способы решения назревших проблем».




Порядок проведения:

1.Библиографический обзор учебной литературы и материалов периодических изданий по теме семинарского занятия.

2.Заслушивание доклада на тему: «Последствия мирового финансового кризиса 2008-2011 гг. для развития современного мира».

3. Рассмотрение и анализ документального материала (наглядного и текстового), раскрывающего основные направления, процессы, характеризующие социально-экономическое развитие ключевых регионов мира на рубеже ХХ – ХХI вв. и их последствия.

4. Выявление в ходе коллективного обсуждения тенденций развития политической системы в ведущих государствах мира на современном этапе.

5. Информационное сообщение на тему: «Лидеры неоконсерватизма – исторический портрет».

Методические рекомендации для подготовки к семинару:

В ходе подготовки к семинару студенты должны ориентироваться на примеры из истории и практику сегодняшнего дня.

1. Одному из студентов следует подготовить библиографический обзор по теме семинара. При этом рекомендуется использовать литературу по теме, которая имеется в библиотеке на бумажном носителе, литературу, которая размещена в электронных университетских библиотеках, а также периодические издания по теме семинара.

2. При подготовке к третьему вопросу следует обратить внимание на следующие проблемы:

- черты, характеризующие развитие постиндустриального общества;

- направления развития интеграции в мире (на примере ключевых регионов мира);

- особенности современного миграционного процесса в мире и его последствия для социально-экономического развития индустриально-развитых государств;

- тенденции в развитии социальной структуры современного западного общества;

- причины нарастания социальной напряженности в различных регионах мира.

3. При подготовке к четвертому вопросу следует обратить внимание на:

- основные тенденции современного конституционного строительства в ведущих странах Запада;

- особенности развития партийно-политической системы в странах западной цивилизации;

- эволюцию политической идеологии в ведущих индустриальных странах;

- развитие альтернативного политического движения (экологического, антивоенного и т.д.);

- формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и других регионах мира.

4. В ходе подготовки к семинару одному из студентов следует подготовить:

- доклад на тему: «Последствия мирового финансового кризиса 2008-2011 гг. для развития современного мира». Продолжительность доклада 10-12 мин.

- информационное сообщение на тему: «Лидеры неоконсерватизма – исторический портрет». Продолжительность 5-6 мин.

- обзор учебной литературы оп теме семинара-конференции. Продолжительность 5-6 мин.

5. Записать в словари и знать значение следующих категорий: биполярный мир, «государство благосостояния», «функциональный социализм», «неоконсервативная революция», «средний класс», «белые воротнички», информационная или телекоммуникационная революция, монетаризм, АТЭС, НАФТА, «Большая двадцатка», «страны первого эшелона», индустриальная полупериферия, аграрная периферия.

6. Опираясь на знания, полученные по дисциплине «История» на первом курсе, а также знания проблем второго вопроса семинара, каждый студент готовит письменную работу (объемом 1-1,5 страницы) на тему: «Схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале ХХ века и построения глобального демократического общества во второй половине ХХ - начала ХХI вв. ».

7. Ознакомиться с персоналиями: Г. Коль, Р. Рейган, М. Тэтчер, У. Пальме.

 

Литература, рекомендуемая для подготовки к семинару

Основная:

  • Артемов В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2013. 252 с.
  • Пленков О.Ю. Новейшая история: учебник: рек. для СПО / О.Ю. Пленков. М.: Издательство Юрайт, 2018. (Гл. 6, 7). [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].

 

Дополнительная:

  • Ионцев В.А. Международная миграция населения и демографическое развитие / гл. ред. серии В.А. Ионцев. М.: Проспект, 2014. 156 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].
  • Караганов С. Европа: поражение из рук победы? // Россия в глобальной политике. 2015. №1. С. 8-23.
  • Коврякова Е.В. Эволюция парламентаризма в зарубежных странах (на примере стран с парламентарной формой правления) // Право и государство. 2014. №10. С. 38-42.
  • Лукин В.П. Европеизм в эпоху кризиса // Россия в глобальной политике. 2015. № 2. С. 42-55.
  • Микитченко Д., Толмачев И. Европейский миграционный кризис: проблемы, перспективы // Свободная мысль. 2016. № 2. С. 81-86.
  • Мосяков Д.В. Страны Востока и кризис современной модели глобализации // Полис. Политические исследования. 2015. № 6. С. 29-34.
  • Перегудов С.П. Либерализм XXI века – кризис или обновление? // Полис. Политические исследования. 2015. № 4. С. 64-74.
  • Попов Г. О цивилизации XXI века // Вопросы экономики. 2013. № 2. С. 94-107.
  • Рафалюк Е.Е., Залоило М.В. Понятия, виды и формы евразийского и латиноамериканского интеграционных объединений (сравнительно-правовой анализ) // Журнал российского права. 2016. №1. С. 154-168.
  • Черников Г.П., Черникова Д. А. Европа на рубеже XX–XXI веков. М., 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bzbook.ru/Evropa-na-rubezhe-XX-XXI-vekov-Problemy-ekonomiki.1.html
  • Шумский Н. Содружество Независимых Государств: первые двадцать лет // Вопросы экономики. 2011. №12. С. 90-101.

 

Раздел 3. Развитие СССР и его место в мире в 80-е годы ХХ в.

Тема 3.5. Учебная дискуссия: «Итоги перестройки. Причины и последствия распада СССР».

Порядок проведения:

1. Библиографический обзор учебной литературы и материалов периодических изданий по теме дискуссии.

2. Информационное сообщение на тему: «Личность М.С. Горбачева в воспоминаниях современников».

3. Обсуждение вопросов:

- почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость Советского государства?

- В ряде учебников мы встречаем высказывания о том, «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как Вы понимаете это высказывание? Согласны ли Вы с таким мнением?

- Считаете ли Вы, что распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в.? Аргументируйте свой ответ.

- Как, на Ваш взгляд, дезинтеграционные процессы в СССР отразились на развитии событий в странах Восточной Европы. В чем схожесть и различие перемен, которые произошли в конце 80- начале 90-х гг. ХХ века в СССР и странах Восточной Европы?

- Был ли у руководства страны шанс сохранить СССР? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите конкретные аргументы. Точка зрения и аргументы Е.Т. Гайдара («пытаться сохранить СССР, было можно, но сохранить – нельзя»).

4. Подведение итогов учебной дискуссии.

 

Методические рекомендации для подготовки к учебной дискуссии:

1. В ходе подготовки к занятию необходимо ознакомиться с содержанием материала, отражающего тематику дискуссии в нескольких учебниках по истории России, которые Вам доступны. Сопоставить оценки периода «перестройки», имеющиеся у них.

2. Осуществить экономический, внешнеполитический, культурный анализ, произошедших в ходе «перестройки» событий.

3. Ознакомиться с содержанием Закона СССР «О кооперации в СССР» (26.05. 1988), Закона СССР «О собственности в СССР» (26.03. 1990), Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12.06. 1990), Парижской хартии для новой Европы (21.11. 1990), Соглашения о Создании Содружества Независимых Государств (8.12. 1991). Используйте содержание данных документов в ходе дискуссии в качестве аргументов при ответах на тот или иной вопрос.

4. Одному из студентов подготовить сообщение на тему: «Личность М.С. Горбачева в воспоминаниях современников ».

5. Подготовить библиографический обзор учебной литературы и материалов периодических изданий по теме дискуссии.

6. Записать в словари и знать значение следующих категорий: «застой», «остаточный принцип», колхозно-кооперативная форма собственности, хиппи, номенклатура, «механизм торможения», антиалкогольная кампания, кооперация, «государственная приемка», программа «500 дней», политический плюрализм, ГКЧП, сепаратизм, «новое политическое мышление», «бархатные революции», ново-огаревский процесс.

7. Иметь представление о следующих персоналиях: М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров, Н.А. Яковлев, Е.К Лигачев, Э.А. Шеварднадзе, Ю.Н. Афанасьев, Г.Ф. Явлинский, Л.И. Абалкин.

Литература, рекомендуемая для подготовки к занятию

Основная:

  • Артемов В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2013. 252 с.
  • История России ХХ – начала ХХI века: учебник для СПО/ Под ред. Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 270 с. [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].

 

Дополнительная:

  • Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю / А.С. Барсенков. М.: Аспект-Пресс, 2002. 367 с.
  • Галкин А. А., Красин Ю. А. Перестройка – с дистанции в три десятилетия // Полис. Политические исследования. 2015. № 5. С. 160-174.
  • Герасимов Г.И. История России (1985-2008 годы): учеб. пособие / Г.И. Герасимов. 2-е изд. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. 315 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].
  • Зуев М.Н. История России ХХ – начало ХХI века: учебник и практикум для СПО/ М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. М.: Издательство Юрайт, 2018. 299 с. (Раздел 2). [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].
  • История России (1914-2015): учебник для СПО/ Под. ред. М.В. Ходякова. 8-е изд. перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 563 с. (Гл. 9, 10). [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].
  • История: Учебно-практическое пособие / М.И. Ивашко и др. М.: РГУП, 2017. 586 с.
  • Петухова Н.Е. Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: Учебное пособие / С.Л. Анохина и др; Под ред. Я.А. Пляйса. 3-e изд., доп. М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 512 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].
  • Россия. ХХ век: документы и материалы /ред. Безбородов А.Б. М.: Высш. Школа, 2004. 400 с.

 

Раздел 4. Российская Федерация на рубеже ХХ – ХХI вв.

Тема 4.3. Практикум: «Содержание и последствия социально-экономических преобразований в России на рубеже ХХ-ХХI вв.: опыт, проблемы, тенденции».

Порядок проведения:

1. Библиографический обзор учебной литературы и материалов периодических изданий по теме занятия.

2. Выступление одного из студентов с сообщением на тему: «Коллективный портрет «российских экономических младореформаторов».

3. Изучение документов:

- Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен»;

- Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли»;

- Указа Президента РФ от 14 августа 1992 г. № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».

По завершении изучения документов каждый обучаемый формулирует ответы на следующие вопросы:

а. Докажите, что экономическая реформа методом «шоковой терапии» была действительно радикальной.

б. Укажите цели, методы, последствия для экономического и социального развития России, вышеперечисленных документов.

4. Работа с таблицами, подготовленными в ходе самостоятельной работы:

- укажите тенденции развития социально-экономической ситуации, сложившейся в 90-е годы в России. Какие результаты предполагалось достичь, и какова была реальность социально-экономического курса?

- сравните статистические сведения, характеризующие социально-экономическое развитие России в 90-е годы со статистической информацией о социально-экономическом развитии России в 2000-2014 гг. Сделайте выводы и запишите их в конспект.

5. На основе сделанных выводов, составьте таблицу №3: «Приобретения и потери суверенной России в социально-экономической области за 2000-2014 гг.».

6. Подведение итогов занятия.

Методические рекомендации по подготовке к занятию:

1. Ознакомиться с содержанием разделов учебников, посвященных социально-экономическим преобразованиям в период с 1992 по 2014 гг.

2. Используя, в том числе и средства массовой информации, необходимо составить две таблицы:

- таблица №1: «Социально-экономическая ситуация в 90-е гг. в России» и таблица №2: «Социально-экономическое развитие России в 2000-2014 гг.», самостоятельно выбрав основания для характеристики социально-экономического развития России в указанные годы.

3. Подготовить сообщение на тему: «Коллективный портрет «российских экономических младореформаторов».

4. Подготовить библиографический обзор учебной литературы и материалов периодических изданий по теме практикума.

5. Записать в словари и знать значение следующих категорий: приватизация, «шокотерапия», дефолт, антиолигархические настроения, ваучер, залоговые аукционы, монетизация льгот, естественные монополии.

6. Иметь представление о следующих персоналиях: Е.Т. Гайдар, А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс, В.С. Черномырдин.

 

Литература, рекомендуемая для подготовки к занятию

 

Основная:

  • Артемов В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2013. 252 с.
  • История России ХХ – начала ХХI века: учебник для СПО/ Под ред. Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 270 с. [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].

 

Дополнительная:

· Афонцев С. Выход из кризиса в условиях санкций: миссия невыполнима? / Афонцев С. // Вопросы экономики. - 2015. - №4. - С. 20-36.

· Гарлевская Л., Чубуков А. Сравнительный анализ сельского хозяйства России и развитых стран // Общество и экономика. 2015. № 4. С 173-181.

· Герасимов Г.И. История России (1985-2008 годы): учеб. пособие / Г.И. Герасимов. 2-е изд. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. 315 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].

· Зуев М.Н. История России ХХ – начало ХХI века: учебник и практикум для СПО/ М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. М.: Издательство Юрайт, 2018. 299 с. (Раздел 2). [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].

· История России. В 2-х ч. Часть 2. 1941-2015: учебник для СПО/ Под ред. М.В. Ходякова. М.: Издательство Юрайт, 2017. Гл. 9,10. [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].

· История: Учебно-практическое пособие/ М.И. Ивашко и др. М.: РГУП, 2017. 586 с.

· Россия. ХХ век: документы и материалы /ред. Безбородов А.Б. М.: Высш. Школа, 2004. 400 с.

Электронные ресурсы

1. Historic.Ru. – (https://historic.ru/).

2. «Экономическая история» - https://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/obozren.htm

 

Тема 4. 6. Практикум: « Проблемы государственного строительства

Суверенной России».

Порядок проведения:

1. Библиографический обзор учебной литературы и материалов периодических изданий по теме занятия.

2. Информационное сообщение: «Политический портрет Б.Н. Ельцина».

3. Рассмотрение и анализ документального материала (наглядного и текстового), раскрывающего проблемы и противоречия становления российской государственности (1992-2000 гг.):

- «Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации» (1990 г.);

- Указа Президента РФ: «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.;

- Указа Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 г.;

- Конституции РФ (1993 г.).

По итогам работы:

- записать в конспект этапы в противостоянии исполнительной и законодательной ветвей власти в начале 90-х гг.

- Установить органы власти, которые были сформированы в России в ходе политической реформы.

- Определить особенности развития многопартийности в России.

4. Решение проблемных вопросов.

- Найти ответ на вопросы: почему Верховный Совет не мог одобрить проект новой Конституции? Чем была продиктована необходимость принятия новой Конституции РФ? В чем состояла опасность оттягивания факта принятия новой Конституции? Каковы были результаты парламентских выборов 1999 г. и президентских выборов 2000 г., как они повлияли на общественно-политическую обстановку в стране?

5. Информационное сообщение: «Политический портрет В.В. Путина».

6. Работа в группах. Выяснение содержания политической модернизации в РФ в начале ХХI в.: задачи, принимаемые меры, тенденции. Установление содержания административной, военной реформ и реформы судебной системы. Результаты работы докладывает представитель каждой группы.

По итогам обсуждения студенты записывают в конспект основные достижения россиян в становлении новой российской государственности.

7. Подведение итогов занятия.

 

Методические рекомендации по подготовке:

1. Ознакомиться с содержанием разделов учебников, посвященных проблемам государственного строительства в период с 1992 по 2013 гг.

2. Разобраться с содержанием реформ политической системы с 2000 по 2013 гг. Следует выяснить, с какой целью были предприняты реформы по усилению роли федерального Центра. Уясните содержание административной, военной реформ, реформы судебной системы, партийного строительства, отношений власти и олигархии.

3. Подготовить сообщения на тему: «Политический портрет Б.Н. Ельцина», «Политический портрет В.В. Путина».

4. Подготовить библиографический обзор учебной литературы и материалов периодических изданий по теме занятия

5. В качестве учебного индивидуального задания (объемом в 1- страницу) выполнить следующую работу: проанализируйте Конституцию России (1993) как первой в истории страны демократической конституции. Укажите статьи, которые отражают противоречия переходного времени и являются результатом политических компромиссов. Аргументируйте свой ответ.

6. Записать в словари и знать значение следующих категорий: двоевластие 1993 года, институт полномочных представителей, титульная нация, толерантность.

 

Литература, рекомендуемая для подготовки к занятию

Основная

  • Артемов В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2013. 252 с.
  • История России ХХ – начала ХХI века: учебник для СПО/ Под ред. Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 270 с. [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].

 

Дополнительная

  • Герасимов Г.И. История России (1985-2008 годы): учеб. пособие / Г.И. Герасимов. 2-е изд. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. 315 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].
  • Зуев М.Н. История России ХХ – начало ХХI века: учебник и практикум для СПО/ М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. М.: Издательство Юрайт, 2018. 299 с. (Раздел 2). [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].
  • История России. В 2-х ч. Часть 2. 1941-2015: учебник для СПО/ Под ред. М.В. Ходякова. М.: Издательство Юрайт, 2017. Гл. 9,10. [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].
  • История: Учебно-практическое пособие/ М.И. Ивашко и др. М.: РГУП, 2017. 586 с.
  • Россия. ХХ век: документы и материалы /ред. Безбородов А.Б. М.: Высш. Школа, 2004. 400 с.
  • Коргунюк Ю. Г. Партийная реформа 2012-2014 гг. и структура электоральных размежеваний в регионах России // Полис. Политические исследования. 2015. № 4. С. 97-113.
  • Макаренко Б.И., Локшин И.М.Современные партийные системы: сценарии эволюции, тенденции развития // Полис. 2015. № 3. С. 85-109.
  • Постсоветская государственность и общество. Реформы 90-х: на пути к социальному контракту с новой номенклатурой / С.А. Коротаев, О.И. Шкаратан, Е.Н. Гасюкова // Общественные науки и современность. 2017. №6. С. 110-122.
  • Шестопал Е.Б. Восприятие В.В. Путина российскими гражданами: 15 лет пребывания во власти // Полис. Политические исследования. 2015. № 6. С. 68-80.

 

Тема 4.9. Обсуждение ключевых проблем, поставленных в лекциях, в форме управляемой дискуссии: Сущность и причины локальных национальных конфликтов на постсоветском пространстве и пути их разрешения.

 

Порядок проведения:

1. Библиографический обзор учебной литературы и материалов периодических изданий по теме занятия.

2. Обсуждение вопросов:

- назовите примеры локальных национальных конфликтов, которые имели место на постсоветском пространстве, в том числе и Российской Федерации, в 90-е годы ХХ в. Обоснуйте свой выбор, перечислите критерии, по которым Вы классифицируете, перечисленные конфликты.

- Перечислите причины, которые привели к возникновению локальных национальных конфликтов на постсоветском пространстве?

- Была ли, с Вашей точки зрения, у российских политических лидеров возможность избежать обострения национальных конфликтов в России?

- В чем причины кризиса в Чеченской республике?

- Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ?

- Какие эволюционные методы представляются возможными при решении этнополитических проблем? Как Вы понимаете значение понятия «толерантность»? Насколько толерантно сегодня российское общество при решении национальных проблем?

3. Подведение итогов дискуссии.

 

Методические рекомендации по подготовке к дискуссии:

В ходе подготовки к занятию студенту необходимо:

1. Доработать конспект лекций по данной теме.

2. Ознакомится с содержанием вопросов темы дискуссии, изложенных в рекомендованной основной и дополнительной литературе.

3. Разобраться со значением понятий: «этнополитический конфликт», «религиозный конфликт», «толерантность», «национализм», «националистическое движение».

4. Выписать в конспект правовые акты, направленные на недопущение национальной розни в Российской Федерации. Знать основные события, характеризующие кризис в Чеченской республике, примеры проявления национальной нетерпимости.

5. Используя средства Интернета, сделайте подборку фотодокументов, иллюстрирующих последствия противостояния в Чеченской республике в 90-е гг. и состояние республики сегодня.

6. Записать в словари и знать значение следующих категорий: федерализм, «парад суверенитетов», национально-территориальный принцип, центробежная и центростремительная тенденции, этнический, национализм, этнополитический процесс, этнический сепаратизм

 

Литература, рекомендуемая для подготовки к занятию

 

Основная:

  • Артемов В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2013. 252 с.
  • История России ХХ – начала ХХI века: учебник для СПО/ Под ред. Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 270 с. [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].

 

Дополнительная:

  • Герасимов Г.И. История России (1985-2008 годы): учеб. пособие / Г.И. Герасимов. 2-е изд. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. 315 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].
  • Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб., 2004. [Электр. ресурс]. Режим доступа: virmk.narod.ru›U DISCIPLINA…posobie/BARANOV…28.htm
  • История России. В 2-х ч. Часть 2. 1941-2015: учебник для СПО/ Под ред. М.В. Ходякова. М.: Издательство Юрайт, 2017. Гл. 9,10. [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].
  • История: Учебно-практическое пособие/ М.И. Ивашко и др. М.: РГУП, 2017. 586 с.
  • Россия. ХХ век: документы и материалы /ред. Безбородов А.Б. М.: Высш. Школа, 2004. 400 с.
  • Постсоветская государственность и общество. Реформы 90-х: на пути к социальному контракту с новой номенклатурой / С.А. Коротаев, О.И. Шкаратан, Е.Н. Гасюкова // Общественные науки и современность. 2017. №6. С. 110-122.
  • Пантин В.И., Лапкин В.В. Этнополитические и этносоциальные процессы на постсоветском пространстве (на примере России, Белоруссии, Казахстана и Украины) // Полис. Политические исследования. 2015. № 5. С. 75-93.
  • Печин Ю. В. Национальные отношения в России. Советский период (1917–1991): хрестоматия / Новосиб. гос. аграр. ун-т; сост. Ю.В. Печин. Новосибирск: НГАУ, 2012. 320 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].
  • Согрин В.В. Политическая история современной России / Согрин В.В. М.: ИНФРА-М: Весь мир, 2001. 262 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].

Тема 4.12. Семинар-симпозиум. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

 

Порядок проведения:

1. Заслушивание индивидуальных проектно-исследовательских работ студентов. Примерные темы работ:

«Роль отечественной современной науки в укреплении государственных традиций».

«Роль религиозных институтов современной России в сохранении духовно-нравственного здоровья общества: следование традиции или дань моде?»

«Традиции национальных культур народов России и влияние на них идей «массовой культуры».

«Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры».

«Духовные ценности и ориентиры россиян в период социально-экономических и политических преобразований».

«Пути и средства формирования духовных ценностей общества современной России».

2. Подведение итогов занятия.

 

Методические рекомендации по подготовке к занятию:

1. Индивидуальная проектно-исследовательская работа представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. Она направлена на развитие у студентов навыков сбора информации, умений работы с текстами по истории, в том числе и их конспектирования. Она предполагает сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выбранной из предложенного списка проблем. Проектно-исследовательская работа должна отвечать общим требованиям, предъявляемым к подобного рода работам (соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на различные источники, объем до 5-6 страниц листа А-4, размер шрифта 14, полуторный интервал, список, использованной литературы). Плагиат исключается.

Выполнение индивидуального проекта не является обязательным видом учебной работы. Тему работы студент выбирает самостоятельно. В отдельных случаях студент может представить и другую (не представленную в УМК) тему по обсуждаемой проблеме после согласования с преподавателем. Представление данной работы проводится автором в устной форме на занятии, с обязательной демонстрацией фрагментов работы при помощи презентации. Студенты, не выступившие на занятии со своим проектом, задают вопросы выступающему.

2. Записать в словари и знать значение следующих категорий: «массовая культура», информационная война, социалистический реализм, постмодернизм, религия, вероисповедная политика, экстремизм, терроризм, церковь, конфессия.

 

Литература, рекомендуемая для подготовки к занятию

 

  • Артемов В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2013. 252 с.
  • Выступления Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге 2 июня 2009. [Электр. ресурс]. Режим доступа: Интернет-ресурс: https://www/religare.ru/2_65619/html 6.
  • Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Менталитет: сущность и функционирование в обществе // Вопросы философии. 2013. №2. С. 22-34.
  • История России ХХ – начала ХХI века: учебник для СПО/ Под ред. Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 270 с. [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].
  • Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь российского общества и формирование личности юриста: монография / В.Н. Ксенофонтов, М.Ш. Гунибский. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 176 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].
  • Мельниченко О. В., Королева Л.А. Русская Православная церковь в России в конце ХХ века: монография / Л.А. Королева, А.А. Королев, О.В. Мельниченко. М.: ИНФРА-М, 2017. 224 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].
  • Печатнов В. Традиционные ценности и их противники // Россия - XXI век. 2017. № 1. С. 24-48.
  • Следзевский И.В. Мультикультурализм: хрупкий баланс между интеграцией и дезинтенрацией // Общ. науки и современность. 2013. №2. С. 123-137.
  • Юрьева Т. С. Известные и неизвестные открытия XX века: сб. статей / Под ред. Юрьева Т.С. СПб: СПбГУ, 2016. 188 с. Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].

Электронные ресурсы

1. Historic.Ru. – (https://historic.ru/).

2. «Россия – XXI век» (Общественно-политический журнал) –

https://www.ecc.ru/XXI/RUS_21/rus_21.htm

 

Раздел 5. Россия и мир в глобальных процессах современности.

В ходе самостоятельной работы над разделом студенту рекомендуется:

1. Ознакомится с историей и предназначением всемирных и региональных межправительственных и неправительственных (негосударственных, общественных) организаций;

2. В качестве учебного индивидуального задания - на основе изученного, составить классификационные таблицы всемирных и региональных межправительственных и неправительственных (негосударственных, общественных) организаций по сферам деятельности, выполняемым функциям, по кругу участников (всемирные и региональные правительственные организации; всемирные и региональные неправительственные организации; военно-политические организации; экономические и финансовые организации).

3. Ознакомиться с документами, характеризующими деятельность Организации Объединенных наций (ООН); Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе; Содружества независимых государств (СНГ) и других организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.

4. Записать в словари и знать значение следующих категорий: межгосударственный конфликт, мирное сосуществование, территориальная целостность и суверенитет, национальная безопасность, миротворческая деятельность, глобальные проблемы, человеческий «капитал», инновационный тип развития, международный терроризм, «исламский вызов», региональные и глобальные интересы России, геополитика.

5. Иметь представление о следующих персоналиях: Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский, С. Шойгу, С. Глазьев, Д. Рогозин, Б. Обама, Д. Трамп, А. Меркель, Э. Макрон.

 

Литература, рекомендуемая для самостоятельной работы

Основная:

  • Артемов В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2013. 252 с.
  • История России ХХ – начала ХХI века: учебник для СПО/ Под ред. Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 270 с. [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].

 

Дополнительная:

  • Драч Г.В. История мировых цивилизаций: Учебное пособие/ Под науч. ред. Г.В. Драча, 8-е изд. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 320 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].
  • История России. В 2-х ч. Часть 2. 1941-2015: учебник для СПО/ Под ред. М.В. Ходякова. М.: Издательство Юрайт, 2017. Гл. 9,10.
  • Ивантер В.В. Российская трансформация: 20 лет спустя: Монография / Ж. Сапир, А.Д. Некипелов, Д.Б. Кувалин, В.В. Ивантер; под ред. Ж. Сапира. М.: Магистр, 2013. 216 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].
  • Кулешов С.В. Россия в системе мировой цивилизации / Кулешов С.В., Медушевский А.Н. М.: Маркетинг: Рус. мир, 2001. 775 с.
  • Наумов О. Генеалогия и вызовы XXI века // Россия – XXI век. 2017. № 1. С. 106-130.
  • Международные отношения и мировая политика: учебник / под ред. П.А. Цыганкова. М.: Издательство Юрайт, 2018. 290 с. [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].
  • Пленков О.Ю. Новейшая история: учебник: рек. для СПО / О.Ю. Пленков. М.: Издательство Юрайт, 2018. (Гл. 6, 7). [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].
  • Право международных организаций: учебник и практикум/ под ред. А.Х. Абашидзе. М.: Издательство Юрайт, 2018. Гл. 6. [Электр. ресурс: ЭБС Юрайт].
  • Толмачева Р.П. Цивилизация России: зарождение и развитие: Учебное пособие /Р.П. Толмачева. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. 404 с. [Электр. ресурс: ЭБС Znanium.com].
  • Симония Н.А., Торкунов А.В. Новый мировой порядок: от биполярности к многополюсности // Полис. Политические исследования. 2015. № 3. С. 27-37.
  • Чернега В.Н. Россия в многополюсном мире // Журнал «Россия и современный мир». 2016. № 1 (90). С. 94-101.

Электронный ресурс:

  1. «Россия – XXI век» (Общественно-политический журнал) –

https://www.ecc.ru/XXI/RUS_21/rus_21.htm

  1. Научно-образовательный форум по международным отношениям –

https://www.obraforum.ru/pubs.htm

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: