Лекционные занятия (теоретический курс)




ИСТОРИЯ

(актуализация 2018 г.)

Учебно-методические рекомендации для студентов по изучению

Дисциплины

 

Курс: второй

Семестр: третий

Форма обучения: очная

Срок освоения ППССЗ: 3 года и 10 месяцев

Квалификация выпускника: специалист по судебному администрированию

Для набора: 2017 г.

Москва, 2017

 

Составитель: Ивашко М.И., д-р ист. наук, профессор

 

_________________ «27» июня 2017 г.

подпись

Учебно-методические рекомендации для студентов по изучению

Дисциплины

 

 

разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

 

Обсуждены на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин

протокол № 12 «27» июня 2017 г.

 

Заведующий кафедрой Ивашко М.И., д-р ист. наук, профессор

 

_________________________________ «27» июня 2017 г.

 

 

Дополнения и изменения, внесенные в учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины, утверждены на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин

 

Протокол № 10 от «17» апреля 2018 г.

 

Заведующий кафедрой ________________ М.И. Ивашко

 

Дополнения и изменения, внесенные в учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины, утверждены на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин

Протокол № от «» ____________________

 

Заведующий кафедрой ________________ _________________________

 

 

УЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общие положения

 

Приступая к изучению дисциплины «История», студенту необходимо внимательно ознакомиться с учебной программой, тематическим планом, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность изучения разделов, тем курса, выполнения учебных заданий, выносимых на групповые занятия. В обязательном порядке завести рабочую тетрадь.

Следует помнить, что уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, семинарах, других занятиях в составе группы, изучения рекомендованной литературы, выполнения заданий в ходе самостоятельной работы, активного использования времени, отводимого на консультации.

 

Лекционные занятия (теоретический курс)

 

Одной из важнейших форм организации учебного процесса по дисциплине «История» являются лекции. В ходе лекционного курса преподаватель излагает наиболее сложные, имеющие концептуальный характер вопросы. При этом следует учитывать, что любая лекция хрестоматийно состоит из трех основных частей:

- во-первых, вводной части, в ходе которой преподаватель объявляет тему, план лекции, определяет цель и задачи данной лекции. Кроме того, дает краткую характеристику проблемы, представляет список литературы и источников по теме;

- во-вторых, изложения, где преподаватель представляет факты, понятийный аппарат темы, освещает события, демонстрирует аудио - и видео материалы по проблеме, анализирует различные точки зрения, приводит систему доказательств и аргументов в подтверждение своего мнения, показывает связь обсуждаемой проблемы с практикой;

- в-третьих, выводов, где преподаватель подводит итоги рассматриваемой проблемы; определяет задания для поисковой работы над изучаемой темой, дает методические рекомендации по организации самостоятельной работы, отвечает на вопросы студентов.

Задача студента внимательно слушать лектора, одновременно записывать важные мысли, которые в последующем составят основу конспекта данной лекции. При этом рекомендуется придерживаться общих, существующих и уже утвердившихся в практике, правил и приемов конспектирования лекций.

1. Лекция записывается в специально отведенной для этого тетради, каждый лист которой должен иметь поля для дополнительных записей. Аналогичная работа может проводиться с помощью ноутбука или планшета.

2. В начале лекции следует записать дату, тему, вопросы лекции, рекомендуемую литературу. Запись содержания лекции должна иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения выводов, определений, основных идей можно использовать цветные фломастеры. Рекомендуется по ходу чтения лекции на полях делать пометки о терминах, с которыми впервые сталкивается студент, вопросы, на которые следует обратить внимание при доработке конспекта, а также те вопросы, которые возникают у студента к преподавателю по материалам данной лекции.

3. В конспекте дословно записываются определения исторических категорий, названия исторических документов, год их принятия. В конспект следует заносить рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д.Записывая, обязательно вдумывайтесь в слова преподавателя, стремитесь понять содержание предлагаемого к изучению материала, уяснить главное, и это главное четко и понятно (своими словами) зафиксировать в своих конспектах.

4. В ходе конспектирования вполне допустимо делать сокращения наиболее распространенных терминов и понятий, но с соблюдением одного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. При этом следует помнить, что сокращения носят индивидуальный характер, а чрезмерное увлечение сокращениями может привести к тому, что со временем в них будет трудно разобраться.

5. В ходе лекции учитесь сосредоточить свое внимание только на ее содержании. Даже кратковременное отвлечение внимания приводит к потере мысли лектора и логики самой лекции.

6. Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

Рекомендуется следующий порядок доработки лекции:

– прочитайте свои записи и восстановите в памяти основное содержание лекции;

– исправьте неточности, расшифруйте обозначения и нестандартные сокращения;

– прочитайте материал по учебнику или другим дополнительным источникам, заполните пропущенные в конспекте места, внесите нужные дополнения;

– выделите в своих записях основные положения, если нужно, пронумеруйте, подчеркните. Проведите анализ конспекта лекции. Если вы убедитесь, что разобрались и усвоили основные идеи и положения лекции, считайте, что с поставленной задачей справились. Помните, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления способствует лучшему усвоению материала.

В ходе изучения дисциплины «История» будут прочитаны следующие типы лекций:

· Вводная лекция (лекция-установка)

· Лекция-беседа

· Лекция – визуализация

· Проблемная лекция

· Информационная лекция

· Обзорная лекция

Для того чтобы наиболее эффективно усвоить учебный лекционный материал студенту следует знать особенности методики проведения данных лекций.

 

Вводные лекции читаются по темам 1.1., 1.2. Это первые темы нашего курса, которые призваны ознакомить студентов с целью, назначением, особенностью дисциплины «История», которая читается студентам 2-го курса. Наряду с созданием целостного представления о дисциплине, данные лекции содержат рекомендации студентам по работе над курсом, характеристику исторических источников, монографической литературы, учебников и учебных пособий, знакомят с требованиями к экзамену и другим видам занятий, которые будут применяться в ходе изучения новейшего периода истории в университетской аудитории. Кроме того, в лекции на основе фактологического материала, характеризующего общее и особенное в истории России, будет поставлен проблемный вопрос: «Что же на сегодняшний день представляет собой Россия?» «Совпадает ли вектор ее развития с общемировым развитием?». Ответ на эти и другие вопросы студенты смогут найти, изучив данный курс.

 

Проблемные лекции читаются по темам 3.2., 4.1., 4.4. Темам, которые далеко неоднозначно трактуются в исторической литературе. Опираясь на определенные знания, которые были получены студентами в ходе школьного курса «Истории», преподаватель начинает проблемную лекцию с вопросов, с постановки проблемы, которую затем решает в ходе ее изложения. То есть, проблемная лекция строится таким образом, чтобы обусловить появление вопроса в сознании студента. При этом выдвигаемая проблема требует не однотипного решения и не однозначноо ответа. В ходе лекции обязателен диалог преподавателя со студентами. В этой связи обучаемым следует заранее (накануне лекции), используя программу курса, ожнакомиться с содержанием планируемой проблемной лекции и быть готовым к высказыванию своего мнения по обсуждаемой проблеме.

 

Лекции-визуализации читаются по темам 2.1., 2.2., 4.11. и сводятся к связному развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных пособий (презентаций). Лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания визуальной информации. Студентам следует быть готовым принять участие в лекции, отвечая на вопросы преподавателя по ходу изложения ее содержания.

 

Лекции-беседы читаются по темам 3.1., 4.7., 4.8. Эти лекции предполагают непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мыслительной деятельности присутствующих на лекции.

Студентам следует учитывать, что в ходе проведения данного типа лекции они будут при помощи различных приемов привлекаться преподавателем к участию в беседе по теме данной лекции. Вопросы могут носить информационный или проблемный характер. Адресоваться они будут всей аудитории. Студентам предстоит на них отвечать с мест. Возможно и адресное обращение преподавателя с вопросом к тому или иному студенту для выяснения мнения по обсуждаемой проблеме. Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов на отдельных аспектах темы, так и проблемные. За работу на лекции преподаватель в конце занятия может выставить оценку.

 

Информационно - объяснительные, повествовательные лекции читаются по темам 4.2., 4.5., 4.10, 5.1., 5.2., 5.4., 5.5. «Это такой вид изложения, в котором связанно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах или действиях, протекающих и развивающихся во времени». Студентам следует быть готовым к тому, что содержание учебного материала, которое подается методом информационной лекции, менее всего знакомо им, сложно усваивается и в этой связи требует, прежде всего, объяснения, описания в повествовательной форме исторических явлений и событий их характеризующих.

Следует помнить, что лекции являются ключом к самостоятельной работе студента над программой курса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: