два уровня. Первый уровень соответствует конституированию, возникновению рыночной или другой преобладающей цены. На втором, последующем, уровне наблюдается соответствие или несоответствие индивидуальной цены преобладающей цене.

а) Презумпция справедливости рыночной цены

Как уже отмечалось, для справедливости обмена, в той мере, в которой речь идет о величине цены, достаточно, чтобы отдельная фактическая цена соответствовала преобладающей цене. В рыночной экономике таковой считается рыночная цена. Если не доказано противоположное, можно предположить, что рыночная цена является справедливой, поскольку условия ее формирования, рыночный процесс и конкурентное ценообразование, как будет показано нами в следующей главе, являются конституирующими критериями справедливости цены. То есть существует презумпция, что рыночная цена на конкурентном рынке является справедливой.

б) Соответствие индивидуальной и рыночной цены: справедливость индивидуальной цены

Даже при наличии справедливой рыночной цены остается проблема справедливости индивидуальной цены.
Дело в том, что образование индивидуальной цены в рамках индивидуального обмена четко отличается от формирования ориентирующей и преобладающей рыночной цены. Индивидуальная цена ориентируется на рыночную и оказывает на нее обратное влияние, но она не тождественна рыночной цене, поскольку фактические цены находятся под воздействием индивидуальных обстоятельств времени и места, конкретных условий и конкретного партнера по сделке. Соотношение индивидуальной и рыночной цены, их соответствие и различие есть проблема процесса ценообразования и справедливости обмена, которая не может быть решена существованием всеобщей рыночной цены. Партнеры, заключающие сделку даже на конкурентном рынке, располагают некоторой свободой при установлении индивидуальной цены и ее соотнесении с ценой рыночной, и это делает данный процесс этически релевантным.

2.2. Адекватность блага: запрет обмена мнимыми благами

Включение в обмен мнимых благ нарушает справедливость обмена и порождает неоправданные доходы. Если покупатель платит продавцу за мнимое благо, это означает, что продавец не создал никакой ценности.
В таком случае доход, полученный им от сделки, является неоправданным и нарушает требование адекватности благ. Можно выделить следующие причины получения неоправданных доводов за обмен мнимых благ:

1.Неоправданное перемещение дохода может возникнуть, когда продавец, обладающий перевесом сил на рынке, обещает не использовать свою уже существующую рыночную власть или уже существующее бедственное положение покупателя и на этом основании несколько повышает цену.

2.Вторая форма неоправданного дохода возникает тогда, когда покупатель или продавец сам сознательно ставит своего партнера по сделке в затруднительное положение.

3.Третий тип мнимого блага и связанного с ним неоправданного дохода возникает, когда неопытные покупатели вводятся в заблуждение.

4.Четвертый тип неоправданного дохода возникает, если вместо подлинного товара предлагается подделка.

2.3. Взаимовыгодный обмен: ни один из участников не несет убытка

Основной принцип обмена — его взаимовыгодность. Вопреки некоторым представителям позитивистской экономической теории, этот принцип является не эмпирическим, а нормативным. Как подчеркивает Генрих Пеш, он состоит в требовании возмещения ценности товара и услуги. Ни одна из обменивающихся сторон по должна понести убытка. Принцип взаимовыгодного обмена не означает, что всякая совершившаяся обменная сделка автоматически является взаимовыгодной, так как иначе она бы не состоялась. Условия взаимовыгодного обмена состоят в том, чтобы выгоду от сделки получили обе стороны. Это означает, что цена не должна настолько превышать ценность обмениваемого блага, чтобы богатство участника обмена уменьшилось. Полезность, извлекаемая из сделки, может быть равна нулю, но изменение богатства не может иметь отрицательный знак.

2.4. Справедливость обмена как добродетель

а) Справедливость цен при инновациях

б) Раздел потребительского или производительского излишка как этическая проблема порядочности

2.5. Неизбежность вопроса о справедливости

3. Почему при обмене каждый должен получить то, что ему причитается?

Все содержание экономической этики можно свести к требованию иметь волю и направленную разумом склонность к тому, чтобы дать каждому то, что ему причитается. Это относится как к обмену, так и к отношениям внутри фирмы, представляющим собой в широком смысле обмен на внутреннем рынке предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: