Готика в современной культуре




Введение

 

"Величие и красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость", - так говорил о готике русский писатель Н. В Гоголь.

Го́тика – период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI - XII по XV-XVI века, пришедший на смену романскому стилю и постепенно вытеснивший его тяжеловесность и массивность.

Впервые это понятие применил Джорджо Вазари, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике, так как обращалось к высшим божественным силам в рамках христианского мировоззрения. В этот период в литературе появляется помимо религиозной, любовная лирика трубадуров, развивается городская литература, комические театральные жанры, а в живописи основное место занимает портрет. Влияние церкви еще остается, однако растет самосознание народа, интерес к человеческим чувствам и реальной жизни. Не смотря на то, что готическое искусство называли "варварским", именно оно подготовило почву Ренессансу.

Чаще всего данным термином именуют архитектурный стиль, но понятие "готика" охватывает также скульптуру, живопись, витраж, фреску и многие другие произведения изобразительного искусства исследуемого периода.

 

Готический стиль в архитектуре, скульптуре и живописи

 

Готическое искусство возникло в середине XII века на севере Франции, в дальнейшем распространившись на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии, позднее проникнув и в Италию.

Архитектура

В архитектуре готический стиль приходит на смену романскому. Это храмы, соборы, монастыри с многочисленными арками, с заострённым верхом, узкими и высокими башнями и колоннами, богато украшенным роскошным фасадом с многочисленными резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветными витражами.

Первым готическим архитектурным сооружением считается церковь монастыря Сен-Дени (Франция). В XII веке аббат Сугерий написал трактат «Об освящении церкви Сен-Дени», где обозначил символичность всех элементов готического собора. По его мнению, храм - это некий корабль, Вселенная, разделенная поясом витражей вверху и массивностью стен в нижней части на небесный и земной миры.

Церковь монастыря Сен-Дени (Франция)

На фоне тяжеловесных построек романского стиля готические соборы поражают своей легкостью, устремленностью в небесный свод, богатейшим декором, напоминающим тончайшее кружевное плетение, красотой и роскошью витражей и скульптур.

К шедеврам готической архитектуры относят Собор в Шартре, Собор в Реймсе, где короновались французские короли, Собор в Амьене, несомненно, Собор Парижской Богоматери во Франции; Кёльнский и Мюнстерский соборы в Ульме в Германии, Собор в Кентербери - главный храм английского королевства, а также Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне, Соборы в Солсбери, Эксетере, Линкольне, Глостере, Часовня Королевского колледжа в Кембридже. В Чехии это готическая архитектура Праги, Собор святого Вита. В Испании Санта-Мария-дель-Мар.

Соборы, несомненно, были главными и важнейшими постройками того периода.

Скульптура

Обилием скульптур и витражей отмечен период высокой готики. Статуи пророков, апостолов, святых располагались на порталах готических соборов. Множество мелких фигур и сцен размещались на цоколях, постаментах и крышах.

Готическая скульптура выразительна и динамична. Это работы Клауса Слютера, создавшего Мадонну фасада церкви погребения Филиппа, фигуры Колодца Пророков в Шаммоле. В Германии наибольшую известность получили работы Тильмана Рименшнайдера, Вита Ствоша и Адама Крафта.

Мадонну фасада церкви погребения Филиппа

Живопись

Огромную роль в декоре готических храмов играли витражи, которые воспроизводили религиозные и литературные сюжеты, исторические события.

Также расцвета достигает книжная миниатюра, на фоне появления светской иллюстрированной литературы. Религиозные книги преобладали и были богато иллюстрированы. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый "Великолепный часослов герцога Беррийского" (около 1411—1416).

Одна из картин «Великолепного часослова герцога Беррийского»

 

В связи с интересом к человеку, его внутреннему миру, индивидуальности характера, развивается жанр портрета, достигший расцвета в период поздней готики, на фоне духовного возрождения Европы в аспекте развития гуманистического подхода к человеческой личности. Среди художников готики получили известность такие имена, как: Джотто, Дуччо, братьев Лоренцетти, Симоне Мартини и Фра Анджелико, работавшие во Флоренции и Сиене. В алтарной живописи это Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Большой вклад в готическое искусство живописи внесли картины художников, написанных при дворах Праги и Вены, мастеров Северной Германии.

С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой, ознаменовавшей собой заключительный этап развития готического искусства.

 

Готика в России

 

В связи с тем, что в эпоху средневековья Россия находилась под влиянием византийской культуры, мы можем говорить только о неоготике, пришедшей в русское искусство в конце XVIII века, когда неподалеку от Санкт-Петербурга по проекту архитектора Ю.М. Фельтена были построены в неоготическом стиле Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).

 

Чесменский дворец (1774—1777)

Неоготика как направление в архитектуре эпохи эклектики возникает в Англии в 40-е годы XVIII века и оказывается востребованной по всему миру. Это католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуанчжоу и Киеве, это "Биг Бэн" и Тауэрский мост в Великобритании.

Говоря о неоготике в России, исследователи используют термин псевдоготика, так как это скорее некая стилизация под готику западноевропейского средневековья. Ярким памятником неоготического стиля стала императорская резиденция в Царицыне (1776—1796) под Москвой - целый ансамбль зданий и строений, возведенных по проекту архитектора Василия Баженова и по заказу Екатерины II. Это некий сложный синтез европейской готики, русской барочной архитектуры и классицизма. Помимо этого, к неоготическому стилю можно отнести Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в 1901—1911 годах в Москве. В этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (1906), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (1881—1884) и др.

Императорская резиденция в Царицыне (1776—1796)

В отличие от европейцев русские архитекторы практически не используют каркасную систему готических соборов. Традиционная для православия крестово-купольная основа украшается стрельчатыми арками, постепенно поддаваясь влиянию "интернациональной" неоготики. Результатом чего становится строительство многочисленных католических костёлов для прихожан польского происхождения на всём протяжении Российской империи от Красноярска до Киева.

 

Готика в современной культуре

 

Интерес к готическому искусству и культуре, в целом, не угасает до сих пор. К сожалению, в рамках наших мелкогабаритных квартир не каждый может позволить себе готическую роскошь. Однако современные дизайнеры используют стилизацию под готику в оформлении интерьеров помещений. Для украшения загородных домов подойдут арочные окна, красочные витражи, оригинальные мозаики. Готический интерьер сочетает в себе яркие цвета и массивную мебель, различные орнаменты, декорирующие стены и окна. Материал также должен оставаться натуральным: камень, дерево, мрамор, металл.

Обращаясь к другим областям искусства, отметим, что предтечей современных "ужасов" явился готический роман, возникший во второй половине XVIII века и наполненный мистикой семейных проклятий, таинственных приключений с элементами сверхъестественного, призванный повергнуть читателя в приятный ужас. В XX веке в рамках "готического" жанра развивается "литература ужасов" (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился новый литературный жанр – тёмное фэнтези. Потусторонние силы, живые мертвецы, исполнение клятвы, явление призраков - отметим, что это излюбленные сюжеты современного киноискусства.

В конце 70-х годов XX века в Великобритании зарождается особая готическая субкультура, представителей которой (подростки 14-15 лет) отличает специфический имидж и интерес к готической музыке. Это явление уже связано с эволюцией музыкального жанра готик–рок. В 1980-х годах широкую популярность обрели такие исполнители, как Bauhaus, Southern Death Cult, Siouxsie and the Banshees и др.

Готическая рок-группа Siouxsie and the Banshees

Составляющими данной субкультуры являются, прежде всего, готическая мода и готическая музыка. В одежде это преобладание чёрного цвета, атрибутика и особый макияж. К готической музыке обычно относят готик-рок, дэт-рок и дарквэйв. В настоящее время готическая субкультура распространена преимущественно в Европе и Северной Америке, в меньшей степени - в Азии и Австралии.

готический стиль культура архитектура

Заключение

 

Готическое искусство отразило глубокие и острые противоречия эпохи, в результате чего и само было внутренне противоречиво: переплетение реалистичности, простоты человеческого чувства с религиозной строгостью, отрешенностью от всего земного. Не случаен и синтез архитектуры, скульптуры и живописи, используемый в создании готических соборов, где каждая деталь несла свою смысловую нагрузку.

Классическое выражение готический стиль получил, несомненно, в церковной культуре. Однако преобладание в период поздней готики светской тематики и области применения обогатило готическое искусство в жанровом и стилистическом аспектах. Не смотря на это, произведения готического искусства отличаются глубокой одухотворенностью, проявлением нравственной жизни человека в религиозно-поэтическом аспекте.

В связи с развитием буржуазного общества и ослабления церковного влияния готического искусство утрачивает свою прогрессивность, но не ценность, так как зародившиеся здесь гуманистические тенденции стали основой следующей эпохи в развитии западноевропейской культуры – эпохи Возрождения.

 

Список литературы

 

1. Муратова М.К. Мастера французской готики XII-XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. 1988. - 452с.

2. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб.: Азбука-классика. 2004. - 336с.

3. Виолле-ле-Дюк Э. "Энциклопедия готической архитектуры"."Эксмо, Наше слово". 2013. - 536с.

4. Алленов М. Русское искусство XVIII начала XX в. М.: Трилистник. 2000. - 474с.

5. Гнедич П.П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. В 3 т. - М.:1. ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

6. Хазов В. К. Символика молодёжной субкультуры готов (рус.)// Гуманитарные исследования. 2009. № 2. С. 27-31.

Размещено на Allbest.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: