Абдуллина Гульфия Масхутовна
педагог дополнительного образования.
Декабря. (Пятница). Дистанционное занятие (30 мин.)
Группа 1.
Тема: Сценическое движение. Упражнения на сценическую пластику и гибкость.
Цели и задачи:
1. Развивать природную одаренность каждого ребенка;
2. Воспитать социально адекватную личность, привить потребность к постоянному самосовершенствованию, пробудить командный дух и взаимоподдержку;
3. Улучшить и развить физические возможности тела, ощутить свободу в обращении с телом, развить легкость, подвижность, пластику, воображение, фантазию, память и наблюдательность.
4. Совершенствование психофизических качеств, освоить комплекс упражнений и приемов, освоить умение быстро «перенимать» новые движение, жесты.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (рассказ, объяснение).
Психологические условия на дистанционном занятии:
- психологически-комфортная атмосфера;
- личностно-ориентированное общение, учёт уровня творческого развития;
- учёт индивидуальных особенностей;
- дифференцированный подход.
Оборудование и материалы:
- светлое помещение;
- видеооборудование и ноутбук для создания материала;
- интернет.
1. Методическое обеспечение занятия:
- конспект занятия (познавательный материал соответствующий данной теме).
I. Организационный этап.
а) приветствие;
б) вступительная часть;
в) объяснение темы.
II. Основная часть.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности занятия).
Задание на дом: изучить конспект о сценическом движении, выполнить упражнения, описанные в отдельном документе.
Сценическое движение – важнейшая составляющая внешней техники актёра, полное понимание которой невозможно без ее рассмотрения в комплексе со сценическим действием. Движения – основа активного и интересного для зрителя существования на сцене.
Цели и задачи сценического движения
Навыки передвижения на сцене – важнейшее умение для актера, показывающее его внешнюю технику игры. Еще К.С. Станиславский мечтал и вводил сценическое движение, как отдельную дисциплину. А первая книга, написанная по предмету, принадлежит И.Э. Коха. Современные театральные студии прописывают следующие цели изучения дисциплины:
· воспитание пластической культуры тела;
· развитие природной одаренности каждого;
· обучение основам движений и акробатики.
Все они направлены на всестороннее развитие будущих звезд сцены, театра и кино.
Задачи
Каждая задача вытекает из поставленных целей. И базируется на трех «китах»:
1. Воспитание. Вырастить социально адекватную личность, привить потребность к постоянному самосовершенствованию, пробудить командный дух и взаимоподдержку.
2. Развитие. Улучшить и развить физические возможности тела, ощутить свободу в обращении с телом, развить легкость, подвижность, пластику, воображение, фантазию, память и наблюдательность.
3. Обучение. Совершенствование психофизических качеств, освоение комплекса упражнений и приемов, освоить умение быстро «перенимать» новые движения, жесты.
Интересный факт. Дети намного быстрее взрослых осваивают все навыки. У них еще нет «закостенелости» движений. Они не ограничены «обществом». Поэтому многие школы набирают только детей в возрасте от 9 до 14 лет.
Виды сценических движений
Любое передвижение, жест – результат деятельности мозга и часто отражения состояния психики человека. Движения «запоминаются» телом на протяжении многих лет. Они часто отражают характер, привычки, темперамент личности.
Актер – мастер перевоплощения. Он способен прожить жизнь героя. А значит, повторить его жесты, движения, речь и мимику. Поэтому так важно изучать магию движений на сцене.
Среди всех видов сценических движений выделяют:
1. Локомоторные – простые, бытовые, автоматические. Это основная часть практически любого действия. Актеры в первую очередь учатся управлять бытовыми, повседневными движениями.
2. Рабочие или профессиональные. Приобретаются в процессе работы на определенной должности. К примеру, учителя часто непроизвольно показывают что-то карандашом или рукой в процессе дружеской беседы. Такие неуловимые жесты актеры замечают и копируют, чтобы каждое движение выглядело легко и непринужденно.
3. Семантические – восклицания, вопросы, утверждения, отрицания. Они отражают
определенный смысл и понятны окружающим, к примеру, «Пойдем» – взмах руки.
4. Иллюстративные – показать качества предмета жестами, движением тела. Используются редко на сцене, чтобы не отвлекать внимание зрителя от содержания текста.
5. Пантомимические или эмоциональные – непроизвольные жизненные движения, которые должны полностью передать эмоции героя. Пантомима стоит отдельно. Ведь это искусство общения без каких-либо слов. Однако, профессиональные актеры стараются освоить и ее.
К сценическим движениям также относят танец. Но даже его выполняют с учетом характера героя. К примеру, скромница танцевать будет скованно, сдержанно, еле заметно.
Подробнее о сценическом движении можно узнать тут: https://www.leludi.ru/scenicheskoe-dvizhenie-kak-dvigatsya-na-scene