«Социально-экономическая история Римской империи» выдающегося русского историка, эмигрировавшего в США М. И. Ростовцева (1926), обстоятельные труды американского историка Т. Франка (1876—1939): «Экономическая история Рима» (1920) и «Экономический обзор Древнего Рима» (т. I—V, 1933— 1940), монография Ж. Тутена «Античная экономика» (1927) и оригинальная работа Ф. Хейхельхайма «Экономическая история древнего мира» (1938). Для всех этих трудов были характерны умеренная модернизация социально-экономических отношений древности, отождествление высшего экономического развития в период поздней Римской республики и ранней Римской империи с капиталистическими отношениями, а их упадок, по их мнению, приводит к крушению всей античной цивилизации и культуры.
Изучение истории Древнего Рима в СССР (до 1990 г.).
Развитие исторической науки прошло несколько этапов. Первый охватывал 20-е —первую половину 30-х годов, и его можно определить как период трудного становления. в связи с хозяйственной разрухой резко сокращены ассигнования на научные исследования. В эмиграции оказались такие выдающиеся представители отечественной науки, как М.И. Ростовцев, Р.Ю. Виппер, ряд крупных ученых были вынуждены прекратить или резко сократить свою научную деятельность (И.М. Гревс, И.В. Нетушил, Д.М. Петрушевский).
Новый период в развитии советской исторической науки, в том числе истории Древнего Рима, начался с середины 30-х годов. B.C. Сергеев опубликовал 2-томное учебное пособие «Очерки по истории Древнего Рима» (1938). С. И. Ковалев в 1937 г. издал курс лекций по периоду эллинизма и римской истории, а в 1948 г.— сводный труд «История Рима» (1987 г.—2-е издание). Три издания выдержал учебник по истории Древнего Рима (1947 г.—1-е издание) H.A. Машкина. В этих работах, в учебниках других специалистов излагался полный курс древнеримской истории с распада родового строя и зарождения рабовладельческих отношений, прослеживался весь цикл их развития вплоть до разложения и формирования элементов феодальных отношений.
|
большое внимание ученых в 30—40-х годах привлекали проблемы классовой и социальной борьбы в римском обществе, и прежде всего борьба рабов против рабовладельцев. В монографии A.B. Мишулина «Спартаковское восстание» (1936) был обстоятельно изучен ход спартаковского движения, восстания рабов на острове Сицилия во II в. до н. э.
А.Б. Рановичем, Р.Ю. Виппером, СИ. Ковалевым, Г.М. Лившицем изучались многие аспекты истории происхождения христианства, христианской литературы, история ранней церковной организации.
60—70-х годах особое значение придается изучению различных проблем рабства как социально-экономической системы. Институт всеобщей истории публикует серию монографических исследований, в числе которых работы Е.М. Штаерман
В 80-х годах в отечественной романистике усиливается внимание к различным аспектам римской культуры, особенно периода Империи. Так, во второй половине 80-х годов вышла фундаментальная работа выдающегося философа и антиковеда А.Ф. Лосева, в VI (1986) и VII томах (1988) его «Истории античной эстетики».В русле того же направления выполнена работа В. В. Бычкова «Эстетика поздней античности (II—III вв.)» (1981). В ней основное внимание сосредоточено на изучении эстетических идей ранней патристики (т. е. сочинений отцов церкви).
|
Отечественная историография 90-х годов. В 90-х годах издан ряд исследований, продолжающих и расширяющих традиционную для отечественной историографии проблематику, в частности, в области социально-экономической истории (Штаерман Е.М. «История крестьянства в Древнем Риме», 1996; Кузищин В.И. «Античное классическое рабство как экономическая система», 1990; Коптев A.B. «От прав гражданства к праву колоната», 1995). Активно изучаются проблемы ранней римской истории [Маяк И.Л. «Римляне ранней Республики», 1993; Токмаков B.H. «Военная организация в Риме (VI — IV вв.)», 1998; Дементьева В.В. «Магистратура диктатора» (V—III вв.), 1996].
Этрусская цивилизация
Наиболее культурным, наряду с греками, народом Италии во второй четверти I тыс. до н. э. были этруски. На фоне лигу-ров, италиков, иллирийцев, живших в условиях первобытно-общинного строя, этруски выделялись тем, что у них возникли классовое общество и государственная организация. Этруски заселили три области — современную Тоскану — между правобережьем Тибра и Арно; севернее ее — Паданский регион, южнее — Кампанию.
Этрусское экономическое могущество базировалось на плодородных почвах, позволявших собирать богатые урожаи зерновых, льна и винограда, на месторождениях меди, олова и железа (на о. Ильва), стимулировавших развитие металлодобычи и металлообработки, изготовление оружия, бронзовых зеркал, посуды и украшений, на запасах камня и глины. На этой основе прогрессировали строительное дело и керамическое производство.
Жилые дома воздвигались на каменном фундаменте, имели деревянные стены, покрытые глиняной облицовкой. Крыши были черепичными.
|
Этрусские некрополи многочисленны и хорошо изучены. Сохранились вырубленные в скале усыпальницы знати в виде камерных гробниц, над которыми насыпаны круглые холмы. Стены камер украшены фресками, иногда с надписями.
Верхушку этрусского общества составляла военно-жреческая знать. Римские авторы называют ее представителей принцепсами. Современные ученые полагают, что они возглавляли привилегированный слой (этера). В него могли входить знатные дружинники, а также приближенные вождей из числа клиентов. женщина занимала в семье почетное место. Это выражалось в том, что наряду с именем отца этруски упоминали имя матери. Кроме знати и людей зависимых состояний существовали в Этрурии и незнатные свободные, занимающиеся ремеслом и торговлей.
Политическая власть в городах сначала принадлежала царям, обладавшим военными и религиозными полномочиями. Но в VI в. до н. э. цари были заменены выборными должностными лицами. Они назывались по-разному — зилки, или зилахи, соответствующие (латин.) претору, пуртна — диктатору, марунухи.
Этруски не образовали единого централизованного государства. Античные авторы сообщают о трех двенадцатиградиях (тосканском, паданском, кампанском). Это были непрочные религиозные лиги, возглавлявшиеся избранными из представителей городов зилахами, или зилками, которые обладали и военными функциями. Практически городов в союзах было более двенадцати. Это объяснялось прежде всего тем, что этрусские центры строились в отдалении от моря, но обычно имели на побережье свой порт.
Расцвет этрусских городов и их торговой и военной экспансии в Италии и на ближних островах падает на первую половину VI в. до н. э. Но с последней четверти VI столетия греки берут над ними верх. Чем объяснить стремительное падение этрусской гегемонии в Италии? Во-первых, внутренней слабостью этрусских городов-государств: их подтачивали социальные противоречия. Во-вторых, непрочностью их союзов, соперничеством городов, не позволявшим создать надежный единый фронт против италиков, греков, потом — кельтов.
Исключительным авторитетом обладали этрусские гадатели, узнававшие волю богов по молниям и по внутренностям животных. Этих гадателей называли гарус-пиками. Этрусский пантеон включал в себя божества разного порядка — «скрытых», т. е. великих богов, души предков и различных демонов, добрых и злых. Среди верховных божеств известны Тини, Уни, Менрва
С течением времени этруски все более впитывали греческие элементы культуры. Они подражали грекам в формах керамики, вазописи и пластике, охотно изображали на зеркалах и сосудах сцены гомеровского эпоса. В свою очередь, этруски воздействовали на соседей-италийцев, в частности на Рим. Римляне переняли у них правила межевания полей, планировку городов, устройство домов, учение гаруспиков, знаки царской власти.
34.Возникновение государства в Риме. Социальная структура Рима в царскую эпоху. Реформы Сервия Туллия.
Рим находится на берегу р. Тибр в Лации. Город вырастал из поселений на холмах — Палатине, Эсквилине, Цэлии, Квиринале, Виминале и других, возвышавшихся над сыроватыми низинами. Местоположение города, благодаря климату, судоходной реке, в устье которой добывалась соль, соседству с морем, что облегчало связи с италийскими и заморскими народами, содействовало его развитию.
В начале I тысячелетия до н. э. (X— VIII вв.), т.е. в эпоху раннего железного века, на территории Рима были разбросаны родовые поселки.
Поселения защищались рвами, насыпями, строились сторожевые башни. Понемногу поселки расширялись и объединялись между собой. Первыми объединились поселки Палатина и Велии, затем в единую с ними общину слились деревни других холмов. На Капитолии выросла общая для всех крепость. Истоки синойкизма связываются в традиции с легендарным Ромулом. Таким образом, начало царской эпохи знаменовало собой начало истории объединенной римской общины.
В это время народ Рима состоял из трех родовых триб (племен). Нам известны только их поздние этрусские названия — тиции, рамны и луцеры. Римское население в этническом плане с самого начала было неоднородным. Но преобладали в нем латины и сабины, а этрусков почти не было. Вторым элементом общества были 30 курий. курия — это союз мужчин-воинов. Курии выставляли пешее войско.
Римский род царского времени представлял собой общину. Подобно греческому, он был отцовским и экзогамным, характеризовался правом взаимного наследования, правом принимать чужаков, избирать и смещать старейшин, а также обязанностью сородичей оказывать друг другу помощь.
Управление Римом осуществляли сенат, комиции и царь. Сенат был советом из 100, а потом 300 старейшин, отцов семейства, представлявших роды. Комиции в переводе с латинского означают сходку, т. е. народное собрание мужчин-воинов. Собирались они по куриям, откуда их название —куриатные комиции. По рекомендации сената на комициях выбирался царь (rex), обладавший функциями военного вождя, жреца и судьи. Члены родов были равны между собой.
Картина социальной жизни усложнялась тем, что растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а также добровольных пришельцев, иногда целых родов, привлеченных удобством места. Число их увеличивалось, почему их стали называть плебеями, плебсом (от plere — наполнять). они получали от римлян земельный надел.
Плебеи, как и патриции, жили большими отцовскими семьями, составлявшимичасть рода. Но поскольку их роды не входили в три римские трибы, они не участвовали в войнах, получали только небольшой земельный надел и не могли увеличить его землей из общенародного фонда.
плебс занимался не пастушеством, требовавшим больших площадей, а земледелием, ремеслом и торговлей. В его среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивались отношения частной собственности и, как следствие этого, имущественная дифференциация. Но и богатые и бедные плебеи были одинаково бесправны.
Для упрочения своей власти царям необходимо было подавлять родовую верхушку, влияние которой строилось на фундаменте родовой организации, и найти социальную опору помимо родовой аристократии. С этой целью цари укрепляли свое имущественное положение, расширяли свой земельный надел. Все свободнее распоряжались они завоеванными землями, составлявшими общенародную собственность.
Сервий Туллий ввел деление всей римской территории на 21 округ. Эти округа были названы трибами. Было 4 городских и 17 сельских триб, в которых находились как гентильные, так и соседские общины, жили как патриции, так и плебеи. Таким образом, Сервий Туллий перемещал римское население, как это сделал в Афинах Клисфен. Этому же царю приписывается перераспределение земель между богатыми и бедными.
Сервий Туллий совершенно изменил самый принцип комплектования войска. Античные авторы передают, что Сервий поделил все мужское население Рима, т. е. и патрициев, и плебеев, на шесть имущественных разрядов. К 1-му разряду относились люди, обладавшие имуществом, которое оценивалось не менее чем в 100 000 медных ассов (монет); ко 2-му — те, чье имущество оценивалось, как минимум, в 75 000 ассов; к 3-му — в 50 000; к 4-му — в 25 000; к 5-му — в 11500 ассов. Все бедняки входили в 6-й разряд — пролетариев, богатством которых было лишь их потомство.Каждый имущественный разряд выставлял определенное число войсковых единиц, центурий (сотен): 1-й разряд — 80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев, ставших основной боевой силой, и 18 центурий всадников, всего 98 центурий; 2-й — 22; 3-й — 20; 4-й— 22; 5-й — 30 центурий и 6-й разряд — 1 центурию, в целом 193 центурии. Экипировка воинов различных разрядов по нисходящей становилась все более легкой и дешевой. Но реформа Сервия Туллия имела не только военное значение. На основе центуриатного порядка вырос новый вид народных собраний — центуриатные комиции, где центурия была голосующей единицей. дела в центуриатных собраниях решались голосами наиболее богатых, как патрициев, так и плебеев.
В современной науке считается, что Сервию Туллию приписан в древности ряд установлений более позднего времени. Но безусловно признается учреждение им:
1) территориального деления Рима;
2) цензового принципа деления общества;
3) общего войска из патрициев и плебеев.
35.Периоды борьбы патрициев и плебеев,их содержание и значение.
Развитие ремесла и торговли которыми занимались плебеи,привело к расслоению римского плебса. Из среды плебеев выделилась богатая торгово-ремесленная знать. Взросло количество неимущих плебеев. Патриции,а также богатые плебеи закабаляли своих должников. Это расслоение плебеев привело к обострению классовой борьбы.
Римский плебс стремился получить земли общественного поля. Однако только патриций могли занимать земли общественного поля. Таким образом борьба плебеев с патрициями в экономическом отношении была борьба за землю. Начало борьбы плебеев с патрициями в 494г до н.э. Во время борьбы плебеи,обременненые долгами,отказались служить в римских войсках,покинули Рим. Патриций,испуганные уходом плебеев,пошли на уступки: 1. За плебеями было признано право на самостоятельную организацию. Они могли избирать из своей среды двух должностых лиц-народных трибунов. Трибуны имели накладывать запрет на решение сената и магистратов, если они противоречили интересам плебса. Т.о их обязанность защищать плебса от произвола патрицианских магистратов и сената.2.Произошло разделение земель между плебееими и патрициями.3.Прнятие законов ΧΙΙ таблиц было большой победой рисского плебса. Законы,общие для патрициата и плебса,должны защищать плебеев от произвола патрициев, запретить частную собственность, рабство.
В 445г до н.э был отменен старинное запрещение браков между патрициями и плебеями.
К концу IVв до н.э плебеи могли занимать все должности, в том числе и жреческие.
Крупнейшим итогом борьбы плебеев против патрициев был переход от родоплеменных отношений к рабовладельческому государству.