Знание о законах и закономерностях формирования, функционирования и развития политической власти, о формах ее проявления в условиях современности может быть полным, если оно опирается па достижения политической мысли па протяжении всей истории человечества.
Политическая мысль начала развиваться вместе с появлением политической жизни, формированием-политических отношений, институтов.
На первых этапах развития общества политическая жизнь получала отражение в представлениях; являвшихся первичной ступенью осмысления ее человеком. При достижении обществом относительно высокой ступени развития появились политические учения в подлинном значении этого термина, многие положения которых оказали существенное влияние на все последующее развитие политической мысли.
Политическая мысль России
Основные направления развития политической науки в ХХ веке
Почти два тысячелетия политическая наука развивалась в контексте общефилософских воззрений, и лишь в конце ХIХ века она стала формироваться как самостоятельная отрасль научного исследования. Большую роль в становлении современной политологии сыграли итальянские ученые Вильфредо Парето (1848–1923 гг.), Гаэтано Моска (1858–1941 гг.), а также представители немецкой науки Роберт Михельс (1876–1936 гг.) и Макс Вебер (1864–1920 гг.).
В. Парето и Г. Моска внесли большой вклад в разработку теории элит. В их произведениях были поставлены важные проблемы структуры политической власти и группового характера ее реализации. Вариантом элитистской теории власти явилась концепция олигархии, разработанная Р. Михельсом. Он же провел серьезные исследования по проблемам политических партий.
|
М. Вебер исследовал такие проблемы, как сущность политической власти, ее легитимность, строение и управление государством, феномен бюрократии. Он предлагал создать механизм контроля за государственным аппаратом со стороны гражданского общества. Политические противовесы бюрократии он усматривал, с одной стороны, в демократии,а с другой, – в харизме политических лидеров.
Особенно интенсивно политология стала развиваться после Второй мировой войны. На сегодняшний день сложились несколько национальных политологических школ. Наиболее мощной является политологическая школа США (Г. Лассуэл, Д. Истон, Г. Алмонд и др.). Именно в этой стране развернулась так называемая бихевиористская революция в исследовании политических процессов. Американским ученым принадлежит заслуга системного анализа политических явлений. Показателями расцвета американской политической науки стало появление огромного потока литературы по самым разнообразным вопросам политики, создание новых научных и учебных центров, развертывание прикладных политологических исследований.
Впечатляющих успехов за этот период добилась французская политическая мысль, в лице таких представителей, как М. Дюверже, С. Московичи и др. Внимание французских ученых было обращено, прежде всего, на вопросы партийного строительства, политических режимов и формирования политического сознания.
Значительные трудности в ХХ веке испытала германская политическая наука. В конце З0-х годов по политическим мотивам Германию покинули виднейшие представители научной элиты, такие как З. Фрейд, Э. Фромм, К. Левин, К. Мангейм, Г. Маркузе, Т. Адорно и др. После войны немцы восстановили значительную часть научных направлений, и прежде всего в области теории политики, истории политических учений, политических институтов, гражданского общества и государства, особое внимание было уделено вопросам геополитики.
|
Значительных успехов в начале ХХ века достигла российская политическая мысль, которая была представлена такими учеными и политическими деятелями, как Н. Бердяев, А. Богданов, И. Ильин, М. Ковалевский, В. Ленин, Н. Михайловский, Г. Плеханов, П. Сорокин, П. Струве и др. Эти исследователи значительное внимание уделяли проблемам соотношения личности и государства, политического лидерства и формированию субъектов политической жизни, ими велись широкие дискуссии о соотношении реформы и революции. Развитие российской политической науки было прервано наступлением тоталитарного режима и построением моноидеологического общества в СССР. Только после падения советской политической системы стало возможным широкое знакомство научной общественности с достижениями западной политической науки и проведение свободных политических исследований
Понятие политики
Понятие «политика» – одно из древнейших. В современные языки и культу-ры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).
Политика традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социаль-ными группами, народами, нациями, государствами. Она включает функциони-рование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды.
|
Происхождение политики
На первоначальных этапах развития человечества, когда общество еще не знало резкого противостояния интересов, механизмы самоорганизации производства и распределения продуктов, религия, обычаи и нравы естественным образом регулировали, как процесс удовлетворения потребностей, так и поддержание целостности общества. Однако эти механизмы оказались неспособными эффективно выполнять данные функции, когда, вследствие прогресса материального производства, резко усилилась социальная, этническая, религиозная дифференциация общества. Во многообразных человеческих контактах выявился блок конфликтных интересов, грозящих разрушить человеческое сообщество.
И тогда сохранение целостности общества стало представлять из себя серьезную общественную проблему. Такая потребность была реализована в процессе становления специфических общественных институтов, оказавшихся способными за счет использования средств принуждения обеспечить необходимые общеобязательные формы социального поведения всех слоев населения. Появление механизмов публичной власти, свидетельствующее о возникновении государства, выводило общественную власть на качественно новый уровень регулирования межгрупповых отношений.
Вывод: таким образом, политику можно определить как область целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых интересов и потребностей.
Функции политики
В современных обществах политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут нормально развиваться:
1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены политически значимые интересы групп, слоев, государства, в том случае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.
2. Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Помимо формулирования целей поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя возможности для удовлетворения индивида его потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.
3.Управленческая и регулятивная функция политики. Политика не только выражает властно значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.
4. Функция рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.
5. Функция политической социализации.
Открывая широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.
6.Гуманитарная функция.
Эта функция выражается в создании прав и свобод личности, обеспечение общественного порядка, гражданского мира и организованности