РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМАМ ЗАНЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ В МАСШТАБАХ ГРУППЫ




Раздел. 1. Введение.

Тема 1.3. Семинар-диспут с подготовкой и защитой группового задания

проектного характера: « Место России в современном мировом сообществе

Цивилизаций».

Порядок проведения:

1. Обзор и демонстрация учебной литературы и периодических изданий, которые могут использоваться в ходе изучения курса.

2. Обсуждение первого вопроса. «Что есть Россия?». Россия – это Восток или Запад? Или она соединяет в себе оба начала? А может быть, Россия уникальна? Заслушивание и отстаивание точек зрения тремя подгруппами:

- «Россия – Запад?»;

- «Россия – Восток?»;

- «Россия – самобытная цивилизация?».

3.Обсуждение второго вопроса. Мозговой штурм: точки зрения на место России в современном цивилизационном процессе. Чем сегодня является Россия? Её ценностные ориентиры.

4. Подведение итогов занятия.

 

Методические рекомендации для подготовки к семинару-диспуту:

1. В ходе подготовки первого вопроса группа делится на три подгруппы для разработки проекта по одному из трех предложенных вариантов. Представителя, который будет выражать групповое мнение по тому или иному вопросу выбирают участники подгруппы. Он в ходе диспута представляет мнение подгруппы. После его выступления сторонники другой точки зрения на место России в мире, задают вопросы выступающему, на которые могут отвечать все члены данной подгруппы.

Первая подгруппа студентов разрабатывает проблему: «Россия - Запад?». Она представляет мультимедийную презентацию и комментарии (аргументы) к ней, подтверждающие, что Россия относится к западному типу цивилизации. Особое внимание следует уделить ценностям, на которых основывается западная цивилизация.

Вторая подгруппа студентов разрабатывает проблему: ««Россия – Восток?». Представляет мультимедийную презентацию и комментарии (аргументы) к ней, подтверждающие, что в России достаточно ценностей, характерных для восточной цивилизации. В качестве вывода следует выделить ценности, характерные для цивилизации восточного типа.

Третья подгруппа студентов, с опорой на изложенный первыми двумя группами материал, должна предложить свой взгляд на место России в мире, представив свои аргументы с использованием презентации.

 

2. Подготовка ко второму вопросу требует индивидуальной самостоятельной работы каждого студента для формирования своего видения поставленного для обсуждения вопроса. Необходимо продумать и заранее записать в конспект аргументы, которые помогут обосновать свою точку зрения. Следует также использовать информацию, которая будет озвучена в ходе обсуждения первого вопроса.

 

3. Записать в словари и знать значение следующих категорий: исторический процесс, методы, принципы, функции истории, исторический источник, цивилизация.

4. Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы:

- для чего нужно знать историю? Связаны ли и как события далекого прошлого и то, что происходит сегодня?

- чем обеспечивается объективное познание истории России?

- какое из двух положений вы сочтете более точным: а) «географическое положение и природа страны определяют ее историческую судьбу»; б) «географическое положение и природа оказывают значительное влияние на судьбу страны»? Аргументируйте свою точку зрения.

- Россия – евразийская страна. Что это значит? Какое влияние это оказывало на ее историю?

 

Литература, рекомендуемая для подготовки к занятию

Основная:

  • Драч Г.В. История мировых цивилизаций: Учебное пособие/ Под науч. ред. Г.В. Драча, 8-е изд. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 320 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].
  • Кулешов С.В. Россия в системе мировой цивилизации / Кулешов С.В., Медушевский А.Н. М.: Маркетинг: Рус. мир, 2001. 775 с.

Дополнительная:

  • Жуковский С.Т. Россия в истории мировой цивилизации / Жуковский С.Т., Жуковская И.Г. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
  • Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому: монография / Н.Я. Данилевский. М.: ИНФРА-М, 2018. 431 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].
  • Зарубина Н.Н. Историческая память как источник знаний о цивилизационной специфике России // Общественные науки и современность. 2017. № 2. С. 52-63.
  • Ивашко М.И. История (с древнейших времен до конца XVIII века) (схемы, таблицы, комментарии): Учебное пособие / М.И. Ивашко. М.: РАП, 2014. 560 с.
  • Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории / Нарочницкая Н.А. М.: Международные отношения, 2004. 534 с.
  • Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций / Уткин А.И. М.: Гардарики, 2000. 572 с.
  • Толмачева Р.П. Цивилизация России: зарождение и развитие: Учебное пособие /Р.П. Толмачева. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. 404 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].
  • Чугров С.В. Россия и Европа: диалог о ценностях в пространстве цивилизации// Полис. Политические исследования. 2015. №4. С. 157-169.
  • Какие точки зрения существуют по вопросу о месте России в мировой цивилизации? [Электронный ресурс]. Режим доступа: //histerl.ru/vse_mareriali/voprosi_otveti/mesto_rossii_v_mirovoi_civilizacii.htm

Электронные ресурсы:

1. Historic.Ru. – (https://historic.ru/).

2. Научно-образовательный форум по международным отношениям –

https://www.obraforum.ru/pubs.htm

Раздел 2. Ключевые регионы мира на рубеже ХХ-ХХI вв.: тенденции развития.

 

Тема 2.3. Семинар-конференция: «Интеграционные, поликультурные, миграционные и иные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира в конце ХХ - начале ХХI в: тенденции формирования,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: