Игры способствующие развитию фантазии детей




“Оживление” предмета

Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.

“Перевирание” сказки

Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера.

Педагог говорит: “Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры — трудолюбивые добрые девочки”. (Выбирается Золушка и ее сестры.)

Педагог рекомендует детям продумать новый сюжет, а затем разыграть его.

Игра в “волшебника”

Взрослый предлагает ребенку стать волшебником: “Вот тебе волшебная палочка/ Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь! Только помни одно условие: не навреди никому!”

Правила для остальных участников игры: “Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в... Слушайте волшебника!”

 

“Салат” из сказок

Из нескольких сказок составляется новая. Например, Царевна-лягушка повстречала Мальчика с пальчик и просит помочь ей: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника. Другой вариант: злой волшебник требует от братьев, желающих спасти царевну, исполнения своих желаний и т.д.

Это может быть режиссерская игра, когда один ребенок разыгрывает все роли, или коллективная, в которой участвует несколько детей. В любом случае участие взрослого обязательно.

При недостатке атрибутов или артистов вводятся куклы, предметы-заместители. Рекомендуется иметь ценные, с точки зрения детей, атрибуты, например красивую корону для Царевны-лягушки или копье для Мальчика с пальчик, что поможет сделать роль более желанной.

При создании “салата” из сказок размывается, нарушается сюжет, но характеристики героев остаются прежними. В сказку можно вводить волшебные 'предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапку-невидимку.

Информация для воспитателя. В ходе преобразования знакомых сюжетов следует поощрять стремление ребенка к самовыражению. Это является основной целью, а гибкость сюжета и необычность сочетания героев разных сказок — цель подчиненная.

Следует иметь в виду, что при разыгрывании сюжетов младший дошкольник будет идти от игровых действий к изменению сюжета, а старший дошкольник сначала начнет обговаривать сюжет.

Прием “овеществления”

Живое наделяется свойствами неживого. Например, педагог говорит: “Человек — сосулька”. Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что ест, как ходит, чего опасается. (Дети-сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят сахар. Больше всего они боятся тепла. Из своей квартиры — холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т.д.)

Игры-смешинки

Вариант 1

Придумываются и частично разыгрываются смешные истории. Например, воспитатель говорит: “Дети, сегодня к вам пришел вместо воспитателя медведь, слушайтесь его!”

Ребенку, исполняющему эту роль, даются указания: “Ты предлагаешь детям делать все наоборот: спать под кроватями, есть мячи вместо каши. Ты не знаешь, как надевается шапка, пальто и т.д.”.

Информация для воспитателя. Дошкольник предпочитает не представить, а увидеть смешное действие, поэтому следует поощрять детей к показу, как они “едят” мяч, ходят на четвереньках и т.д.

Вариант 2.

Дети придумывают правило, которое необходимо соблюдать на протяжении определенного времени. Например: “Сегодня до завтрака выполнять поручения воспитателя следует прыгая на одной ноге или держась с приятелем за руку и т.д.”.

Игры в заданном ключе

Детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть ее продолжение. Например, что могло бы произойти, если бы вы оказались в гостях у роботов или в стране, где все сделано из шоколада, или превратились бы в человека-невидимку и т.д.

Сказка-калька

Чтобы создать сказку-кальку, нужно использовать схему-сюжет популярной сказки и сочинить новую историю. Например, на основе сказки про Красную Шапочку придумывается следующая история: “В океане заболел китенок. Маленький мальчик узнал об этом и решил ему помочь: взял у мамы лекарство и отправился в путь. Злой волшебник, который хотел помешать выздоровлению китенка, явился к его маме и уговорил отдать сына ему на лечение. Но проплывающий мимо дельфин помешал злому волшебнику, а потом привез мальчика с лекарствами, и китенок был спасен”.

Игра по готовому сюжету

Заготавливается колода карт, на которых изображены действующие лица знакомой сказки или истории и их действия. Подбираются атрибуты, необходимые для передачи сюжета.

Воспитатель объясняет детям: “Каждый берет одну карту. На ней “изображена” ваша роль и действия в игре. Внимательно слушайте мои слова. Когда я назову вашего героя, выходите и делайте то, что обозначено на вашей карте”.

Начинаем игру: “Жили-были старик со старухой у самого синего моря. (Выходят трое детей, у которых на картах изображены старик, старуха и море.)

Однажды старик пошел ловить рыбу.

Вот он закинул невод. (Ребенок, играющий роль старика, делает соответствующие движения.) Внезапно море взволновалось. (Ребенок-“море" выполняет соответствующие движения) Старик вытащил из моря невод и увидел, что там бьется золотая рыбка. (В действие вступают дети, у которых на картах нарисованы невод и золотая рыбка. Ребенок, изображающий невод, захватывает “золотую рыбку", которая пытается освободиться, а “старик" тянет невод.)

Не удержал старик рыбку, и уплыла она в синее море”. (Ребенок--“рыбка" показывает, что он освободился, и удаляется. “Синее море" радуется, а “старик" удивляется и огорчается.)

Игротехника

В совместной игре ребенку необходимо понимать не только вербальный (словесный), но и невербальный (мимика, жесты, поза) язык общения и самому использовать их.

Игры без слов

“Маски”

Материал. Маски, изображающие разные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, страдание, страх и др.)

Ход игры. Дети располагаются по кругу. Воспитатель показывает какую-либо маску и спрашивает: “Какое настроение передает эта маска?” (Ответы детей.) Затем надевает маску и предлагает детям мимикой изобразить данное состояние. Объясняет: “Если на мне грустная маска, то и вы сделайте свои лица грустными. Вот сколько зеркал! А теперь мы будем действовать без слов. Я надеваю маску и смотрю в “зеркала”. Молодцы! Теперь ты, Маша (Ваня), посмотрись в “зеркала”. (Маска передается по кругу, и дети по очереди передают соответствующее эмоциональное состояние.)

Затем воспитатель убирает маски и продолжает игру: “Вспомните злого Карабаса Барабаса! Какое у него выражение лица? Покажите. А у Колобка, который весело катится по дорожке? Вы превратились в Царевну Несмеяну (хитрого кота Базилио, в Буратино и т.д.)”.

Вариант игры.

Дети делятся на две группы. Участники первой договариваются,какого героя они будут показывать. Участники второй отгадывают. Воспитатель по очереди присоединяется к каждой группе. Затем группы меняются ролями.

Вопросы для беседы с детьми после игры.

Какая маска вам понравилась?

Какого героя вы хотите “сыграть” еще раз?

Какое выражение лица вам приятно видеть у своего друга, мамы, воспитателя? Покажите.

Как вы думаете, какое выражение вашего лица приятно для других людей? Покажите.

“Свет мой, зеркальце, скажи”

Дети распределяются на пары и становятся друг против друга. Воспитатель произносит предложение, которое они должны сопровождать определенной мимикой.

Таким образом, ребенок сам с помощью мимики изображает эмоциональное состояние и видит то же состояние на лице партнера.

Вариант игры. Игра называется “Разговор без слов”. Говорить нельзя, свои чувства можно выражать только мимикой. Перед вами “зеркало” — лицо вашего друга.

К вам пришел Карлсон. Обрадуйтесь: какая приятная встреча!

Карлсон вынужден уйти. Огорчитесь: как плохо, что мы расстаемся.

Вы обидели Карлсона! Попросите у него прощения.

Ваш друг внезапно исчез! Удивитесь: не может быть!

Вдруг вы услышали резкий звук. Испугайтесь!

Теперь успокойтесь: все будет хорошо!

Затем взрослый предлагает: “А теперь покажите: “рот до ушей”, “брови у переносицы”, “губы трубочкой”.

Вопросы для беседы после игры.

Когда вы радуетесь? Огорчаетесь? Удивляетесь? Пугаетесь? Когда вы делаете “рот до ушей”? Когда сдвигаете “брови у переносицы”?

“Немое кино”

Дети становятся в круг.

Педагог: Сейчас я превращусь в телевизор, но, к сожалению, у него нет звука. Я вам буду что-то показывать жестами и мимикой, а вы догадайтесь и ответьте мне так же. (Приветствует, прощается, приглашает, отталкивает, слушает, хвалит, ругает, сердится, боится; просит замолчать, показать, подойти, уйти, принести, унести, передать какой-либо предмет другому.)

Затем роль ведущего по очереди выполняют дети.

Вариант 1.

Ребенок — водящий. Он сам придумывает себе роль (или роль предлагается ему взрослым) и показывает, например, как сердится (ругается, здоровается) Карабас Барабас. И т.д.

Вариант 2.

Играющие делятся на две группы. Педагог:Вы стоите по разным берегам широкой, бурной реки. (Обращается к детям одной группы.) Вы должны сообщить стоящим на другом берегу, что им нужно перебраться к вам.

(Обращается к детям другой группы.) На том берегу вас не слышат. Но вы видите.что к ним приближается злодей. Покажите им, что нужно спрятаться.

Вариант 3.

Педагог: Покажите одним жестом,что вы благодарите (пугаетесь, предупреждаете и т.д.)

Вопросы для беседы после игры.

Можно ли говорить без слов?

Можно ли понять друг друга без слов?

Одинаково ли прощаются (здороваются, благодарят, сердятся) злая и добрая феи (Баба Яга, Золушка и т.д.)?

 

“Именины”

Дети образуют круг. Выбирается “именинник”. Он встает в центр круга. Остальные дети — “дарители”. Именинник выбирает себе роль какого-нибудь известного сказочного героя (например, Золушки) и сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов “преподносит” его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы (хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек), так и реальные (конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т.п.). Именинник должен догадаться,что ему подарили,и поблагодарить.

Затем выбирается новый “именинник”.

Вариант 1.

Именинник выбирает себе роль какого-нибудь сказочного персонажа и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям.

Педагог: У нас сегодня именинник — неизвестный сказочный герой. Отгадайте,кто это. Какие подарки ему можно подарить?

Вопросы для беседы после игры.

Вопрос “имениннику”: какие подарки больше всего понравились?

Вопросы “дарителям”: кому из именинников вам больше всего хотелось преподнести подарок? Почему?

Захочет ли Золушка получить подарки, которые вы подарили Бармалею?

Вариант 2.

Выбирается “именинник”. Остальные дети дарят ему воображаемые подарки с учетом его интересов и желаний. Педагог может посоветовать, кроме обычных подарков (автомобиль, игрушечный самолет и т.д.), подарить аккуратность, дружбу, хорошее настроение и т.д.

Вопрос для беседы после игры.

Знаете ли вы, о каком подарке мечтает ваш друг?

“Фигуры”

Дети распределяются на две команды. Одна команда демонстрирует характерные позы какого-нибудь сказочного персонажа, вторая угадывает, кто перед ними. Затем команды меняются ролями.

В игре сначала используются сказочные образы, например Карабаса Барабаса, Золушки Снежной Королевы и т.д. Затем задача усложняется: ведущий просит изобразить человека плачущего, (просящего, грустного, веселого). Фигуры “выставляются” в музее, а “посетители” отгадывают, какая фигура что обозначает. Если ответ правильный, фигура оживает.

“Фотография на память”

Материал. Сюжетные картинки или фотографии с изображением нескольких персонажей (людей, зверей) на различном фоне; настоящий или игрушечный фотоаппарат.

Ход игры. Дети рассматривают, например, репродукцию картины И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”. Затем распределяются на две группы, каждая из которых создает свою “скульптурную композицию” по картине. Фотографируются на память.

Можно изображать любые сценки, подобрав соответствующую картинку.

“Надувной Буратино”

В этой игре дети учатся управлять своим телом, чередовать напряжение и расслабление. Игра может использоваться как разминка или упражнение для снятия напряжения.

Педагог: Ябуду папой Карло, а вы буратинами, которые сделаны не из дерева, а из резины. Сначала я вас надую с помощью насоса (имитирует действия и звук насоса), а потом выпущу воздух.

Действия детей: надувают щеки, раскидывают руки, расставляют ноги, затем медленно опускают руки, голову, садятся на корточки.

 

“Давайте познакомимся”

Дети встают в круг, по очереди передают какой либо предмет стоящему справа соседу и громко произносят его имя.

“Здравствуй — прощай”

Предварительная работа. Педагог разучивает с детьми варианты приветствий и прощаний.

Варианты приветствий: здравствуй, привет, приветствую вас, рад тебя видеть, добрый день, доброе утро, добрый вечер и т.д.

Варианты ответов на приветствия: прекрасно, все в порядке, хорошо, ничего, нормально, как всегда, неважно, так себе.

Варианты прощаний: до свидания, прощай, всего доброго, всего хорошего, счастливо, всего, пока, до встречи, в добрый час, счастливого пути.

Игроки становятся в круг, в центре которого — водящий. Он бросает кому-то из детей мяч и говорит слова приветствия или прощания. Ребенок, возвращая мяч, произносит ответные фразы. Игра повторяется несколько раз. Затем выбирается новый водящий.

Вариант игры.

Педагог одному из игроков предлагает выбрать роль какого-либо сказочного персонажа. Остальные участники игры должны приветствовать и прощаться с ним в зависимости от особенностей выбранной роли (Айболит, Петрушка. Карлсон. Мальчик с пальчик, Баба Яга и т.д.)

 

Вопросы для беседы после игры.

Какие слова чаще говорят при встрече? При прощании?

Одинаково ли надо приветствовать Карабаса Барабаса и Буратино?

 

“Услышь меня”

Дети образуют два круга: большой и малый (внутри большого).

Задание игрокам, стоящим в малом круге: “Тихо-тихо полаять как собачка (помяукать как кошечка,покукарекать как петушок и т.д.)”. Дети,стоящие в большом круге, должны отгадать, какое животное так “говорит”.

 

“Звуковая волна”
Дети встают друг за другом и изображают поезд. Стульями обозначается вокзал.

Педагог:мы едем на поезде. Как стучат колеса? (Дети подражают стуку колес.) На станции сидит наш друг Зайчишка и ждет этот поезд. Когда поезд далеко от станции, стук колес еле слышен. А когда близко — звук очень громкий. Пора отправляться в путь! (В соответствии со словами педагога голоса детей звучат то тихо, то громко.)

Для регуляции звука можно использовать жесты. Исходное положение -ладони вместе. Если они медленно расходятся, звук нарастает, если приближаются друг к другу, звук становится тише.

“Два зеркала”

Для игры выбираются: Королева (Король), два зеркала, Невидимый король (Невидимая королева).

Игроки располагаются следующим образом: перед Королевой стоят два ребенка, изображающие зеркала. За Королевой стоит Невидимый король. Остальные участники игры выстраиваются за его спиной.

Педагог объясняет Королеве: “Сейчас ты попробуешь отгадать, кто из детей Невидимый король. Он стоит у тебя за спиной. Но тебе нельзя оглядываться! Смотри на зеркала! Одно зеркало ничего не говорит, но с помощью мимики и жестов изображает человека, которого нужно отгадать. Другое зеркало говорящее: оно дает описание этого человека, но не называет его имени. Как только Королева отгадает, кто стоит за ее спиной, Невидимым королем становится следующий ребенок, и игра продолжается”.

Аналогично проводится игра, если перед зеркалом стоит Король, а за его спиной — Невидимая королева.

Вопросы для беседы после игры.

Какое зеркало вам больше помогло отгадать Невидимого короля (Невидимую королеву)? Почему?

 

“Детектив”

Дети располагаются по кругу; в центре находится водящий (“детектив”).

Каждый из участников выбирает роль какого-либо сказочного персонажа, “детектив” пытается отгадать выбранную роль, задавая наводящие вопросы: что герой любит? Чего он боится? Как он одет? Какие случаи с ним происходили? И т.д.

Участники игры не должны подсказывать водящему.

 

“Игра с воображаемым предметом”

Дети встают в круг. Водящий по очереди вызывает каждого и предлагает выполнить какие-либо действия с воображаемыми предметами. Например, говорит: “Представь, что у тебя в руках мяч. Подбрось его и поймай”.

Варианты заданий.

  • У тебя в руках расческа. Причешись. Положи ее на стол.
  • Ты держишь сумочку. Открой ее. Достань из нее кошелек. Положи его в сумочку и закрой ее.
  • Представь, что у тебя в руках веер. Разверни его. Помаши им около своего лица. Сверни веер.
  • На столе стоит стакан лимонада. Выпей его маленькими глотками и поставь стакан на стол.

Игру можно усложнить, если те же действия будет выполнять какой-либо сказочный персонаж (лиса Алиса, кот Базилио, Баба Яга, Царевна-Несмеяна). Например, водящий говорит: “Представь, что ты принцесса Златовласка. Покажи, как ты расчесываешь свои волосы? А теперь ты Баба Яга. Как ты будешь расчесывать свои волосы?” Ит.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: