Картотека игр
с использованием камешек МАРБЛС
Составила: учитель-логопед Рухля Н.С. |
2020г.
Игра «Знакомство»
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камешками «Марблс».
Задание: Педагог обращает внимание на камушки и предлагает перебирать камушки руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие. Качеством – хрупкие, прозрачные; цветом - красный, синий, зеленый, желтый. Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
Игра «Найдем предмет» или «Угадай-ка»
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, игрушки из киндер-сюрпризов и т.д.)
Оборудование: емкость глубокая, камешки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов.
Задание: Педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камешках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.
Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
Игра «Змейка»
Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки «Марблс». Для детей с низкой моторной ловкость: специально заготовленные камушки на липучке.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камешков одного цвета и 4 камешка другого цвета).
|
Игра «Веселая змейка»
Задание: Педагог уточняет, как ползет гусеница – не по прямой линии, то вверх, то вниз, иногда быстро, а иногда медленно, иногда вперед, затем диктует ребенку направление движения гусеницы, дети выкладывают камешки, сколько успеют до следующей инструкции. Проверяем полученную гусеницу.
Игра «Помоги-ка»
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки «Марблс», карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).
Задание: Педагог обращает внимание, что все камешки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камешки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.
Игра «Найди и назови»
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Задание: У ребенка есть карточка с предметами разного цвета, по темам. Можно, например, 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2 помидора, 1-? Ребенок выкладывает камешки по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает. Какой цвет камешков есть еще в тарелочке? (фиолетовый). Угадай, какой овощ загадали под цифрой 1? (баклажан). Выложи. Назови, каких овощей больше всего?
|
Игра «Расскажи про свой узор»
Цель: развивать воображение, связную речь.
Задание: Педагог предлагает детям выложить на листе в каждом секторе какие-либо картинки, это может быть, что угодно. Далее педагог предлагает каждому ребенку рассказать, что у него получилось. Педагог дает образец такого рассказа: «В центре листа – красный шарик- это ягодка, справа от него – зелёный листик, ниже три камешка образуют стебелек и т. д.»
Игра «Зоркий глаз»
Цель: развивать память.
Задание: Выложить 5 любых камешков на первый ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить.
Игра «Ходилка»
Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Задание: Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно назвать слова на определенную тему, например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он выбирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему. На каждое слово вкладывает камешек, если затрудняется, ход переходит к другому игроку.
Игра «Мозаика»
Цель: развивать мелкую моторику, зрительную память, логическое мышление, творчество.
Задание: Выложить узор по образцу. Игра предполагает обязательное использование шаблонов к заданию.
Игра «Крестики - нолики»
Цель: развитие звукового анализа.
Задание: Берем 2 цвета камешков синие и зеленые, работаем над звуком, дифференцируем по твердости-мягкости. Один игрок называет слова с твердым звуком и выкладывает камешек по принципу традиционной схемы «крестики-нолики», другой аналогично с твердым. В случае затруднения ход переходит к другому игроку.
|
Игра «Лабиринты»
Цель: автоматизация звуков.
Задание: Берем два - три цвета кубиков, красный – произнес не правильно, желтый - произнес не совсем четко, зеленый произнес правильно.
Автоматизируем звук в словах и выкладываем последовательно камешки в рамочку. Анализируем проделанную работу.
Игра «Художник»
Цель: развивать творчество, мелкую моторику.
Задание: Выложить заданный предмет из камешков (предлагаются карточки с предметами, например, зонтик, стол, стул, домик, машина, горка, юбка, торшер, лодка, ракета). Ребенок выкладывает схематичное изображение.
Игра «Чудо-узор»
Цель: развивать творчество, мелкую моторику.
Задание: Выложить узор по собственному усмотрению и рассказать, где можно использовать данный узор.
Игра «Исправлялки»
Задание: Педагог показывает изображение буквы или цифры из камешков. Ребенку необходимо исправить или доделать недостающие элементы буквы, цифры.
Игра «Магия»
Задание: Выложить из камешков заданную букву. Затем превратить букву в похожий предмет. Назвать его.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: формировать умение сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.
Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец-шарик «Марблс». Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.
Вариант 2. Ребенку завязывают глаза, дают шарик, который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.
Камешек в руке катаю,
Между пальчиками верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Вариант 3. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак.
Зелёный камешек – зелёный огурец, лук, крокодил и т.д.
Жёлтый камешек – жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т.д.
Игра «Сухой бассейн»
Цель: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, словарный запас, фонематический слух.
Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками «Марблс», среди которых – мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее, описать.
Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находится камешки «Марблс». Педагог предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.
Лежит наш клад на дне морском,
Засыпан золотым песком.
Свернувшись в небольшой клубок,
На камне дремлет осьминог.
Вариант 3. У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками «Марблс», среди которых — мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и определить есть в её названии заданный звук.
Игра «Золушка»
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.
Вариант 1. Разбери по цвету.
В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.
Вариант 2. Разбери по форме.
Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.
Вариант 3. Разбери по размеру.
Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.
Игра «Волшебная дорожка»
Цель: развивать цветовосприятие, слуховую память, фонематический слух, навыки звукового анализа, формировать умения выделять первый звук в слове и сопоставлять его с первым звуком в названии цвета.
Задание: У ребенка – подносы с разноцветными камешками, педагог называет слово, предлагает определить в нем первый звук и найти камешек, в названии цвета которого в начале слова находится выделенный звук. Например, педагог называет и показывает картинку с изображением жука. Ребенок показывает первый звук в слове «желтый» и выкладывает желтый камешек.
Игра «Цветовая гамма»
Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память.
Оборудование: Для этой игры подойдет контейнер для яиц. Ячейки нужно раскрасить в разные цвета. В мешочек насыпать камешки «Марблс» разного цвета и разной формы.
Задание: вытаскивать из мешочка шарик и класть в ячейку такого же цвета. Можно организовать соревнование: поставить песочные часы и предложить, кто за 1 минуту заполнит все ячейки, но это для детей постарше.
Игра «Клад»
Задание: В разноцветные шарики прячется «клад» (записка, игрушка от киндер-сюрприза и т.д.). Перед каждым ребенком ставиться емкость с шариками «сухой бассейн» и дается задание «Перебирая пальчиками, ищем спрятанный предмет.
Игра-соревнование «Кто быстрее начинит «колбаску»
Вариант 1. Для этой игры шьется полочка-«колбаска», из прозрачной ткани, чтобы видны были шарики, перед каждым ребенком ставится емкость с шариками и дается задание: «Кто быстрее начинит «колбаску» шариками зеленого цвета. Дети выбирают из массы только зеленые шарики и укладывают их друг за другом в ряд.
Вариант 2. Работа в парах: шьется более длинная «колбаска». По сигналу участники игры начинают ее наполнять. Один ребенок наполняет ее справа красными шариками, другой – слева синими шариками.
Игра «Зебра, лев, жираф»
Цель: развитие моторики, речи, дальнозоркости, формирование лидерских качеств: целеустремленности, умение работать по четкому алгоритму, выполнять команды.
Оборудование: Для игры необходимо подготовить большие круглые шарики «Марблс», нарисовать животных и приклеить их к любой коробке, можно из-под обуви.
Задание: У каждого ребенка своя коробка. Детям дается по 6 шариков в мешочке (коробке) на каждого (по количеству зверей). По команде дети стараются закатить шарик в коробку к зверю. Правило: нельзя бежать за шариком, пока не закончатся все шары в мешочке (коробке), и взрослый не даст команду. Каждый подсчитывает количество шариков, которые удалось закатить. Все дети получают призы (например, сушку или наклейку).
Педагог читает правила.
Звери выстроились в ряд,
В марблс поиграть хотят,
Они тихонечко стоят
Терпеливо ждут ребят.
Мы же встанем тоже в ряд, (Дети становятся в ряд)
Шары катаем все подряд!
Друг за другом, не спешим
И зверюшек не смешим!
Но сначала всем скажите,
Кто сегодня к вам пришел? (Назвать животных, нарисованных на коробке)
Зебра, лев, олень, жираф,
Верблюд, слон играть хотят.
Правила игры просты:
Шарик к зверю закати!
Очередь ты соблюдай,
Приз от зверя получай! (По очереди катят шарики)
Шарик к зверю не попал?
Значит, ты не так играл!
Еще раз попробуй ты,
Целься смело, не спеши!
И на счет: один, два, три
Начинаем! Шар кати!
Игра «А ну-ка, повтори»
Задание: Ребенку дается коробочка или ткань с клетчатым полем, где нужно выложить шарики по образцу. Начинать можно с простого варианта, переходя на более сложный.
«Рисование стеклянными шариками»
Оборудование: картонная коробка с высокими краями, на дно которой можно положить белый лист бумаги, камешки «Марблс», жидкая гуашь.
Задание: Нужно капнуть на бумагу гуашь и катать шарики по коробке. Когда рисунок высохнет, можно капнуть гуашь другого цвета и запустить чистые шарики. Получившиеся картины похожи на разноцветные нити.
Игра «Знакомство с буквой»
Цель: Закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков.
Задание: Выложить камешки по контуру буквы или наложить камешки на букву.
«Графический диктант»
Цель: Учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико- пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики.
Задание: Педагог дает устную инструкцию: положи красный камушек в центр листа. Синий – в верхний левый угол, зеленый – в правый верхний угол, синий – в правый нижний, зеленый – в левый нижний. Педагог предлагает эталон разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
Игра «Божья коровка»
Цель: Автоматизация звука [ж] в начале слова.
Ход игры: У божьей коровки не хватает пятнышек и глазок. Украсим её пятнышками, назвав картинки на звук [ж].
Слова: жаба, живот, жилет, жук, желудь, жетон, журавль, журнал.
Игра «Гроздь винограда»
Цель: Совершенствование умения делить слова на слоги.
Ход игры: Нужно на веточку прикрепить ягодки винограда синего, зеленого, черного, фиолетового цвета (на выбор ребенка).
Взрослый показывает картинку и называет слова, а ребенок делит слово на части (слоги) и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов. Одна маленькая веточка – слово из одного слога, один камешек, две веточки – слово из двух слогов, два камешка и т.д.
Слова: кошка, колесо, лимон, вода, машина, дым, рука, коса, мяч, сом, самолёт, конфета.
Игра «Цветочная поляна»
Цель: Формирование навыков фонематического анализа.
Ход игры: Заполняем недостающие части на цветах. Камешек можно положить тогда, когда назовешь правильно первый звук в слове:
Аист – «а», сом – «с»,
Облако – «о», мак – «м»,
Удочка – «у», кот – «к»,
Иглы – «и», лук – «л».
Слова подбираются любые.
Игра «Жираф»
Цель: Формирование навыков фонематического анализа.
Ход игры: У жирафа не хватает пятнышек. Украсим его пятнышками, назвав последний звук в слове.
Слова: дом, кит, стол, автобус, камыш, сыр, рак, банан.
Слова и картинки можно подобрать абсолютно любые.